организаций и стимулирования деятельности людей;
- обеспечение социальной стабильности и правопорядка;
регуляция сфер жизнедеятельности граждан.
Следовательно, теоретический анализ работ по проблемам политического управления констатируeт разнонаправленные позиции к сущности и содержанию «политического менеджерализма». На наш взгляд, политический менеджмент (от англ. management - «управление, заведование») - это управление политической жизнедеятельностью, а также совокупность принципов, методов, средств и форм политического управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности политики. Исходя из данного определения, политический менеджмент может рассматриваться в трех аспектах:
как область политической деятельности, обозначает функцию людей, ее выполняющих, указывает на их должностное положение;
как область научного исследования;
как учебная дисциплина.
Вследствие недостаточно гибкой дифференциации российской науки крайне сложно изучать реальные управленческие проблемы в каждом из выделенных направлений. Отсутствие институализированной политико- управленческой науки в современной России негативно воздействует на теорию и практику становления политического менеджмента. Обозначим основные социальные последствия непризнания политического менеджмента как науки управления:
. Фрагментация и дробление политического менеджмента тормозят целостные, системные исследования реальных политических проблем.
. Размежевание политико-управленческой проблематики по разнонаправленным дисциплинам порождает отрыв от науки.
. Непризнание политического менеджмента как самостоятельной предметной области ограничивает его позитивное влияние на политику.
В виду этого теоретиками отмечается, что «состояние политических наук не отражает современных естественнонаучных представлений о раскрывшихся во второй половине ХХ века законах самоорганизации сложных систем…». Наступает «прогресс в институциональной теории путем объединения политической науки с психологией, когнитивными науками, теориями коммуникации, средств массовой информации…». Так, формируется новая предметная область политологии - политический менеджмент, синтезирующий в себе совокупность разнопорядковых политологических дисциплин (политический лоббизм, принятие политических решений, политическое лидерство, политические технологии, политический маркетинг и т.д.).
В период социально-политических изменений Российская Федерация столкнулась с рядом проблем политического, экономического, социального и культурного характера. Данные проблемы имеют в своей основе множество причин, среди которых одна из важнейших - несовершенство существующей системы управления. Это обусловлено тем, что управление политическими процессами требует изменения характера и принципов деятельности органов государственной власти. Властным структурам в условиях социально- политической трансформации необходим комплекс управленческих механизмов и инструментов, дающих возможность не только адекватно реагировать на требования внешней среды, но и эффективно управлять изменениями.
Таким образом, исследование политического менеджмента должно вестись в сфере политического пространства, так как необходим симбиоз менеджмента и политологии, отражает не только политическую жизнедеятельность общества, но и специфику его отдельно взятых институциональных элементов. В связи с этим рядом ученых исследуется новая теоретическая модель практической политики, устраняющая дихотомию между политикой и управлением. Данная теория охватывает всю политическую систему как систему управления публичными делами, фундаментом которой выступает суждение о неэффективности всей современной политической системы. Акцент делается на доминанту «политической сети» в управлении, благодаря которой меняется ракурс рассмотрения государства и руководителей высшего эшелона власти как агентов политической сферы. Недостатком данного исследовательского направления является неравномерная разработка проблемного поля, в результате которого методологические основания политического менеджмента не достаточно были включены в общую концепцию исследования. Все это не согласовывается с понятием политикой менеджмент, который трактуется, прежде всего, как деятельность политических институтов в рамках, определяемых конституцией и нормами правового государства, политическими установками демократической власти, и протекающая в постоянном взаимодействии как с органами принятия политических решений, так и с гражданами, их организациями, СМИ и другими общественными институтами.
1.2 Методологические основы политического менеджмента
Методология исследования политического менеджмента подразумевает под собой исследование методов управления, а в свою очередь метод управления
это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Эффективность и качество управления определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т. е. подходов, принципов, методов. В настоящее время известно четыре важнейших подхода, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления30:
. Процессный подход рассматривает политическое управление как непрерывную серию взаимосвязанных политико-управленческих функций. Функциональный и компетентный фактор в процессе реализации деятельности политиков, политических лидеров, партий и групп интересов являются доминирующими факторами их эффективности.
. В системном подходе подчеркивается то, что политики должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в определенной ситуации является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.
Второе связано со стремлением выявить причины неудач реализации решений или курса. Особое внимание при этом уделяется контролю, критериям оценки, взаимоотношениям управленцев с общественностью, а также отношениям между вышестоящими и нижестоящими органами управления. Политический менеджмент протекает в плоскости государственного управления.
