Мягкие камни
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(«НИУ БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА
КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И
СФЕРЫ УСЛУГ
Тема работы: Мягкие камни
Выполнила студентка
дневного отделения
курса 170705 группы
Выродова Александра
Владимировна
Проверил:
Ткаченко Г. И.
кандидат физ.-мат. наук, доцент
Белгород 2011
Оглавление
Введение
Свойства природного камня и их сравнительная характеристика
Виды мягких камней
Художественная обработка камня
Введение
Камень - это мертвая часть природы: булыжник мостовой, простая глина,
известняк тротуаров, драгоценный камень в витрине музея, железная руда на
заводе и соль в солонке. Где же кроются в камне замечательные и таинственные
явления?
Все ли камни одинаково тверды? Все ли камни можно разбить молотком, или
некоторые из них можно резать и ножницами? В жизни кажется, что камни все более
или менее одинаково тверды, но на деле это не так. Я думаю, что в этом каждый
может легко убедиться, если возьмет кусок известняка и кварца, - последний
будет много тверже известняка, поцарапает его и может даже его перерезать.
Действительно, камни бывают различной твердости.
Оказывается, что твердость и хрупкость камня не одно и то же: алмаз
хрупок, но тверд, другие камни, наоборот, могут быть мягкими, но, как говорят,
очень вязкими и неподатливыми разлому. Достаточно вспомнить хотя бы простую
пробку, которую можно резать ножом, но трудно сломать молотком.
Наука о камнях - минералогия - выросла в большую и важную отрасль
современной научной мысли, которая не только описывает камни Земли и определяет
их, но которая говорит о том, из чего они состоят, как они образуются, во что
превращаются, чем и как они служат человеку в его труде и хозяйстве. Борьба за
камень сделалась борьбою за сырье, за новые рудники, за промышленность и новое
хозяйство. Я, в свою очередь, хочу вас познакомить с таким видом камней, как
мягкие камни.
Свойства
природного камня и их сравнительная характеристика
природный камень мягкий порода
Природный камень издавна считается символом богатства, стабильности и
долговечности. С годами камень не только приобретает ценность, но, зачастую,
изменяет форму и цвет, подражая загадочному хамелеону. В природе насчитывается
более 8000 разновидностей природного камня. По своему происхождению камни
делятся на три вида: Магматические, или вулканические породы: граниты, сиениты,
габбро, вулканические туфы, тешениты - образованы застывшей магмой. Осадочные
породы: песчаники, доломиты, известняки, гипсовые камни - рождаются путем
образования осадка из органических и неорганических веществ на поверхности
земли или на дне водоемов. Метаморфический вид, объединяющий мрамор, сланцы,
кварциты и гнейсы, появляется под влиянием высоких температур и давления.
В данном реферате большее внимание уделено осадочным и метаморфическим
мягким породам, а именно следующим природным материалам как кальцит, серпентин,
гипсовый камень, травертин, известняк и ракушечник. Природные камни различаются
не только своей декоративностью, но и по прочности, плотности, пористости,
водопоглощению и показателем истираемости. От прочности зависит износостойкость
материала. Такие материалы как ракушечник, травертин поддаются разрушению через
30 - 50 лет. Но за счет специальных гидрофобизирующих средств, которые способны
существенно повысить стойкость материала к негативным внешним воздействиям
решается главная проблема невысокой механической прочности таких природных
материалов. После специальной обработки камень может использоваться даже в
местах с жесткими погодными условиями. Плотность - это масса единичного объема
вещества. От этого показателя зависит вес конструкции: чем выше плотность
камня, тем конструкция будет тяжелее. По плотности камни делятся на легкие
(плотность до 2200 кг/м3): доломиты, известняки, травертин и ракушечник, и
тяжелые (плотность более 2200 кг/м3): кварциты, сланцы. Плотность зависит от
пористости породы и минералов, входящих в ее состав. От пористости зависит
водопоглощение и, соответственно, соле- и кислотостойкость. А это основные
показатели, влияющие на долговечность материала. Кроме того, общая пористость
определяет прочность, теплопроводность, полируемость, обрабатываемость,
декоративность камня и другие качественные характеристики. С повышением общей
пористости снижается прочность и объем камня, ухудшается его полируемость, но
уменьшается вес изделия и улучшается его способность к обработке. По величине
общей пористости (Р) природные камни можно разделить на камни с низкой (Р <
5%), средней (5% > Р > 20%), высокой (20% < Р < 40%) пористостью.
