Составление смет (бюджетирование)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,95 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Составление смет (бюджетирование)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский университет экономики, финансов и международной торговли






Курсовая работа

на тему:

Составление смет















Астана 2012 г.

Содержание

Введение

. Виды смет и планов, применяемых в производстве

.1 Сметная документация

.2 Виды смет

.3 Структура планов

.4 Классификация и виды планов

. Влияние смет на планирование и контроль

.1 Операционные бюджеты

.2 Прогнозный баланс

. Порядок составления планов сбыта и производства

.1 Составление плана сбыта

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сегодня бюджетирование применяется в компаниях в лучшем случае для того, чтобы контролировать отдельные показатели, например размеры дебиторской и кредиторской задолженности, или для того, чтобы установить уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. Но никак не для того, чтобы управлять активами предприятия, добиваться роста капитализации или надежно определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений хозяйственной деятельности. Другими словами, назначение бюджетирования в наших компаниях неоправданно сужается.

Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в гибком развитии предприятия, разработка и рассмотрение схем взаимодействия различных бюджетов, организация бюджетирования на предприятии.

Предметом курсовой работы является изучение сметного планирования (бюджетирования) и контроля затрат.

Раскрываются теоретические основы выбранной темы и освещаются следующие вопросы:

Характеристика предмета исследования, как экономической категории.

Обобщение опыта организации и ведение управленческого учёта.

Оценка современного состояния изучаемого вопроса.

Характеристика объекта исследования.

Освещение организации учётного процесса и формы учёта.

Анализ организации и оценка современного состояния управленческого учёта на предприятии, с выявлением ошибок в учёте, а также отражение проблемных и спорных моментов, нетипичных операций учётной практики.

1. Виды смет и планов, применяемых в производстве

.1 Сметная документация

Смета - документ, представляющий собой расчёт (план) предстоящих доходов и расходов на осуществление какой-либо деятельности. Существуют сметы на финансирование <#"justify">2. Как составить смету, сделать сметные нормативы

Чтобы составить смету надо прежде всего понимать, что сметы составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям, или по общеплощадочным работам. Локальные сметы относятся к первичным сметным документам, просчитанным на основе объемов, определившихся при разработке смет, а точнее рабочей сметной документации (РД).

Чтобы составить смету необходимо:

) Выбрать нормативную базу в которой будет выполняться расчёт:

государственные сметные нормативы - ГСН;

отраслевые сметные нормативы - ОСН;

территориальные сметные нормативы - ТСН;

фирменные сметные нормативы - ФСН;

индивидуальные сметные нормативы - ИСН

) Затем, чтобы правильно сделать смету, необходимо установить для какого территориального района выполняется сметная документация.

) «Варианты накладных расходов и сметной прибыли»

) Установить глобальные начисления т.е. коэффициенты (проценты) действующие на всю смету.

) Заполнение локального сметного расчёта единичными расценками.

Основанием для определения сметной стоимости <#"justify">2.1 Операционные бюджеты

К операционным бюджетам относятся:

Бюджет продаж

Бюджет запасов

Бюджет производства

Бюджет потребностей в материалах

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Бюджет общепроизводственных расходов

Бюджет цеховой себестоимости

Бюджет коммерческих расходов

Бюджет общехозяйственных расходов

Бюджет капитальных вложений

Бюджет продаж.

В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации.

На базе проведенного рыночного анализа отделом маркетинга, договорам намерений, договорам купли продажи, заключенными отделом продаж и поступивших заявок на покупку продукции формируется бюджет продаж продукции предприятия

Бюджет продаж составляется на сроки:

-15 лет перспективный план продаж;

-12 месяцев тактический план продаж;

дней оперативный план продаж.

На основании данного бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по ГП и план движения денежных средств (план поступления денежных средств от продажи ГП).

Таким образом, входными данными для данного бюджета являются:

Существующие договора;

Поступившие заявки на приобретение продукции;

Рыночный анализ;

И на основании этих данных формируется следующие выходные данные бюджета продаж:

Бюджет продаж (план продаж по менеджерам);

План возникновения и погашения обязательств;

План поступления и расходования денежных средств

Бюджет запасов.

Запасы включают в себя запасы готовой, незавершенной продукции и материалов. Запасы необходимы предприятию для бесперебойного функционирования.

Бюджет запасов бывает:

бюджет входящих остатков запасов;

бюджет выходящих остатков запасов.

Бюджет производства.

В бюджете производства определяется количество продукции, которое предполагается произвести исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции. Бюджет производства формируется в натуральных показателях и денежном выражении. После того как сформирован бюджет производства по предприятию производится формирования бюджетов производства по цехам.

Бюджет производства составляется на следующие сроки:

на год поквартально;

на квартал помесячно;

на месяц.

Бюджет потребностей в материалах.

Бюджет потребностей в материалах составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель - определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода. Бюджет потребностей в материалах составляется в целом по предприятию и по разбивке по цехам.

