Особенности формирования коллектива подростков в спортивной деятельности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    121,83 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности формирования коллектива подростков в спортивной деятельности















Выпускная квалификационная работа

Особенности формирования коллектива подростков в спортивной деятельности

Содержание:


Введение

Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования

1.1 Сущность понятия коллектив и его структура

.2 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста

.3 Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива и влияние спорта на его развитие

Выводы по главе первой

Глава II. Особенности формирования подросткового коллектива в процессе физического воспитания

2.1       Изучение процесса формирования коллектива на уроках физической культуры

2.2     Система работы, направленная на эффективное формирование подросткового коллектива в спортивной деятельности

Выводы по главе второй

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях.

Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности, особенно для подростка, поскольку это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. От того, как будет складываться межличностное взаимодействие подростков, зависит формирование будущей личности. Все это и происходит в коллективе.

Основным источником и условием коллективообразования является социально обусловленная различная совместная предметная деятельность. Наиболее ярким процессом в педагогической деятельности, в условиях которого возможна совместная деятельность, является процесс физического воспитания. Именно в процессе спортивной деятельности возможно эффективное коллективообразование подростков. Существуют эффективные технологии по формированию коллектива учащихся, однако недостаточно разработаны технологии по формированию коллектива подростков в спортивной деятельности. Значимость спортивной деятельности в формировании коллектива велика, особенно в подростковом возрасте, таким образом, тема данной работы: «Особенности формирования коллектива подростков в спортивной деятельности».

Цель работы: определить условия формирования и сплочения коллектива в процессе спортивной деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс физического воспитания школьников.

Предмет исследования: система игр и упражнений направленная на формирование подросткового коллектива.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать понятие коллектив как объект психолого-педагогического исследования, его сущность, структуру, функции.

2. Изучить условия формирования коллектива подростков в спортивной деятельности.

3. Определить уровень сплоченности подросткового коллектива.

4. Экспериментально апробировать и выявить эффективность разработанной системы игр и упражнений, направленной на формирование подросткового коллектива на уроках физической культуры.

Гипотеза: Мы предположили, что разработанная система упражнений и игр направленная на формирование подросткового коллектива будет наиболее эффективной, если выполнять её систематически на уроках физической культуры.

В ходе исследовательской работы использовались следующие методы: анализ научно и учебно-методической литературы, диагностика, математическая обработка результатов.

Теоретическая значимость и практическая ценность работы заключается в разработке методических основ формирования и сплочения спортивного коллектива подросткового возраста.

Исследование проводилось на базе контрольного 7 «Б» и экспериментального 7 «А» классов МОУ СОШ № 5 г. Михайловка.

Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования

1.1            Сущность понятия коллектив и его структура

В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое - под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПТУ, школе, студенческой группе и т. д.); второе - под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д.

В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом, - все это позволяет воспитателю рассматривать коллектив как явление педагогическое.

Вместе с тем следует учитывать, что в ученической среде возникают различные объединения (по увлеченности, совместной деятельности, взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессе общения развиваются межличностные отношения. Коллектив обретает свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как явление социальное.

Ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе.

Коллектив первоначально состоит из малых групп. Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Её нижние и верхние границы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. За нижнюю границу малой группы большинство специалистов принимают 3 человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница обычно не превышает 20-50 человек и определяется её качественными признаками.

Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.

Среди естественных малых групп по характеру внутренних связей различаются: формальные и неформальные.

Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и малые институциональные группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами малых неформальных групп являются дружеские и приятельские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы)

Под структурой коллектива мы понимаем следующие её компоненты:

·        формальное лидерство

·        роли

·        нормы

·        статус

·        состав

Почти каждый коллектив имеет своего формального лидера. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность его работы.

Так же неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам коллектива, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Опора неформального лидера - признание его коллективом.

За каждым членом коллектива обычно закрепляются определенные роли. Роль - это способ поведения индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией и представлениями о должном.

Существуют две основных направленности ролей для создания нормально работающего коллектива. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать коллективные задачи и выполнять их.

Наряду с формальным распределением ролей, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое коллективом. Отдельные члены коллектива берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов коллектива, третьи заботятся о взаимоотношениях в коллективе, о поддержании хорошего климата в нем, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца.

Для того чтобы успешно трудиться, все коллективы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри коллектива, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство норм, которыми руководствуются группы и коллективы, носят неформальный характер. Вместе с тем именно они могут оказывать наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы.

Для того чтобы быть принятым в коллектив и чувствовать его поддержку, необходимо уметь приспосабливаться к его нормам. Обычно сам коллектив оказывает определенное давление и пытается скорректировать поведение тех своих членов, которые поступают вопреки нормам и правилам, существующим в нем.

Статус в коллективе - положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этого коллектива другими его членами.

Статус может быть формальным и неформальным.

Статус той или иной личности в коллективе может определяться рядом факторов, включая такие как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, накопленный опыт, уважение, соответствующее заслугам, знаниям. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм коллектива. Члены коллектива, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на коллективное решение, чем члены коллектива с низким статусом.

Кроме того, структурные характеристики коллектива включают в себя личные симпатии и антипатии между членами коллектива (кто кому нравится и кто кого не любит), а также силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).

