Политэкономический исследование идей direct-costing
Введение
Экономическая теория относится к числу
общественных (социальных) наук и поэтому, как и другие общественные науки,
имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Во-первых,
экономическая теория имеет дело с действительностью людей, в то время как
естественные науки изучают явления, процессы и законы, не опосредованные волей
и сознанием людей. Во-вторых, экологическая теория прямо связана с
экономическими интересами, политикой и идеологией. Это ставит перед
экономической теорией задачу постоянно обращаться к другим социальным наукам и
дисциплинам: социологии, политологии, истории и др. В третьих, в силу прямой
связи экономической теории с экономическими интересами людей экономическую
теорию не просто рациональные экономические решения, а необходимость реализации
этих решений с учетом социально справедливого распределение продуктов и благ,
признаваемого обществом.
Цель контрольной работы - ознакомиться с
основами экономической теории, знать историю, направление этой теории; уметь
применять на практике, в процессе решения задач.
Предметом экономической теории являются
производственные отношения между людьми, которые складываются в процессе поиска
или наиболее эффективных путей использования ограниченных производственных
ресурсов в целях удовлетворения личных и общественных потребностей.
. Внедрение direct-costing
в практику управления предприятиями
Накопление знаний в
сфере
экономики усиливает дифференциацию экономической науки так, что нередко
специалисты прикладных направлений не понимают и не воспринимают знания и
результаты фундаментальных исследований, и наоборот. Информационная экономика
углубила не только разделение труда в познании законов реальной хозяйственной
практики, но и разрыв между специалистами. В результате отрыва, размежевания
прикладных направлений от фундаментальной теории, их узкой специализации
обнаружились существенные потери для экономической науки. Так. в последнее
время стало модным уделять внимание такому направлению западной экономической
науки, как direct- costing
и его производным вариантам. В учебных программах подготовки экономистов в
вузах Украины давно популяризируются работы западных ученых в этой области,
которые адаптированы к многочисленным учебным пособиям российских и украинских
авторов по финансам, бухгалтерскому и управленческому учету. Их идеи стали
почвой дли научных рекомендаций в реформируемой экономике предприятий. Эти
книги необходимы как для учебного процесса, так и для получения бухгалтерами и
финансистами международного сертификата СІРА.
Распространение идей и рекомендаций этого
прикладного метода хозяйственной практики началось с некритического
заимствования в середине 90-х годов XX в. теорий и учебников западных
экономистов, когда нужно было срочно реформировать постсоветскую хозяйственную
практику в рыночные формы. Сегодня это направление объявлено "научной
новацией". В управлении предприятиями механизмы direct-costing
всячески рекомендуется внедрять, а его основное понятие "маржинальный
доход" пропагандируется как передовое "достижение". От
воплощения идей direct-costing
в украинской экономике возникает больше опасностей, чем пользы. Проблема
обнаружения истинной сущности "маржинального дохода" стала центром
данной работы.
В работе предпринята попытка выяснить причины
несоответствия учетного понятия "маржинальный доход" (в трактовке
Ч.Т. Хорнгрена) принципам маржинализма путем теоретического анализа
экономической заинтересованности, а также того, кому выгодны эти методические
рекомендации. Задачей исследования является политэкономический анализ внедрения
идей direct-costing
в хозяйственную практику.
Для многих предприятий переход к новым,
международным, стандартам бухгалтерского учета сопровождался поиском новых
способов учета, распределения, калькуляции, использования текущих затрат и
необходимых капитальных инвестиций. В ходе переобучения и переквалификации
целого поколения бухгалтеров была потеряна связь не только с предыдущим
накопленным хозяйственным опытом, но и с экономической теорией как фундаментом
экономических интересов постсоветских субъектов рыночного (не успевшего далеко
уйти от административно-тоталитарного) хозяйствования.
Теоретическая конструкция direct-costing
стала одним из прикладных приложений неоклассической парадигмы, господствующей
в учебной экономической литературе после развала советской системы высшего
образования. Как теоретическое направление direct
-costing развивается в
рамках идеи равновесия спроса и предложения, взятой за основу формирования
рыночных цен. Генетические корни идеи равновесия спроса-предложения восходят к
последней трети XIX в., когда в противовес марксизму и классической теории
трудовой стоимости была предложена маржинальная парадигма предельной
полезности, согласно которой весь доход от продажи любого товара полностью (без
остатка) распределяется на вложенные факторы производства. Главный довод
неоклассиков заключается в том, что производная функция от полезности
проданного товара математически совпадает с суммой производных от количества
вложенных факторов производства. Тем самым неоклассическая парадигма снимала
вопрос о прибавочной стоимости и эксплуатации человека в рыночном производстве.