В третьем, институциональном направлении, которое является междисциплинарным, особенно интенсивно используется социологическая теория организаций. Представители этого направления изучают, как осуществляется координация между различными уровнями и единицами управленческих организаций, какова степень оптимальной централизации и децентрализации управления, каковы организационные условия эффективного управления.
Четвертое направление - политико-экономическое. Сюда входят марксистская теория, теории политического развития, зависимости, корпоративизма, распределения ресурсов и др. Все они исследуют курсы политики, публичное управление в той или иной общественной области. исходя из определенного понимания взаимодействия государства (собственно политической сферы), общества и экономики. При этом используются такие показатели, как характер господствующей в обществе политической идеологии, ценности правящих политических партий, результаты выборов, особенности формы правления, деятельности государственных органов, распределение доходов, структура национального бюджета и т.д.
Пятое направление основано на изучении бюрократии и политики бюрократов. Представители этого направления исследуют не только как и почему бюрократы принимают решения, в том числе с использованием концепции рационального выбора. Они также изучают взаимоотношения бюрократов и политиков (т.е. выборных должностных лиц); более того. они выявляют место бюрократов во всей сети политических сил и интересов, степень независимости бюрократов от политиков и политического контроля и даже их политическую роль.
Рациональное построение системы политического менеджмента посредством выделение всего многообразия теоретических подходов к нему
На современном этапе требуются новые парадигмальные основания политического менеджмента, расширяющие поле управляемых объектов, освоение сложных саморегулирующихся систем. На наш взгляд, целесообразно использовать все многообразие практики управления различными объектами, который позволяет установить необходимость применения к политическому менеджменту 13 научных подходов.
АдминистративныйПри административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актахВоспроизводственныйВоспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление факторов социальной среды для удовлетворения потребностей обществаДинамическийПри динамическом подходе объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненностиИнтеграционныйПри интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управленияКоличественныйСущность количественного подхода заключается в использовании Количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и т. д.КомплексныйПри комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты политического менеджментаМаркетинговыйМаркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на индивида, группу, общество.НормативныйПри нормативном подходе устанавливаются нормативы в управленииПоведенческийПоведенческий подход заключается в том, чтобы помочь политическим акторам осознать собственные возможностиПроцессныйПри процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функцийСистемныйПри системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементовСитуационныйСитуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуациейФункциональныйСущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения
В 1981 г. американский профессор У. Оучи предпринял попытку создания единого подхода к управлению. Он пришел к выводу, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению32. Исходным пунктом его концепции является положение о том, что человек является основой любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Им были сформированы основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые, можно добиться эффективного управления. Так, например, идеи теории «Z» сводятся к следующему:
долгосрочный наем кадров;
групповое принятие решений;
индивидуальная ответственность;
медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;
всесторонняя забота о работниках.
Для формирования, функционирования и развития системы политического менеджмента необходимо соблюдать следующие принципы:
сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);
устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро- и макросреды система политического управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);
экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления политических решений необходимо ограничивать затраты: трудовые; материальные; временные; финансовые; моральные);
эффективность управления; сочетание централизации и децентрализации в менеджменте (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).
Приведенные принципы политического менеджмента характерны для любой ее подсистемы, но вместе с тем каждая подсистема системы должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов. Характеризуя методы политического менеджмента, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов политического менеджмента ориентирована на систему (объект) управления (организации, решения, группы и т. д.).
Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.
Политико-организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию, которое может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В практике политического менеджмента одновременно применяют различные методы и их сочетания, но в то же время научная литература не оперирует единым толкованием содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.
Методы политического менеджмента - это система способов воздействия субъекта политики на объект для достижения определенного результата.
Впервые типологию управленческих методов и стилей исследовал еще в 30-х годах К. Левин, введя в научный оборот понятия «авторитарное»,
«анархическое», «демократическое» управление33. Под авторитарным типом понимают управление с помощью волевых, твердых и даже жестоких средств, когда один субъект, используя всю полноту власти, руководит всем, пренебрегая мыслью других. Под анархическим типом понимают ситуацию, когда все пытаются управлять всем, выходя за пределы своих полномочий. Нередко этот тип называется либеральным, пассивным, мягким. Демократический тип предусматривает взаимодействие всех субъектов управления на основе рационального разграничения функций и сфер регуляции. Некоторые политологи называют этот тип гибким, универсальным, что совмещает черты авторитарного и либерального методов.
