Воспитательная система в школе
Оглавление:
Введение
1. Классификационная характеристика
2. Целевые ориентации
3.
Цели и задачи воспитательной деятельности
4. Модель личности выпускника
5. Список использованной литературы
Введение.
С целью усиления эффективности воспитания
ребенка современная школа стремится создать воспитательную систему. В каждой
школе она имеет свои отличительные особенности, свое лицо.
Воспитательная система охватывает весь
педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не
только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы.
Воспитательная система имеет следующую структуру:
1. Цели – совокупность идей, для
реализации которых она создается.
2. Деятельность, обеспечивающая ее
реализацию.
3. Субъект деятельности, ее организующий и
в ней участвующий.
4. Отношения, рождающиеся в деятельности и
общении.
5. Управление, обеспечивающее интеграцию
компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Главная цель воспитания – это модель
личности выпускника, которая рассматривается не только как идеальная цель
воспитания, но и как содержание воспитания.
Школа должна стремиться выпускать из своих
стен выпускника, который соответствовал бы параметрам модели личности.
Современная школьная воспитательная система (технология)
представляет единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления. Воспитательная
технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных
условий.
1. Классификационная характеристика:
1. Уровень и характер применения.
Метатехнология - как государственная образовательная политика;
отраслевая – как технология управления образовательной системой; модульно-
локальная технология обучения и воспитания;
2. Философская основа - амбивалентная, многокультурная;
3. Методологический подход - демократический,
социокультурный, деятельностный;
4. Ведущие факторы развития – психогенные;
5. Научная концепция освоения опыта - Интериоризаторская,
развивающая
6. Ориентация на личностные сферы и структуры:
1)СЭН – сфера эстетико – нравственных качеств,
2)СУМ – самоуправляющих механизмов личности.
7. Характер содержания и структуры - светский, гуманитарный,
валеологический, экологический, гибкий, проникающий.
8. Вид социально- педагогической деятельности - социализации,
поддержки, адаптации, коррекции, культурологическая;
9. Тип управления социально- воспитательным процессом - программного,
самоуправления, самовоспитания, создание компьютерного управления;
10. Преобладающие методы - творческие, диалогические
(интерактивные), деятельные, саморазвития, мультимедиа;
11. Организационные формы - альтернативные: открытые,
клубные, интегративные;
12. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий:
Сотрудничество, сотворчество, свободного воспитания,
деятельный, личностно-ориентированный, арт - технологии.
13. Направление модернизации воспитательной
системы.
Модернизация на основе гуманизации и демократизации отношений,
активизации деятельности, организации и методической аранжировки, усиление
социовоспитательных функций, самовоспитания.
14. Категория объектов:
Все категории с дифференциацией по уровню, по интересам.
2. Целевые ориентации.
1 уровень - цели государственной образовательной политики, которые
определены Законом РФ « Об образовании», «Федеральной программой развития
образования в России на 2000-05 гг.», « Национальной доктриной образования РФ»,
«концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней
школе)», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года:
- формирование физически здоровой, духовно богатой,
высоконравственной, образованной личности ( патриота России, уважающего
традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека,
ответственность перед собой и обществом);
- формирование целостного научного мировоззрения (экологическая
культура, вхождение в открытое информационно - образовательное пространство);
- разностороннее развитие детей (их познавательных интересов,
творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание
условий для самореализации личности.
2 уровень - региональные социально- воспитательные цели,
ориентированные на национальную, этническую региональную культуру как среду,
питающую духовное и нравственное развитие ребенка, где семье отводится
приоритетная роль в воспитании детей: главная- создание единого сельского
воспитательного пространства, где налицо социально- педагогические условия:
1.
Приоритетность воспитания в деятельности субъектов поселковой
социальной политики.
2.
Интеграция ресурсов сельской среды для оптимального использования
ее воспитательного потенциала и обеспечения многообразия пространств
самореализации субъектов.
3.
Сформированность и развитие системы социального партнерства.
4.
Включенность субъектов поселковой среды в реализацию задач
воспитания.
5.
Сформированность и развитие локальных воспитательных систем
разного уровня.
6.
Приоритетность технологий, обеспечивающих
педагогическую поддержку и помощь семье в воспитании и развитии
индивидуальности детей.
3 уровень - цели развития школы, касающиеся средств и способов
воспитания, создающие комплексную программу развития:
Включение учащихся в различного рода творческую деятельность с
использованием форм.
Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования
личности.
Развитие какой- либо субкультуры детей и подростков в рамках
создания реального культуротворческого процесса.
Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников, к
традициям и народным ремеслам.
Включение школьников в современные формы хозяйствования ( участие
в создании технических и коммерческих проектов).
Организация культурно-досуговой деятельности в воспитывающей среде
социально- педагогического комплекса «Внешкольник».
4 уровень - цели как планируемые результаты
развития личности школьника, отражающиеся в модели личности выпускников школы.
На новый период они сформулированы как цели
социализации школьников, на основе компетентного подхода:
1.
