М.А.Булгаков
М.А.Булгаков
Доклад
подготовил Ковальчук А.В.
Как и всякий
советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич Булгаков должен был
при поступлении на очередную «службу» писать автобиографию, прилагавшуюся к
печатному «листку по учету кадров». Таких официальных документов он собственноручно
составил несколько, все они являются и литературными произведениями, важными
источниками для научной биографии великого русского писателя.
В Отделе
рукописей Государственного Литературного музея (фонд 151, опись 1, единица
хранения 278) хранится автобиография М. А. Булгакова, датированная мартом 1931
года и содержащая малоизвестные сведения о его театральной деятельности.
Родился в 1891
году в Киеве. Сын профессора. Окончил Киевский университет по медицинскому
факультету в 1916 году. Тогда же стал заниматься литературой, нигде не
печатаясь до 1919 года.
В годы
1919-1921, проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка помещаемые в газетах,
изучал историю театра, иногда выступал в качестве актера.
В 1921 году
переехал в Москву, где служил в газетах репортером, затем фельетонистом.
В годы
1922-1924, продолжая газетную работу, писал сатирические повести и роман «Белая
гвардия».
В 1925 году, по
канве этого романа, написал пьесу, которая в 1926 году пошла в Московском
Художественном театре под названием «Дни Турбиных» и была запрещена после
289-го представления.
Следующая пьеса
«Зойкина квартира» шла в театре имени Вахтангова и была запрещена после
200 представления.
Следующая -
«Багровый остров» шла в Камерном театре и была запрещена приблизительно после
50-го представления.
Следующая -
«Бег» была запрещена после первых репетиций в Московском Художественном театре.
Следующая -
«Кабала Святош» была запрещена сразу и до репетиций не дошла.
Через 2 месяца
по запрещении «Кабалы» (в мае 1930 года) был принят в Московский Художественный
театр на должность режиссера, находясь в которой, написал инсценировку «Мертвых
душ» Гоголя.
В марте 1931
года был принят кроме режиссуры и в актерский состав Московского
Художественного театра.
Творчество
Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры двадцатого века.
Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С
1927 года по 1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей
строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким чувством он
пишет, что после окончания войны (1-ой мировой): "...западные страны
зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут
процветать!), а мы... мы будем драться, мы будем платить за безумие дней Октябрьских,
... за все!"
В своем
знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в один из самых
драматических, страшных моментов его жизни, его самосознания, в конце марта
1930 года, Булгаков считает одной из главных черт своих сатирических повестей
"глубокий скептицизм в отношении революционного процесса...".
Булгаков, вероятно, наиболее четко, чем кто-либо из его современников, со всей
определенностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати как
непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь Чести, сделал свой
выбор - готовность к любым трудностям, кроме жертвы свободой художественной
мысли.
Как
художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда
многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный
принцип - "сатира не терпит оглядки".
Булгаков считал
своим учителем Салтыкова-Щедрина, его любимейшим писателем был Гоголь, недаром
своему сокровенному герою Мастеру - он придает портретное сходство с Гоголем.
Сочинять
Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость, художественный
артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и пристальный анализ
формировали его неповторимый стиль.
Ранняя проза
Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну фантастического,
фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не
только дань литературной традиции (в том числе немецких романтиков, особенно
Гофмана): социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична,
безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.
Все лучшее,
написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое отрицание поверженной и
исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения, по которой
пронесся бесовский шабаш.
Уже в двадцатые
годы Булгаков сознавал, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой
созданной им страницей. Создав мысль - образ или целый художественный мир,
автор как бы сообщает им прочность несокрушимой реальности - "рукописи не
горят".
Однако при
очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно реалистична,
конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты
здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия
"Булгаковская Москва", "Булгаковский Киев".
Булгаков-писатель
и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические
взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы
из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 года он врач,
только изредка пробующий себя в литературе. В 20-е годы Булгаков уже
профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным
трудом и осененный громкой, но скандальной славой «Дней Турбиных». Наконец, в
30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий, поскольку существовать на
публикации прозы и постановки пьес уже не может – не дают (в это время он пишет
свой нетленный и главный шедевр - «Мастера и Маргариту»). Надо сказать, что
Булгаков – феноменальное явление советских времен. Он с детства ненавидел
писать на «социальный заказ», в то время как в стране конъюнктурщина и страх
губили таланты и выдающиеся умы. Сам Михаил Афанасьевич был твердо уверен, что
никогда не станет «илотом, панегиристом и запуганным услужающим». В своем
письме правительству в 1930г. он признавался: «Попыток же сочинить
коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у
меня не выйдет». Эта невероятная смелость была, очевидно, вызвана тем, что
Булгаков никогда не отступался от своих творческих позиций, идей и оставался
самим собой в самые тяжелые моменты жизни. А их у него было немало. Ему полной
мерой довелось испытать на себе давление мощной административно-бюрократической
системы сталинских времен, той, которую он впоследствии обозначил сильным и
емким словом «Кабала». Многие его творческие и жизненные установки,
реализованные в художественных произведениях и пьесах, встретили жестокий
отпор. В жизни Булгакова были полосы кризисов, когда произведения его не
печатали, пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе.
Со Сталиным у Булгакова
были особые отношения. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая
на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не
испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах
(хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной
постели (от нефросклероза, унаследованного от отца). Булгаков знал, что в
Советском Союзе его вряд ли ждет блестящее литературное будущее (его
произведения постоянно подвергались чудовищной критике), доведенный до нервного
расстройства, открыто писал Сталину (письмо это приобрело широкую известность):
«…я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ
ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЮ МОЕЙ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к
прошению этому присоединяется». На самом деле, Булгаков по-своему любил Родину,
не представлял себе жизни без советского театра, но.… Однажды он сказал: «Нет
такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был ненастоящий. А
если настоящий замолчал – погибнет». Почему же Вождь не ликвидировал
«антисоветчика», «буржуазного писателя» Булгакова? Говорят, писатель «сразил»
его необыкновенным обаянием и чувством юмора. А Сталин еще и ценил его как
драматурга: смотрел пьесу «Дни Турбиных» 15 раз! Л.Е. Белозерская (жена Михаила
Афанасьевича) так описывает Булгакова при первой встрече с ним: «Нельзя было не
обратить внимание на необыкновенно свежий его язык, мастерский диалог и такой
неназойливый юмор.… Передо мной стоял человек лет 30 – 32-х; волосы светлые,
гладко причесанные на косой пробор. Глаза голубые, черты лица неправильные,
ноздри грубо вырезаны; когда говорит, морщит лоб. Но лицо, в общем,
привлекательное, лицо больших возможностей. Это значит – способно выражать
самые разнообразные чувства. Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого
же все-таки походил Михаил Булгаков. И вдруг меня осенило – на Шаляпина!»
Таким был М. А.
Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем
той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась
сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие
к морфию (когда работал земским врачом), гражданскую войну (которую он
переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе),
жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему
удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.