Социологические исследования убедительно свидетельствуют о губительных последствиях для общества как авторитарно командного, так и анархического типов политического менеджмента. Они дискредитировали себя и в морально-политическом плане, и в материальном, поскольку все области общественной жизни требуют гибких методов руководства и постоянной демократизации управления. О наибольшей эффективности демократического типа политического руководства и постоянной демократии свидетельствуют исследования К. Бирта, Ф. Генова, А. Хараша, Х. Рихтера, В.И. Терещенко.
Имеются в литературе и другие классификации типов управления. Различают эффективный и неэффективный, позитивный и негативный типы управления. Отделяют также директивный и товарищеский (авторитетный), прагматичный и морализаторский, парадный и деловой типы.
Основными элементами процессе политического менеджмента является сбор информации и ее оценка, вынесение решения, организация его выполнения, осуществления контроля, координация и регуляция действий, проверка выполнения и оценка результатов. Ядром управленческой деятельности является вынесение решений. Именно поэтому управления не редко характеризуют как целеустремленную деятельность относительно выработки и воплощения в жизни политических решений.
Существует несколько подходов к классификации методов политического менеджмента. В числе которых можно выделить классификацию по содержанию воздействия:
административно-командные;
экономические;
организационные;
социально-психологические.
В политических организациях эти методы служат средством прямого воздействия на процесс политического управления, что создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект политики. Однако, выделение данных методов управления является достаточно условным, так как все их многообразие охватить практически невозможно. Поэтому нами были выделены лишь основные, необходимые для понимания сущности политического менеджмента.
Концептуальной предпосылкой исследования служит представление о понятии «политический менеджмент» как новом способе управления общественными делами, реализуемого посредством налаживания сети кооперативных отношений для обеспечения удовлетворения общественных интересов и решения общественных проблем, а не простого администрирования. При таком способе управления взаимосвязь между политическими акторами становится менее властной и более кооперативной, центр внимания переносится на эффективное использование ресурсов для решения общественно значимых вопросов.
Категории «политического менеджмента» применительно к анализу политических практик различных участников процесса принятия и реализации политических решений представляется допустимым рассматривать в широком, универсальном смысле, отождествляя его с любым типом организационно гибкого, мотивационного управления, осуществляемого исключительно на профессиональной основе, управлением, в котором ведущую роль играет достижение максимальной эффективности деятельности и достаточно полной реализации политических, экономических и социальных потребностей политических акторов.
Таким образом, сложность и противоречивость политических процессов, неравновесность форм и способов публичной политики, неорганичность поддержания политического дискурса актуализируют проблемы концептуального осмысления менеджерального подхода в политическом измерении. Проблема сущностного определения власти и основных аспектов самого понятия «политически менеджмент» в настоящее время является одной из наиболее дискуссионных. Поликонцептуальность современных политологии, социальной философии и политической социологии находит свое непосредственное отражение и в определении власти как неотъемлемой части социальных и политических отношений. Многоликость форм существования и проявления властной воли обусловливает множество теоретико-методологических подходов и концептуальных моделей, объясняющих сущность и природу власти.
В условиях политического развития современной России, преследующей глобальную цель - переход от административно-командных к методам социально-политического управления, создание действенной организационной структуры системы управления является объективной необходимостью, в свою очередь требующей решения целого комплекса задач политического (модернизация политической системы), экономического (создание эффективной экономики), правового (совершенствование нормативно-правовой базы), социального (удовлетворение потребностей населения соизмеримо с потребностями социально-экономического развития общества) характера. Так, в современном обществе пересечение политики и административного управления формируют устойчивую систему отношений соответствующих институтов и структур - то есть политико- административную систему. Произошло смешение вектора общественно- политической трансформации, сущность которого заключалась в демократизации, кардинальных перестройках государственного устройства и управления, движению к рыночным механизмам преобразований. В результате вновь образованные политические институциональные структуры оказались недееспособными, что послужило смещению направлений развития в контекст модернизации функционирования данных институтов.
Глава 2. Политические решения в системе политического менеджмента
2.1 Сущность политических решений как категории политического менеджмента
Современный этап развития российской политологии в контексте непрекращающихся модификаций общества, высокой скорости технологических инноваций и быстрых изменений социальных установок характеризуется как эпоха репозиционирования, которая обусловливает необходимость изменений принципов функционирования политики. Трансформация в значительной степени определяет качественные изменения в России, под которой понимают комплексное изменение системы, изменение всего экономического, общественного, государственного строя и, следовательно, всей системы государственного управления; смена режима как совокупности средств и методов осуществления политической власти36.
