Има Сумак
Има Сумак
Алекс Громов
Има
Сумак - самая известная в мире перунская певица, любимица Никиты Хрущева
Уникальный
голос и скверный характер – она лишь на время смогла стать мировой
знаменитостью, теперь уже полузабытой. Сумак появилась на свет 10 сентября 1927
года и с тех пор эта дата во всех музыкальных календарях мира обязательно
упоминает это событие, хотя мало кто ее слушает по сравнению с легендарными
50-60-ми годами прошлого века.
Има
Сумак – до сих пор легенда и тайна. Ее настоящее имя звучит красиво, длинно и
загадочно – Зоиля Аугуста Императриц Каварри Дель Кастильо. О ее детстве и
юности позже ходили самые противоречивые слухи – в то время как «почти
официальная версия» утверждала, что Сумак – потомственная жрица Солнца,
сохраняющая наследие инков среди перуанских индейцев кечуа, многие скандальные
издания уверяли, что все это – лишь реклама, а сама Има – лишь обычная
полукровка и вообще, никакими жрецами и тайнами в ее жизни и не пахнет.
К
тому же, она упорно зачем-то утверждала, что она – самоучка (а ее учителем в
музыке был муж), и при этом презирала всех остальных.
Она
стала суперпопулярной без всякой рекламной раскрутки - концерты проходили в
лучших музыкальных залах мира. Супердорогие билеты и переполненные залы. В 50-х
годах прошлого столетия после выхода первой пластинки, она стала суперзвездой,
«почетным послом» до тех пор практически неизвестной в мире перуанской музыки.
Но
весь мир сходиться в одном – внезапно появившись на международном музыкальном
олимпе полвека назад, она сразу и надолго заняла принадлежащее ей по праву
место уникальной «этно-дивы». Но вечные проблемы с нежеланием платить налоги и
выполнять все требования (особенно – к имиджу) западных менеджеров.
Мировое
турне она начала «своеобразно» - посетила в 1960 году с гастролями Советский
Союз, выступив в сорока городах, и стала на двадцать с лишним лет кумиром для
тех, кто тогда ее услышал. Ее имя до сих пор с уважением произносит такой мэтр
музыкальной критики как Артемий Кивович Троицкий, а лидер известной группы
«Рада и терновник» этнозвезда России Рада называет Иму Сумак одной из своих
любимых певиц.
Но
хотя платили ей в твердой валюте, гастроли оборвались и на десятилетия Има
стала в СССР под запретом – она ухитрилась поссориться с тогда всесильным КГБ и
вовсе не из-за идеологии.
Первые
песни, записанные в США, вообще напоминали щебетание экзотических птиц. По
словам музыкальных критиков, «индейские корни придавали ее пению отзвук
мистических традиций Южной Америки, а европейская классическая постановка
голоса позволяла ей виртуозно владеть экстраординарными вокальными данными».
Даже
голос ее так и не изучен - до сих пор в разных источниках называют различное
количество октав диапазона ее голоса – пять или четыре. В конце 80-х годов
прошлого столетия ей предложили подвергнуть «ради науки» свой голос
компьютерному анализу. Она категорически отказалась, то ли следуя каким-то
древним ритуалом, запрещающим это, то ли просто желая сохранить «в
неприкосновенности» свою былую легенду и таинственность своего образа.
В
середине 90-х годов она еще выступала в концертных залах Западной Европы и ее
голос по-прежнему очаровывал слушателей. На ее пластинке завораживающие
индейские экзотические мелодии идут вперемежку со ставшими тогда популярными
ритмами карнавальной румбы и заводного ча-ча-ча.
Ее
уникальный голос, способный практически моментально переходить от солидного
баритона к «комариной колоратуре» и издавать «совершенно нечеловеческие звуки»,
достиг вершин совершенства в таких международных суперхитах как «Гимн Солнцу»
(на самом деле композиция называлась – «Подношение девственницы»), «Хиваро».
Это был словно музыкальный реквием по исчезнувшей в веках цивилизации инков.
Она
просто опередила свое время – латиноамериканские мелодии вошли в моду позже,
как и потребность мирового кинематографа в таком уникальном, словно
нечеловеческом голосе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.americalatina.ru/