Качественная социология в сети Интернет: трансформация социологических методов и возможность их применения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    101,58 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Качественная социология в сети Интернет: трансформация социологических методов и возможность их применения













КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

КАЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Проблематика работы

Интернет-аналоги качественных методов социологии:

“Фокус-чат”

Виртуальное участвующее наблюдение

Биография в режиме реального времени

Виртуальная телефония для глубокого интервью

Виртуальное внешнее наблюдение

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

“Вопросы пришлите на почту … я обязательно на них отвечу, сама занималась тем же самым в студенческие годы, только технологии не были так развиты, поэтому приходилось ходить по квартирам, либо звонить по домашним телефонам”, - Наталья Зубова, выпускница 1997 года специальности социология культуры СПбГУКИ, респондент исследования “Социологическое образование и профессиональная карьера социологов в современной России” не нашла времени на личную встречу для проведения интервью, но согласилась ответить на вопросы по электронной почте. Допустимо ли это? Права ли Наталья в том, что развитые современные технологии, а именно Интернет-каналы связи, могут стать полноценной альтернативой традиционному хождению по квартирам с расчетом поговорить с респондентом лично при применении таких методов социологических исследований, как глубокое интервью?

Цель моего исследования - установить это, т.е. проверить возможность проведения социологических исследований Интернет-аналогами качественных методов социологии, одним из которых является глубокое интервью.

Для достижения этой цели предстоит разрешить следующие задачи:

во-первых, найти “аналоги” - трансформировать методы в виртуальные, подобрав Интернет-программы и технологии, подходящие для проведения исследований этими методами;

в-третьих, выявить глубинные особенности, делающие их качественными. Например: какая особенность метода фокус-групп лежит в основе того, что группа из 10 человек воссоздает мнение общества лучше, чем опрошенная путем анкетирования его значительная часть?

После пользовательского анализа виртуального поля общения мне стало казаться, что основные качественные методы социологии: метод фокус-групп, участвующее наблюдение, биографический метод, глубокое интервью, внешнее наблюдение - в Интернет могут осуществляться посредством чата, форума, он-лайн дневника, skype, социальных сайтов соответственно.

Для проверки того, остаются ли эти методы при трансформации в виртуальные аналоги качественными, в ходе исследования будет проведено 2 экспертных интервью и 2 эксперимента - мини-исследования, пилотирущих методы.

Первым экспертом выступит профессиональный модератор фокус-групп, который может компетентно определить степень сохранения особенностей своего метода при переводе его в Интернет-формат.

Виртуальное участвующее наблюдение будет представлять собой наблюдение за участниками форума изнутри. Эксперимент будет состоять в попытке, зарегистрировавшись на форуме и общаясь там, получить сведения по интересующему вопросу, а затем понять, достоверны ли они, сравнив их с результатами уже проведенного традиционным способом исследования на эту тему.

Второе экспертное интервью будет взято у постоянного пользователя программы skype для того, чтобы он выделил достоинства и недостатки, способствующие и мешающие общению по этому Интернет-каналу связи. Тогда можно будет сравнить их с теми достоинствами, которыми должна обладать программа для успешного проведения в ней глубокого интервью.

Внешнее наблюдение в Интернет будет проходить на одном из социальном сайтов - “ВКонтакте.ру”. Предполагается, что это будет наблюдение за страницей человека без ведома последнего с тем, чтобы проверить, большое ли количество информации можно с нее считать - может ли ее быть достаточно для достижения цели того или иного исследования.

Помимо пилотажей и мнений экспертов в основу рассмотрения возможности полноценной трансформации качественных методов в Интернет лягут теория и научный задел. Л.А. Козлова и Н.Я.Мазлумянова занимаются исследованиями в Интернет. Классиком в использовании виртуальных технологий для проведения социологических исследований считается Б.З. Докторов. Кроме того, Б.З.Докторов не раз анализировал содержание виртуального пространства. Например, уже 10 лет назад была опубликована статья Бориса Зусмановича “Социология на российском Интернете: в начале долгого пути”, содержащая результаты изучения сайтов социологических организаций, проектов и журналов.

В целом, любой источник информации об использовании Интернет-аналогов качественных методов в социологических или маркетинговых исследованиях ценен для этой работы.

Обращение к теории - к литературе и публицистике, посвященной качественным методам, разделяющей качественную и количественную социологию, необходимо для разрешения одной из поставленных задач - выявления глубинных особенностей методов, делающих их качественными.

В современных условиях все ускоряющегося ритма жизни, когда респондентам трудно найти время для встречи с исследователем; возможности разъездов и миграции, когда респондент в любой момент может, например, быть срочно и надолго отправлен в командировку на другой конец планеты или когда переехал участник панельного исследования (респондент, которого опрашивают с какой-то определенной периодичностью); глобализации процессов и явлений, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества, когда экономический кризис захватывает почти весь мир, а значит, беседовать о нем можно не только с представителями своего государства - было бы очень удобно использовать Интернет-технологии для социологических исследований. Данная работа направлена на рассмотрение возможности положительного результата.

