Безопасность в горнорудной и нерудной промышленности и на объектах подземного строительства
Безопасность в горнорудной и нерудной промышленности и
на объектах подземного строительства
Прошлый
и этот год ознаменовались рядом серьезных пожаров и аварий на подземных
объектах, поднадзорных Ростехнадзору. Государственный горный и государственный
пожарный надзор на этих объектах являются взаимопроникающими и тесно
взаимосвязанными.
В
то же время анализ нормативных документов и ситуации с обеспечением
противопожарной защиты этих объектов дает возможность предположить, что в этой
сфере имеется немало проблем правового, нормативного, организационного и
практического характера. Подтверждением является трагедия, которая 7 сентября
2006 года произошла в ОАО УК «Руссдрагмет» ООО «Дарасунский рудник»,
расположенном в Читинской области. При выполнении ремонтных работ в стволе
шахты произошел пожар. Многочисленные попытки ликвидировать горение не
увенчались успехом. В конечном итоге при аварии погибло 25 горняков и 10
получили травмы. Комиссия по расследованию аварии, созданная распоряжением
Правительства Российской Федерации №1263-р от 08 сентября 2006 г. установила
причины возникновения пожара и гибели людей.
К
их числу следует отнести проведение работ повышенной опасности (сварочных
работ) в стволе шахты «Центральная», оснащенного деревянной крепью, с
нарушениями порядка ведения этих работ, в том числе:
–
отсутствием предусмотренного проектом орошения ствола шахты;
–
не сообщением работниками, ведущими работы повышенной опасности, старшему
горному диспетчеру о возгорании и последующих своих действиях;
–
отсутствием на месте ведения работ эффективных средств пожаротушения;
–
самостоятельными действиями работников по остановке и запуску вентилятора
главного проветривания.
Государственный
горный надзор и государственный пожарный надзор на объектах добычи и
переработки минерального сырья, а также на объектах подземного строительства
осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому атомному
надзору (Ростехнадзором). В течение 2006 г. он осуществлялся в 5 577
организациях (на 5% больше, чем в 2005 г., – 5 270 организаций), при этом общее
количество таких объектов составило 14 249 (на 3% больше, чем в 2005 г., – 13
750 объектов). Под надзором находились 279 подземных рудников, 6 435 карьеров
по добыче руды организаций черной, цветной металлургии и золотодобывающей
промышленности, 1 754 обогатительные, дробильно-сортировочные фабрики по
первичной переработке общераспространенных полезных ископаемых и
агломерационные фабрики, 218 объектов подземного строительства транспортного и
специального назначения, а также карьеры по добыче общераспространенных
полезных ископаемых.
В
2006 г. было проведено 17 550 обследований поднадзорных горных предприятий,
предписано к устранению 127 180 нарушений правил безопасности, приостановлена
эксплуатация 1 440 объектов. К ответственности привлечено 6 558 работников (на
12% больше, чем в 2005 г.), 3 791 человек подвергнут штрафным санкциям в
соответствии с КоАП РФ. Общая сумма штрафов составила 11 857,2 тыс. руб.
Материалы на 156 человек переданы в следственные органы.
Несмотря
на увеличение количества поднадзорных объектов и снижение численности
инспекторского состава с 286 до 281, показатели интенсивности надзорной
деятельности в 2006 г. превысили показатели 2005 г.
Активизировалась
работа по привлечению к административной ответственности юридических лиц,
нарушивших требования промышленной безопасности. В 2006 г. количество
работников, подвергнутых штрафным санкциям, увеличилось на 51% по сравнению с
2005 г., а сумма штрафных санкций увеличилась на 64%.
В
2006 г. происходило наращивание объемов производства с увеличением глубины
разработки месторождений полезных ископаемых открытым и подземным способом,
сопровождающееся увеличением опасностей, связанных с ухудшением
горно-геологических условий.
Недооценка
степени опасности ведения горных работ становится следствием упрощенного
подхода к оценке деятельности по предупреждению аварийности, травматизма на
предприятиях горнодобывающей отрасли, недостаточно эффективной организации
функционирования системы производственного контроля.
Система
производственного контроля до настоящего времени не получила развития в систему
управления промышленной безопасностью на горных предприятиях страны даже в тех
регионах, где горнодобывающие предприятия традиционно составляют основу
экономики и находятся далеко не в кризисном финансовом состоянии.
В
этой связи требуется системное повышение квалификации всех звеньев,
задействованных в системе производственного контроля, так как независимо от
масштабов предприятия и численности производственного персонала должен быть
обеспечен системный подход к управлению промышленной и пожарной безопасностью
как к единому объекту управления.
Недостаточно
реализуется существующий научно-исследовательский потенциал в вопросах
совершенствования систем разработки рудных месторождений, обеспечения
противоаварийной защиты предприятий, на большей части горнорудных предприятий
текущие и перспективные задачи научно-исследовательского сопровождения
отработки месторождений длительное время не решаются.
В
известной степени эти обстоятельства способствовали росту уровня аварийности и
смертельного травматизма в 2006 г.
В
2006 г. произошло 12 аварий. Количество аварий по сравнению с 2005 г.
увеличилось на 3 случая (25%).