На установление дружеских отношений между людьми оказывают влияние несколько моментов:

·        личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям;

·        частота встреч, а также ожидание того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем;

·        успешное функционирование коллектива. Успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспех;

·        наличие одной цели;

·        широкое участие всех членов коллектива в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общеколлективные процессы стимулирует развитие положительного восприятия коллектива.

Таким образом, структура коллектива достаточно сложна и в некотором роде условна. Для эффективного формирования коллектива и управления им необходимо четко знать состав малых групп, статус и роли если не каждого, то хотя бы большинства членов коллектива. Так же установление формальных и неформальных лидеров поможет определить направления и механизмы воздействия на коллектив.

1.2 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста

Переход от детства к юности в традиционной классификации называют отрочеством или подростковый возраст. Это самый короткий по астрологическому времени период, Однако хронологические границы этого возраста часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-16 лет, 12-18 лет и т.д.

Именно в этот период подросток проходит огромный путь в своем физическом и психическом, социальном развитии. Именно в отрочестве человек переживает, начало становления своей личности.

Подростковый возраст характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Все более начинает проявлять себя мотивационно - потребностная сфера - сфера общения, эмоциональных контактов. Общаться его заставляет все более усложняющаяся учебная деятельность.

Отрочество - возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентацией и поступков. Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим (человеком или животным, растительным и прочим миром) к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жесткости; от страха смерти до суицидальных попыток.

Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность смотреть на себя по-новому. Дружба и служение ей становится одной из значимых ценностей в отрочестве.

Межличностные отношения подростка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально - психологические характеристики.

Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе - формированием образа "Я". По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение.

Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища" повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально-волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора.

Выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других.

Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.

Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым.

Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются.

Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффиляции.

С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки - к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки - по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны - создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности.

Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица.

Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.

Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.

Поведение подростка в группе, коллективе регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком.

.3 Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива и влияние спорта на его развитие

Педагогическая теория формирования коллектива создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Наибольший вклад в разработку проблемы коллектива внес выдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко. Он творчески переосмыслил классическое образование, принял активное участие в поиске новых решений, определив и разработав ряд новых проблем воспитания. А. С. Макаренко занимался вопросами методологии, теории и организации воспитания. Личность является субъектом воспитательного воздействия при условии, если она выражает интерес коллектива.

Учение Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма его жизни, остановка - форма его смерти и выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие.

Помимо принципов развития коллектива, А. С. Макаренко сформулировал принципы формирования результативного коллектива:

единство цели и труда коллектива предполагает объединение людей внутри группы не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации труда;

большая «связанность» коллектива предполагает взаимопеременность состава командиров и подчиненных в течение рабочего дня, недели. Поэтому, в коллективе каждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях.

«мажор» (активность) в коллективе, по мнению А. С. Макаренко,- это прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем. Этот крепкий мажор должен иметь вид постоянной бодрости, готовности к действию;

защита проявляется в том, что каждый из членов коллектива должен и обязан отстаивать «своих» перед посторонними;

торможение - это регулирование отношений внутри коллектива и коллектива в целом.

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

Становление коллектива (первоначальное сплочение). Цель данного этапа - превратить организованно оформленную группу в коллектив, где отношения участников определяются содержанием деятельности. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы.

Усиление влияния актива. Среди членов группы произвольно выделяются наиболее инициативные люди, необходимо организовать направление данной активности - создать актив группы. Затем происходит постепенное усиление влияния актива. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.

Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень требований к себе, к своим товарищам. Этот этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А. С. Макаренко. Положение, "когда требует коллектив", говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

Процесс движения: через коллективный опыт человек предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.

Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы направляющие его жизнь и работу. Важна перспектива движения вперед. Управление коллективом - это увлечь определенной целью, требующей общих усилий труда. «Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка», - утверждал А. С. Макаренко.

Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика и др.

Известный отечественный психолог А.В.Петровский, характеризуя особенности развития коллектива, выделил несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.

Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.

Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

Таким образом, на современном этапе при организации процесса формирования коллектива, необходимо учитывать принципы и этапы становления коллектива, внутригрупповую обстановку, которые были выделены и обобщены многими отечественными педагогами и психологами.

В настоящее время сложился другой подход (Л.И.Новикова, А. Т.Куракин и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать детей.

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм - в группу-коллектив.

Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Но взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике.

Если же начальное объединение произошло, дети приняли статут "первичного коллектива", цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку - она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень - к группе-кооперации.

Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень - автономизацию.

Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходят процессы обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.

Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию - "лжеколлектив".

Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.

Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования. Так, в летних оздоровительных детских лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4 - 5 дней 24-дневной смены) к кооперациям (примерно к середине смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены).

Учебно-воспитательный коллектив- важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

Наиболее ярким процессом в педагогической деятельности, в условиях которого возможна совместная деятельность, является процесс физического воспитания. Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Здесь имеют быть место две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т. д.

Умственная деятельность представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В процессе занятия спортом также происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика - стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.

Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования - одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования - яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Именно в процессе спортивной деятельности возможно эффективное коллективообразование подростков.

Выводы по главе первой

Природа коллективных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В коллективных отношениях человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном таких отношений.

В подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость коллектива определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели.

коллектив спортивный подросток межличностный

Глава II. Роль спортивной деятельности в формирования коллектива подростков

2.1 Изучение процесса формирования коллектива на уроках физической культуры

. Организация исследования (первичная диагностика).