Во-первых, на то, что представленные здесь трансформированные методы при пилотажных исследованиях дадут не менее обширные сведения, чем их реальные оригиналы. Во-вторых, на то, что эксперты подтвердят наличие достоинств виртуальных методов, которое необходимо для их полноценного использования; определят высокую степень сохранения особенностей методов при их трансформации.

В целом, ожидаемый результат данной работы таков: виртуальные методы выдержат проверку, т.е. станет очевидным то, что ими можно пользоваться при проведении исследований, требующем качественных методов социологии. Возможность проведения социологических исследований Интернет-аналогами качественных методов социологии будет показана.

ПРОБЛЕМАТИКА РАБОТЫ

Первый, который приходит в голову, метод социологии, имеющий виртуальный аналог, - это, конечно, стандартизированное анкетирование. С помощью подсказанного И.И. Травиным “невыключаемого” наблюдения можно отметить, что вопросы с вариантами ответов “висят” на очень многих сайтах: от просьбы оценить по заданной шкале купленный товар или скачанную информацию до он-лайн опросов на тематических сайтах.

Таким образом, пользователь не только может быть специально приглашен поучаствовать в он-лайн опросе, он может случайно увидеть анкету на каком-либо сайте. Для социологического исследования это означает, что оно будет нерепрезентативным, потому что такая выборочная совокупность, как Интернет-аудитория, совсем не репрезентирует генеральную - население. По крайней мере, в России. Очевидно, например, что процент пенсионеров среди россиян значительно превышает процент людей пенсионного возраста среди пользователей Рунета. В таком случае, стоит приглашать принять участие в опросе представителей заранее составленной выборки. Для маркетингового исследования то, что респондент сам “находит” анкету, хорошо. Как правило, люди сознательно посещают интересующие их определенные сайты, т.е. они составляют целевую аудиторию, на которую рассчитан товар или услуга, предложенная на сайте.

А.Иванов отмечает следующие характеристики виртуального опроса: “Интернет-анкетирование является чрезвычайно удобным, недорогим и быстрым способом проведения исследований, позволяющим в короткие сроки опросить большую, географически обширную аудиторию, обработать и представить данные для отчета.”

В целом, можно сказать, что компьютер, подключенный к Интернет, в анкетировании заменил бумагу, на которой печатаются вопросы и ответы. Таким образом, технология метода не изменилась - он остался опосредованным. Изменился только посредник между исследователем и респондентом.

А как быть с очными методами, технология проведения которых при трансформировании их в виртуальное пространство, изменится в любом случае? Можно ли считать результаты проведенных в Интернет, изменивших форму глубоких интервью, фокус-групп, включенного наблюдения и т.д., такими же полными, как данные, полученные традиционным путем? Дело в том, что давать полные сведения - это главная задача перечисленных и еще ряда методов - это качественные или мягкие методы. Максимально упрощая, получается, что количественные методы выявляют важность социальных явлений и процессов или их признаков, считая их распространенность; а качественные показывают независимо от степени распространенности социально важные процессы, явления и признаки. Как раз наоборот, то, что изучается качественными методами, как правило, не распространено и даже незаметно, поэтому данные методы предполагают как можно более полное изучение респондента. Использование таких методов предполагает, в первую очередь, непосредственное общение исследователя и респондента. Иначе говоря, помешает ли Интернет как посредник этому общению?

В наше время бума социальных сайтов и обращенного к ним внимания, складывается впечатление, что только поможет. По данным “ВКонтакте.ру” число его пользователей составляет 30 692 200 человек, и оно постоянно растет; на “Одноклассники.ру”, по данным “Одноклассники.ру”, зарегистрировано 30 000 000 человек. Конечно, сложно утверждать, что вместе эти сайты стали провайдерами общения для 60 000 000 человек - это могут быть одни и те же люди, но опять-таки “невыключенное наблюдение” дает ощущение, что на этих сайтах зарегистрированы все: где и как бы ты не знакомился с человеком, он спрашивает не номер твоего телефона, чтобы продолжить знакомство, а есть ли ты “в Контакте”; по рассказам друзей, и я сама это вижу, наши родители возобновили общение со своими школьными и институтскими друзьями благодаря “Одноклассникам”. Плюс, существуют другие социальные сайты. По данным опроса, проведенного в июне 2008 года “Ромир Холдинг”·, 38% опрошенных зарегистрированы на “mail.ru (мой мир)”, по 20% на “livejournal.ru” и “moikrug.ru”. И это не говоря о программе ICQ, которая еще раньше начала связывать друг с другом миллионы Интернет-пользователей.

Б.З. Докторов - выдающийся отечественный социолог - считает, что может. (я говорю, что Докторов российский социолог, потому что он сам себя так называет: “Я российский социолог, живущий в Америке”).