Реализация политической власти осуществляется посредством принятия решений и может быть представлена как определенная совокупность операций, как система и процесс организационной деятельности37. В этой связи понятие «политическое решение» имеет несколько смыслов:
) выбор (здесь акцентируется внимание на самом акте выбора) политиком одного из вариантов действий в соответствии с намеченной целью;
) результат выбора в виде приказа, указа, распоряжения и др. документа, властного распоряжения;
) интегрирующий всю управленческую деятельность процесс подготовки, принятия и реализации одного из вариантов действий.
К основным требованиям, предъявляемым к политическому решению, относят: соответствие действующему законодательству и уставным документам; обоснованность; своевременность; реализуемость; адресность; непротиворечивость; директивность; сочетание жесткости и гибкости; возможность контроля выполнения; эффективность.
Процесс принятия политического решения - это совокупность определенным образом упорядоченных этапов и процедур, имеющих как прямые так и обратные связи. Подготовка и принятие политического решения представляют собой сложный процесс, состоящий из ряда элементов, которые в данном случае лучше назвать стадиями или этапами. В целом в этом процессе можно выделить четыре стадии: 1) постановка или выявление социальной проблемы, требующей своего разрешения; 2) формулирование возможных альтернатив решения проблемы; 3) обсуждение, или сравнительный анализ, имеющихся альтернативных решений; 4) принятие решения, т. е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.
Выделим основные подходы к принятию политических решений.
. Нормативно-прескриптивный подход. Среди сторонников такого подхода много специалистов по математическим и кибернетическим методам, экономистов, философов, разрабатывающих политические принципы и идеологические доктрины, а также юристов. В рамках данной парадигмы мир политических решений понимается как нечто, поддающееся реконструкции посредством идеальной модели, выступающей в качестве универсального эталона. Политические действия оптимизируются с помощью формальных правил (норм) и процедур, а главным предметом исследования становятся так называемой «задачи выбора», связанные с созданием формальных алгоритмов и оптимизацией акта принятия решения.
При подобном аналитическом подходе ППР интерпретируется сквозь призму нормативно заданной, формализованной (на математическом или логическом уровне) и непротиворечивой модели, предписывающей принимающим решения лицам выполнение некоего набора операций в соответствии с фиксированными критериями. Сама же процедура принятия решения предстает в виде законодательно регламентированной рациональной обработки потока информации или документооборота, осуществляемого беспристрастными администраторами.
. Дескриптивно-экспликативный подход - внимание фокусируется не только на «видимых» (формализованных) нормах и процедурах, но и на
«теневых» механизмах и неформальных правилах игры. Наряду с количественной обработкой данных, здесь применяются и методы качественного анализа информации, прежде всего метод «изучения случая или прецедента» (case study). При рассмотрении процесса ППР учитываются самые разные факторы: от социальных сетей и индивидуальных мотиваций до макроэкономических условий, организационных иерархий и социокультурных стереотипов. Не случайно в фундаментальных социальных исследованиях систем ППР доминируют дескриптивно-экспликативные подходы, тогда как в прикладных заметнее роль нормативно- прескриптивных моделей, обосновывающих практические рекомендации для политиков. К очевидным достоинствам дескриптивно-экспликативного подхода можно отнести ориентацию на детальный эмпирический анализ и связанную с этим комплексность теоретических моделей процесса ППР. К его недостаткам - громоздкость методики и отсутствие практических выводов и рекомендаций.
Исходя из выделенных таксонов, концепции принятия политических решений можно разделить на два кластера: холистский и полиагрегатный. Методологическая оправданность такого разделения обусловлена, прежде всего, тем, что в соответствующих группах моделей по-разному интерпретируются структура государственной организации и содержание процесса государственного управления. Налицо серьезные расхождения и в оценках соотношения между целым и компонентами в рассматриваемой сфере: на методологическом уровне это проявляется в форме дихотомии «холизм / индивидуализм», на предметно-теоретическом - как дихотомия «структуры и агента». Кроме того, в рамках современных подходов мы сталкиваемся с так наз. «дуализмом агентов», к которым причисляют как организации (государственные институты), так и отдельных индивидов, из которых эти организации состоят.
