Печатная пресса в современной Германии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,61 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Печатная пресса в современной Германии

Московский государственный лингвистический университет

Институт международных отношений и социально-политических наук

Кафедра регионоведения









Печатная пресса в современной Германии



Выполнила

Студентка III курса

группы

Лямина Александра Леонидовна

Научный руководитель

Проф. Бабаев Леонид Александрович



Москва 2010

Содержание

Вступление

Закон о прессе

Информагентства Германии

Ежедневные газеты в Германии

Региональная пресса

Заключение

Список использованной литературы

Вступление

Для Германии характерно трепетное отношение к образованности. История развития газетного дела в Германии отчасти это подтверждает. Есть интересный факт: до 1918 года абсолютно все газеты, не говоря про книги, печатались готическим шрифтом, тем самым малопонятным шрифтом, который сейчас вызывает особое почтение.

Обычный шрифт появился только после 1918 года. Так немецкие интеллектуалы пытались разграничить культуру обывателей и образованных людей. Человек, который умеет читать, тем более, который может это написать - это серьезный человек. Может, это было связано с тем, что к концу 19 века Германия была практически поголовно грамотной. В свое время после знаменитой триумфальной победы прусской армии над австрийской в середине 19 века Бисмарк сказал, что заслуга в этой победе - заслуга школьного прусского учителя. У людей был высокий образовательный ценз и журналисты демонстрировали читателю свою образованность, писали невероятно замысловатым художественным языком, который в обычной жизни не употреблялся.

К счастью, с тех пор ситуация изменилась. Внимание к прессе выражается теперь в высоком качестве полиграфии, вёрстки, работе редакторов. Высоко сегментированный рынок устроен так, что интересы практически всех групп читателей находят свое отражение в газетах и журналах. В реферате рассмотрены вопросы правого регулирования немецкой прессы, ареалов ее распространения, а также приведены данные о наиболее значимых информагентства и изданиях.

Закон о прессе

Свобода прессы, мнений, радио и информации провозглашена в 5 статье конституции ФРГ.

Первый абзац данной статьи постановляет:

У каждого есть право, высказывать и распространять свое мнение в словесной, печатной или иллюстративной форме и беспрепятственно получать информацию из любых источников. Свобода прессы, а также возможность предоставления информации через радио- и телевещание гарантированны. Цензура не применима. » (собственный перевод)

Таким образом под прессой понимаются все печатные издания, распространяемые в обществе, а также теле- и радиовещание, независимо от тиража, рейтинга или объема. Под защитой находится весь процесс издания прессы, от получения и обработки до распространения информации, а также непосредственно выход прессы. Свобода прессы также предполагает, что направленность, содержание и форма выпуска газеты определяется издательством, наряду с этим охраняются информаторы и редакционная тайна. Закон распространяется одинаково как на серьезную, так и на бульварную прессу.

Свобода прессы включает также конкретизирующие подзаконные акты, например о запрете прослушивания переговоров журналистов, который может быть нарушен только при отягчающий обстоятельствах. Журналистика также не контролируется со стороны государства, журналистские школы создаются без какого-либо государственного вмешательства. Однако для приобретение статуса прессы необходимо соответствовать определенным условиям.

Немецкие журналисты критически оценивают он-лайн средства контроля журналистских расследований, как то необходимость регистрации представителей медиа на поисковых ресурсах. Есть опасения, что такого рода нововведения могут подорвать доверие информаторов к журналистам. Движение в этом направлении можно считать выпадом в сторону свободы прессы. Двойные стандарты в отношении прослушивания переговоров частных лиц также столкнулась с неодобрением. В то время как духовные лица, депутаты и защитники по уголовным делам не могут прослушиваться ни при каких обстоятельствах, конфиденциальность разговоров журналистов, врачей и адвокатов может быть нарушена с судебного разрешения. Это означает, что при расследовании телефонных преступлений или незначительных правонарушений прокуратура может запросить у телефонного провайдера всю информацию о журналисте и его переговорах. Это резко противоречит запрету конфискации собственно полученной информации. Таким образом это относительно новое положение уголовно-процессуального кодекса подвергается резкой критике.

Также конфисковать запрещено документы, информационные носители или другие материалы принадлежащие журналистам и находящиеся под охраной редакции. Чтобы нарушить данный запрет необходимо судебное предписание, поскольку это действие противоречит закону о свободе прессы.

В связи с угрозой терроризма представитель ХДС Siegfried Kauder предложил ограничить свободу прессы в ФРГ, дабы снизить вероятность террористического нападения.