“Я живу в северной части Силиконовой долины, одном из мировых центров развития электронной сети, потому не удивительно, что меня в 1996-1997 годах заинтересовали социальные аспекты этого нового вида коммуникации и я, еще обучаясь в колледже, писал по этой теме, нечто типа российских “курсовиков”. А в 1999 году Б.З. Докторов выступил с несколькими докладами по интернетовской тематике в Петербурге на семинаре “Интернет <#"511645.files/image001.gif"> <http://vkontakte.ru/graffiti121902296?from_id=624820>

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Экспертное интервью с постоянным пользователем программы skype

Эксперт: Шевякова Александра

Интервьюер: Коростышевская Полина

Время и место интервью: 15.03.2009г., 20.00, дом интервьюера.

Интервьюер: Саша, ты давно пользуешься skype?

Александра: Чуть меньше года.

И.: Можно сказать, что ты предпочитаешь его другим видам Интернет-общения? Почему? Если нет, то тоже почему?

А.: Скайп - максимально удобен для звонков, очень удачно можно общаться с любой точкой мира, бесплатно и хорошо; но среди моих знакомых мало пользователей скайпа, поэтому преимущественно - аська. Если бы он имел такое же широкое распросранение, как ICQ - безусловно, забыла бы обо всем остальном; еще приятная вещь - он работает как звонилка и как мессенджер, два в одном. Сейчас вышел новый КВИП, они тоже подключили эту опцию; однако Скайп - это проверенный бренд, у которого, как мне кажется, конкурентов нет.

И.: В каких случаях ты используешь skype? На работе или дома? Только ли для общения с людьми из других городов-стран?

А.: Использую как для общения с людьми из других стран, так и для общения, к примеру, с Юлей Тарасовой. На работе, кстати, у многих запрещена аська, и они ставят себе скайп.

И.: У тебя есть вэб-камера или была когда-нибудь? Если нет, то почему: она дорогая, сложно устанавливается?

А.: Вэб-камеры не было; не довелось просто.

И.: Какие достоинства ты видишь в skype?

А.: Во-первых, бесплатно. Во-вторых, быстро, удобно, никаких особых действий совершать не надо. В-третьих, если у меня нет переносного домашнего телефона, мне не приходится отходить от компа, чтобы поговорить с кем-либо - звоню по скайпу; благодаря скайпу комп становится просто пупом земли каким-то - отходить смысла нет вообще. В-четвертых, известный мессенджер, как я уже говорила, бренд. То есть если спрошу у Сенегальца или Новозеландца, есть ли у них скайп, они меня поймут.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М: Никколо М, 2001. - 280 с.;

2.       Воронков В. От объяснения к пониманию: в развитие дискуссии. // Телескоп. - 2005, № 5;

.        Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. - М: Педагогическое общество России, 2002. - 256 с.;

.        Докторов Б. Онлайновые опросы: мы опять долго запрягаем… http://pseudology.org/Gallup/index2.htm

6.       Докторов Б. Российский политический Интернет http://pseudology.org/Gallup/index2.htm

.        Докторов Б. Российский Интернет: новое русское чудо http://pseudology.org/Gallup/index2.htm;

.        Докторов Б. Социология на российском Интернете: в начале долгого пути http://pseudology.org/Gallup/index2.htm

.        Иванов А. Целевая аудиторя. http://lib.socio.msu.ru/l/library;

.        Ильин В., Путинцева К. Ночной клуб: драматургический подход. // Телескоп. - 2007, № 1. - с. 38-51;

.        Козлова Л. Беседа об изучении истории современной российской социологии с Б. Докторовым // Телескоп. - 2009, № 1. - с.2-15;

.        Лисовский А. Кто сильнее - кит или слон? Или рассуждения о количественной и качественной социологии. // Телескоп. - 2005, № 5;

.        Мазлумянова Н. Я живу в двуедином пространстве: интервью с Б. Докторовым http://pseudology.org/Gallup/index2.htm;

.        Смирнова Е. Качественные и количественные стратегии: поле деятельности или система предпочтений? // Телескоп. - 2005, № 5;

.        Травин И. Невыключаемое наблюдение;

.        Фукс-Хайнритц В. Биографический метод. // Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. колл. В.В. Семенова, Е.Ю. Мещеркина. - М., 1993. - с. 11-41;

.        Яндекс. Словари: Энциклопедия социологии http://slovary.yandex.ru/dict/sociology/;

18.     PolBu.ru Библиотека “Полка букиниста”;

19.     www.romir.ru <http://www.romir.ru>;

20.     www.skype.com <http://www.skype.com>;

21.     www.wikipedia.org <http://www.wikipedia.org>;

22.     www.4p.ru

Похожие работы на - Качественная социология в сети Интернет: трансформация социологических методов и возможность их применения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!