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Перед нами стоит задача провести эксперимент по выявлению общего уровня сплоченности классов, поэтому для его определения в обоих классах мы использовали методику «Определение индекса групповой сплоченности Сишора», состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Под нашим наблюдением - 43 человека. Из них 23 человека составили контрольную группу (7 «Б» класс), 20 - экспериментальную группу (7 «А» класс). Возрастной и половой состав школьников в обоих классах идентичный.

Ребятам раздаются вопросы. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям. В ходе опроса баллы указывать не нужно (Приложение 1).

Инструкция: «Материал, который вы получили, содержит 5 вопросов и несколько вариантов ответов на каждый из них. Ваша задача - ответить на вопросы, выбрав один из вариантов, обведя номер варианта в кружок».

Анализ результатов.

Максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - -5.

Уровни групповой сплоченности:

ü  16 баллов и выше - высокая;

ü  12 - 15 балла - выше средней;

ü  8 - 11 - средняя;

ü  4 - 7 - ниже средней;

ü  3 и ниже - низкая.

После проведения в контрольном 7 «Б» классе методики, были получены следующие результаты (работы детей Приложение 2, количественный анализ полученных результатов в таблице Приложение 3):

Преобладающим в классе является средний уровень сплоченности - 39,1% (9 чел.), по 21,8% (5 чел.) набрали выше среднего и ниже среднего, и всего лишь по 8,7% (по 2 чел.) высокий и низкий уровень.

После проведения в экспериментальном 7 «А» классе диагностики, были получены следующие результаты (работы детей Приложение 4, количественный анализ полученных результатов в таблице Приложение 5):

Преобладающим в классе является также средний уровень сплоченности класса - 40% (8 чел.), чуть меньше - 35% класса уровень сплоченности ниже среднего (7 чел.), у 15% учеников уровень выше среднего, и по 5% (по 1 чел.) набрали высокий и низкий уровни сплоченности.

Из данных результатов можно сделать следующий вывод: если мы сравним показатели, то увидим, что различия между наблюдаемыми группами не существенны (Приложение 6). В обоих классах имеются большие перспективы для работы по развитию сплоченности и коллективизма.

. Повторная диагностика сплоченности подросткового коллектива.

Повторная работа по диагностике сплоченности была проведена в тех же 7 «А» и 7 «Б» классах, спустя 3 месяца после первичного диагностирования. В течение этого времени на уроках физической культуры в экспериментальном 7 «А» классе осуществлялся разработанный нами системы игр и упражнений, направленный на развитие сплоченности и коллективизма, приведенный ниже, в пункте 2.2. В контрольном же 7 «Б» классе проводились уроки физического воспитания по школьной программе.

И снова для определения уровня сплоченности учащихся мы использовали ту же методику «Определение индекса групповой сплоченности Сишора».

Ребятам раздаются те же вопросы. Задание то же.

После проведения и подведения итогов были получены следующие результаты контрольного 7 «Б» класса (работы детей Приложение 7). Полученные результаты занесем в таблицу, эти данные дают возможность выявить процентное соотношение уровней сплоченности учеников класса (Приложение 8). Высокий уровень сплоченности остался тем же - 8,7% учащихся (2 чел.), выше среднего у 34,8% (8 чел.), средний у 30,4% (7 чел.), уровень ниже среднего тоже остался неизменным - 21,8% (5 чел.) и низкий у 4,3% класса (1 чел.).

После проведения повторной диагностики и подведения итогов в экспериментальном 7 «А» классе были получены следующие результаты (работы детей Приложение 9). Полученные результаты занесем в таблицу, выявляем процентное соотношение уровня сплоченности учеников класса - высокий уровень сплоченности повысился - 25% учащихся (5 чел.), уровень выше среднего также стал выше - 20% (4 чел.), и средний уровень сплоченности повысился - 45% класса (9 чел.), у 10 % учащихся класса (2 чел.) уровень ниже среднего, а показатели с низким уровнем сплоченности совсем исчезли (Приложение 10).

Исходя из выше изложенного, можно сравнить уровень сплоченности учащихся контрольного 7 «Б» класса и экспериментального 7 «А» класса при повторной диагностике. Хорошо видна разница - у ребят контрольного класса уровень сплоченности остался практически прежним, различия не существенны, а у учащихся экспериментального класса уровень сплоченности коллектива стал значительно выше, чем был в начале эксперимента. (Приложение 11).

Если сравнить в контрольном классе результаты первоначальной диагностики и повторной, то легко заметить, что показатели изменились не значительно: для большинства детей характерен уровень выше среднего, до эксперимента преобладающим был средний уровень сплоченности, это хорошо отображает диаграмма (Приложение 12). А вот в экспериментальном классе результаты первоначальной диагностики и повторной существенно различаются, видно, что положительные показатели повысились, низкий уровень вообще не присущ данному классу, показатель же уровня ниже среднего характерен лишь 10% класса, а не 35% как было первоначально (Приложение 13).

2.2 Система работы, направленная на эффективное формирование подросткового коллектива в спортивной деятельности

 

Существуют различные технологии по формированию коллектива учащихся, однако недостаточно разработаны технологии по формированию коллектива подростков в спортивной деятельности. Перед нами стоит задача в течение трех месяцев реализовать систему работы, направленной на эффективное формирование подросткового коллектива в процессе физического воспитания, и выявить степень её эффективности.