Характер общественного производства описывался категориями индивидуальной
полезности и частичного равновесия ("ceteris
paribus") на
микроуровне.
Благодаря акцентам на теории спроса и
предложения в экономической науке и практике ведущими стали интересы фирм и
предприятии как индивидуальных субъектов хозяйствования, а интересы
общественной целесообразности и фактические интересы массовых потребителей
отошли в тень. Во всех секторах экономических исследований в центре научного
изучения оказались способы максимизации целевой функции предприятий, поскольку
фирмы интересуются всеми источниками, способами, методами и возможностями
максимизации прибыли, даже в ущерб интересам общества и потребителей. Даже там,
где изучались тенденции потребительского спроса, это делалось с позиций
максимизации выгоды отнюдь не потребителей, а производителей и продавцов.
Маркетинговые теории и многочисленные методики подчинены этим интересам, в них
отсутствует защита выгоды населения. Чаще всего именно население вынуждено
страдать от мнимой убыточности предприятий, планово создаваемой с помощью
"маржинального дохода". Ведь одним из замаскированных, прямо и
непосредственно не очевидных способов влияния на массовых потребителей и
население стало направление direct-costing.
Далее выясним, как с помощью этой методики, далекой от объективной
экономической теории, предлагается принуждать население как конечного
потребителя оплачивать неоправданно завышенную стоимость низко-эластичных по
цене товаров. Покажем, как идеи маржинального дохода объявляются научной
новацией и рекомендуются дли широкой хозяйственной практики предприятий.
Поскольку понятие "маржинальный доход"
является ключевым звеном в построениях direct-costing,
то важно понять его политэкономическую сущность и последствия.
В советский период на крупных предприятиях и в
централизованных отраслях операции манипулирования долями амортизационных
отчислений и текущих эксплуатационных затрат при начислении калькуляции
себестоимости активно использовались для перераспределения постоянных и так
называемых условно-постоянных затрат на выпускаемую продукцию в условиях много
номенклатурного производства, В результате на низкоэластичные по цене товары
относилась большая доля постоянных расходов. Например, на железнодорожном
транспорте затраты калькулировали следующим образом. Поскольку услуги грузовых
перевозок в общественном воспроизводстве многократно включались в цены
промежуточных продуктов, то затраты основного капитала отрасли, соответствующие
железнодорожной инфраструктуре, почти не включались в себестоимость грузовых
тарифов. Их отнесение почти в полном объеме на пассажирские тарифы
приводило к тому что планово-убыточные пассажирские услуги дотировало
государство. Это называли перекрестным субсидированием. После развала советской
бюджетной системы дотировать их оказалось неоткуда, и цены на пассажирские
перевозки резко возросли. Заметим, что принцип бухгалтерского включения всех
расходов на железнодорожную инфраструктуру преимущественно в затраты
пассажирских перевозок сохранился. Он обоснован убыточностью пассажирского
сектора и неконтролируемостью повышения тарифов.
Пассажирские перевозки в условиях высокой
монополизации транспортного рынка являются низкоэластичным по цене товаром:
население вынуждено оплачивать любое повышение стоимости, не сокращая объемы
спроса. Перекрестное субсидирование использовали советские отраслевые органы
управления и предприятия в связи с необходимостью содержать на балансе
предприятий и финансировать структуры социальной сферы: жилищно-коммунальную
систему, медпункты, физкультурно-оздоровительные комплексы, культурно-развлекательные
подразделения, детские учреждения и т. п. Перекрестное финансирование мешало
увидеть истинные финансовые затраты и трансакционные издержки на те или иные
виды деятельности предприятия, маскировало затраты. В наследство от этих
процессов мы получили сложности с ценообразованием товаров социальной сферы.