Удельный
вес аварийности в горнорудной промышленности и при строительстве подземных
сооружений различного назначения в 2006 г. составил 5,7% общего количества
аварий на предприятиях, поднадзорных Ростехнадзору (всего 212 случаев).
Число
аварий на предприятиях горнорудной промышленности, поднадзорных территориальным
органам Ростехнадзора, в 2006 г. по отношению к 2005 г. возросло на 25%. Всего
в 2006 г. произошло 12 аварий, в число которых включены и пожары на подземных
объектах.
Материальный
ущерб от аварий составил 1 109,808 млн руб. против 22,406 млн руб. в 2005 г.
(10,997 млн руб. в 2004 г., 21,012 млн руб. в 2003 г. и 27,1 млн руб. в 2002
г.), что характеризуется большой степенью разрушений сооружений и выхода из
строя технических устройств, возникших в результате допущенных аварий.
В
результате аварий в 2006 г. травмировано 29 человек, из них погибли 26 человек.
Не
были допущены аварии на дробильно-обогатительных фабриках, но произошел рост
аварий на подземных и открытых горных работах: 4 аварии произошло при добыче
драгметаллов, 3 аварии произошло при добыче никеля, 2 – в организациях
агрохимического комплекса.
По
одной аварии произошло в организациях черной металлургии, по добыче
строительных материалов и в строительном комплексе.
Анализ
показывает, что аварии в 2006 г. произошли в основном по организационным
причинам – из-за неэффективности или отсутствия производственного контроля за
соблюдением требований промышленной безопасности, нарушения правил
безопасности, технологической и трудовой дисциплины, неосторожных или
несанкционированных действий исполнителей работ.
Готовность
ВГСЧ к ведению аварийно-спасательных работ
Горноспасательное
обслуживание объектов горных работ обеспечивается силами и средствами
отраслевых военизированных горноспасательных служб ФГУ «Управление ВГСЧ в
строительстве», ФГУП «СПО «Металлургбезопасность», горноспасательными частями
фирмы «Агрохимбезопасность» в составе ОАО «Агрохиминвест», а также ООО
«Противоаварийная служба ВГСЧ Сибири», обслуживающей объекты транспортного
строительства.
В
настоящее время под их надзором находится 651 опасный производственный объект,
обслуживание объектов ведется профессиональными военизированными
горноспасательными частями.
Обозначились
позитивные тенденции в деятельности горноспасательных частей в вопросах замены
устаревшей дыхательной защитной аппаратуры, табельного горноспасательного
оснащения, оперативного автотранспорта и обновления нормативных технических
документов.
Возрос
уровень компьютеризации при разработке планов ликвидации аварий в
горноспасательных частях.
Вместе
с тем отсутствуют системные меры по созданию единой компьютерной сети для
формирования банка данных по объектам ведения горных работ и профилактике
возникновения аварий на обслуживаемых горнодобывающих предприятиях, прежде
всего в ФГУП «СПО «Металлургбезопасность» и ФГУ «Управление ВГСЧ в
строительстве».
В
числе проблемных вопросов, требующих дальнейшего решения, следует отметить
дальнейшее развитие тенденции на создание негосударственных профессиональных
горноспасательных формирований, объективно возникающих в рыночных условиях для
обеспечения свободы выбора услуг горноспасательных подразделений. Однако в ряде
случаев сохраняются условия для монопольного горноспасательного обслуживания и
отсутствует здоровая конкуренция на рынке спасательных услуг, а правовой
механизм создания горноспасательных формирований должным образом не
регламентирован.
Наряду
с недостаточной оснащенностью шахт и рудников современными автоматизированными
средствами пожаротушения следует отметить недостаточный уровень эффективности
системы производственного контроля предприятий, формализм, проявляемый
командным составом ВГСЧ в организации работ по предупреждению подземных
пожаров.
Для
повышения эффективности надзорной и контрольной деятельности на объектах
горнорудной, нерудной промышленности и подземного строительства, снижения
уровня аварийности и травматизма, обеспечения промышленной безопасности на
поднадзорных предприятиях и производствах, по мнению Ростехнадзора, необходимо:
1.
Активизировать работу надзорных органов территориальных управлений
Ростехнадзора с руководителями подконтрольных горнодобывающих организаций
(управляющих компаний) по внедрению систем управления промышленной
безопасностью.
2.
Повысить качество и объективность расследований несчастных случаев и аварий,
обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предлагаемых комиссиями по
расследованию.
3.
Ввести в практику надзорной деятельности проведение внеочередной аттестации
руководителей организации и службы производственного контроля после происшедшей
аварии или несчастного случая со смертельным травматизмом.
4.
Обеспечить контроль за безопасными условиями эксплуатации автомобильного и
железнодорожного технологического транспорта на объектах открытых горных работ.
5.
Усилить контроль за ведением открытых горных работ в части выполнения
нормативов вскрышных работ и подготовленных к выемке запасов в части
обеспечения безопасности горных работ.
6.
Повысить требовательность к горнотехническим инспекторам в вопросах организации
и функционирования противопожарной защиты объектов подземных горных работ, а
также готовности горноспасательных формирований к решению возложенных уставных
задач.
При
подготовки статьи использованы материалы годового отчета о деятельности
Ростехнадзора в 2006 году.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/