Реализация нашей системы состоит из трёх этапов: .         Подготовительный - 1-2 неделя занятий .  Основной - 3-11 неделя занятий.    Заключительный - 12-13 неделя занятий.     Подготовительный этап (подготовительная игра). На данном этапе проводится игра «Наш дом - наша крепость». Данная игра способствует внутригрупповой сплоченности, позволяет учителю не только поучаствовать в ней, но и, прежде всего, узнать о личных интересах каждого ребенка, выявить лидеров формирующегося коллектива, а также детей, способных быть гибкими, умеющими уступать и подчиняться.

Цель этапа - подготовить учеников к их совместной деятельности в игре, наблюдая за общением детей в коллективе, выявить лидеров и пассивных участников, определить эмоциональный фон в целом.

Игра состоит из нескольких упражнений, которые постепенно усложняются. Все упражнения проводятся не сразу, а одно упражнение на одном занятии.

1.      Упражнение-разминка «Глаза в глаза и имена»

(Направлено на выявление общих признаков участников игры.)

В первой части данного упражнения учитель выбирает двух (трех) человек с голубыми и карими (зелеными) глазами. Каждый из них должен набрать к себе в команду детей из всего класса со схожим цветом глаз. Вторая часть заключается в том, что игрокам нужно самостоятельно сформировать группы людей с одинаковыми именами.

2.      Упражнение «Мои друзья»

(Направлено на выявление общих интересов участников игры.)

Участникам предлагается назвать свое доминирующее хобби. Затем учитель призывает всех найти друзей по интересам. Каждой сформировавшейся мини-команде предлагается по очереди огласить свое увлечение.

3.      Упражнение «Собака»

(Направлено на усиление командообразования.)

Учитель заранее готовит три набора карточек (фотографий) формата А4 (по две в каждом). В первый входят 2 одинаковые карточки с изображением собаки одной породы, во второй - другой, в третьем - собака также отличается от первых двух. Учитель разрезает по одной карточке из каждого набора так, чтобы получилось несколько фрагментов, например 24 (по количеству участников игры), затем берет оставшиеся три и кладет их по одной на столы (3 карточки - три стола). Затем он смешивает нарезанные пазлы и предлагает участникам подойти к нему и взять части фотографий. Когда все фрагменты разберут, нужно собрать картинки, образцы которых были разложены на столах. После того, как фотографии будут собраны, у каждого из трех столов окажется по определенному количеству участников игры (к примеру, по 8). На этом этапе учитель предлагает ребятам сформироваться в получившиеся группы.

4.      Упражнение «Моя семья»

(Направлено на формирование распределенной ответственности в коллективе.)

Учитель говорит о том, что у каждой команды есть своя собака и дом, который она будет охранять. Не хватает только семьи, поэтому он объявляет их тремя разными семьями. После этого учитель напоминает о том, что семья предполагает совместное проживание. Командам, получившимся в результате составления на прошлом занятии единой картинки собаки из кусочков, нужно договориться о том, как должна быть устроена совместная жизнь внутри группы. Кроме того, всем участникам необходимо определить роль какого члена семьи он будет играть - отца, матери, бабушки, дедушки, старшего или младшего сына, старшей или младшей сестры, дяди и тети (к примеру, 8 человек - 8 ролей). На следующем этапе ведущий просит «семьи» составить договор о совместном проживании. Следует обозначить семейные обязанности (прогулка с собакой, уборка дома и др.)

После этого проводится презентация-защита коллективного договора каждой «семьи». Другие «семьи» могут задавать вопросы, уточнять интересующие их моменты.

Важно: Учитель должен аккуратно наблюдать за тем, как реагируют ребята на те, или иные моменты игры, как среди них проявляется лидер, образуются мини-группы и т.п.

Диагностика по распределению ролей в семье примерно такая: те, кто выбрал позицию «мать», предположительно являются «рабочими лошадками», ответственными исполнителями; «отец» - генератор идей, руководитель; «бабушка», «дедушка» - хорошо выдержат небольшую нагрузку; «тетя», «дядя» - пассивные исполнители, которые вряд ли будут лидерами или сильным звеном в коллективе; «старший сын» - возможен авантюризм, новаторство; «младший сын» - готовность помогать; «старшая дочь» - свежесть идей, ответственность; «младшая дочь» - инфантильность, низкий уровень ответственности.

5.      Упражнение «Наш общий дом»

(Направлено на повышение уровня внутриколлективной сплоченности.)

Учитель просит участников всем вместе сесть в круг, в центре которого находятся «глава» каждой «семьи». Они приносит с собой картинки собак, после чего дается задание: составить из предложенного инвентаря (кегли, кубики, «городки», и т.п.) один большой дом для всех трех семей. Когда дом будет полностью готов, «главы семей» кладут рядом с ним собак, которые будут его охранять и садятся в круг вместе с учителем. Сидящим предлагается ответить на такие вопросы:

ü  Какое упражнение было для вас самым трудным и почему?

ü  Почему в вашей «семье» роли распределились именно так?

ü  Почему вы выбрали именно эту роль?

ü  Довольны ли вы своим договором?

ü  Кто из вас проявлял большую инициативу?

ü  Кто подстраивался больше, чем проявлял себя? По какой причине?

ü  Какое упражнение было более важным для вас лично?