С известными оговорками, к «холистским» можно отнести концепции ограниченной рациональности (Г. Саймон и др.), сетевой структуры (Д. Ноук, П. Ричардсон, Х. Хекло и др.), динамического цикла (Д. Андерсон, Б. Дженкинс и др.) и организационного институционализма (Д. Марч, Д. Олсен и др.). В полиагрегатный кластер входят модели бихевиорализма (Г. Лассуэлл, Д. Лернер и др.), всеобъемлющей рациональности (К. Эрроу, Э. Даунс и др.), инкрементализма (Ч. Линдблом, И. Дрор и др.) и групповой репрезентации (Р. Даль, Ф. Шмиттер и др.). Существуют и переходные модели, однако эти две линии в интерпретации ППР отчетливо прослеживаются на протяжении всей полувековой истории разработки политико-управленческих концепций. Основываясь на данных методологических подходах выделим основные практикоориентированные подходы принятия политических решений:
. Бихевиоралистский подход (Ч. Мерриэм и Г. Лассуэлл): принятие политического решения есть форма человеческого поведения, которое регулируется такими психологическими механизмами, как стимулы и мотивы, установки и реакции.
. Когнитивистская модель ограниченной рациональности (Г. Саймон): прояснение роли знаний и их структуры в процессе ППР, выделение в качестве базовых именно когнитивные механизмы.
. Инкременталистская модель (Ч. Линдблом): ППР - это процесс взаимного приспособления и конкуренции игроков, ведущих между собой трудную борьбу и долгий торг; основное значение при выборе решения имеет не столько рациональное обоснование идеальных общих целей, сколько различия (нередко коренные) в интересах индивидов и групп, участвующих в принятии того или иного государственного акта.
. Средние, или смешанные подходы - нормативно-оптимальная (Й. Дрор) и модель смешанного сканирования (А. Этциони). Дрор учитывал как рациональные, так и экстрарациональные составляющие процесса принятия решений и соедил нормативно-прескриптивный подход с аналитико- дескриптивным. Этциони включил в свою модель весь социальный контекст принятия решений: общественные процессы и социетальное сознание, структуру власти и распределение знаний между разными группами людей, социальные нормы и ценности, и т.д.
В заключении отметим, что в настоящее время происходит формирование российской школы политического менеджмента, но, к сожалению, теоретические изыскания и теории западных школ не могут быть полностью применены в России. Во многом это явление объясняется географической и территориальной спецификой, а в первую очередь специфическим менталитетом населения. К примеру, активно использующийся метод принятия политических решений «Адвокат дьявола», который преимущественно используется американскими политиками не будет значим в российской политической практике. В связи с эти необходимо разрабатывать инновации политического менеджмента, способные качественно улучшить и максимально эффективизировать деятельность политика (партии, лобби) в сложившихся политических реалиях.
2.2 Моделирование процесса принятия политических решений как инструмент политической деятельности
Моделирование процесса принятия политических решений сложный многоаспектный процесс, который может быть представлен в виде следующих моделей:
. Методы Ч. Линдблома. Существуют два основных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений (метод «ветвей»). Первый из них предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор путей ее решений, наиболее соответствующих поставленным целям. Это - как бы идеальный план решения вопроса, результат «правильного мышления», что делает его наиболее распространённым среди представителей оппозиционных сил.
. Метод «ветвей» - исходит из необходимости внесении в обычную управленческую деятельность так называемых «инкременальных поправок», необходимых для реализации частичных целей. Метод дерева решений включает следующие шаги:
инвентаризация всех альтернатив;
ранжирование выборов в хронологическом порядке;
решение о предпочтительности последствий рассматриваемых альтернатив с учетом их капиталоемкости;
оценка шансов того, что каждое из выделенных событий произойдет.
А. Этциони, настаивает на большей продуктивности так называемого
«смешанно-сканирующего метода, который обеспечивает масштабный процесс принятия решений соединяя при этом преимущества обоих вышеназванных методов.
. Модель Врума-Джаго включает в себя три основных блока: стили руководства, набор диагностических вопросов для анализа ситуации, в которой принимается решение, и набор правил принятия решений. В модели выделяются 5 уровней участия подчиненных в принятии решений: от предельно автократического до предельного демократичного. Автократические стили руководства обозначаются как А1 и АН, консультативные - К1 и КП, групповой стиль обозначается буквой Г. В каждой конкретной ситуации менеджер должен выбрать один из них, наиболее адекватный (принять самостоятельно решение (А1), сделать свой выбор после консультаций с подчиненными (К1) или согласиться с коллективным решением (Г)). В данной модели решение зависит от ответов на 8 диагностических вопросов относительно самой проблемы, необходимого уровня качества решения и важности вовлечения подчиненных в процесс.