Бюджет потребностей в материалах составляется на следующие сроки:

на год поквартально;

на квартал помесячно;

на месяц.

На основании данного бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по материалам и план движения денежных средств (план закупок по материалам).

Бюджет прямых затрат на оплату труда.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляйся на базе бюджета производства. Назначение данного бюджета - определить прямые (переменные) издержки на заработную плату в соответствии с составленным ранее бюджетом производства.

Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 чел. (т.е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на следующие сроки:

на год поквартально;

на квартал помесячно.

на месяц.

Бюджет общепроизводственных расходов.

Общепроизводственные расходы включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Эти затраты могут быть как переменными, так и постоянными.

Назначение данного бюджета - определить издержки, связанные с теми категориями производственных и операционных затрат. К числу таких затрат в зависимости от специфики производства можно отнести: электроэнергия, вода, некоторые материалы.

Бюджет общепроизводственных расходов составляется на следующие сроки:

на год поквартально;

на квартал помесячно;

на месяц.

Бюджет цеховой себестоимости.

Бюджет цеховой себестоимости продукции сводит воедино затраты на материалы, заработную плату, организацию и подготовку участков и цехов с учетом изменения запасов незавершенного производства. Структура бюджета цеховой себестоимости продукции зависит от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии, т.е. от того, включаются ли постоянные затраты в себестоимость продукции. В любом случае необходимо сохранить разделение на постоянные и переменные затраты, причем переменные затраты необходимо указать отдельно для каждого вида продукции.

Затраты на материалы есть произведение норм расхода материалов на цену этих материалов: исходные данные берут из бюджета потребности в материалах. Издержки на оплату труда определяют из бюджета прямых затрат на оплату труда. Общепроизводственные затраты переносят из соответствующего бюджета, причем если на предприятии применяется директ-костинг, то на виды продукции эти затраты не распределяют, а включают общей суммой в себестоимость продукции, реализованной заданный период.

Бюджет коммерческих расходов.

В бюджет коммерческих расходов включают издержки текущего характера, связанные с реализацией продукции, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с потребителями и т.п.). Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные.

Бюджет общехозяйственных расходов

Бюджет общехозяйственных (административных) расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов

Бюджет капитальных вложений

При наличии каких либо инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период разрабатывается бюджет капитальных. В данном бюджете определяется за счёт каких средств будет происходить финансирование капитальных вложений. И если не будет хвать своих источников, то разрабатывается планы привлечения инвестиций и кредиты банков для реализации планируемых целей.

Финансовые (основные) бюджеты

К финансовым бюджетам относятся:

Бюджет прибылей и убытков

Бюджет движения денежных средств

Прогнозный баланс

Бюджет прибылей и убытков

Бюджет прибылей и убытков (доходов и расходов) представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.

Основной смысл бюджета доходов и расходов - показать руководителям компании эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период, а проще говоря, - будет прибыль (валовая, операционная, чистая - любая), превышение доходов над расходами или нет. Бюджет доходов и расходов позволяет также установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, целевые показатели (нормативы) прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления и т. п.

В сущности бюджет доходов и расходов - это прогнозирование структуры себестоимости выпускаемой компанией продукции (точнее, ее стоимости в отпускных ценах) на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли. Бюджет доходов и расходов (финансовых результатов) до некоторой степени соответствует форме № 2 Отчет о финансовых результатах бухгалтерской отчетности, установленной в России, и показывает структуру доходов и расходов. Но в бюджетировании в отличие от формы № 2 БДиР составляется не только для предприятия, фирмы и других юридических лиц, но и для отдельных проектов, бизнесов или центров финансовой ответственности.

Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год), принятый в компании, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Индикативно, т. е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДиР (например, объем продаж, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до двух-пяти лет. Важно также, что внутри бюджетного периода БДиР (бюджет доходов и расходов) должен иметь достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюджетным регламентом данной конкретной компании) разбивку на подпериоды. Эта разбивка зависит от степени технической и организационной подготовленности компании к постановке бюджетирования. Как минимум разбивка БДиР осуществляется помесячно (бухгалтерская отчетность, как известно, ведется поквартально). Во многих случаях, когда руководителям предприятия или фирмы необходима более оперативная информация о состоянии финансов, в разрезе отдельных видов бизнеса, БДиР может иметь подекадную или, лучше, понедельную разбивку бюджетного периода по крайней мере на первые два квартала этого периода. При составлении индикативных БДиР достаточна помесячная разбивка на периоды более одного года. Поскольку БДиР отражает структуру себестоимости продукции конкретного вида бизнеса, проекта, ЦФО или структурного подразделения (предприятия или фирмы в целом в случае сводного бюджета), по нему можно судить о рентабельности производства (норме прибыли), массе прибыли и возможностях погашения кредита. С его помощью можно рассчитать точку безубыточности, определить лимиты основных видов затрат, сумм перечислений вышестоящим органам управления (отчисления от прибыли, погашение общеорганизационных расходов и т. п.) по результатам хозяйственной деятельности на бюджетный период.