6.      Семейная фотография

(на выявление уровня сплочённости группы)

Попросите кого-нибудь из класса поставить всех учеников в композицию для семейной фотографии. Пусть этот участник сообщит всем, кого из близких родственников или друзей изображает каждый участник. Звучать это должно приблизительно так: «Ты будешь изображать моего старого друга N. Он такой же добрый и отзывчивый человек». Предупредите автора-составителя, что в композицию должны входить только симпатичные ему люди.

Пусть группу для фотографирования создадут два или три участника, а если остальные тоже выразят желание этим заняться, предложите сделать это в первый же подходящий момент, например, на следующем занятии.

Основной этап (комплекс игр и упражнений, направленный на сплочение и коллективизм группы). На данном этапе, который по временному промежутку самый значительный, на каждом занятии можно проводить по две, а то и по три игры или упражнения, если это позволительно по времени.

Цель этапа - организовать коллективную спортивную деятельность внутри класса. К концу данного этапа, ребята сами уже выбирают игры и упражнения, идет уже практически самостоятельная деятельность.

1.      Проводник

Ребята выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если класс большой, в 2 или 3 колонны). Учитель объясняет правила:

нельзя разговаривать;

у всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать);

последний человек - проводник;

хлопок по правому/левому плечу - поворот вправо/влево;

хлопок по обоим плечам - вперёд;

двойной хлопок по обоим плечам - назад;

хлопок по обоим плечам дробью - стоп.

Задача проводника - провести «паровозик» по маршруту, который укажет учитель (несколько поворотов). Для продолжения игры последний участник становиться впереди всех.

2.      Паровозик

Ученики делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки - у первого. Перед паровозиком ставиться задача: достать предмет, который учитель помещает в комнате после того, как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке на ухо шепотом должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет.

3.      Колдуны в деревне

Класс делиться на колдунов и жителей деревни. Колдуны могут заколдовывать жителей каким-либо движением (положив руку на плечо, обняв и т.д.). Заколдованный замирает и не двигается, пока его не расколдуют. Расколдовывать может другой житель, крепко обняв или поцеловав в щечку. Таким образом, задача колдунов «заморозить» всю деревню, а задача жителей - помешать этому.

4.      Красные, синие, зелёные

Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий (учитель) каждому на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные - в одну колонну, синие - в другую и т.д. Цвета можно использовать другие.

Можно усложнить задание: строиться в полной тишине.

5.      Зоопарк

Ребята становятся по кругу, положив руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо, так, чтобы никто не слышал, говорит какое он животное. Затем объясняет правила игры: как только вы услышите своё животное, сразу же поджимаете ноги, а ваши соседи должны вас удержать. После рассказывается история «Как мы ходили в зоопарк», где упоминается каждое животное. Далее проводится второй тур игры. Опять каждому говориться животное, но уже одно на всех, и при рассказе о походе в зоопарк в итоге все дети падают.

6.      Путанка

Проведение: все становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать за руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо распутаться. В результате распутывания должен получиться круг.

7.      Бабкины нитки

Выбирается ведущий - бабка, который выходит из комнаты. Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Затем, не расцепляя рук, запутываются. Как только запутались, зовут бабку: «Бабка, нитки рвутся!» Задача бабки - распутать нитки, не порвав их при этом.

8.      Мост

Две команды становятся по разные стороны моста (например, лавочки). Мост длинной примерно 3-5 метров, шириной - полметра. По команде участники одновременно с двух сторон начинают перебираться на другую сторону моста. Игра не на скорость. Постоянно необходимо напоминать детям о необходимости поддерживать друг друга. Учитель должен следить за техникой безопасности, страховать детей.

9.      Зомби (Сиамские близнецы)

Выходят по двое от каждой команды и становятся рядом: рука об руку. Соприкасающиеся руки связывают (либо участники этими руками обнимают друг друга за пояс), а свободными, т.е. один левой, а другой правой игроки должны завернуть приготовленный заранее сверток, обвязать его тесемкой и завязать бантик (или другое задание). Сделавшая быстрее всех пара - побеждает.

10.    Объелись мёда

Участники делятся на пары и садятся на пол напротив друг друга. «Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно встать, не расцепляя рук». Потом мёд ели впятером, всемером, вдесятером, и т.д., всем отрядом. При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и также должны встать, не расцепляя рук.

11.    Дед Мазай и зайцы

Ведущий (сначала учитель) садится на короткую скамейку и говорит: «Весна, снега начинают таять, лёд на реке тронулся. Началось половодье. Вы все зайчики, сидите на кочках и ждёте, когда же дед Мазай подплывёт к вам и посадит к себе в лодку (при этих словах показывает на скамейку). Дед Мазай - это я. Вот плыву я и вижу заяц (имя одного из участников) сидит на кочке. Ну, я и забрал его к себе на лодку».

Названный участник залезает на скамейку. Таким образом, ведущий собирает на скамейке весь класс.

12.    Гражданская оборона

Игра заключается в следующем: все участники прогуливаются по залу, и кто-то из них выкрикивает фразу, сообщающая об опасности. Фраза имеет следующее строение: «Внимание! На нас напали пещерные львы!» (или хулиганы, или Римские легионы, или вирусы гриппа, или маленькие зеленые человечки и т. д.).