. Интерактивные группы- это не что иное, как привлечение к процессу принятия решений сотрудников, перед которыми поставлена конкретная задача и цель. Деятельность такой группы начинается с того, что лидер излагает суть проблемы и предлагает участникам высказать свое мнение. Дискуссия носит неформальный характер. Возможно, в ходе обсуждения (которое может отклоняться от намеченного русла) потребуется переопределить проблему. В ходе беседы предлагаются и оцениваются возможные варианты решения. В конечном итоге, если участники группы не приходят к единому мнению, решение принимается голосованием. Примером интерактивного принятия решения является собрание работников органов государственной власти или какого-то одного отдела для обсуждения целей на следующий год.
. Номинальные группы обеспечивают «равные права» коллектива на ПППР, в которых свой вклад в обсуждение и принятие решения вносит каждый участник. Для обеспечения равенства членов работа номинальной группы жестко структурируется: каждый участник излагает свои идеи по поставленной проблеме и предлагаемое решение в письменной форме, а для всеобщего обозрения основные предложения записываются на доске. Дискуссия не начинается до тех пор, пока каждый участник не выступит и не представит свои идеи. После того как члены группы познакомились со всем спектром мнений, начинается открытое обсуждение с целью уточнения и оценки предложений. После обсуждения проводится тайное голосование, в котором каждый участник голосует за определенное решение. Принимается решение, собравшее большинство голосов, так называемый принцип большинства.
. Группы Дельфи - позволяют объединить экспертные мнения их членов относительно сложной проблемы. Задача руководителя заключается в выяснении и сопоставлении мнения экспертов по обсуждаемой проблеме. Специалисты излагают отношение к проблеме в письменном виде, руководствуясь вопросниками, а руководитель группы обобщает их в специальном резюме, далее вновь сделанные выводы и новый вопросник по проблеме возвращаются участникам. Каждый из них получает возможность познакомиться с мнениями коллеги, пользуясь новой информацией, корректирует свои предложения. Процесс раздачи вопросников и сбора результатов продолжается до тех пор, пока участниками не будет достигнут консенсус по решению проблемы. Метод Дельфи обладает определенными преимуществами и недостатками. К преимуществам можно отнести: широкий взгляд на проблему и ее тщательный анализ; больше знаний, фактов и альтернатив; в ходе дискуссии уточняется постановка проблем и уменьшается неопределенность в отношении возможных вариантов действий; участие в принятии решений способствует повышению удовлетворения работников и стимулирует высокую активность в его реализации. Недостатки: занимает много времени в случае, когда решение относится к программируемым и ресурсы тратятся впустую; компромиссные решения могут не удовлетворять никого; групповое мышление и групповые нормы препятствуют высказыванию различных взглядов и разнообразию мнений; отсутствие ответственного за решение.
. «Адвокат дьявола» - роль сомневающегося в высказываемых членами группы предположениях и мнениях, основная задача которого состоит в побуждении ее участников к переосмыслению подходов к проблеме, к отказу от преждевременного консенсуса или неразумных предположений. «Узаконенные адвокаты дьявола» заставляют изучать и объяснять риски, связанные с каждым вариантом решения. Известно, что именно к такому методу прибегал бывший Президент США Дж. Буш.
. Мозговой штурм - участники спонтанно генерируют направленные на решение задач идеи, с создания наиболее благоприятной для творческих решений обстановки. От 6 до 12 участников должны посредством хаотичного вихря мыслей «взбудоражить» проблему, затем стихийно и без размышления выдать максимальное количество идей. Каждый участник стимулируется высказываниями из группы. Ведущий следит за соблюдением правил игры. Правила игры запрещают какую-либо критику новых, кажущихся, быть может, сначала сумасшедшими идей. Такие предложения открывают иногда нетрадиционные пути, идеи, осуществимость которых обсуждаются в другом туре. Такой подход практикуется в органах государственной власти Японии, в зданиях которых существуют специальные комнаты смеха.