Другим важным свойством горных пород, связанным с пористостью, является
показатель водопоглощения. От него и от минерального состава материала зависит
кислото- и солестойкость камня, а также его морозостойкость. При высоком
водопоглощении и низкой пористости под этим давлением в материале образуются
трещины. При высокой пористости камня кристаллизационное давление распределяется
равномерно и новые трещины не образуются (яркий пример - известняк). Показатель
истираемости относится к природному камню, который используют для дорожек,
лестниц, полов и площадок. Горные породы и материалы по степени истираемости
(при интенсивности человекопотока 1 млн. чел. в год (мм.)) условно можно
разделить на след. группы: 1. Кварциты и породы группы гранита - менее 0,12 2.
Рыхлые базальты, мрамор, песчаники, доломиты, доломитизированные известняки -
0,35 - 0,5 3. Мраморизованные известняки, травертины, известняки, туфы - 0,6 -
1,5 4. Рыхлые известняки - 1,5 - 2,5 Исходя из вышеперечисленных свойств можно
составить сравнительную таблицу свойств природного камня (табл. 1.1)
Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика свойств природного камня
Свойства
|
Известняк
|
Кальцит
|
Травертин
|
Ракушечник
|
Декоративность
|
Поверхность камня ровная,
цвет однотонный
|
Цвет: белый, желтый,
розовый, зеленоватый
|
Камень гладкий и ровный, с
уникальными рисунками, переливами мягких цветов: розовый, желтый, бежевый,
темно-бежевый.
|
Камень гладкий и ровный, с
вкраплениями ракушек, придающими удивительный узор камню. Цвета: розовый,
бежевый. Идеальный для обработки и интерьера
|
Плотность (кг/м3)
|
1100-2300
|
1100 - 2300
|
Пористость (%)
|
5% > Р > 20%
|
5% > Р > 20%
|
20% < Р < 40%
|
Водопоглощение
|
2,7%
|
2,7%
|
2,7 - 4,93%
|
Природный камень - самый долговечный строительный материал. В том случае,
если был правильно сделан первоначальный выбор, он всегда живет дольше, чем
сооружение. Первыми это поняли римские императоры. Как само собой разумеющееся,
считалось повторное использование мраморных и гранитных деталей после
разрушения храмов и дворцов - очень часто абсолютно без каких-либо доработок. А
что же мы?
И мы не хуже римлян, мы тоже использовали камень цокольной части храма
Христа Спасителя на строительстве метро и гостиницы “Москва”, а любой
московский строитель расскажет, куда сегодня уходит гранит после реставрации и
капитального ремонта сталинских домов и мостов. Однако наши современные
архитекторы в подавляющем большинстве люди скромные - их не волнует, будет ли
использован гранитный цоколь только что возведенного ночного клуба на
строительстве II очереди 14-го кольца вокруг Москвы в 2435 году, им достаточно,
чтобы все было нормально в ближайшие 10-50 лет. И этого легко добиться, следуя
нашим рекомендациям.
По уровню потребления камня (данные на 1998 г.) Россия находилась на 57
месте в мире, уступая всем без исключения бывшим социалистическим странам.
Почему-то кажется, что культура применения камня в архитектуре тоже несколько
отстает. Тем не менее, объективно и неумолимо ситуация выправляется. На
протяжении нескольких последних лет независимо от кризисов и застоя в
экономике, от конкуренции со стороны эрзацев и заменителей объем применения
природного камня в строительстве растет не менее чем на 10% в год. Все чаще
природный камень можно увидеть в архитектуре не только столичных городов и не
только общественных учреждений. Поэтому очень важным, на наш взгляд, является
вопрос выбора камня для каждого конкретного проекта.