После сигнала опасности участники тренинга должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых (это, конечно же, девочки!) в середину, а затем хором произнести фразу: «Дадим отпор...» (маленьким зеленым человечкам, угрызениям совести, зевоте и т. д., в зависимости от прозвучавшего сигнала тревоги). Потом группа опять разбредается по залу, и игра повторяется. Для успешного проведения этой игры необходимо, чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

13.    Ужасный секрет

Один из участников сообщает на ухо своему соседу ужасную тайну о себе, например: «Я люблю ковыряться в носу!» Сосед передает это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас любит ковыряться в носу!» В такой форме фраза идет по кругу, а второй участник, дав первой фразе отойти на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе: «Я люблю корочкой хлеба вымазывать остатки подливы». Фраза идет по кругу в варианте: «Один из нас...» Когда секрет проходит круг и приходит к владельцу, то владелец не отсылает его на второй круг, и, таким образом, первая стадия игры заканчивается тогда, когда каждый секрет обошел ровно круг. Затем все говорят вслух, какие секреты они узнали. Один говорит, что он узнал, что «мы храпим», что «мы грызем ногти», другой вспомнит, что «мы любим поспать» и т. д., пока все секреты не будут припомнены. А затем все участники хором произносят «И мы об этом никогда никому ничего не скажем!»

14.    Гусеница

Команда становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, учитель объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

15.    Титаник

Учитель предлагает группе ребят забраться на стулья или лавочку. Затем им объясняется ситуация: "Вы оказались на тонущем "Титанике". Корабль тонет постепенно. Нужно, чтобы спаслось как можно больше людей. После этого ведущий через каждые 15-20 секунд убирает стул или ограничивает длину лавочки.

16.    Клоун

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 - 3 команды и приготовить 2-3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

17.    Большой круг

Весь класс встает в один большой круг (левая рука на плече соседа слева, правая на поясе у соседа справа). После этого учитель предлагает всем присесть, затем поднять ногу, а дальше... ваша фантазия.

18.    Треугольник, квадрат...

Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Учитель просит: «Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник... квадрат... ромб и т. д.».

19.    Подъемный кран

Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:

ü  тренер победившей команды;

ü  полковник, выигравший битву;

ü  балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;

ü  пловец, поднявшийся на гребень волны;

ü  облако, летящее по небу в жаркий день;

ü  бревно на субботнике;

ü  прыгун, зависший над планкой;

ü  цветок лотоса на поверхности озера и т. д.

20.    Яблочко

Эта игра связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом будет теннисный мяч, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину.

21.    Сантики

Для этой игры нужно организовать не меньше трех команд. Команды выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, учитель собирает обувь ребят, сваливает ее в кучу и перемешивает. Учителем предлагается инструкция: «Это небольшая веселая эстафета. Сейчас по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться».

22.    Грязные танцы

Необходимо встать в колонну, держа соседа впереди за талию. Под музыку (можно в личном исполнении - получается еще смешнее) все дружно начинают танцевать, к примеру, ламбаду (можно любой другой танец). Через некоторое время музыка прекращается и необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди, музыка снова играет, и все снова танцуют, но уже в более неудобном (или удобном - кому как) положении. Потом все повторяется, только надо дотянуться до того, кто на два, потом на три и так далее человека впереди тебя.

23.    Сосиска, кетчуп, кока-кола

Игроки встают паровозиком, держа соседа спереди за талию. Затем все произносят слова и делают соответствующие движения. «Сосиска!» - все делают шаг правой ногой, «Кетчуп!» - шаг левой ногой, «Кока-кола!» - вращательные движения тазом. Пройдя 2-3 раза таким образом, даётся новое условие: необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди. Всё повторяется. Затем снова обнимаем соседа, который на два, потом на три и так далее впереди тебя.

24.    Биг-мак

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: "Биг", - другой: "Мак"; один: "Ореховое", - другой: "Масло" и т.д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь учитель перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

25.    Мини-группы

Участники игры бегут один за другим. Через несколько минут учитель называет какое-либо число, например "4". Это значит, что все игроки должны образовать мини-группы по 4 человека в каждой.

Нужно быть внимательным, чтобы все принимали участие. Если группа не делится без остатка, то можно образовать, например, большую и маленькие группы. (17 человек: 3 группы по 4 человека, и одна группа по 5 человек).

После этого учитель каждой минигруппе дает какое-либо веселое задание, например: "Постройте пирамиду", "примите такое положение, чтобы только 3 ноги и 5 рук касались земли". Если все задания выполнены, то группы распускаются. Игра продолжается дальше, и игроки ждут следующего называния числа.

При этом можно менять виды передвижения, например, бежать боком, скакать на одной ноге.

26.    Угадай, что делали?

Один из играющих отходит в сторону, остальные тихо (так, чтобы он не слышал) договариваются о том, что будут показывать. Отгадывающий подходит и говорит:

-    Здравствуйте, дети. Где вы были? Что вы делали?

Участники игры отвечают:

-    Где мы были - не скажем, а что делали - покажем!

Затем все вместе изображают действие, о котором договаривались, например, играют в мяч, катаются на лыжах и т.д. Если отгадывающий правильно назвал действие, он присоединяется к играющим. Тогда выбирают нового отгадывающего. Если он назвал действие неправильно, то снова водит, а все участники игры придумывают новое действие.

27.    Плетень

В игре участвуют команды по 4 - 5 человек в каждой. Дети встают в шеренги напротив друг друга и учатся плести плетень. Для этого скрещивают руки перед собой и соединяют правую руку с левой рукой соседа слева, а левую - с правой рукой соседа справа. Обе шеренги, опустив руки, идут навстречу друг другу со словами:

Раз, два, три, четыре,

Выполнять должны приказ.