Теперь понятно, почему при снятии социальных объектов с баланса предприятий
сегодня так много проблем в финансировании услуг социальной сферы. Похожие
процессы происходили и сохраняются в жилищно-коммунальной сфере, в
хлебобулочном и фармацевтическом производствах, в формировании цен на различные
марки бензина и др.
К низкоэластичным по цене товарам относятся все
продукты питания массового спроса, энергоносители, жилищно-коммунальные и
транспортные услуги, бензин и т. п. Как бы ни повышались цены на них, спрос
практически не меняется. Этот факт фиксирует политэкономия в неизменности
коэффициента эластичности продаж по спросу на эти товары. С одной стороны, цены
на них можно повышать за счет включения непропорционально большей доли
основного капитала без падения уровня продаж и потерн в доходах, с другой - в
стоимость низкоэластичных по цене товаров потребителю с помощью direct-costing
навязаны затраты, которые не имеют прямого отношения к их производству, но
выгодны для ценовой политики предприятий. Менеджеры даже ищут обоснование таким
учетным процедурам, вводят новые взаимоисключающие термины ("переменные
накладные расходы").
Ученые-экономисты предлагают менеджерам вместо
поиска путей экономии затрат просто с помощью бухгалтерских манипуляций
перераспределять амортизацию для повышения прибыльности предприятия. В чем
действительно обнаруживается польза от direct-costing,
так это в
политэкономическом анализе тех интересов, которые реализуются с помощью схем
"маржинального дохода". Экономическая теория показывает, кому это
выгодно. С ее точки зрения, действительно существуют серьезные проблемы в
современном учете затрат, расходов и издержек внутри предприятия, особенно в
использовании накладных расходов и амортизационных средств.
Во-первых, в украинском законодательстве
отсутствуют нормы и ограничительные регламенты по использованию предприятием
амортизационных фондов. Новое украинское государство как будто забыло, что
важной статьей наполнения консолидированнoгo
бюджета в советское время были централизованные накопления амортизационных
начислений, из которых централизованно финансировались капитальные вложения.
Все советские предприятия регулярно отдавали государству свою амортизацию в
централизованный амортизационный фонд, а затем получали финансирование на
капитальное строительство или модернизацию. Ныне все украинские предприятия
также хотят получать от государства финансирование, но отказываются отдавать
его источник - свои амортизационные начисления. В развитых странах работают
системы налогообложения амортизационных отчислений, регулятивные нормы
расходования фирмой амортизационных фондов. Даже в России действует
законодательное регулирование налогообложения основных фондов. В Украине
относительно нормативного регулирования амортизационной политики предприятий
открыто широкое поле для разработок и новаций, поскольку здесь сошлись интересы
предприятий, общества и конечного потребителя.
Во-вторых, с позиций экономической теории важно
понимать принципиальные различия между постоянным и переменным капиталом и
между основными и оборотными средствами. Главное из них заключается в том, что
способы их измерения принципиально различны, однако при слиянии в единый поток
производственного процесса внутри предприятия они рождают единую сущность -
товар.
И постоянный, и переменный капитал имеет как
материально-вещественную, так и неовеществленную
форму.
Знания, опыт, информация, объекты интеллектуальной собственности, научные
достижения представлены как в переменной, так и в постоянной части
производственного капитала. Следовательно, нельзя сказать, что постоянный
капитал носит только овеществленную форму основных фондов.
К постоянному капиталу относят неделимые на
количество произведенной продукции ресурсы, поскольку их включение в
производство не зависит от количества выпушенного товара. Они определяют
масштаб производства для данной технико-технологической системы, обусловливают
оптимальный совокупный объем выпуска товара; играют ведущую роль в формировании
органического строения совокупного капитала данного предприятия (в зависимости
от выбора срока и порядка реновации устанавливается размер их издержек на
единицу выпуска). Как известно, ускоренная амортизация
приводит
к удорожанию выпущенного товара.
административные, представительские,
командировочные;
рекламно-информационные и прочие сбытовые;
на научные исследования и разработки;
на повышение квалификации персонала;
на ремонтные и реставрационные работы;
на трансакционные (банковские, договорные,
консалтинговые и т. п.) услуги. Сточки зрения политэкономии, в процессе их
включения в валовые расходы предприятия нужно сначала сравнить их общую годовую
сумму с годовой суммой прямых переменных расходов и в случае превышения над
переменными начислять их как амортизацию, то есть распределять по годам.