Виды
мягких камней
Травертин - это излюбленный облицовочный камень во всем мире. Сегодня он
является одним из самых востребованных природных материалов современной
архитектуры. Истоки его применения уводят нас в древние времена. Некоторые
сооружения, в которых использовался травертин (Римский Колизей) сохранились и
по сей день, и радуют нас своей необычайной теплотой, неповторимым величием и
великолепием. Большую популярность травертин набирает и в России, так как
является одним самых качественных и экономичных материалов.
Что же из себя представляет травертин? Травертин - это промежуточная
форма камня между известняком и мрамором (рис. 1). Если известняк оставить под
большим давлением на внушительное время (тысячелетия), из него может получиться
травертин (так же, как из торфа получается уголь). Если травертин, в свою
очередь, сохранить под большим давлением на тысячелетия, из него может
получиться мрамор (так же, как из угля алмазы).
Рис. 1. - Цветовая гамма травертина
Богатая натуральная цветовая гамма, переливы света - главные и
неповторимые достоинства травертина, которые позволяют применять его в
различных дизайнерских решениях и стилях, включая стили как классические, так и
экзотические.
Пористый, мягкий, красивый, обычно розового, желтого, темно-бежевого - он
пригоден как для внутренней, так и для внешней облицовки, так как травертин не
меняет цвет под воздействием городской загрязненной атмосферы. Он также
содержит отпечатки растений, что сделает рисунок каждой плиты роскошным и
оригинальным. Живая поверхность цветного природного травертина придаст ауру
роскоши и неповторимости.
Сфера применения камня:
облицовка травертином экстерьера зданий (фасады, цоколи, наружные
лестницы и площадки);- облицовка травертином интерьера зданий (камины, стены,
полы, дверные проемы, душевые и ванные комнаты);
изготовление из травертина подоконников, столешниц, барных стоек, тумб и
др.
Продукция из травертина относится к 1-му классу по требованию норм
радиоактивной безопасности и ее можно использовать во всех строительных
постройках без каких-либо ограничений.
Этот камень приобретает сегодня все большую популярность, так как
идеально сочетает в себе великолепное качество и разумный ценовой диапазон.
Известняк - осадочная горная порода органического происхождения,
состоящая почти на 100% из карбоната кальция. В состав может входить глина.
В
настоящее время известняк весьма популярен. Его используют в промышленности, в
строительстве, в отделке домов (стен помещений, фасадов, цоколей). Все больший
интерес, как дизайнеров, так и людей, умеющих создать захватывающий интерьер
своего жилища, привлекают ракушечник
<#"540926.files/image002.gif">
Рис.
2. - Известняк. Каменный двор
Добыча
гипсового камня ведется давно. Археологические исследования показывают, что
гипсовый камень применялся в качестве строительного материала еще в
Месопотамии, Вавилоне, Ассирии, Греции (2000 - 1400 гг. до н.э.) для облицовки
стен и полов. Цвет гипсового камня может варьироваться в зависимости от
примесей и быть серым, желтоватым, розоватым, бурым и другим. Визуально
гипсовый камень: плотный с мелкозернистой структурой, сахаровидный в изломе или
крупнозернистый, кристаллы его рассоложены беспорядочно.
В
основном месторождения гипсового камня являются осадочными и достаточно часто
встречаются в отложениях различного возраста. На территории бывшего СССР
наиболее крупные месторождения находятся в Донбассе, Московской, Куйбышевской,
Пермской областях, на Кавказе и в Средней Азии. Первоначально добыча гипсового
камня велась с применением ручного труда, а со временем была механизирована и
достигла промышленных масштабов.
Гипс
в отличие от керамики, это живой и экологически чистый материал из которого
можно изготавливать практически любую отделочную и архитектурную продукцию и не
имеет запаха <#"540926.files/image003.gif">
Рис. 3. - Дагестанский ракушечник
Кроме
того к этим основным достоинствам можно добавить еще немало полезных свойств.