Бюджет движения денежных средств

Бюджет движения денежных средств (БДДС) - это, в сущности, план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или фирмы, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров или контрактов) поступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию, наличных денежных средств, а также задержки поступлений за продукцию, отгруженную ранее (дебиторская задолженность). Важность этого документа в бизнесе все время возрастает. Хотя не только у нас, но и за рубежом еще совсем недавно должного внимания ему в управлении не уделялось. И сегодня именно БДДС является главным документом в системе внутрифирменных бюджетов. Если у вас есть БДиР, смета капитальных и первоначальных затрат или инвестиционный план, но все доходы и расходы не увязаны друг с другом во времени (по срокам) и по условиям поступления и использования, то можете считать, что бюджетирования в вашей компании нет ни в каком, даже самом убогом виде.

Составление БДДС (бюджета движения денежных средств) призвано обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия или фирмы на предстоящий период. Если в бюджете доходов и расходов в какие-то периоды могут быть запланированы убытки (в сущности, они неизбежны, если речь идет о становлении нового бизнеса или крупной технической реконструкции производства, например) в расчете на то, что будущая прибыль перекроет убытки прошлых лет, то в БДДС все поступления денежных средств в любое время должны превышать их использование в тот же период. Так называемое конечное сальдо в БДДС должно быть обязательно положительным. Неденежный поток должен быть положительным, а именно конечное сальдо.

БДДС составляется на весь бюджетный период (обычно на один календарный год) с максимально возможной детализацией внутри него. Составлять данный бюджет индикативно на срок более одного года возможно и целесообразно лишь в определенных случаях, когда требуется более жесткий контроль за ликвидностью операций. Например, когда реализация бизнеса требует постоянного привлечения внешних финансовых ресурсов. Внутри бюджетного периода БДДС в принципе должен иметь более детальную разбивку на подпериоды, чем БДиР, поскольку его главная задача - обеспечить планирование бизнеса и контроль за его ликвидностью, разрыв которой (т. е. образование отрицательного конечного сальдо) нежелателен даже на один день.

Поэтому, если БДиР составляется с помесячной разбивкой, то БДДС также должен иметь как минимум помесячную разбивку, а лучше - более детальную (например, подекадную, понедельную, а лучше - по банковским дням, хотя бы на первые один-шесть месяцев бюджетного периода).

Поэтому при составлении БДДС лучше ориентироваться не на абстрактные финансовые потоки, а на воображаемое движение расчетного счета вашего предприятия и фирмы. Конечное сальдо - это не что иное, как остаток денег на расчетном счете (плюс касса) после совершения всех операций за соответствующий период.

В доходной части бюджета движения денежных средств (поступления) отражаются все источники денежных поступлений, т. е. те денежные средства, которые реально могут поступить на расчетный счет компании в данный бюджетный период. Если по условиям договора или контракта предполагается предоплата или реализация в кредит (передача товара на консигнацию), то неизбежно образуется разрыв между реализацией (отгрузкой) товара и связанными с ними расходами и притоком части денежных средств (части выручки от реализации) на счет компании. И стоимость отгруженных товаров (например, чистая выручка или продажи за данный бюджетный период в бюджете доходов и расходов) не будет совпадать (может оказаться меньше) с объемом поступивших денежных средств за тот же бюджетный период. Для контроля за этим явлением необходимо составить так называемый график погашения дебиторской задолженности, т. е. установить ожидаемый порядок возврата благодарными потребителями тех сумм, которые они задолжали вашему предприятию или фирме за ранее поставленную продукцию или оказанные услуги.

Вместе с тем все расходы (согласно бюджету доходов и расходов в данный бюджетный период), связанные с выпуском товарной продукций и получением чистой выручки от реализации, предприятие или фирма понесут и должны будут их оплачивать (списывать со своего счета), но уже в порядке, предусмотренном не вашими потребителями, а вашими поставщиками (комплектующих, материалов, работ и т. п.). И если окажется, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) и все деньги, полученные из всех источников за определенное время (бюджетный подпериод - месяц, декада, неделя и т. д.), будут недостаточны для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету доходов и расходов, а также другие виды затрат в соответствующий бюджетный период (например, на капитальные вложения в связи с технической реконструкцией предприятия), то руководители фирмы будут вынуждены предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств на соответствующий бюджетный период (взять кредит в банке или найти иную форму привлечения внешних финансовых средств, эмитировать акции, зачеты, использовать способы снижения дебиторской задолженности и т. п.).