Нет, конечно, в целом мире

Дружбы лучше, чем у нас!

После этого дети расходятся или разбегаются по площадке. По сигналу учителя они должны встать в шеренги и образовать плетень. Выигрывает шеренга, выполнившая действие первой.

28.    Рука к руке

В игре принимают нечетное количество участников. Водящий произносит: "Все меняются местами. Рука к руке". Все участники игры, включая ведущего, ищут себе пару и берутся рука к руке. Тот, кто не успел найти себе пару, становится ведущим и продолжает игру: "Нос к носу... "Плечо к плечу"... "Ухо к уху"... и т.д.

29.    Переправа через реку

Па полу отмечается участок 3-5 м - это река. Весь класс должен переправиться с одного берега на другой. При этом у них есть возможность сделать всего пять касаний «реки» (пять на весь класс). Одновременное касание двумя ногами или руками (например, в прыжке) считается за одно касание.

Чем сообразительнее, организованнее и подвижнее класс, тем быстрее они все сделают.

На самом деле, перейти можно всего в три (или даже в два) касания.

30.    Бревно

Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т. п.). Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

Лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.

31.    Электрическая изгородь

Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т.д.).

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто-либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.

Шест может использовать как вся команда, так и последний участник.

32.    Эстафета

Группа выстраивается в несколько колонн. Перед каждой стоит ряд кеглей. Первый человек закрывает глаза и пытается, петляя, их обойти, а группа подсказывает ему направление движения. Сложность состоит в том, что когда все группы начинают кричать одновременно, выделить из общего шума команды своей группы крайне проблематично.

33.    Конь вороной

Участники игры выбирают ведущего. Задача ведущего - «запятнать» всех игроков. Для этого все участники разбегаются в разные стороны, а ведущий, догоняя, легким прикосновением касается плеч игроков. Тот, кого «запятнали», замирает на месте, разводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня, вороного коня!», «Распятнать» своих друзей можно только горячим объятием. Итак, задача ведущего - «запятнать» всех игроков, задача игроков - выручать друг друга.

34.    Я змея, змея, змея

Участники стоят в круге, через одного - мальчик, девочка. Начинает учитель, подходя к кому-нибудь со словами: « Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?». Если ответ положительный, то спрашиваемый проползает под ногами ведущего, знакомится и своей правой рукой берет левую руку спрашиваемого через ноги. В случае отрицательного ответа звучит фраза: «А придётся!», идёт сцепление. Таким образом, с каждым разом змея всё больше и больше увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

35.    Контакт

Один из игроков загадывает слово и говорит, на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово. Например, ведущий говорит, что слово начинается с буквы "л". Для того, чтобы ведущий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву "л" и дать ему небольшую характеристику. Например, кто-то из игроков говорит: "Это есть ночью на небе". Кто догадался, говорит "контакт" и вместе с игроком, который давал характеристику, считают до 10 и называют слово. Если слова оказались разными, тогда игроки продолжают подбирать слова на букву "л". Если слова совпали, тогда ведущий называет следующую букву, например буква "а" и тогда образуется слог «ла». Теперь начинают подбирать слова на этот слог, давать характеристику им, считать до 10 и т. д. Ведущий тоже может отгадывать слова, которые участники характеризуют. Если он отгадает, тогда придётся подбирать новые слова. В этой игре ведущему важно, чтобы его слово как можно дольше не смогли разгадать.

36.    Сломанный телефон

Эту игру наверно знают все. Все садятся друг за другом. Водящий называет шепотом на ухо слово первому игроку. Первый передает второму и так далее. Когда слово передано, его называют по порядку все игроки. Кто первым передал слово ведущего не правильно - садится в конец цепочки и игра продолжается.

37.    Арам шим-шим

Ребята, держась за руки, образуют круг, в центре - ведущий с закрытыми глазами и вытянутой перед собой рукой. Ребята идут по кругу в одну сторону, водящий крутится в другую, и говорят слова: «Арам шим-шим, арам шим-шим, арамия гусия, покажи-ка на меня, на меня, на меня раз, два, три!» Все останавливаются. Тот, на кого указал водящий, становиться к нему спиной, затылок к затылку. Все говорят: «И раз, и два, и три!» На последних словах участники в центре круга должны повернуть головы в стороны. Если оба повернули в одну сторону - участники обнимаются, если в разные - пожимают друг другу руки.

38.    Сантики-фантики-лимпо-мпо

Игроки стоят в кругу. Выбирается ведущий, который отходит на достаточное расстояние, чтобы не слышать остальных. Оставшиеся, договариваются, кто будет дирижером, т.е. показывать и своевременно менять движения. После этого ведущий возвращается и становиться в центр круга. Ребята в кругу начинают делать различные движения (повторять за дирижёром) и говорить слова: «Сантики-фантики-лимпо-мпо,Сантики-фантики-лимпо-мпо, и т.д.», задача ведущего вычислить, кто дирижирует.

