Особенности управления торгово-технологическим процессом в организациях розничной торговли
Курсовая
работа
на
тему: Особенности управления торгово-технологическим процессом в организациях
розничной торговли
Содержание
торговля технология
розничный покупательский
Введение
.Теоретические
основы управления торгово-технологическим процессом в розничных торговых
организациях
.1
Сущность и цели управления торгово-технологическим процессом в розничной
торговой организации
.2
Принципы управления торгово-технологическим процессом
.3
Выбор планировочных решений в розничных торговых организациях. Условия
.4
Составляющие управления технологическим процессом
.5
Составляющие управления торговым процессом
.Пути
совершенствования управления торгово-технологическим процессом в розничной
торговой организации
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю
конечным звеном является розничная торговля. Розничная торговля включает
продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям,
учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары
продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного
питания.
Розничная торговля включает в себя следующие функции:
исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной
торговли;
осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров,
устанавливает на них цены;
оказывает поставщикам, потребителям,
транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и
другие услуги.
Завершающей стадией процесса товародвижения является
торгово-технологический процесс в розничной торговой организации.
В связи с развитием рыночных отношений немаловажное значение
имеет более рациональная организация розничной торговли с целью удовлетворения
потребностей общества, извлечения прибыли торговыми организациями, расширения
ассортимента предлагаемых товаров и улучшения их качества, совершенствования
процессов, связанных с торговлей. Так, торгово-технологический процесс в
розничной торговой организации является неотъемлемой частью организации
торговли в целом. Торгово-технологический процесс в розничной торговой
организации представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых(коммерческих)
и технологических операций и является завершающей стадией всего
торгово-технологического процесса товародвижения.
Структура торгово-технологического процесса,
последовательность выполнения различных операций зависят от степени
хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода
продажи товаров, типа, размера розничной торговой организации и других
факторов.
Следовательно, тема курсовой работы является весьма
актуальной, так как без правильной организации торгово-технологического
процесса невозможно достижение главной цели розничной торговой организации (как
правило, получение максимальной прибыли), наиболее полное удовлетворение
общественных потребностей, лидировании по экономическим показателям.
Целью данной курсовой работы является
изучение управления и организации торгово-технологического процесса в розничной
торговом предприятии и его результативности.
Для решения поставленной цели решаются
следующие задачи:
- раскрывается сущность и
цели управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой
организации;
- рассматриваются принципы
управления торгово-технологическим процессом;
- описываются планировочные
решения в розничных торговых организациях;
- Разбираются составляющие
управления торговым и технологическим процессом;
- предлагаются пути
совершенствования управления торгово-технологическим процессом в розничной
торговой организации.
1.Теоретические основы управления
торгово-технологическим процессом в розничных торговых организациях
.1 Сущность и цели управления
торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации
Важным фактором дальнейшего ускорения
научно-технического прогресса в торговле выступает постоянное совершенствование
ее технологии. Технология (греч. «наука о мастерстве») - это совокупность
знаний о различных способах и процессах обработки (переработки) изделий, грузов
и т. п. Технология торговли включает совокупность последовательных
взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на
сохранение потребительских свойств то варов и ускорение доведения их до
торговой сети и потребителей. Специфическая особенность технологии торговли
состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из
сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости.
Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологический процессы [7,
49c.].
Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости.
Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь
являются не только товары, но и покупатели. Работники розничной торговой
организации осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а
покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное
доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды
организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование
ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг,
текущее пополнение запасов то варов и др.
Технологический процесс обеспечивает
обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в розничную торговую
организацию и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс
включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству,
хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых
залах розничной торговой организации и др. Он осуществляется без участия
покупателей.
Таким образом, торговые и технологические
процессы в розничной торговой организации - это совокупность последовательных
взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком
ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами тру да
и времени при высоком уровне торгового обслуживания [5, 67c.].
Рис. 1.Движение товара в розничной торговой организации.
Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны,
имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность
коммерческой работы предприятия розничной торговли.
В торговой практике сложились три основные схемы
технологического процесса (рисунок 2).
Рис. 2. Варианты технологического процесса в зависимости от
степени подготовленности товаров к продаже.
Первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта,
приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивная
схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже и
поступающих в таре-оборудовании и поддонах.
Вторая схема торгово-технологического процесса предполагает
направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал. В этом
случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.
Третья схема является наиболее сложной и предполагает
предварительную подготовку товаров к продаже (фасовку, утюжку, чистку и т.д.).
Эта схема требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.
В большинстве розничных торговых организаций одновременно
действуют все три схемы.
Для каждого розничного торгового предприятия может быть
разработана технологическая схема с учетом конкретных условий его работы,
включающая содержание, взаимосвязь и последовательность выполнения всех или
отдельных торгово-технологических операций. При разработке технологической
схемы учитывают ассортимент товаров и степень их подготовленности к продаже,
размеры торговых площадей, наличие и размеры отдельных подсобных помещений,
уровень технической оснащенности предприятия, методы продажи товаров,
количество узлов расчета и т.д.
.2 Принципы управления торгово-технологическим
процессом
Обеспечение комплексного подхода к выработке
оптимальных вариантов продажи товаров.
Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического
процесса в розничной
торговой организации. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее
ответственными, т.к. они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от
ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи [5, 92c.]. Более подробно
о них будет рассказано в параграфе 1.5.
В розничной торговле применяют следующие
методы продажи продовольственных товаров:
- самообслуживание;
продажа товаров по предварительным
заказам;
продажа товаров по образцам;
с индивидуальным обслуживанием, в том
числе с открытой выкладкой.
Пример.