.2 Прогнозный баланс

Расчетный баланс, или, точнее, прогноз по балансовому листу- это прогноз соотношения всего, чем располагает бизнес в данный момент (все имущество, обязательства потребителей и пр.), т. е. активов, и всего того, что бизнес должен другим, т. е. пассивов (обязательств) перед поставщиками, бюджетом, банками и инвесторами. Прогноз этот обычно делается в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее наиболее вероятным изменением в процессе предстоящей реализации других основных бюджетов. Расчетный баланс состоит из двух основных разделов: активов и пассивов, которые должны быть равны между собой.

Активы - это все имущество (денежные средства, оборудование, приобретенные лицензии, запасы сырья, материалов, готовой продукции и т. п.), а также обязательства потребителей и других лиц, которыми будет располагать предприятие или фирма на определенную дату бюджетного периода.

Пассивы - это те обязательства, которые будет нести предприятие или фирма перед кредиторами, заемодателями, поставщиками сырья, комплектующих и материалов, инвесторами и т. п. Величина, на которую сумма активов превышает текущие и долгосрочные обязательства, является собственным капиталом предприятия или фирмы.

Для бюджетирования важно, что в расчетном балансе отражаются все ресурсы, вовлеченные в данный бизнес. Как и БДДС, расчетный баланс может быть составлен не только для юридического лица, но и для любого объекта хозяйствования, приносящего доходы, прибыль или генерирующего денежные потоки. Без расчетного баланса, т. е. без определения всего того, что так или иначе вовлечено в данный бизнес, невозможно получить исходную информацию для финансового анализа и оценки инвестиционной привлекательности проекта, контракта, предприятия и т. п. Например, нельзя рассчитать большинство финансовых коэффициентов. Без расчетного баланса нельзя принимать многие управленческие решения, касающиеся распределения прав и ответственности в финансовой сфере между руководителями центров финансовой ответственности или отдельных структурных подразделений.

Уже по этой причине расчетный баланс составляется на тот же период, что и другие основные бюджеты, и имеет как минимум поквартальную, а лучше - помесячную разбивку внутри бюджетного периода.

Бюджетный контроль

. Системный подход к совершенствованию ценообразования и управления стоимостью в строительстве

.1 Системный подход к совершенствованию ценообразования и управления стоимостью в строительстве

С переходом экономики на рыночные отношения произошли существенные изменения в системе ценообразования в строительстве. Это связано с тем, что изменились формы собственности инициаторов и участников инвестиционного процесса, источники финансирования инвестиционных проектов, появились новые формы и методы заключения контрактов между заказчиками и подрядчиками капитального строительства на основе договорных цен, на конкурсной основе. Возникла необходимость точной и достоверной оценки стоимости строительства объектов на всех стадиях инвестиционного процесса - от прединвестиционной стадии до завершения проекта, что потребовало совершенствования методологии формирования элементных и укрупненных федеральных, отраслевых и региональных сметных норм.

Кроме того, с переходом на рыночные отношения в строительстве появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации. К ним относятся, в частности, плата за землю, затраты на получение исходных данных, технических условий и согласовании, новые виды налогов и сборов, различные виды страхования, проценты за кредиты, затраты по реализации векселей и других ценных бумаг, затраты на разработку и экспертизу конкурсной документации, а также организацию и проведение конкурсов, затраты заказчиков на профессиональное управление инвестиционными проектами" оплату услуг региональных центров ценообразования, а также других организаций, осуществляющих разработку и экспертизу сметной документации. Учет этих затрат способствует повышению достоверности и точности расчетов сметной стоимости строительства объектов.

Существующая система ценообразования в строительстве регламентируется отраслевыми и региональными нормативно-правовыми и методическими документами. На отраслевом уровне порядок и правила определения стоимости строительства установлены в соответствующих нормативно-методических документах, а также в сборниках сметных норм и нормативов.

Как известно, сметно-нормативная база 1984 г., которая все еще применяется в отечественной практике расчетов стоимости строительства, не отвечает современным требованиям ни по составу работ, поскольку в ней не учитываются современные строительные технологии, машины и механизмы, строительные. Материалы и оборудование и т.д., ни по количественным характеристикам физических показателей затрат труда, машин и материалоемкости элементных и укрупненных сметных норм.

Сметная нормативная база 1991 г. (СНиР-91), которая разрабатывалась с учетом устранения недостатков базы 1984 г., не была доведена до завершения, а главное - в ней не удалось реализовать принцип калькулирования элементных сметных норм, накладных расходов и прочих затрат под технологию выполнения строительно-монтажных работ, соответствующую календарным графикам их выполнения исполнителями, что снижает точность расчетов и приводит к значительным противоречиям между заказчиками и подрядчиками капитального строительства при определении договорных цен.

К сожалению, и сметно-нормативная база 2001 г. не избежала многих недостатков, присущих сметно-нормативным базам 1984 г. и 1991 г. Она также не отражает всего многообразия современных отечественных и зарубежных технологий строительства, новых средств механизации и транспорта, материалов и оборудования, объективно необходимых производственных затрат. Такие же недостатки присущи и многим территориальным сметным нормам и нормативам.