. Цветок лотоса. Этот метод разрабатывался в Японии. В нем используется диаграмма, которая имитирует цветок лотоса: от центра цветка - центрального понятия - расходятся, как лепестки производные мысли или варианты решения проблем. Центральная тема пишется в середине центрального квадрата (например, новый проект). В свою очередь участники группы разрабатывают идеи или решения, которые связаны с центральной темой и которые вписываются в поля от А до Н в центральный квадрат. В полях А до Н появившиеся идеи образовывают затем центры добавленных квадратов идей (лепестки). В них есть место для 8 новых мыслей. Из этих лепестков вырастают другие лепестки. Эта техника помогает находить, собирать и упорядочивать мысли.
. Метод «Наполеона» - аналог для всех методов, с помощью которых изменяется исходная позиция того, кто решает проблему. Этот метод используется преимущественно для того, чтобы направить размышления в новое русло и вытеснить устаревшую рутину, а также чтобы исследовать и анализировать интересы тех, кто непосредственно или косвенно причастен к проекту (если нет возможности их спросить). С этой целью нужно поставить себя на место другого и занять его исходную позицию («Как бы я думал и действовал на его месте?»).
. Метод «многократного видения». Этот метод представляет собой возведенный в степень метод «Наполеона». Предметом для поиска идей здесь является не современность или обозримое будущее, а далекое, непредвидимое будущее. Важную роль для проекта может сыграть планирование с помощью привлечения альтернативных по отношению к ожидаемым прогнозов будущего. Более радикально по сравнению с методом
«Наполеона» происходит перевоплощение участников. Для того чтобы в творческом процессе возникли необычные представления и цели проекта, участники играют не только роли известных участников, но и самые разнообразные второстепенные роли и приводят аргументы с их точки зрения в сценарии происходящего через 10 или 20 лет в будущем (например, проект «Подготовка к Олимпиаде …»). Серьезно разработанные в ролях утопические ожидания и пожелания участников должны сделать проект более надежным для будущего. Разработанные таким образом представления о будущем, шансы реализации можно затем проверить посредством метода
«Установления зависимостей», например реальность финансирования предлагаемого проекта.
. Анализ «окружающей среды» - соотношение непосредственно заинтересованных (клиент, руководитель проекта, участники группы) и косвенно задействованных (те, кто в выгоде или в ущербе от проекта, - стейкхолдеры) друг с другом. Отношение определяется их же интересами, которые могут быть сильно или слабо выражены. Эти интересы могут расходиться или совпадать с интересами проекта. Все эти интересы могут быть очевидными или скрытыми (например, тот, кто говорит: «Да», - а думает: «Нет»). Анализ проводится в следующем порядке: установление заинтересованных лиц в пределах и вне политического решения; анализ отдельных интересов обнаруженных стейкхолдеров (степень заинтересованности, негативный / позитивный интерес); анализ подходящих средств для реакции на найденные интересы (что необходимо сделать во время работы над проектом для удовлетворения распознанных интересов или подавления их).
Заключение
Бифуркационность политического пространства, высокая темпоральность и ограниченная предсказуемость политических изменений детерминируют актуальность исследований трансформационных процессов в сфере политики, определения вектора политического развития, анализа онтологических оснований политического взаимодействия и конфигураций акторов политического пространства в конкретных политических практиках. Происходящие в политической системе структурные и функциональные изменения повышают доминанту качества и эффективности государственного управления и, соответственно, потребность в специальных комплексных междисциплинарных исследованиях этого феномена, его роли в политическом пространстве современной России, что позволяет расширить представление о содержании политических процессов.
В связи с этим, необходимость глубокого осмысления инновации в области политического менеджмента обусловлена несколькими факторами:
. С содержательной стороны, политический менеджмент может быть охарактеризован как, во-первых, особое направление политики, ориентирующееся на индикативное планирование, регулирование, координацию, согласование, мониторинг, контроль в условиях политического рынка и конкуренции, а, во-вторых, как отрасль политической науки, занимающаяся изучением политических, политико-экономических и социальных факторов и явлений, которые обусловливают функционирование социально-политических процессов в регионах, разработку форм и методов управления этим процессом.
. Субъектом политического менеджмента выступают политики, федеральные органы государственной власти, реализуемые цели и задачи государственной политики, органы государственной власти субъектов
Федерации, политические партии, общественно-политические организации, и иные структуры гражданского общества.
. Применение методов политического менеджмента способствует сохранению целостности и сфокусированности в общегосударственном поле системы федеративных отношений и обеспечивает эффективное разрешение проблем и противоречий в политической сфере.