Особенно это касается затрат на научные исследования и повышение квалификации
персонала. Для институциональной регламентации бухгалтерских операций это
существенное дополнение, требующее эконометрических наблюдений и установления
количественных связей.
Прогнозируя совокупный объем выпуска на
вложенный первоначальный капитал, собственник определяет важнейшую составляющую
калькуляции - себестоимость и цену своего товара. Амортизация могла бы играть
роль регулятора цены только в рамках заранее установленных, наперед заданных
либо оговоренных (в стандартах, инструкциях, традиционных нормативах,
законодательных предписаниях) сроков износа и порядка реновации основного
капитала. Регулируя нормы использования (а не только нормы начисления) амортизационного
износа средствами государственных институтов, государство получило бы важный
рычаг влияния на издержки, цены, прибыль товаропроизводителя в интересах
населения как совокупного потребителя, например, законами о налогообложении
размеров используемого основного капитала, о порядке переноса его в затраты
производителя, о классификации основных средств на налогооблагаемые группы. Во
многих странах амортизационная политика является действенным рычагом
экономического влияния в условиях рыночной экономики. Это актуально и для
Украины. Однако исследователи лишь заимствуют идеи перераспределения
амортизации из иностранных учебников.
В-третьих, понятие "маржинальный
доход" в понимании Ч. Т Хорнгрена вошло в постсоветский обиход из
учебников западных экономистов без критического осмысления. "Маржинальный
доход" в direct-costing
обозначает покрытие прибыли накладными расходами, то есть надбавку к прибыли,
фактически учетное приписывание в калькуляции общезаводских внутрифирменных
расходов, которые несет предприятие в целом. Соединение в учете прибыли с
затратами постоянного капитала не имеет никакого отношения к маржинальной
теории. Бухгалтерский или финансово-валютный смысл слова "маржа" (marge
-надбавка) никак не связан со словом "маржинальный" (marginc
- предельный, приростной, замыкающий). С таким же успехом можно было бы
отождествить смысл похожих по звучанию слов "star",
"start",
"stark". Для
экономической теории традиционным является смысл "marginе"
в обозначении предельных величин как характеристик скорости изменений, а в direct-costing
ничего этого нет. Именно предельность величин послужила основой для развития
политэкономического инструментария в сфере прикладных экономических процессов.
Исторически теория маржинализма
была создана для внесения в экономическую науку понятия математической границы;
производной функции в исследовании динамики производственных процессов;
процедур дифференциального анализа того, как движутся факторы производства
товаров. "Маржинальный доход" из direct-costing
никак не связан с предельными величинами и, соответственно, должен именоваться
"маржевой".
Таким образом, понятие маржинального дохода в
трактовке Ч. Т. Хорнгрена никакого отношения к маржинализму не имеет. Это
понятие в рамках direct-сosting
позволяет обосновать учетное манипулирование расходами внутри предприятия с
целью повышения экономического давления на низкоэластичные по цене товары. Вряд
ли можно считать научным достижением и общественно полезным умением менеджеров
предприятий навык перераспределять амортизационные начисления на
низкоэластичные по цене товары, которые население вынуждено покупать за любую
стоимость. Ведь от таких манипуляций прибыль растет не в результате
рационального хозяйствования внутри предприятия или от экономии использованных
ресурсов. Такая схема не нова, она давно и широко использовалась в советской
экономике под названием "перекрестное субсидирование". С точки зрения
общественных интересов, идеи direct-сosting
способствуют оправданию и "научному обоснованию" неконтролируемого
повышения предприятиями цен на особо важные товары массового спроса, а также
инфляционным процессам в украинском обществе. В этих аргументах мы видим
общественную опасность дальнейшей пропаганды direct-costing
в украинской экономике - ее теории и практике.