На основе ГЭСН-2001 разработаны единичные расценки и ценники по первому и другим территориальным районам Казахстана. Однако в условиях продолжающихся инфляционных процессов к этим расценкам для определения стоимости строительства объектов в текущих ценах, как правило, вводятся соответствующие индексы. Но индексный подход, как показывает отечественный и зарубежный опыт, не обеспечивает достаточной точности и достоверности расчетов стоимости строительства. Кроме того, он приводит к известным противоречиям между заказчиками и подрядчиками при формировании договорных цен и взаиморасчетах за выполненные работы, По-нашему мнению, необходимо ускорить внедрение в практику ценообразования в строительстве новых подходов, базирующихся на ресурсном и ресурсно-ранжирном методах расчета стоимости, с мониторингом рыночных цен на основные виды ресурсов, необходимых для строительства объектов.

Выбор того или иного метода (базисно-индексного, ресурсно-индексного, ресурсного или ресурсно-ранжирного) при разработке сметной документации зависит от определенных условий. Так, при расчете стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджетных источников, применяются, в основном, базисно-индексный и ресурсно-индексный методы, а на объектах, финансируемых из внебюджетных источников, предпочтение отдается ресурсному и ресурсно-ранжирному методам. Особое значение указанные методы расчета стоимости имеют при проектировании и строительстве объектов с участием иностранного капитала, так как одним из важнейших требований иностранных инвесторов является обеспечение точности и достоверности оценки показателей стоимости.

В первом случае договорная цена объекта строительства может определяться на основе базисных цен с учетом ее возможного изменения в связи с корректировкой проектных решений и меняющихся условий строительства, а финансирование инвестиционных проектов осуществляется с учетом изменения уровня инфляции. Во втором случае стоимость строительства может определяться ресурсным методом в текущих ценах, а в контрактах может устанавливаться жесткая или плавающая договорная цена.

.1 Причины не эффективности действующей системы ценообразования

Анализ эффективности действующей системы ценообразования в строительстве показывает, что решение проблемы повышения точности и достоверности сметных расчетов сдерживается рядом причин, основными из которых являются:

недостаточно эффективная государственная политика по обеспечению разработки и реализации методологии определения объективно необходимых затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий зданий и сооружений. Затратный механизм, свойственный доперестроечному периоду развития отечественной экономики, в настоящее время приобрел новые формы в естественных монополиях и других компаниях, подконтрольных государству, что проявляемся, прежде всего в тенденциях увеличения затрат на материальные ресурсы поставки как заказчика, так и подрядчика. Достаточно точно проанализировать данные о составе цен франко-строительная площадка, чтобы увидеть неправомерное увеличение практически всех составляющих затрат на основные виды материальных ресурсов:

несовершенство сметной нормативной базы для определения сметной стоимости строительства объектов, в том числе элементных и укрупненных сметных норм и нормативов для оценки затрат на прединвестиционной стадии, на этапах проектирования и строительства объектов, а также их преемственности с точки зрения необходимой точности сметных расчетов независимо от полноты исходных данных;

отсутствие новых видов прейскурантов, которые, как показывает мировой опыт, позволяют осуществлять сметные расчеты на прединвестиционной стадии и, ранних стадиях проектирования с достаточной точностью. Повышение точности и достоверности прогнозных сметных расчетов способствует повышению эффективности использования капитальных вложений и формирования инвестиционных программ на всех уровнях управления, качества договоров и контрактов, конкурсной и другой документации. В прейскурантах должны содержаться, прежде всего, натуральные показатели по отраслям и объектам-представителям в виде физических объемов работ, трудо-, машино- и материалоемкости на единицу мощности строительной продукции, которые могут использоваться для разработки аналогичных показателей на единицу мощности потребительской продукции, например, на 1км линейно-протяженного объекта, на 1м3 или 1м2 определенного типа площадочного объекта-представителя. Натуральные показатели затем должны применяться для разработки укрупненных сметных показателей в текущем уровне цен;

низкое качество подготовки и повышения квалификации инженеров-сметчиков. Роль этой профессии в рыночных условиях существенно возрастает. В развитых зарубежных странах топ-менеджеры по управлению стоимостью инвестиционных проектов в любой фирме входят в число наиболее важных профессий и имеют соответствующие команды узких специалистов по стоимостному инжинирингу. У нас даже строительные вузы не имеют соответствующих факультетов, а система переподготовки и повышения квалификации инженеров-сметчиков работает недостаточно эффективно. Дефицит специалистов по сметному делу определяет во многом трудности решения проблем совершенствования сметных норм, расчета оптимальных затрат на строительство объектов, формирования договорных цен, планирования инвестиций. Данная проблема усугубляется также необходимостью специализации менеджеров по управлению стоимостью различных типов инвестиционных проектов с учетом их специфики. Нужны специалисты-сметчики в области жилищно-гражданского, нефтегазового, дорожного, энергетического, атомного, металлургического и других видов строительства;

