|
Социальная работа
|
Социальная педагогика
|
Цель
|
Социальная защита, социальная
помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание и т.д.
|
Социально-педагогическая оценка
(экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррекция и
реабилитация, исправление и перевоспитание
|
Объект
|
Человек, имеющий социальную
проблему, которую он не может решить самостоятельно
|
Человек, нуждающийся в
социально-педагогической помощи. Социально-педагогическое прогнозирование,
оценка (экспертиза)
|
Предмет
|
Оказание материальной помощи,
социальная защита человека, процесс консультирования, процесс социального
обслуживания человека с особыми нуждами и т.д.
|
Социально-педагогический процесс
развития, воспитания, коррекции или реабилитации и пр. Методы и методика
проведения социально-педагогических прогнозирования, оценки (экспертизы)
|
Следовательно, социальная работа - это
деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента, в то время
как социальная педагогика - это социальная работа, направленная на развитие
личностного потенциала клиента. Любой социальный педагог с легкостью может
рассматриваться в качестве социального работника, ибо он занимается
деятельностью по разрешению педагогических проблем клиента.
В современных условиях в работе различных
социальных структур определились основные направления социальной работы,
которой занимается и социальный педагог, это:
оказание материальной помощи (денежная,
патронаж, пособия, льготы, помощь в быту);
организация социальной заботы (работа с людьми,
подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
влияние на человека. Процесс влияния на человека
- это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим и занимается
социальный работник - социальный педагог.
В чем основное назначение социального педагога:
это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или
медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и
адаптацию.
Активизация социальной работы в нашей стране
послужила сильнейшим стимулом развития социальной педагогики. В свою очередь
разработка проблем социальной педагогики способствует развитию социальной
работы, представляющей собой высокопрофессиональную социально-педагогическую
деятельность, способную внести свой вклад в интеграцию воспитательных сил
общества с целью повысить культурный уровень.
В социальной педагогике понятие «воспитание» -
имеет широкую социальную трактовку. Это не только образование как овладение
знаниями, а именно социальное становление человека, его социальное взросление,
осуществляющееся в процессе его включения в жизнь общества.
Социальное воспитание - это забота общества о
поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим
человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений,
которые сложились в семье и обществе, принятых правовых, экономических,
гражданских и бытовых отношений. Это значит - научить человека найти новый путь
в своей жизни и перестроиться в новой жизненной ситуации.
Подлинное воспитание требует глубокого понимания
природы человека, его знаний, опыта, интереса. Чтобы добиться успеха в этой
области, необходимо изучать человека еще ребенком, уметь наблюдать,
анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние на
него окружающей среды.
Термин «социальное воспитание» означает процесс,
помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной
жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс
социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях
образования, в труде.
Задачи социального воспитания:
исследование проблем содержания и способов
обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп
населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;
исследование проблем социального воспитания
личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;
изучение опыта социального воспитания в
различных типах семей, учреждениях;
изучение зарубежного опыта социального воспитания
и адаптация его к отечественным условиям и др.
Воспитательная технология - совокупность форм,
методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса
воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.
При этом она опирается на соответствующее
научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются
однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки
личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.
Под механизмами воспитания понимают те процессы,
которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и
воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в
личности. Выделяют следующие механизмы социализации:
Самоограничения, - если человеку кажется, что
его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает
деятельность.
Интеллектуализация, - когда человек переживает
страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее.
Рационализация - изобретение логичных
рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний,
неудовлетворение потребностей.
Эффективность воспитательного процесса зависит
от методов и от формы его организации.
Форма воспитания - это внешнее выражение процесса
воспитания. Можно выделить различные формы воспитания.
Методы воспитания - это конкретные способы
формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в
совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью,
в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности. К ним
относятся: убеждение; упражнения; предъявление воспитаннику
социально-культурной нормы; отношения и поведения; воспитывающие ситуации;
стимулирование деятельности и поведения.
Итак, воспитание как социальный институт
включает в себя:
) совокупность семейного, социального,
религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
) набор социальных ролей: воспитуемые,
воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители,
руководители государственного, регионального, муниципального уровней,
администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных
групп; воспитательные организации различных видов и типов;
) системы воспитания и органы управления ими на
государственном, региональном, муниципальном уровнях;
) набор позитивных и негативных санкций, как
регламентированных документами, так и неформальных;
) ресурсы: личностные (качественные
характеристики субъектов воспитания - детей, взрослых, уровень образования и
профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы),
информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование,
учебно-методическая литература и др.).
Таким образом, социально-педагогическая деятельность
- это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную
на помощь человеку в организации себя, своего психологического состояния, на
установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Знание закономерностей воспитания - необходимая
предпосылка успешной деятельности социального работника-педагога.
Так, социальная работа с семьями включает в себя
подготовку родителей к воспитанию, консультацию по поводу брачных отношений,
помощь в решении финансовых вопросов и т.д.