Стеновые блоки <http://stroymnenie.ru/bloki.html> из ракушечника имеют
относительно малую массу, из-за которой его легко транспортировать и
использовать в строительстве, материал жаропрочный, морозоустойчивый, можно
строить жилье и в холодном климате. Как уже говорилось его легко обрабатывать,
можно получать блоки практически любого размера. Есть еще один привлекательный
фактор, это не только экологическая чистота, но и благотворное влияние на организм
человека. Это происходит из-за высокого содержания солей и йода в ракушнике.
Еще
одним преимуществом легкой обработки ракушечника является то, что из-за этого
качества он остается одним из лучших облицовочных материалов по цене-качеству.
Построив дом из ракушечника, вы забудете, что такое сырость, грибок и плесень
на стенах. Ракушечник обладает многочисленными порами-проходами, в которых
находится воздух. Как мы с вами знаем из курса физики воздух плохой проводник
тепла и звука, что нам и нужно. Благодаря этим качествам для отопления и
удержания тепла в доме из ракушечника не требует больших энергозатрат.
Получается дом из ракушечника еще и экономит нам топливо. Поверхность
ракушечника, как говорится, «дышит» из-за чего влага, если она находится в
камне, беспрепятственно выдавливается. Это позволяет избежать разрушения камня.
Еще одно интересное наблюдение. В домах из ракушечника, в которых я бывал,
никогда не жаловались на мышей. В таких домах не заводятся грызуны.
Небольшой
недостаток чисто экономического плана заключается в том, что для
оштукатуривания стен требуется большое количество раствора. Или другого
материала для защиты ракушечника от атмосферных воздействий. Но здесь следует
сказать, что штукатурить ракушечник - одно удовольствие. Если вы сравните с
другими стеновыми материалами, для многих из них для оштукатуривания приходится
приобретать и устанавливать сетку. Но как вы знаете ради удовольствия нужно
платить. Ведь по сравнению с другими искусственными стеновыми материалами
ракушечник является природным, натуральным, экологически чистым, и даже
приносящим пользу здоровью, из-за его антисептических и гипоаллергенных
качеств, строительным материалом. Поэтому прежде чем думать об экономии средств
подумайте над этими вопросами. Что вам дороже - здоровье или деньги?
Художественная
обработка камня
Промыслы по обработке мягкого камня находятся на Урале, в
Нижегородской области, на Северном Кавказе, в Архангельске. Искусство обработки
мягкого камня не имеет таких традиций, как обработка твердых пород. К мягким
камням относятся различные породы гипсового камня. Месторождения мягких камней
есть на Урале, в Пермской, Архангельской, Нижегородской областях, Краснодарском
крае. Мягкий камень необычайно разнообразен по своим расцветкам. В камнерезном
промысле чаще всего используются белый или серый камень с темными прожилками и
вкраплениями, кальцит - камень бурого цвета, талькохлорид - густого
серо-черного цвета с зеленоватым оттенком.
Крупнейшее из них ООО "Иренит" принадлежащее компании Гифт
Гудс. Здесь выпускают высокохудожественные изделия, пепельницы, декоративные
настольные экраны и прессы для бумаг, декоративные вазочки, анималистическую
скульптуру и фигурки людей в национальной одежде, трактованные обобщенно,
декоративно. Изделия из мягкого камня часто обрамляют металлом в виде полосок,
располагающихся по краям изделия, что придает им большую прочность и
декоративный эффект. При этом применяется простой металл - латунь или алюминий.
Природные декоративные качества цветного поделочного камня,
неповторимость его узоров, возможность варьировать колорит и рисунок в
изделиях, выполняемых даже из одного и того же блока и имеющих одинаковую
форму, обусловливают отношение к этому благородному материалу и к изделиям из
него, как к замечательным национальным сувенирам.