Научить учиться. Результат - образованный и творческий выпускник.
2.
Научить жить. Результат - адаптивный и самостоятельный выпускник.
3.
Научить работать и зарабатывать. Результат - успешный выпускник.
4.
Научить жить вместе. Результат - демократ, гражданин, гуманист.
3. Цели и задачи
воспитательной деятельности.
ЦЕЛЬ: в процессе обучения в школе воспитать
свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к
самореализации и саморазвитию.
ЗАДАЧИ:
- формирование готовности и способности личности выполнять
систему социальных ролей;
- приобщение к национальной и мировой культуре,
развитие духовности;
- воспитание патриотов, граждан правового,
демократического социального государства, уважающих права и свободы личности;
- формирование у детей культуры межличностных
отношений;
- развитие творческих способностей учащихся, навыков
самообразования;
- профилактика асоциального поведения детей и
молодежи, детской
беспризорности, правонарушений и других негативных
явлений;
- укрепление взаимодействия с семьями учащихся;
- поддержка детей из неблагополучных семей, семей
социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Основные
направления воспитательной деятельности:
1. ЗДОРОВЬЕ
- организация деятельности по формированию здорового образа жизни, организация
деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ, организация
туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности:
здоровье тела, духа, разума.
2. СЕМЬЯ
- организация работы с семьей, организация совместной деятельности семьи и школы,
работа по половому просвещению учащихся, защищенность ребенка в семье.
3. ИНТЕЛЛЕКТ
- формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных
способностей.
4. ЗНАНИЯ
И УМЕНИЯ – формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к
самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
5. ОТЕЧЕСТВО
- гражданско-патриотическое воспитание учащихся, изучение национальных традиций,
деятельности детских общественных организаций.
6. ПРИРОДА
– организация деятельности по защите природы, экологическому воспитанию,
организация природосообразной деятельности.
7.
ТРУД - организация трудовой и профориентационной деятельности учащихся,
воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
Класс – это основное звено, связующее
ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою
индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.
Главная задача педагогического коллектива
– создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных
для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя – защита
ребенка.
4. Модель личности выпускника
1. Нравственный потенциал:
- Осмысление
целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество»,
«любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину.
- Понимание
сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в
отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная
оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к
профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой
жизни. Активность в общешкольных и классных делах, работе с младшими
школьниками.
2. Образовательный
потенциал:
- Желание
и готовность продолжить обучение после школы или включиться в трудовую
деятельность, потребность в углубленном изучении избранной профессии, в
самостоятельном добывании новых знаний.
3. Коммуникативный
потенциал:
- Владение
умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою
и чужую агрессию, поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в кризисных
жизненных ситуациях.
4. Культурный
потенциал:
- Умение
строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в
посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в
учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.
5. Физический
потенциал:
Стремление
к физическому совершенствованию; умение подготовить и провести подвижные игры и
спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников.
5.
Социально-психологическое обеспечение
воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений.
Цель: взаимодействие детей и
взрослых, направленное на развитие личности, социального и профессионального
становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом,
природой, самим собой;
1. Использование потенциала основных и дополнительных
образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую
их возрастным индивидуальным особенностям деятельность, направленную на
формирование у детей: гражданственности и патриотизма, уважения к правам и
свободам человека, опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе
культурных ценностей, трудолюбия, готовности к осознанному выбору профессии, экологической
культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному
здоровью, эстетическое отношение к окружающему миру, потребности самовыражения
в творческой деятельности,
организационной культуры, активной жизненной позиции, опыта
руководства
социальными группами, навыков самоорганизации, проектирования
собственной деятельности.
2.Создание программ социально-психологической помощи обучающимся и
семьям субъектами воспитательного взаимодействия:
-организация работы по профилактике злоупотребления ПАВ и
ВИЧ/СПИД,
-по профилактике безнадзорности и правонарушений.
3. Создание программы «Культура здоровья», внедрение в ОП новых здоровье
- сберегающих технологий.
Результат: выпускник школы с высоким
уровнем воспитанности; с ярко выраженными качествами гражданина – патриота,
профессионала-работника, семьянина- родителя; обладающий знаниями в области
своего здоровья сбережения.
Список использованной литературы:
1. Системное управление
инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс. О.И.- канд. пед.
наук. М., 2006. С. 94.
2. Майерс Д. Социальная
психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. С. 38.
3. Лузан С.А. Различие
систем ценностей и ценностных ориентаций социальных субъектов как источник
конфликтов. Дисс... канд. социол. наук. М., 2003. С. 10.
4. Новикова Л.И.
Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11.
С. 61-64.
5. Поляков С.Д. Основы
теории инновационных процессов в сфере воспитания. Диссертация доктора пед.
наук. Ульяновск, 2003. С. 57.
6. Моисеев А.М., Моисеева
О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления
развитием школы. Новокузнецк, 2004. С.48.