недостаточное понимание необходимости коренного изменения организации сметного дела на всех уровнях управления, а значит, повышения эффективности обоснования объемов инвестиций, в реальный сектор экономики. Слабо решается важнейшая проблема системной компьютеризации управления стоимостью, а ведь в этой ключевой системе перерабатывается более половины всей информации в строительстве. Участники инвестиционного процесса обмениваются информацией, как правило, на бумажных носителях и затем многократно вводят вручную исходные данные: в компьютеры. Проектные организации, являющиеся первичными разработчиками сметных показателей, не объединены в единую информационную систему с инвесторами, заказчиками и подрядчиками. Практически не используются опыт и огромные архивы проектных организаций для создания прейскурантов и других нормативных документов. В этой связи необходимы, в первую очередь на федеральном уровне, совершенствование законодательной, базы и принятие мер, направленных на совершенствование организации сметного дела и повышение точности обоснования объемов инвестиций на развитие реального сектора экономики страны;

определение сметной стоимости строительства объектов отечественными предприятиями в подавляющем большинстве в базисном уровне цен с использованием различного рода индексов для перехода к текущим ценам. В ряде случаев эти индексы носят общий характер (например, вводятся на объект в целом), их расчетная база не в полной мере учитывает особенности конструктивных и объемно-планировочных решений конкретных объектов. Такие индексы имеют значительные погрешности. Искажение величины индексов приводит к тому, что планируемые мощности как правило, не соответствуют требуемым затратам. В этой связи, как показывает мировой опыт, необходимо применение ресурсных методов расчета, позволяющих на основе выборки основных видов ресурсов (ресурсов-представителей), определяющих не менее 90% стоимости прямых затрат, осуществлять сметные расчеты с высокой степенью точности в текущем уровне цен.

В зависимости от сложности инвестиционного проекта и условий его реализации (например, конкурсный выбор претендентов или нет) стоимость может определяться на основе детальных или укрупненных данных в составе эскизного или базисного проектов, обоснований инвестиций в строительство, бизнес-планов, проекта и (или) рабочего проекта. Для проведения подобных расчетов, помимо сметной нормативной базы на элементные виды работ, необходима разработка прейскурантов норм и нормативов потребности во всех видах ресурсах и их стоимости в текущих ценах в тенге(иностранной валюте) по объектам-представителям. Создание архива данных, содержащих удельные показатели трудо-, машино- и материалоемкости, а также стоимости объектов-представителей на единицу мощности строительной продукции, а в перспективе и потребительской продукции, является трудоемкой и вместе с тем объективно необходимой задачей.

Разработка сметной нормативной базы в интересах инвесторов, застройщиков, заказчиков инвестиционных проектов, а также сметной и производственной нормативных баз в интересах подрядных предприятий является одной из приоритетных задач для оценки стоимости строительства объектов. Сметная нормативная база для инвесторов, застройщиков и заказчиков проектов должна обеспечить повышение качества формирования инвесторских смет, бизнес-планов, конкурсной документации, документации по взаиморасчетам за выполненные работы, прежде всего, за счет повышения точности и достоверности расчетов. Подрядчикам капитального строительства новая нормативная база необходима для обоснованного заключения контрактов, подготовки конкурсных предложений, взаиморасчетов за выполненные работы, оценки себестоимости подрядных работ, планирования и оперативного управления ходом строительства объектов.

Сметные, а для подрядчиков и производственные нормативные базы, учитывая значительный объем информации, должны создаваться на компьютерной основе в форматах данных и систему кодирования, обеспечивающих автоматизированный расчет стоимости строительства объектов с применением прикладных программных продуктов.

На основе многолетнего опыта проведения расчетов стоимости инвестиционных проектов на прединвестиционной стадии, в составе проектной, конкурсной и другой документации, накопленного в различных отраслях, в системе нефтегазового строительства в настоящее время создается мощная база данных содержащая физические показатели (затраты труда, машино- и материалоемкость), а также показатели текущей стоимости элементных и укрупненных видов работ по объектам-представителям. Такая база сосредоточена в информационных массивах данных на магнитных носителях и используется для оценки стоимости строительства объектов на всех стадиях инвестиционного процесса. При расчетах стоимости объектов применяются прикладные компьютерные программы, позволяющие формировать инвесторские сметы, определять стоимость подрядных работ в: конкурсных предложениях подрядчиков, объективно формировать договорные цены, производить взаиморасчеты за выполненные работы с формированием ведомостей изменений и дополнений к утвержденной сметной документации, осуществлять оценку и регулирование отклонений фактических показателей стоимости от проектных, проводить анализ сметной и фактической себестоимости подрядных работ, мониторинг цен на основные виды ресурсов с пополнением и актуализацией имеющихся баз данных. Все это дает возможность системно управлять стоимостью строительства объектов на всех стадиях их разработки и реализации.