Школьная социальная работа предполагает
адаптацию в условиях школы, а также координацию усилий школы, семьи и общины
(общественности или микрорайона), направленных на преодоление социальной
изолированности, агрессивного поведения, недисциплинированности детей и др.
Социальная работа в сельских местностях
направлена на трудности, связанные с малонаселенностью, ослабленностью
социальных контактов и социальной инфраструктуры, низкими образовательными
возможностями и пр.
Распространенной формой социального воспитания
взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные
одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и проч.
Гуманизм современного социального воспитания
состоит в том, чтобы строить отношения человека и воспитателя не на давлении, а
на убеждении и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии
друг друга.
На основе выше изложенного можно сделать
следующий вывод: исторически так сложилось, что социальная работа и социальная
педагогика в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной
социальной помощи нуждающимся, но и работа по воспитанию, созданию
благоприятных условий для развития и становления личности в социальном,
психологическом, экономическом, правовом контексте.
Социальная работа и социальная педагогика в
России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и
практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический
опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной
педагогики приносят больше вреда, чем пользы, так как они выполняют одни и те
же функции: воспитательную, правовую и реабилитационную.
2. Моделирование воспитательного процесса в
социальной работе
В научной литературе моделирование
рассматривается в двух аспектах: как метод исследования объектов на их аналогах
определенного фрагмента природной или социальной реальности; как построение и
изучение моделей реально существующих и конструируемых предметов и явлений,
например, физических, химических, социальных и т.д.
Главная задача - сформировать в процессе
развития и совершенствования методов новый стиль мышления, иную философию и
культуру поведения, социальную адаптированность в социуме. Следовательно,
применение моделирования в разработке и реализации воспитательных технологий
позволяет изучать их как целостное педагогическое явление, так и его отдельные
элементы.
Форма моделирования зависит от используемых
моделей и сферы его применения. В вопросе о применении моделирования в
построении (проектировании) и исследовании эффективности воспитательной
технологии можно говорить о специфическом подходе к построению социальных
моделей, получившем название «педагогическое моделирование».
По характеру моделей выделяют предметное и
знаковое (информационное) моделирование. Предметным называется моделирование, в
ходе которого исследование ведется на модели, условно воспроизводящей
определенные функциональные характеристики объекта-оригинала, например,
конкретную педагогическую ситуацию. При знаковом моделировании моделями служат
схемы, чертежи, формулы и т. п. При этом основным методом такого моделирования
является логическое моделирование. Вследствие этого при формировании и
исследовании модели конкретной воспитательной технологии возможно применение
как предметного, так и знакового моделирования.
Возможность моделирования, т.е. переноса
результатов, полученных в ходе теоретического построения и исследования
моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле
отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие
соответствующих теорий или гипотез, указывающих на рамки допустимых при
моделировании упрощений.
По характеру той стороны объекта, которая
подвергается моделированию, различают моделирование его структуры и
моделирование его поведения (функционирования протекающих в нем процессов). Это
различие приобретает четкий смысл в педагогике, где разграничение структуры и
функции структурных элементов воспитательной технологии принадлежит к числу
фундаментальных принципов исследования.
Вместе с тем необходимо учитывать, что
моделирование в воспитательной технологии имеет два аспекта:
моделирование
содержания, которое воспитуемые должны усвоить, и моделирование
воспитательного взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса,
без которого невозможно полноценное воспитание.
Изложенные теоретические основы применения
моделирования при разработке и реализации воспитательных технологий позволяют
выделить в нем несколько относительно самостоятельных, но взаимодействующих и
взаимозависимых элементов (компонентов): субъект-объектный, целевой,
содержательный, деятельностный и результативный.
Субъект-объектный компонент признается основным
в модели воспитательной технологии. Под ним понимается лицо или группа лиц,
осуществляющих воспитание, а также лицо или группа лиц, в интересах которых
организуется воспитательное взаимодействие.
Направленность воспитательной технологии в ее
модели представляется целевым компонентом, содержание которого формируется на
этапе целеполагания.
Содержательный компонент также выступает одной
из составных частей модели воспитательной технологии и отражает то, какие
личностные качества должны быть сформированы у воспитуемых. Он обязательно
соответствует целевому компоненту.
Весьма важным в модели воспитательной технологии
является деятельностный компонент. В зависимости от различных педагогических
ситуаций он включает определенную систему форм, методов, приемов и средств
воспитательного взаимодействия.
Заключительным компонентом модели воспитательной
технологии выступает результативный компонент. Он характеризует ту или иную
воспитательную технологию по степени достижения поставленных целей воспитания.
Между представленными компонентами модели
воспитательной технологии существуют различные виды связей.
Примером линейной связи является то, что ее цели
самым непосредственным образом оказывают влияние на содержание воспитания, а
содержание, в свою очередь, на деятельностный компонент.