Экономическая теория стремится познать интересы
товаро производителей
и потребителей. Несомненно, что общественный интерес присутствует в каждой
сделке купли-продажи, а интерес социума - в каждой покупке. Но непосредственно
выявить и зафиксировать его без специальных аналитических инструментов
политэкономии сложно. Интересы определяют поступки и действия людей, их
коллективов, организаций, институций. Действия складываются в цепочки, процессы
и системы, для функционирования которых нужны ресурсы, прежде всего деньги. Их
движение реализует интересы. Таким образом, понимание интересов, осознание,
кому и что выгодно в хозяйственных сделках и операциях, - это фундаментальная
основа управления экономическими процессами в обществе, всех прикладных
исследований и рекомендаций. Вот почему современное изучение политэкономии
важно для соединения усилий ученых всех направлений экономической науки в
целостном понимании реальных хозяйственных процессов, несмотря на углубляющуюся
дифференциацию экономического знания. Понятно, что это обусловливает
первоочередную необходимость изучать и развивать экономическую теорию на
современном этапе.
. Задача 1
маржинальный доход низкоэластичный
цена
На худших землях затраты 100 долл. на 1 га
обеспечивают урожайность зерновых примерно 10 ц с гектара, на лучших - примерно
38 ц с гектара. Прибыль необходимо в среднем для обеспечение расширенного
воспроизводства, должна составлять 29% на их затраты. Рассчитайте общественную
стоимость 1 ц зерна. Определить размер дифференциальной ренты, получаемой на 1га
лучших земель.
Решение:
Средняя урожайность зерновых с 1 га составляет:
(ц. /га.)
Прибыль необходимая в среднем для
обеспечения воспроизводства составляет:
Пв=100 х 0,29 = 29(долл.)
Общая средняя цена 1 ц зерновых составляет:
Дифференциальная рента - это доход,
полученных в результате использование ресурсов (с неэластичным предложением),
более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов (в
данном случае - по плодородию земли). Стоимость всего урожая, собранного на
лучших землях:
Ц=38 х 5,38 = 204,44(дол)
Размер дифференциальной ренты будет
составляет, с 1 га лучших земель:
Д.р.=204,44 - 129 = 75,44(долл.)
. Задача 2
Стоимость годовой продукции
предприятия 120 млн. грн. Среднегодовая стоимость оборотного капитала 20 млн.
грн. Предприятие добилась сокращение времени оборота оборотного капитала с 60
до 50 дней. Определите увеличение выпуска продукции за счет этого фактора.
Решение:
Скорость обращение оборотного
капитала:
где Соб - скорость оборота
оборотного капитала за отчетный период;
Р - годовая продукция предприятия;
З - стоимость оборотного капитала.
оборотов (раз);
Время одного оборота:
В1 = 360/6 = 60дней
Сумма средств, высвобожденных из
оборота в результате ускорения их оборачиваемости,
млн. грн.
А увеличением выпуска продукции
будет равно:
Выводы
Знание основ экономической теории, умение
применить на практике, нужно знать каждому специалисту в области экономики.
Список использованных источников
1. Xоригрен
Ч., Друри К. Управленческий и производственный учет. М-. 1996, 1080 с.
. Грэй
С.Дж., Нидлз Б. Финансовый учет: глобальный подход М., Wilivrs
CJuvcr, 2006,614с.
. Xоригрен
Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект
- М.,
"Финансы и статистика",
2001,
720 с.
. Малахова
Н. Б. Микроэкономический анализ. Учебное пособие. - Харьков, "ИНЖЭК".
2010, 229с.
. Череп
А. В. Управління витратам
и
суб'єкта
господарювання. Монографія,
- Харків,
"ІНЖЕК",2006,
364с.
. Орлов
О. А.,Рясных Е.Г. Маржинальная прибыль в экономических расчетах на промышленных
предприятиях. - К,, "Скарби", 2003,
132 с.
. Малахова
Н. Б., Должикова А. П. Производственная функция как методологический инструмент
управления предприятием. Монография. - Харьков, "ИНЖЭК", 2011, 157 с.
. Политическая
экономия: Уч. для вузов / Под ред. Медведева В.А. - М, Политиздат 1988-735с.
9. Політична
економія: Навч. Посіб./ За ред. К.Т.Кривенка - К, КНЕУ,2005-508с.
. Экономическая
теория для студентов вузов - Ростов н/Д, феникс,2005-192с.
. Экономическая
теория /Под ред. Е.М. Воробьева - Х, Фортуна, 2000 - 410с.
. Воробьева
Е.М. Экономическая теория в вопросах и ответах - Х , РИФ, 2002- 640с.
13. Мочерний
С.В. Еономічна теорія: Посіб. - К, Академія, 2003 - 656с.