Наличие в банке данных натуральных и стоимостных показателей для различных регионов позволяет осуществлять оценку стоимости строительства любого- типа объекта с применением любого, метода расчета. Для оценки стоимости строительства ресурсным или ресурсно-ранжирным методами унифицирована информационная база данных элементных сметных норм затрат труда, машиноемкости и потребности в материальных ресурсах. С использованием базы данных, содержащих текущие цены на указанные ресурсы (в тенге или иностранной валюте), рассчитываются прямые затраты.

Накладные расходы, сметная прибыль и прочие затраты определяются помощью разных методов в зависимости от вида инвестиционного проекта. Так, для инвестиционных проектов, финансируемых из бюджета используются, как правило, нормативы в процентах от фонда оплаты труда, установленные региональными и отраслевыми нормативными документами. Для инвестиционных проектов, финансируемых из внебюджетных источников, накладные расходы и прочие затраты могут определяться путем калькулирования, а сметная прибыль - исходя из требований инвесторов и заказчиков, специфики функций и организационной структуры подрядных предприятий.

Одной из важнейших является проблема снижения сметной стоимости строительства, организационно-экономические аспекты которой необходимо рассматривать: во-первых, во взаимосвязи с проблемами эффективности строительства и эксплуатации определенных типов коммерческих или некоммерческих объектов, а также продажи выпускаемой продукции (оказываемых услуг), во-вторых - в зависимости от точности прогнозных сметных расчетов для различных типов объектов с учетом их отраслевой направленности и регионов строительства и в-третьих, - в зависимости от источников финансирования строительства. При бюджетном финансировании действуют преимущественно затратные механизмы, направленные на получение из бюджета максимально возможных финансовых средств на реализацию инвестиционных проектов и программ. Естественные монополии и другие предприятия, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, также заинтересованы в затратном механизме. Частные коммерческие предприятия одним из важнейших направлений своей деятельности считают снижение производственных издержек, в том числе стоимости строительства объектов.

Для создания механизмов определения оптимальной (или максимально реальной) стоимости строительства объектов и договорных цен при заключении контрактов между участниками инвестиционного процесса необходимо решить ряд проблем.

Первая проблема связана с разработкой механизмов определения оптимальной сметной стоимости строительства объектов, при которой достигается максимальный совокупный эффект от строительства и эксплуатации объектов с наиболее рациональными продолжительностью и сроками их строительства. Это относится, прежде всего, к двум типам коммерческих инвестиционных проектов:

объекты жилищно-гражданского назначения с их продажей (или сдачей в аренду) на рынке недвижимости;

объекты производственного назначения, в результате ввода которых осуществляется производство и продажа на рынке определенной продукции (или услуг).

Для того и другого типов объектов важнейшими показателями экономической эффективности, помимо стоимости (затрат) и экономического эффекта, являются срок окупаемости капитальных вложений и продолжительность инвестиционного цикла. Причем методика расчета продолжительности инвестиционного цикла для каждого из них различна. Так, для объектов второго типа, кроме продолжительности строительства, важнейшим показателем является продолжительность эксплуатации при полной окупаемости капитальных вложений и продолжительность эксплуатации до получения экономического эффекта, необходимого, например, для последующего рефинансирования проекта или его ликвидация.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что снижение стоимости строительства коммерческих инвестиционных проектов находится в прямой зависимости от показателей экономического эффекта (дохода, прибыли), срока окупаемости и продолжительности инвестиционного цикла. Эти показатели оптимизируются инвесторами и заказчиками проектов при разработке обоснований инвестиций и бизнес-планов на основе существующих нормативных и методических документов. Вместе с тем, в результате проведения этих расчетов, на наш взгляд, должны определяться максимально и минимально возможные (граничные) значения сметной стоимости строительства объектов (в зависимости от вариантов экономической эффективности проекта), в пределах которых инвесторы и заказчики определяют наиболее приемлемые договорные цены с подрядными предприятиями.

Вторая проблема связана с разработкой механизмов повышения точности и достоверности прогнозных расчетов стоимости в зависимости от типов объектов, их отраслевой направленности и региона строительства. В условиях полного или частичного отсутствия рабочей документации и исходных данных физических объемов элементных сметных работ возникает необходимость разработки новых типов прейскурантов натуральных показателей на единицу мощности строительной и потребительской продукции по отраслям, объектам-представителям и регионам. К натуральным показателям относятся физические объемы работ и потребность в материально-технических и трудовых ресурсах (основные материальные ресурсы - ресурсы-представители, машино-часы, человеко-часы).

