Особенности муниципального управления закрытых территориальных образований

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,61 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности муниципального управления закрытых территориальных образований

Содержание

Введение

1. Понятие закрытого административно-территориального образования

2. Управление закрытыми административными территориальными образованиями

3. Проблемы закрытых территориальных образований в современной России

Список литературы

Введение

Задачами контрольной работы являются:

·Дать характеристику закрытым территориальным образованиям.

·Рассмотреть особенности муниципального управления закрытых территориальных образований.

·Указать проблемы закрытых территориальных образований.

1. Понятие закрытого административно-территориального образования

Закрытое административно-территориальные образование - территориальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Правовой статус такого рода муниципальных образований, регулируется Законом РФ "О закрытом административно-территориальном образовании". Данный Закон регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и работающих на территории ЗАТО, и их права.

Перечень ЗАТО и расположенных на их территориях населенных пунктов утвержден постановлением Правительства РФ. ЗАТО по всем вопросам их деятельности, за исключением вопросов, находящихся в ведении федеральных органов власти и управления, а также органов местного самоуправления, определенных Конституцией РФ и Законами РФ "О местном самоуправлении в РФ" и "О закрытом административно-территориальном образовании", находятся в подчинении краев и областей согласно Перечню ЗАТО.

ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по следующим вопросам: становление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и объектам; определение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного ЗАТО; обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий или объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

ЗАТО является административно-территориальной единицей. Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав, В ведение районов местного самоуправления ЗАТО передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории. Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ. В случае установления вредного воздействия предприятий и объектов, расположенных в ЗАТО, на территории, прилегающие к границам ЗАТО, этим территориям присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ быть досрочно прекращен Президентом РФ по представлению Правительства РФ в случае исключения из числа государственных приоритетов развития науки и техники установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.

ЗАТО представляют собой единый социально-экономический комплекс: стратегически значимый для государства объект, часто имеющий повышенную опасность в силу использования ядерных и других опасных материалов, и населённый пункт, в котором проживают специалисты данного объекта. Комплекс имеет единую специально выделенную и охраняемую территорию, а также ряд ограничений для лиц, находящихся на этой территории, обусловленных режимами секретности и безопасности. Этот комплекс уникален - он имеет исторические, статусные, режимные, административно-территориальные, социально-экономические особенности.

Основная цель создания ЗАТО - обеспечение военной безопасности государства. В них расположены предприятия, производящие ядерное оружие, военные объекты, эксплуатирующие это оружие, а также объекты, связанные со стратегическим управлением вооружёнными силами и космическими программами.

2. Управление закрытыми административными территориальными образованиями

В соответствии с Федеральным законом "О закрытом административно-территориальном образовании" закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

закрытый территориальный образование управление

Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации.

Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам (решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации):

·установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и объектам;

·определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;

·обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых Законом.

Решение о создании или упразднении закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ. Предложение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ. Предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) закрытого административно-территориального образования вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.

При принятии решения об упразднении закрытого административно-территориального образования с учетом предложений соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации указанного образования.

Права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.

На территории ЗАТО может быть введен особый режим безопасного функционирования предприятий или объектов, который включает:

установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах указанного образования;

·ограничения, на въезд и постоянное проживание граждан на его территории;

·ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;

·ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание.

Структура, порядок формирования, полномочия и ответственность органов местного самоуправления городского округа закрытого административно-территориального образования определяются в соответствии с законодательством по вопросам местного самоуправления с учетом особенностей, установленных Законом. Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования обладают следующими полномочиями:

·координируют деятельность предприятий и объектов, под разделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

·разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и объектах либо при их угрозе.

