Юзеф Мария Бохеньский
Юзеф Мария Бохеньский
Бохеньский (Bochenski) Юзеф Мария (1902—1993) -пол.
философ, доминиканец (с 1926), орденское имя — Иннокентий. Изучал право во Львове
(1920— 1922), экономику в Познани (1922—1926), философию в Фрибуре в Швейцарии
(1928—1931) и теологию в Риме (1931 — 1934). Проф. логики в ун-те «Ангеликум» в
Риме, затем проф. истории философии в ун-те Фри-бура. Организовал в Фрибуре
ин-т, занимавшийся изучением коммунизма в Центральной и Восточной Европе и являвшийся
одним из основных советологических центров.
Бохеньский
был известным логиком и исследователем истории логики. Одним из первых
продолжил программу историко-логических исследований, начатую Я. Лукасевичем в Польше
и основывающуюся на истолковании истории логики с т.зр. современной
математической логики. В этом стиле анализировал историю модальной логики,
логики Теофраста, антич. формальной логики. В 1956 представил обширную работу,
синтезирующую историю логики в духе программы Лукасевича и являющуюся первым в логической
литературе трудом такого рода. В философии Б. начинал как томист. Под влиянием
львовско-варшавской школы полагал, что томизм должен быть осовременен путем
применения к нему современного логического анализа. В этом духе Б.
проанализировал ряд понятий, в частности понятие аналогии. Пытался также
подвергнуть логической реконструкции доказательства существования Бога,
сформулированные Фомой Аквинским.
В
1960-е гг. Б. оставил томизм и прямо высказался в поддержку аналитической
философии. При этом он считал, что деление философии на христианскую и остальную
лишено оснований, ибо религиозная вера не предопределяет никакой философии.
Философия же может быть либо аналитической, либо синтетической. Последняя
является по большей части метафизической в наихудшем смысле этого слова, т.к.
считает какие-то проблемы разрешимыми единственно благодаря интуиции или мистическому
переживанию. С позиций рационализма Б. отвергал всякое познание, не являющееся
логическим или эмпирическим, и проводил резкую границу между наукой и мировоззрением,
между знанием и верой. Это вело к довольно неортодоксальным воззрениям на сущность
веры, поскольку последняя является, по Б., вопросом решения и выбора, а не
интеллекта. Тем не менее Б. полагал, что аналитическая теология возможна, а ее
предшественником считал как раз Фому Аквинского. Б. придавал большое значение
анализу понятий во всех областях знания, включая гуманитарные и социальные
науки. Предметом его собственного анализа были понятия «авторитет-», «религия»
и др. Б. отстаивал также систему взглядов, являющуюся, по его мнению,
рациональной и направленную против гуманизма, антропоцентризма и сциентизма, во
всяком случае против крайних версий этих воззрений.
***
Польско-швейцарский
философ-неотомист, член ордена доминиканцев (с 1927). Изучал право (Львов),
политэкономию (Познань), философию (Фрейбург, Швейцария), теологию (Рим). С 1931
– доктор философии, с 1935 – доктор теологии, с 1966 – почетный доктор
юриспруденции Университета Нотр-Дам (Сша). Работал в Италии (университет
Ангеликум в Риме, 1935–1940), Польше, потом во Фрейбурге: директор Института
восточноевропейских исследований (1957–1972), декан философского факультета,
профессор современной философии. Во время войны служил в Польской армии. На 81
году жизни получил лицензию пилота. Основатель журнала “Studies in Soviet
Thought” (1961) и серии “Sovietica” (1959). Основные сочинения: «Логика
Теофраста» (1939), «Диамат» (1950), «Формальная логика» (1956), «Современная
западная философия» (1957), «Методы современного мышления» (1965),
«Марксизм-ленинизм» (1976) и др.
Б.
исследовал проблемы современной логики, истории философии, философии религии. В
его работах содержится классическое изложение неотомистской онтологии, которая
рассматривается им как функция метафизики. «Метафизика, образующая ядро
томистской философии, тесно связана с онтологией и рассматривает бытие как таковое
в качестве своего объекта», – подчеркивал Б. Основная проблема онтологии –
соотношение материи и формы. Материя относится к форме как потенция к акту.
Можно вывести понятие первой материи как чистой потенции для любых форм. Б.
выделяются четыре типа форм, связанных между собой отношениями выводимости и снятия
(неорганическое тело, жизнь, бытие животного, бытие человека). Человек обладает
бессмертной душой, схватывающей (в своем высшем совершенстве) достоинства
предшествующих форм бытия. Человек знает цели и способен выбирать, обладает
максимально возможной на земле полнотой бытия. Гносеология Б. исходит из двух
томистских принципов: «интеллиги-бельности» (порядок творения через посредство
божественной идеи и воплощение ее в вещи таковы, что возможен обратный путь
восхождения к идее) и «соучастия» (всякое конечное творение принимает участие в
сущности Бога).
Акт
сознания – это ассимиляция разумом заключенной в вещи идеи. Полагал, что неотомизм
может привлекать для собственного развития отдельные тезисы феноменологии и аналитической
философии, развивая и реализуя тем самым в современном католицизме установки аджорнаменто.
Б. являлся одним из теоретических лидеров антикоммунизма: марксизм, по Б., –
вера, лишенная научного обоснования, с явно выраженной детерминантой тотального
атеизма. Согласно Б., Марксу часто приписываются взгляды Энгельса, Плеханова,
Ленина и пр., кроме этого нередко вольно переинтерпретируются взгляды его самого.
Маркс, у Б., ставил перед собой задачу чисто теоретическую – создание «научного
социализма» и социологии (одним из основателей которой, с точки зрения Б., он по
праву и считается). Марксизм поместил в собственное теоретическое основание, не
выдержавшие испытания временем, концепты: «класс», «прогресс», «диалектический
материализм», а также организовывался как доктрина по принципу идейной секты во
главе с гуру. Творчество Б. сыграло весомую роль в процессах успешной полемики
демократических мыслителей против их ортодоксальных марксистских оппонентов –
особенно в условиях значимого фона религиозного мировоззрения.
А.А. Грицанов
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/