Сокращенная номенклатура ресурсов-представителей, определяющая не менее 90% сметной стоимости строительства, позволяет создать согласованные федеральные, отраслевые и региональные системы мониторинга текущих рыночных цен на основные виды ресурсов с учетом аналогичных систем строительных и промышленных предприятий, обеспечивающих ресурсами объекты строительства. Наиболее сложной и объемной задачей является мониторинг текущих цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, который должен функционировать как у заказчиков, так и подрядчиков. При этом тип объектов и их отраслевая направленность существенно влияют на классификацию ресурсов и структуру банка данных. Например, при строительстве объектов нефтегазовой промышленности выделяются линейная часть магистральных и промысловых трубопроводов, наземные сооружения трубопроводов (компрессорные, насосные и др.), промысловые сооружения и объекты надземной инфраструктуры (жилье, соцкультбыт и др.). Для каждого типа объекта формируется классификатор материалов-представителей, применительно к которому создается и актуализируется банк данных, содержащий текущие рыночные цены по регионам Казахстана и кустам сосредоточенного строительства. При этом крупные инвесторы и заказчики капитального строительства, имеющие свои базы комплектации материалов и оборудования на местах, создают систему мониторинга текущих цен франко-база комплектации и складирования материально-технических ресурсов.

Транспортные затраты на доставку ресурсов от баз комплектации к месту производства работ калькулируются отдельно при разработке сметной документации. Учитывая, что часть материалов и оборудования может поставляться заказчиками, необходимо создать систему мониторинга, прежде всего, в этих организациях. В ней должен быть предусмотрен мониторинг текущих цен ресурсов-представителей по основным отечественным и импортным поставщикам. Это позволит оптимизировать поставки на основе выбора наиболее эффективных поставщиков с учетом снижения цен и повышения качества поставляемой продукции и тем самым обеспечивать реальное снижение отпускных цен на материалы и оборудование. Кроме того, снижение стоимости материальных ресурсов возможно за счет сокращения транспортных и, особенно, складских расходов при применении прямых поставок ресурсов на строительные площадки.

Третья проблема определения оптимальной сметной стоимости строительства связана с переходом от затратного механизма сметных расчетов к рыночным, прежде всего по крупным инвестиционным проектам, осуществляемым естественными монополиями и другими крупными предприятиями с превалированием государственной собственности которые, как отмечалось выше, заинтересованы в максимальном увеличении финансовых средств на выполнение собственных инвестиционных, проектов и программ. В этом случае снижение стоимости строительства может достигаться за счет адресных и эффективных сметных расчетов по каждому инвестиционному проекту, входящему в инвестиционную программу, повышения точности и достоверности прогнозных сметных расчетов на основе ресурсных методов, конкурсного выбора подрядчиков и поставщиков ресурсов.

Мировая практика показывает, что снижение стоимости строительства за счет решения перечисленных проблем может составить до 30% от сметной стоимости объекта.

Заключение

В данной работе рассмотрен процесс сметного планирования как - управленческая технология. Изучив теоретическую базу, можно сделать вывод, что в современных условиях бюджетирование необходимо для успешного функционирования в условиях развивающего рынка. В своей деятельности предприятия делают лишь первые «шаги» на пути к бюджетированию. - Составляет бизнес-планы для наилучшего управления деятельностью предприятия и для полного их контроля. Ведь благодаря этому процессу предприятие сможет качественно управлять всеми ресурсами и эффективно использовать их для получения максимальной прибыли.

Для наилучшей работы предприятия необходимо внести некоторые рекомендации:

Производить организацию бюджетирования не только в целом по организации, но и по её структурным подразделениям в более полном и детальном объёме.

Произвести автоматизацию финансовых расчётов, предусматривающей не только составление финансовых прогнозов (включая сценарный анализ, расчёт различных вариантов финансового состояния предприятия и его отдельных видов бизнесов), но и постановку так называемого сплошного управленческого учёта, в рамках которого в любое время можно получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых бюджетов, да ещё по отдельным видам хозяйственной деятельности предприятия или его структурным подразделениям.

Наиболее в полном объёме использовать нормативную документацию, так как книги - это «путь» к знаниям.

Если предприятие будет использовать новые идеи, технологии и способы, которые могут оптимизировать инвестиции, производство услуг, их продажу, расчёты с потребителями и поставщиками, банками, анализ финансовой и производственно хозяйственной деятельности, планирование и правильную организацию производства - то успех предприятию будет гарантирован.

Список использованной литературы

1.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник для вузов. - М.: ЗАО Финстатинформ, 2000.

2.Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

.Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент. Москва 1996.

.Керимов В.Э. Управленческий учёт М. 2001г

.Друри К. Введение в управленческий производственный учет,- М. : Аудит, ЮНИТИ, 1998.

.Кондратьева И.Г. Основы управленческого учета: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.

.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.:ИНФРА - М, 2001.

.Палий В.Ф. Основы калькулирования. - М.: Финансы и статистика, 2003.

.Управленческий учет: Учебное пособие. / под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2005.

.Ковалев В.В., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: 2001.

Похожие работы на - Составление смет (бюджетирование)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!