. Внедрение инновационных моделей принятия политических решений направлено в практику современной политической жизнедеятельно предопределено новыми социально-экономическими и стратегическими требованиями к политике.
Конструирование моделей принятия политических решений, объясняющих сущность происходящих трансформационных процессов в российском обществе, не возможно без полномасштабных исследований политического менеджмента, определения концептуальных оснований эффективности деятельности властных структур. Для перехода политики на качественно новый уровень в соответствии с требованиями процессов политической модернизации, необходимо контекстуализировать деятельность его государственно-административного аппарата к инновациям. Для этого необходимо кардинальное переосмысление парадигмальных оснований административной организации, и, прежде всего, связанных с политическом менеджментом.
Таким образом, изучение инновационных направлений политического менеджмента в контексте развития политического пространства России актуально. Внедрение инноваций в систему политологических дисциплин является перспективным направлением модернизационных изменений в России.
Библиографический список
1. Учебно-методическая литература
1. Blatter J. 2003. Beyons Hierarchies and Networks: Institutional Logics and Change in Transboundary Spaces. - Governance: An International Journal of Policy, Administration and Institutions, vol. 16 № 16.
. Duverger M. Sociologie de la politique. Paris, 1973.
3. ГорчеваА.Ю. Политический менеджмент постсоветской России [Текст] / А.Ю. Горчева. - М., 2003.
4. Дегтярев А.А. Принятие политических решений [Текст]: Учебное пособие . - М.: КДУ, 2004.
. Заславская Т.И. Социентальная трансформация российского общества: Деятельно-структурная концепция [Текст] / Т.И. Заславская. - М.: Дело, 2003.
. Зиновьев А.П., Морозов С.А., Морозова Е.В. Политический менеджмент [Текст]: Учеб. пособ. - М.; Краснодар, 2003.
7. Иванникова Н.Н. Основы менеджмента [Текст] / Н.Н. Иванникова, А.Н. Кошелев: Учебник для ВУЗов. - М.: Экзамен, 2007.
. Иванникова Н.Н. Синдром менеджера, или Профилактика профессионального выгорания [Текст] / Н.Н. Иванникова. - М.: Издательство: Дашков и К., 2008.
. Мир политики. Суждения и оценки западных политологов [Текст]. - М.,1992.
10.Ожегов С.И., Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. С.И. Ожегов. - М., 1997.
11. Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики. Теоретические основания и методы [Текст] / Э.Н. Ожиганов. - М., 2006.
12. Политико-административноеуправление [Текст]/ Подред. Комаровского В.С., Сморгунова Л.В. - М.: Изд-во РАГС, 2004.
13. Политические отношения и политический процесс в современной России [Текст] / Б.А. Исаев, Н.А. Баранов. - СПб: Питер, 2008.
. Политический менеджмент [Текст]:Учеб. пособ. / Под общ ред. В.И. Жукова, А.В. Карпова, Л.Г. Лаптева, О.Ф. Шаброва. - М., 2004.
15. Политический менеджмент: электоральный процесс и технологии [Текст] / Под ред. Сморгунова Л.В. - СПб, 1999.
16. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент [Текст]: Учеб. пособ. / Г.В. Пушкарева - М.: Дело, 2002.
.Рэйни Хел Дж. Анализ и управление в государственных организациях [Текст]. - М., 2004.
.Траут Дж. Новое позиционирование [Текст]. - Спб.: Питер, 2002.
.Штомпка П. Социология социальных изменений [Текст] / П. Штомпка. - М., 1996.
2. Публикации в периодических изданиях
1. Пугачев В.П. Управленческая наука: проблема институализации в современной России [Текст]/ В.П. Пугачев // Вестник МГУ. Серия 21. Управление (государство и общество). - 2008. - № 3.
. Клингеманн Х.-Д. Сравнительный анализ развития политической науки в Западной Европе [Текст] / Х.-Д. Клингеманн // Полис. - 2008. - №3.
. Смирнова Н.Ю. Н.Н. Моисеев: о политической науке и будущем человечества [Текст] / Н.Ю. Смирнова // Полис. - 2008. - №4.
. Медведев Н.П. Политико-административное управление: современная теория и новые подходы [Текст] / Н.П. Медведев // Вестник РУДН. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4.
. Сергеев В.М., Бирюков Н.И. В чем секрет «современного» общества? [Текст] / В.М. Сергеев, Н.И. Бирюков // Полис. - 1998. - № 3.
3. Интернет-ресурсы
1. www.pcij.org.