педагогический компьютерный родители образовательный
Учеными доказано, информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Поэтому условиями эффективности применения современных компьютерных технологий считаем тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем участникам проекта; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации, системность, доступность показываемого материала.
Цель: создать систему работы по взаимодействию с семьей, направленную на установление партнерских, доверительных отношений.
Задачи:
Создать условия для установления партнерских, доверительных отношений между участниками педагогического процесса.
Способствовать формированию теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением.
Активизировать творческую работу педагогов, родителей, воспитанников.
Сроки реализации: 2010 - 2011.
В основу работы положены принципы:
сотрудничества;
педоцентризма;
системности;
научности и доступности понятий;
наглядности;
При решении поставленных задач мы используем такие методы:
ннаглядно-зрительные (показ иллюстраций, графических изображений, применение наглядных художественных средств и т.д.)
II. Ресурсная база реализации проекта
Мотивационная база: данный проект раскрывает новые проявления педагогического мастерства педагога в вопросах организации работы семьей, повышает уровень теоретических знаний родителей.
Научно-методическая база: изучение литературы по данной проблеме, проведение консультаций «Эффективные методы и приемы работы с семьей», «Современные семьи, каковы они?», «Современные компьютерные технологии».
Информационная база: проведение родительских собраний, презентация проекта в ДОУ.
Материально-техническая база: плазменная панель, мультимедийный проектор, видеозарисовки природы Сахалинской области, видеофильмы разной тематики (отношения в семье, безопасное поведение и др.), детские песни, высказывания; созданы: презентации, фотовыставки («День Матери», «Ученье - свет», «А у нас сегодня праздник!», «Первый снег» и др.).
Финансовая база: для приобретения необходимых пособий была использована финансовая база учреждения и спонсорская помощь родителей.
Кадровая база: проект реализуют все участники педагогического процесса.
Возможные риски: пассивность, сопротивление родителей.
Компенсационные меры по их устранению: проведение консультаций, бесед, встречи с психологом.
III. Ожидаемый результат реализации проекта
Ожидаемый результат реализации проекта будет заключаться в том, что применение современных компьютерных технологий в практике работы ДОУ будет способствовать установлению партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьей, формированию теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением, а также активизирует творческую работу педагогов, родителей, и самих воспитанников.
IV. Описание промежуточных результатов, полученных в ходе реализации проекта
На сегодняшний день мы находимся на втором этапе реализации проекта.
На первом этапе, с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу по реализации проекта с анкетирования воспитателей, родителей на тему: «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Мы использовали критерий «включенности родителей в образовательный процесс» (присутствие родителей на групповых мероприятиях, посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках; помощь родителей в оснащении педагогического процесса, инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых).
Было выделено три группы родителей:
Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения (38%).
Родители - исполнители, которые принимают участие при условии просьбы, значимой мотивации (46%) .
Родители - критические наблюдатели - равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же» (16%).
Так у нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям для проведения совместных мероприятий.
Нами была создана материально-техническая база, проведены родительские собрания, с целью информирования о внедрении проекта в учебно-воспитательную работу, была произведена презентация проекта в ДОУ.
Далее началась работа по взаимодействию с семьей, направленная на установление партнерских, доверительных отношений.
Познавательное направление - демонстрируется практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, мультфильмы, которые в интересной, занимательной форме помогают усвоить те или иные правила, узнать, как действовать в разных ситуациях, как общаться с людьми пр.
Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Оно включает в себя показ объявлений, напоминаний, благодарностей, поздравлений.
«Родители у нас - народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут».
«Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!»
Досуговое направление - самое привлекательное, востребованное, но и самое трудное в организации. Здесь демонстрируем фото, видео с занятий, выставок, экскурсий, мероприятий; зарисовки из свободной деятельности воспитанников, семейные фото (отдых, домашние хлопоты, домашние любимцы) и т.п.. Это направление работы позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, обучении; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В ходе реализации проекта, на данном этапе работы, мы увидели, что использование современных компьютерных технологий дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, детского сада, ярче выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, активнее участвовать в праздниках и развлечениях, их подготовке. Среди родителей оказалось много профессионалов в области компьютерных технологий, которые оказали практическую, консультативную помощь, что также говорит об их заинтересованности в проводимой нами работе. По окончании проекта будет проведено повторное анкетирование родителей и воспитателей, и мы надеемся, что у нас не будет родителей - наблюдателей, увеличится количество родителей - лидеров.
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Мы не останавливаемся на достигнутом, наша работа с семьями воспитанников будет продолжена. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. И мы надеемся, что между нами будут установлены крепкие партнерские отношения.
Библиографический список
1.Алынина Р.С. Детско-родительский клуб. - Справочник старшего воспитателя. - 2009. - №1. - с. 66.
2.Жукова Н.Г. Установление позитивных отношений с родителями и детьми. - Управление ДОУ. - 2009. - №4. - с. 94.
.Комышенина. А.А. Дошкольные образовательные учреждения глазами родителей. - Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. - с. 115.
.Лакович Н.П. От сосуществования - к сотрудничеству и партнерству. - Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - с. 118.
.Радынкина О.А. Гармонизация детско-родительских отношений. - Дошкольное воспитание. - 2009. - №1. - с. 92.
.Федянова Я.П. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия. - Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - с. 103.