Де юре, свобода прессы в Германии существует, де факто издания, публикующие непопулярные мнения и комментарии сталкиваются со значительными трудностями, прежде всего финансовыми. Однако сейчас эта проблема легко решается посредством интернета.

В ФРГ журналистика находится в законодательной компетенции земель, таким образом закон о прессе в каждой федеральной земле свой. До 2006 года вопросы прессы решались согласно общефедеральному законодательству, однако после федеральной реформы эта часть СМИ регулируется местным законодательством.

Основным требованием к прессе является соблюдение публицистической корректности.

Это закреплено в законе о печати каждой из федеральных земель. Для определения требований к тексту прибегают к специальной литературе, например к кодексу прессы Германии. На практике публицистическая корректность подразумевает проверку источников, содержания и истинности передаваемой информации. Неподтвержденные сообщения или слухи должны быть отмечены как таковые. Комментарии и собственно новости должны четко разделяться в тексте. Так например в FAZ (Frankfurter Allgemeine Zeitung) мнения специалистов и читателей печатаются готическим шрифтом.

Требования к тщательности отбора новостей тем жестче, чем больше сообщаемая информация затрагивает третьих и лиц. С другой стороны контроль может быть ослаблен, если та же информация уже печаталась другим изданием и не вызвала нареканий, или если она получена из достоверных источников, например информагентств.

В отношении третьих лиц существуют всеобщие права личности, которые должны соблюдаться при передаче новостей. Часто в таких случаях базовые права свободы мнений и прессы противопоставляются всеобщим правам личности. В таких случаях, чем больший интерес представляет сообщение для общественности, тем выше вероятности приоритета свободы прессы и мнений.

Обязанность публикации выходных данных гарантирует, что в случае нарушения прав в издании можно найти имена и место нахождения издателя, наборщика, а в периодических изданиях и ответственного редактора. В газетах, как правило, за каждый раздел отвечает отдельный редактор.

Платные публикации, в особенности объявления и другая реклама, должны также заметно отделяться от основной информации.

По отношению к органам власти и государственным учреждениям существует Anspruch auf Auskunft (право на получение информации), согласно которому сведения для официальных публикаций должны беспрепятственно предоставляться всем газетам.

В рамках уголовного делопроизводства у журналистов есть право отказа от дачи свидетельских показаний, однако при столкновении с тяжелым преступлением это право может быть ограниченно. При этом защита все же осведомителей сохраняется.

Еще один принцип журналистики в ФРГ это личная ответственность редактора за его статьи. Наравне с этим существует материальная ответственность за содержание собственно печатного органа, издательства или шеф - редактора (возможно также оптового продавца, наборщика). Материальная ответственность наступает при нарушении обязанности контроля публикуемой информации.

Информагентства Германии

Die Deutsche Presse-Agentur GmbH(dpa) - самое крупное информагентство ФРГ с штаб-квартирой в Гамбурге. Она имеет представительства в 80 странах мира и 12 федеральных землях. В штате агентства - 822 сотрудника, а доход в 2009 году составил 90 миллионов Евро.

DPA ставит целью сбор, переработка и распространение всевозможных новостей, архивных и фотоматериалов. Согласно уставу агентства, эта задача должна быть выполнена независимо от возможного давления со стороны партий, экономических и финансовых организаций, а также правительства.

Сведения предоставляются корреспондентами со всего света в текстовом, аудио, видео и фотоформате. С 1 января 2010 года главным редактором является Wolfgang Büchner. Руководит агентством с 2006 года Malte von Trotha.

Ежедневно служба предоставляет порядка 800 сообщений со всего мира из областей политики, экономики, культуры, спорта и других. Примерно 350 новых фотографий появляются ежедневно на фото-ресурсах. Все эти услуги предоставляются пользователям dpa за единую месячную плату.

DPA наиболее значимое немецкоязычное информагентство, задающее тон всем СМИ ФРГ. Несколько десятилетий к нему примыкали практически все немецкие радиостанции и ежедневные газеты, которые таким образом могли сообщать о мировых событиях, не имея собственных информационных служб. Однако в 2008 году крупнейшее немецкое региональное издание Westdeutsche Allgemeine Zeitung расторгло этот договор, после чего еще некоторые региональные издания отказались от услуг DPA.

Помимо немецкого, DPA также сообщает новости на английском, испанском и арабском языках. Английская служба располагается в Берлине, испанская - в Буэнос-Айресе и Мадриде, а арабская в Каире. В 2009 году DPA запустило двуязычную новостную службу, вещающую на немецком и турецком языках. Таким образом были учтены интересы турецких граждан, проживающих на территории Германии.