Мастера Урала, возрождая традиции уральских мастеров, исторически
связанных с добычей и обработкой камня, после целого ряда преобразований,
которые происходили с кустарными артелями на протяжении предыдущих десятилетий,
пройдя через этапы поисков своего ассортимента, нашли свой путь в
анималистической скульптуре. Анималистическая скульптура резчиков по камню
отмечена пристрастием к образам, характерным для народной пластики в дереве,
керамике. Любимы изображения коня, медведя, льва. Скульптурная форма в них
мягкая, обобщенная. Фигурки медвежат веселы и наивны и напоминают образ
вездесущего медведя из богородской деревянной игрушки-скульптуры.
Утилитарно-декоративные изделия, бывшие в прошлом основой производства, и
сейчас не уходят из поля зрения мастеров, но малая пластика стала их подлинным
призванием. Мастера и художники постоянно ведут работу по обновлению
ассортимента утилитарно-декоративных изделий, сообразуясь с новыми требованиями
современного быта. Вазы, подсвечники, светильники-ночники, декоративные лоточки
несложной формы дополняются рельефной резьбой, а иногда и деталями из металла,
создающими эффективный контраст со светлым камнем.
Пермская известна запасами своего местного камня - ангидрита. Здешний
ангидрит, белый с золотистым оттенком и разной резкости прожилками, хорошо
связывается с образами декоративных скульптур. Красив он и в вазах небольшого
размера, выполненных на токарной основе. Утилитарно-декоративные предметы
изготовляют без резьбы. Их объемы и поверхность достаточно привлекательны
естественной структурой природного рисунка.
Строгие рисунки обобщенных растительных мотивов, изображения
полуфантастических животных вдохновляют современных мастеров на создание вещей,
приближающихся к лаконизму и выразительности художественных предметов прошлых
эпох. Свои условия диктует и материал. Два вида мягкого камня - гипс в оттенках
от бело-розового до темно-бурого и кальцит от светло-желтого до коричневого с
неповторимыми прожилками в каждом куске - настраивают на сохранение природной
красоты материала, и потому здесь не увлекаются скульптурой. В большинстве
своем это утилитарные изделия довольно строгих форм и пропорций с лаконичным
резным орнаментом: декоративные вазы, блюда, лотки, чаши, светильники,
выточенные из местного камня.
Работы тувинских мастеров сохраняют привязанность скульптурных
изображений к древним ритуалам и обрядам. Частыми мотивами их скульптур
являются драконы, духи, похожие на львов и других хищников. Их изображения
канонизированы, но имеют много вариантов. Исполнение их в камне отмечено
необыкновенной тщательностью и четкостью. В скульптуре всегда выразительны
соотношения резных деталей с гладкой поверхностью, что создает декоративную
остроту даже в работах небольшого размера. Драконы строго подчинены силуэтному
решению композиции и зачастую обильно покрыты орнаментальной резьбой.
Реальный мир животных, которых хорошо знают мастера, составляет большую
часть тувинской малой пластики. Быки и верблюды, кони и степные бараны,
всадники-скотоводы и дети изображаются в свободных, естественных движениях,
которые демонстрируют наблюдательность мастеров, их умение отразить через
скульптурный образ важную частицу жизни. Статичные изображения человека и
животных служат основой для создания шахматных фигур.
Список
использованной литературы
1. Бетехтин
А.Г. Минералогия [текст] / А.Г. Бетехтин - Государственное издательство
геологической литературы, 1950. - 450 с.
2. Известковый
туф [электронный ресурс]/Википедия. - 2011. - Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Известковыйтуф
. Ракушечник
[электронный ресурс]/Википедия. - 2011. - Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ракушечник
. Гипс
[электронный ресурс]/ Большая советская энциклопедия. - 2001. - Режим доступа:
http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Гипс/
. Ферсман
А.Е. Занимательная минералогия [текст] / А.Е. Ферсман. - 1993. - 200 с.
. Известняк
- [электронный ресурс]/строительный портал о продаже и обработке натурального
камня для интерьера. - 2011. - Режим доступа: http://stonetorg.ru/stat/n63s33/