Обратные связи между компонентами означают, что,
например, недостаточно полное достижение воспитательных результатов оказывает
корректирующее влияние, как на целевой, так и на деятельностный и
содержательный компоненты, вызывая их последующую трансформацию.
В связи с этим целесообразно остановиться на
краткой характеристике двух наиболее оптимальных, с точки зрения современной
отечественной педагогики, моделях воспитания. Их объединяет отсутствие связи с
личностью конкретного воспитателя, вследствие чего их может реализовать любой
подготовленный педагог.
Своеобразие заключается в том, что общие
положения этих моделей не выводят педагога на конкретные методики. Они
подсказывают только основные направления для создания условий самоорганизации
человека с использованием соответствующих средств педагогической поддержки -
индивидуальной или личностной.
Рассмотрим модель индивидуальной педагогической
поддержки Е.В. Бондаревской. В
условиях ее функционирования поддержка выражает существо гуманистической
позиции педагога по отношению к воспитуемым. Это, например, ответ на
естественное доверие детей, которые ищут у взрослых помощи и защиты, это
понимание их беззащитности и осознание собственной ответственности за детскую
жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие.
Все средства поддержки, которыми пользуется
педагог в рамках функционирования рассматриваемой модели, можно разделить на
две группы.
Первая группа обеспечивает общую педагогическую
поддержку всех воспитуемых и создает необходимый для этого эмоциональный фон
доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.
Вторая группа средств направлена на
индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального
развития, воспитанности, выявление личных проблем, отслеживание процессов
развития каждого человека.
Главной сутью модели личностной педагогической
поддержки является совместное с воспитуемым определение его интересов, целей,
возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять
человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации.
Следовательно, основное внимание уделяется поддержке деятельности личностных
структур сознания.
В связи с этим важно подчеркнуть сущность
деятельности педагогов, работающих в условиях функционирования модели
личностной педагогической поддержки. Это оказание помощи в затруднительной ситуации
с тем, чтобы воспитуемый научился самостоятельно решать свои собственные
личностные проблемы и справляться с познавательными, межличностными,
социальными и др. трудностями, что предполагает помощь в познании себя и
адекватном восприятии окружающей его среды.
Таким образом, с помощью моделирования удается
свести сложные для практического применения элементы воспитательной технологии
к простым, невидимые к ощутимым и т.д. А это, в свою очередь, позволяет
углубить теоретическое понимание взаимосвязи и взаимозависимости различных
компонентов воспитательной деятельности педагога.
При этом в педагогической литературе особое
внимание уделяется ее деятельностной и результативной составляющим,
раскрывающим формы, методы, средства и приемы педагогического взаимодействия и
формирующие так называемый «педагогический инструментарий» воспитательных
технологий.
личность социальный общество педагогика
Заключение
Таким образом, рассмотренные выше аспекты
воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление,
направленное на достижение главных целей воспитания.
Социальная педагогика изучает проблемы,
связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания, которая
способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам
социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного
общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями,
обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой
живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере
социального развития.
Несмотря на еще недостаточную научную разработку
этой проблемы ее основные структурные элементы уже активно реализуются в
социальной работе, что позволяет направить воспитание на более результативное
решение задач по формированию личностной сферы человека современного
цивилизованного общества.
Моделирование как технология социальной работы
включает:
моделирование субъектов социальной работы
(систем, служб, проектов, программ, процессов);
моделирование путей, способов решения проблемных
ситуаций;
моделирование воспитательных процессов,
позитивного поведения личности в различных условиях социальной жизни;
Основная проблема технологии моделирования
состоит из трех задач:
построение модели (эта задача менее формализуема
и конструктивна, в том смысле, что нет алгоритма для построения моделей);
исследование модели (эта задача более
формализуема, имеются методы исследования различных классов моделей);
использование модели (конструктивная и
конкретизируемая задача).
Список используемой литературы
1. Ардашкин
И.Б. Методы и технология социальной работы: Учебное пособие / И.Б.Ардашкин. -
Томск: ТПУ, 2000. - 143 с.
2. Бабкин
Н.И. Теоретические и методологические отношения социальной работы с педагогикой
и психологией / Н.И.Бабкин // Актуальные проблемы теории и технологии
социальной работы. - М. - 2000. - С.26-30.
. Ботьева
О.В. Содержание и методика педагогической деятельности в системе СР: учебное
пособие О.В. Ботьева. - Томск:
ТПУ, 2002. - 172 с.
. Иванова
В.А. Педагогика В.А. Иванова, Т.В.
Левина.
- Красноярск: КГАУ, 2006. - 112 с.
. Крысько
В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. Лекция 10 В.Г.
Крысько.
- М.: Омега, 2006. - 368 с.
. Мардахаев
Л.В. Социальная педагогика: Учебник Л.В. Мардахаев.
- М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
. Харламов
И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов И.Ф. Харламов.
- М.: Гардарики, 2002. -517 с.