39.    Я садовником родился

Водящий становится садовником, остальные выбирают название цветка по вкусу и только на него откликаются. Водящий дает старт словами: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме ... (называется временное имя любого из игроков, например "роза"), "Роза должна тут же отреагировать: "Ой" Садовник: "Что с тобой?" Роза: "Влюблена" Садовник: "В кого?" Роза: "В тюльпана" Тюльпан: "Ой" ... И далее диалог продолжается между ним и розой и т.д., среди выбранных полноправно может оказаться садовник, замечу, что на него ложится основная нагрузка, так как имена цветов забываются быстро, а садовника помнят и называют чаще всего. Тот, кто ошибся: откликнулся на чужое имя, не откликнулся на свое, или сделал большую паузу - забыл "имена" цветов выбывает и снова садовником дается старт, и т.д., пока не останется два игрока.

40.    Где нос, где ухо…

Играющие становятся в круг. Водящий идет по кругу и останавливается перед кем-либо из ребят. Он должен дотронуться до какой-либо части тела и называть при этом другую, например, дотронуться до своего уха и сказать: «Это мой нос». Играющий должен немедленно показать на свой нос и сказать: «Это мое ухо». Если он ответит неправильно, сменяет ведущего.

41.    Оркестр

Это очень забавная игра, в нее интересно играть, когда много человек.

Каждый из участников выбирает для себя музыкальный инструмент, на котором он впоследствии буде «играть». Лучше всего, если выберут разные инструменты. Выбирается ведущий - «дирижер». Он становится лицом к «оркестру», и по сигналу «оркестр» начинает играть! Дирижер делает движения, будто он играет на своем инструменте (например, изображает барабанный бой, надувает щеки, будто играет к флейте и т. д.). Остальные участники оркестра делают такие движения, будто играют каждый на своем инструменте, но при этом не сводят глаз с дирижера. Вдруг дирижер «переходит» на другой инструмент - начинает изображать игру на музыкальном инструменте, выбранном другим участником. Игрок, на чьем инструменте начал играть дирижер, тут же должен прекратить все движения и зажать уши руками. Все остальные участники игры теперь переключаются на тот инструмент, который выбрал дирижер. Через некоторое время дирижер возвращается к своему первоначальному инструменту, и остальные тоже возвращаются к своим.

Итак, дирижер «играет» то на своем, то на чужом музыкальном инструменте, а игроки стараются уловить все движения и не ошибиться.

42.    Лунаходики

Все встают в круг, а ведущий посредине. Он садится на корточки и говорит: «Пи-пи, я луноходик один!» Его задача рассмешить кого-нибудь, повторяя многократно эти слова и смешно корчить рожицы, но дотрагиваться до остальных нельзя. Если кто-то засмеялся, он становиться луноходиком два. И так далее, пока не рассмешат всех остальных.

43.    Атомы - молекулы

Ведущий объясняет: атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.

44.    Зеркало

Все разбиваются по парам и становятся лицом друг к другу на расстояние вытянутой руки. Один в каждой паре играет роль зеркала <#"515020.files/image001.gif">

Приложение 5

Таблица полученных результатов повторного эксперимента (контрольный 7 «Б» класс).

Ф.И.О. Ребенка

кол-во баллов

Уровень сплоченности

1

Аникеев В.

12

выше среднего

2

Алтаева К.

9

средний

3

Бережной Д.

10

4

Гончаров С.

10

средний

5

Жилейкин М.

15

выше среднего

6

Колотунина О.

10

средний

7

Крутова А.

14

выше среднего

8

Курбанов Д.

15

выше среднего

9

Лекарева Т.

13

выше среднего

10

Мамедов П.

10

средний

11

Марков Д.

7

ниже среднего

12

Меркулова А.

12

средний

13

Настюк Б.

7

ниже среднего

14

Онищенко Ж.

17

высокий

15

Павленко Я.

13

выше среднего

16

Панкратова В.

3

низкий

17

Пономарева Л.

16

высокий

18

Петриченко Н.

11

средний

19

Разуваева М.

7

ниже среднего

20

Сухов Д.

15

выше среднего

21

Тарарухин Е.

7

ниже среднего

22

Фоменко И.

7

ниже среднего

23

Якубова А.

12

выше среднего


Приложение 6

Таблица полученных результатов повторного эксперимента (экспериментальный 7 «А» класс).

Ф.И.О. Ребенка

кол-во баллов

Уровень сплоченности

1

Ахматовская Ю.

16

высокий

2

Ахматовский К.

12

выше среднего

3

Вдовин А.

7

ниже среднего

4

Жеребцов С.

10

средний

5

Журбенко Д.

8

средний

6

Исаева А.

16

высокий

7

Колотева А.

11

средний

8

Кошелева Д.

8

средний

9

Лямин Т.

10

средний

10

Набедрик А.

10

средний

11

Наурбиева А.

12

выше среднего

12

Новиков И.

8

средний

13

Сабуров Д.

14

выше среднего

14

Сбиральникова Ю.

16

высокий

15

Сердюков В.

17

высокий

16

Сломова Я.

12

выше среднего

17

Ткачева М.

8

средний

18

Циканов Р.

5

ниже среднего

19

Чулкова Ю.

16

высокий

20

Яковенко И.

11

средний


Приложение 7

Сравнение уровней сплоченности у учащихся 7 «Б» и 7 «А» классов (повторная диагностика).


Приложение 8

Сравнение уровней сплоченности у учащихся контрольного 7 «Б» класса до и после эксперимента.


Приложение 9

Сравнение уровней сплоченности у учащихся экспериментального 7 «А» класса до и после эксперимента.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!