Дизель (Diesel), Рудольф
Дизель
(Diesel), Рудольф
18 марта 1858г.
– 29 сентября 1913г.
Родился в
немецкой семье эмигрировавшей во Францию. В 1870г. из-за начавшейся
Франко-прусской войны всю семью выслали в Англию. Для получения образования
Рудольфа родители отправили в Германию, сначала в Аугсбург, а затем в Мюнхен в
Высшую техническую школу, которую он окончил с отличием, став инженером по
холодильным установкам.
Молодому Дизелю
покровительствовал инженер и предприниматель Карл фон Линде, устроивший
Рудольфа в 1880г. на работу в парижское отделение своей фирмы. Наблюдения за
состоянием газов при их резком сжатии и расширении привели Дизеля к идее
безыскрового воспламенения газовой смеси в цилиндре двигателя. От первых опытов
с газами исследователь перешел к экспериментам с горючими жидкостями, используя
в качестве воспламенителя высокую температуру сжимаемого воздуха. В 1890г.
Дизель перешел на работу в берлинское отделение фирмы Линде. Здесь он
представил расчеты и теоретическое обоснование своей идеи и в 1892г. получил
патент.
В 1897г. Дизель
сумел продемонстрировать работу действующего двигателя своей конструкции
мощностью 25л.с. Высокоэффективный двигатель заинтересовал фирму Круппа,
машиностроительные заводы Аугсбурга. К Рудольфу Дизелю пришел коммерческий
успех, но через некоторое время лицензионные отчисления (роялти) прекратились
из-за конструкторских просчетов, устраненных уже другими изобретателями.
Рудольф Дизель погиб, видимо, во время крушения почтового парохода «Дрезден» в
проливе Ла-Манш (по другой версии, покончил жизнь самоубийством из-за
финансовых неудач).
В 1897г. патент
на постройку нового двигателя был приобретен механическим заводом «Л. Нобель» в
Петербурге, ставший потом «Русским Дизелем», а в 1898г. этот завод приступил к
постройке дизелей. Уже в январе 1899г. первый одноцилиндровый двигатель
мощностью 20л.с. при 200об/мин работал на сырой нефти с расходом
220г/л.c.∙ч.
Еще в 1898
выдающийся русский кораблестроитель К.П.Боклевский впервые выдвинул идею о
целесообразности использования двигателей внутреннего сгорания на судах. Он
считал: «Будущее принадлежит теплоходам». Именно в эти годы в русском языке
появилось новое слово «теплоход».
Список
литературы
Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002.