Анакреонт
Анакреонт
Анакреонт
— виднейший представитель древнегреческой лирики VI и начала V в. до христ.
эры, родом из малоазиатского г. Теоса. Всю жизнь был верен эпикурейским
настроениям. После завоевания Теоса персами легкомысленный поэт бежит на о.
Самос. Там его поэзия любви и наслаждений как нельзя более пришлась по вкусу
веселого, развращенного на восточный манер общества, окружавшего тирана
Поликрата, авантюриста, поднятого бурной эпохой социальных конфликтов. После
гибели Поликрата А. переселяется в Афины и становится придворным поэтом у
тирана Гиппарха, по смерти которого бежит на север Греции — в Фессалию, где и
умирает в глубокой старости. У А. нет глубокого чувства и сильной страсти. Вино
и любовь, беспечная веселая песня — постоянные мотивы его коротких изящных
стихотворений, всецело отражающих настроение разбогатевших от торговли
социальных слоев.
В
эпоху политических и социальных переворотов, когда на глазах А. так часто
падали одни и возвышались другие, он учил ценить легкие, мимолетные радости,
отдаваться вполне настоящему, презирать превратности будущего и забывать о
невозвратном прошлом. Но культ настоящего проникнут у А. духом умеренности,
оргиастичность ему чужда; его вино разбавлено водой, чтобы песня за чашей
оставалась стройной. В отвращении к «скифству» с его буйством, в «любви к
согласному гимну за полной чашей» сказалось происхождение ветреной, но
отличающейся чувством меры, музы А. Его поэзия могла зародиться лишь в
утонченно-культурной среде. Из произведений самого А. сохранились лишь отрывки,
но зато дошел сборник иногда очень изящных и игривых стихотворений, написанных
в стиле и духе А. в александрийскую и отчасти более позднюю эпоху, когда
веселый жанр А. был в моде среди богатых классов больших торговых городов. Этот
сборник впоследствии и создал славу А. и вызывал неоднократные подражания в
позднейшей литературе («анакреонтическая поэзия»). Греческая анакреонтика —
сборник псевдо-анакреонтических стихотворений, — Гораций и др. были теми
образцами древности, которым следовали анакреонтики Европы. Особенную дань
отдали анакреонтическим мотивам французы уже со времен Плеяды. Увлечение
философией Эпикура, распространенное в XVII в., благоприятствовало развитию
анакреонтической поэзии (Шапелен и др.). За ними следуют так наз. «Petits
poètes» XVIII ст. Ей отдает дань и Вольтер (см.), властитель дум века. Парни
(см.) — один из характернейших представителей этой «легкой поэзии». Из других
французских анакреонтических поэтов известны: Вержье, Грекур, Грессе, Шолье.
Влияние французской анакреонтической поэзии было сильно и в Англии, и в
Германии [40–60-е гг. XVIII в.] и в России [конец XVIII и начало XIX в.].
Немецкая анакреонтика XVIII в. представлена преимущественно Глеймом, Удом и
Гетцом. За ними следует Гагедорн и целый ряд др. ЛессингЛессинг (см.) и Якоби
также писали в этом роде. Английские анакреонтики в лице Prior’а, Waller’а,
Gay’а (Прайёр, Уоллер, Гэй) сильно подражают французам. В России в
анакреонтическом духе писали Ломоносов (см.), Херасков (см.), Державин (см.), Батюшков
(см.), Гнедич (см.). Пушкин, называвший А, своим учителем, переводил А. и
подражал ему («Фиал А.», «Подражание А.», «Бог веселый винограда»), иногда
через посредство Парни («Гроб А.»); увлекались А. также Дельвиг (см.), Вяземский
(см.), Языков (см.) и др. Круг мотивов этой поэзии сводится к вину и любви.
Излюбленные образы ее — Венера-Киприда, грации, Амур и конечно — бог вина
Бахус.
Излюбленная
обстановка анакреонтических поэтов — укромные гроты, таинственные уголки леса,
журчащие ручейки, словом, кокетливая, зовущая к неге, несколько слащавая
природа пасторали.
Анакреонтическая
поэзия — характерная поэзия эпохи Рококо (см.). Она неоригинальна, книжна,
искусственна, как искусствен и подражателен породивший ее быт. Она развивается
как под влиянием живописи рококо (Ватто, Буше, Фрагонар), следуя ей в своих
игривых описаниях, так и эстетических теорий эпохи. Это применимо гл. обр. к
французской анакреонтической поэзии, в своем роде классической. В молодых литературах,
скованных гнетом «тяжелых» псевдоклассических образцов (особенно еще в том
истолковании, которое они получили у нас в XVIII в.), анакреонтическая поэзия
сыграла прогрессивную роль. Она, так сказать, «демократизировала» поэзию и яз.,
приближала к жизни, к естественности и простоте (ср. «Речь о влиянии легкой
поэзии на яз.» Батюшкова). Условная во Франции, «легкая поэзия» в русской литературе
была наименьшей условностью и тем самым способствовала освобождению от
последней.
Список литературы
I.
Переводы: А. Баженова, М., 1861, Водовозова, СПБ., 1888.
II.
Коган П. С., Очерки по истории древних литератур, т. II, «Греческая литература»,
П., 1908, 1912, 1923; Круазе А. и М., История греческой литературы, П., 1916;
Croiset A. et M., Histoire de la littérature grécque, P., 1896, 5
тт.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/