Deutsche Presse-Agentur сотрудничает со многими другими агентствами, среди них такие иностранные предприятия как die Austria Presse Agentur, с которым DPA работает в сфере экономики, и Schweizerische Depeschenagentur.

В 2002 году глава службы иллюстрирования DPA Reiner Merkel основал так называемый банк изображений, сетевую базу шести самых больших иллюстрирующих агентств Bildagentur Huber, dpa-Bilderdienste, kpa photo archive, Okapia <#"justify">Ежедневные газеты в Германии

В 2006 году в Германии выходило 353 газеты с ежедневным суммарным тиражом 21,19 миллиона, из них 334 издания - региональные (тираж - 14, 85 миллиона).

Многие издания тесно связаны друг с другом и частично идентичны. Все газеты, выходящие с одинаковым Mantel <#"justify">Число экономически независимых, конкурирующих между собой объединений, невелико, поскольку многие из них принадлежат одному издательству.

В 2004 году 299 из 443 немецких округов (в т. ч. города) имели только одну ежедневную газету, сообщающую о региональных событиях.

Надрегиональные ежедневные газеты

Лишь небольшая часть немецкой прессы состоит из так называемых региональных изданий, которые распространяются по всей территории ФРГ. Точное определение такого рода изданиям сложно дать, поскольку до сих пор не сформировано четких критериев. Большая часть ежедневных газет, которые считаются надрегиональными, больше половины своего тиража распространяют в том районе, в котором они выходят и имеют свои местные редакции.

Наиболее уместным критерием определения надрегиональной газеты является ее распространение в розничной продаже по всей стране, а также влияние на общественное мнение.

Признанные надрегиональными издания (за исключением Bild) содержат разделы политики, литературы и экономики. Поскольку участие газеты в формировании общественного мнения зависит от многих факторов (например, квалифицированность, компетентность и численность штата сотрудников) оно неравномерно. Список надрегиональных газет часто изменяется.

Ниже представлен список надрегиональных, признанных на всей территории Германии ежедневных газет:

junge Welt (jW), Berlin

Надрегиональные газеты часто имеют определенную политическую направленность:

Так die Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) относят к консервативно-либеральным изданиям, Die Welt (Axel-Springer-Verlag <#"justify">Концерн Акселя Шпрингера

Основанный в 1946 году немецким журналистом Акселем Шпрингером издательский дом Axel Springer AG сегодня - один из крупнейших в Германии и в Европе. Более 150 газет и журналов издается в 27 странах мира, причем более 120 из них - за пределами Германии. В их числе такие издания как Bild, die Welt, Forbes, Gala, OK и Geo.Годовой объем продаж компании составляет €2,4 млрд., чистая прибыль - €147,5 млн. В компании работают около 11 000 сотрудников. Основными стратегическими приоритетами компании являются: завоевание лидирующих позиций на рынках немецкоговорящих стран, расширение международного присутствия, а также развитие сектора электронных изданий. В Восточной Европе компания представлена в Венгрии, Польше, Чешской Республике и в России. В Западной - представительства работают во Франции, Испании и Швейцарии. За пределами Европы компания представлена в Китае.

Die Welt - немецкая надрегиональная ежедневная газета. Основана она была в Гамбурге (британская зона оккупации) в 1946 году, а в 1953 управление ей взял на себя Алекс Шпрингер. Издание носило буржуазно-консервативную направленность, в отношении экономики издание настроено либерально. Die Welt выходит ежедневно в Гамбурге и Берлине, с 1997 по 2002 также в Бремене и непродолжительно в 2002 году в Баварии. Главная редакция Welt и Welt am Sonntag <#"justify">Некоторые общественные организации требуют, чтобы решением суда у Bild отняли право называться газетой. Однако в Германии нет закона, определяющего когда печатное издание может называться газетой, а когда нет. Из маркетинговых соображений Bild уже отказался от использования в названии артикля die и собственно слова Zeitung. На газетных киосках расклеивают объявления „Hier gibts BILD.

Изданию были предъявлены бесчисленные обвинения во вмешательстве в личную жизнь, а также привлечении сомнительных лиц к интервьюированию. Известен случай с Charlotte Roche <#"justify">В столице ФРГ, Берлине, располагаются берлинское издательство и издательский дом Шпрингера. Ни в каком другом немецком городе не издается такое количество ежедневных газет. Надрегиональными изданиями являются либеральное taz, консервативное Welt, das Neue Deutschland, принадлежащее партии левых и социалистское издание Junge Welt, правоконсервативное Jungen freiheit, левобуржуазное Freitag и издание левых - Junge World, выходящие еженедельно. Самыми крупными газетами, распространяющимися через подписку, являются die Berliner Zeitung, die Berliner Morgenpost, der Tagesspiegel. Бульварная пресса представлена Bild Berlin и Berliner Kurier. Наряду с газетами есть множество бюллетеней с объявлениями, как то die Berliner Woche, das berliner Abendblatt и die Zweite hand. Популярными городскими журналами являются Tip, Magazin и Zitty.