·участвуют совместно с руководителями предприятий и объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые администра тивно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и запретных зон;

·по согласованию с органами Федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и запретных зон;

·осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

·вносят предложения в соответствующие органы государственно го и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

·выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

Органы местного самоуправления ЗАТО получают отчисления части ассигнований, направляемых из федерального бюджета на строительство предприятий и объектов, а также их реконструкцию, с сохранением оборонной направленности производства. Эти отчисления составляют не менее 10% от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства и перечисляются предприятиями или объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей территории.

При финансировании государственного оборонного заказа предприятия и объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1% от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа. Дополнительные расходы и потери бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с их статусом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Указанные дополнительные средства не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации. Земли, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное пользование этим предприятиям и объектам. Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.

К участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории.

Создание на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускается по решению органов местного самоуправления, согласованному с Правительством РФ.

3. Проблемы закрытых территориальных образований в современной России

За прошедшие 60 с лишним лет произошли значительные изменения во внешней по отношению к ЗАТО среде: изменилась страна, поменялись идеология, политика, экономика, закончилась "холодная война" (основной мотивирующий фактор для развития ядерной гонки вооружений). Закрытые города по многим формальным и неформальным отношениям стали ближе к региону своего нахождения (как субъекту Федерации, в котором они расположены, так и близлежащим территориям). Всё больше заметна "открытость" ЗАТО - в информационном обмене; в сфере миграции; в экономических отношениях градообразующих предприятий и иных субъектов хозяйственной деятельности, находящихся на территории ЗАТО; в культурных и социальных отношениях и т.д.

Заметные изменения происходят и внутри самих ЗАТО. Военные части, оснащённые ядерным оружием, постепенно сокращаются. Градообразующие промышленные и научные предприятия в большей или меньшей степени переходят на выпуск продукции гражданского назначения, расширяются производственные контакты с иностранными партнёрами, в ЗАТО развиваются иные виды экономической активности. Изменяется социально-экономическая ситуация в закрытых городах, изменяются их демографические характеристики. Неизменными остаются стратегическая значимость градообразующих объектов в ЗАТО для государства в целом и зависимость закрытых городов от градообразующих объектов. В 1992 году, с выходом Закона "О закрытом административно-территориальном образовании" ЗАТО стали институциализироваться в рамках существующего в стране правового поля. Это повлекло за собой необходимость "открытого" законодательного регулирования различных сфер жизнедеятельности ЗАТО в рамках складывающихся в стране условий. Изменилась роль органов местного самоуправления внутри ЗАТО, их взаимоотношения с федеральными и региональными органами власти, в том числе в части полномочий и формирования бюджета, повысилась роль политического процесса и необходимость лоббистской деятельности на федеральном уровне и т.д.

В условиях катастрофического развала науки 1990-х годов, научно-производственные ЗАТО остались уникальным местом сосредоточения научно-технического потенциала. Этот ресурс может и должен эффективно использоваться как для решения оборонных задач (которые тоже видоизменились со времён "холодной войны"), так и для инновационного развития российской экономики. Однако это достаточно сложная задача, так как совокупность внешних и внутренних изменений привела к формированию в ЗАТО ряда серьёзных проблем и противоречий системного характера. Для того чтобы ЗАТО могли успешно отвечать на вызовы времени, оставаясь центрами федерального значения, необходимы определённые системные трансформации. Их обоснование невозможно без тщательного анализа современного состояния ЗАТО, особенностей их исторического развития, оценки внешней среды и понимания целей развития.

Несмотря на принципиальную важность ЗАТО для национальной безопасности, до настоящего времени они достаточно редко попадали в поле зрения исследователей-экономистов. Думается, что представленная выше информация в достаточной степени обосновывает актуальность темы контрольной работы.

Список литературы

1.Овчинников И.И. Муниципальное право России: Учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.

2.Чаннов С.Е., Муниципальное право: пособие для сдачи экзамена. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 192 с.

.Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. - М.: Юристъ, 2003 - 320 с.

.Шугрина Е.С., Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., перераб. И доп. - М:. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.

Похожие работы на - Особенности муниципального управления закрытых территориальных образований

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!