Бранденбург:. Die Lausitzer Rundschau издается тиражом 94,632 экземпляра по собственным данным имеет 280 000 читателей в Бранденбурге и Саксонии. Газета финансируется за счет подписки и размещаемых в ней объявлений. Она выходит в 11 местных изданиях в Бранденбурге и 2 в Саксонии. Die LR является одним из самых крупных работодателей региона. В издательстве работают порядка 400 сотрудников. В округе южный Бранденбург Die LR является монополистом.

Ежедневно в Бремене выходят der Weser-Kurier <#"justify">В Дрездене SZ является самым читаемым изданием социально - демократического уклона. Вторая дрезденская газета, die Dresdner Neueste Nachrichten, исторически считается буржуазно-консервативной.

Die Serbske Nowiny - единственная газета, выходящая на верхнелужицком языке. Она издается союзом лужицких сорбов «Домовина» городе Баутцен и выходит пять раз в неделю. Раз в месяц выходит приложение на немецком. У газеты около 2000 подписчиков. В основном Serbske Nowiny финансируются фондом сорбского народа.

В столице Саксонии-Анхальт, Магдебурге, с 1993 года выпускается известный во всей стране экономический журнал «Wirtschaftsspiegel». Ежемесячно выходят городские журналы „DATEs (тираж: 28.000), „Kulturfalter (15.000) и „Urbanite (30.000). С 1994 ежемесячно выходит Der „Magdeburger Kurier, ориентированный на военнослужащих в отставке. С 2006 года магдебургский журнал „Wohin, рассказывающий об интересных способах провести досуг, выходит по всей Саксонии-Анхальт.

Северная Рейн - Вестфалия: В Дюссельдорфе, столице федеральной земли, выходят Westdeutsche Zeitung <#"justify">Заключение

До сих пор чтение газет в ФРГ является наиболее эффективным методом получения информации о событиях в мире. Поскольку степень включенности прессы в политическую жизнь страны довольно велика, она также формирует общественное мнение, определяет тенденции, а также отражает позицию экспертов, официальных лиц и простых читателей.

Благодаря закону о свободе прессы, у немецких изданий есть возможность высказывать свое мнение по тем или иным вопросам независимо от официальной позиции правительства. Журналисты ФРГ также имеют возможность проводить расследования и использовать доступ к различным источникам информации. Взамен они гарантируют соблюдение журналистской этики и корректность публикуемых материалов. В последние годы участились случаи нарушения свободы прессы, в частности со стороны суда и прокуратуры, которые выражаются в прослушивании переговоров журналистов, а также контролировании их действий в интернете. Это вызывает критику журналистской общественности.

Одним из требований законодательства по прессе всех федеральных земель является истинность сообщаемой информации. Дабы ему соответствовать немецкие газеты пользуются данными, предоставляемыми авторитетными информагентствами, такими как

Die Deutsche Presse-Agentur GmbH(dpa), Der Deutsche Depeschendienst (ddp) и Die dpa-AFX Wirtschaftsnachrichten GmbH, а также агентствами других стран. Эти информагентства имеют свои офисы во многих городах ФРГ, что позволяет им оперативно сообщать региональные новости.

Рынок немецких ежедневных газет чрезвычайно разнообразен. Немецкий читатель может выбирать между серьезными изданиями (die Welt), развлекательными (Bild) и совмещающими и то и другое (Sueddeutsche Zeitung). Прессу Германии можно классифицировать по принципу ареала распространения. Тогда выделяются местные, региональные и надрегиональные издания. Густая сеть местных газет позволяет узнавать не только локальные новости, но и мировые, поскольку каждое издание содержит надрегиональную часть. Большое количество региональных изданий обусловлено развитой федеративной системой государства.

Благодаря надежности немецкой почты и ее четкому функционированию большинство газет распространяются по подписке. Это основной способ финансирования изданий. В то же время любую газету можно купить с прилавка в день ее выхода. В настоящее время многие издания имеют также он-лайн версии, однако это не мешает немецкой прессе иметь рекордно высокие тиражи в мире.

Список использованной литературы

1.И.П. Павлов «Современная Германия» - М.: Высшая школа, 2005.

2.А.И. Патрушев «Германия в XX веке» - М.: Дрофа, 2004.

Похожие работы на - Печатная пресса в современной Германии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!