Сумма годового
дохода (франков)
|
Ставки налога %
|
2000г.
|
2001г.
|
До 23040
|
0%
|
0%
|
от 23041 до 50380
|
12%
|
10,5%
|
от 50381 до 88670
|
25%
|
24%
|
от 88671 до 143580
|
35%
|
33%
|
от 143581 до 233620
|
45%
|
53%
|
от 233621 до 288100
|
50%
|
48%
|
более 288101
|
56,8%
|
54%
|
Примерно в таком
же направлении и такими же темпами изменяются в последние годы ставки в Дании,
Нидерландах, Швеции, хотя в отдельных странах они не снизились, а возросли. Тем
не менее в целом, сравнивая ставки налога на доходы с физических лиц в России и
развитых странах Западной Европы, можно сделать бесспорный вывод, что ставки налога на доходы
с физических лиц в России значительно ниже, чем в Западной Европе.
Но бесспорен
другой вывод: у нас намного меньше вычеты из облагаемого дохода. В Западной
Европе (и это видно на примере приведенных налоговых ставок во Франции)
прослеживается тенденция сохранения высоких ставок на высокие доходы и полного
освобождения от подоходного налога сумм, примерно равных прожиточному минимуму
населения.
Налоги с
физических лиц в развитых странах подразделяются на личные и реальные. Личными
налогами облагаются только доходы населения. Личные налоги взимаются исходя из
финансового положения налогоплательщика и его платежеспособности.
Реальные налоги
устанавливаются на виды деятельности или на товары (как вещи), то есть на
продажу, покупку или владения имуществом (собственность), независимо от
индивидуальных финансовых обяза-тельств. Реальными налогами могут также
облагаться физические лица.
Различают налоги
прямые и косвенные (или налоги на потребление). Такое подразделение во многом
носит приблизительный характер. Предполагается, что прямые налоги взимаются с
доходов физических лиц, косвенные - предназначены для переложения бремени на
конечных носителей. Поэтому личные налоги считаются прямыми, а большинство
реальных налогов - косвенными.
Общепринятое
деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение
доходов, а с другой - расходов. Граница между ними условна и зависит от возможностей
переложения этих налогов. Очевидно, что классификация прямых и косвенных
налогов несколько условна, чего нельзя сказать о самой системе прямого
косвенного обложения, которая реальна и действует постоянно.
Система прямого
налогообложения (подоходный налог) и система косвенных налогов (налоги на
потребление) в разных странах выглядят следующим образом: прямые налоги
преобладают в Германии, Канаде, Японии и США, а косвенные - во Франции и
Италии. Уравновешенную структуру имеют Италия и Германия, произошло повышение
роли прямых налогов в Германии, Канаде, Японии и США, а косвенных – в Италии.
Изучение
налогового законодательства развитых стран Запада показывает, что применяемые
налоги являются одним из важнейших рычагов государственной политики, которая
позволяет направлять развитие экономики в условиях рынка. Западный опыт может
только помочь найти свои пути решения проблем, но не более (21).
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
НАЛОГА НА ДОХОДЫ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ
ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Прядок
исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц существенно отличается от
порядка исчисления и уплаты взимавшегося до 2001года подоходного налога с
физических лиц. Но также как и подоходный налог с физических лиц, налог на
доходы физических лиц – является основным налогом, который платят физические
лица.
Состав
налогоплательщиков определен статьей 207 НК РФ. Уплачивать налог на доходы
физических лиц должны:
физические лица
– налоговые резиденты РФ;
физические лица,
не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников на
территории России.
Согласно первой
части НК РФ (статья11)налоговыми резидентами являются физические лица,
фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном
году.
Согласно статье
209 НК РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный:
от источников в
России и за ее пределами - для физических лиц, являющихся налоговыми
резидентами РФ;
от источников в
России – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;
В статье 208 НК
РФ содержатся два перечня доходов:
в пункте 1 –
доходы, полученные от источников в Российской Федерации, например:
1. Дивиденды и
проценты, полученные от российской организации, а также дивиденды и проценты,
полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) от
иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного
представительства в Российской Федерации;
2. Страховые
выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации
и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного
представительства в Российской Федерации;
3. Доходы,
полученные от использования в Российской Федерации авторских и иных смежных
прав;
4. Доходы, полученные
от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской
Федерации;
5. Доходы от
реализации:
недвижимого
имущества, находящегося в Российской федерации;
в Российской
Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном
капитале организации;
прав требования
к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее
постоянного представительства на территории Российской Федерации;
иного имущества,
находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
и другие доходы;
6.
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную
работу, оказанную услугу в РФ. При этом вознаграждение директоров и иные
аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации -
налогового резидента РФ, местом нахождения которой является Российская
Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской
Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих
лиц управленческие
обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.
в пункте 2 –
доходы, полученные от источников за пределами территории Российской Федерации,
к которым, в частности относятся:
1. Дивиденды и
проценты, полученные от иностранной организации в связи с осуществлением
деятельности этой иностранной организации;
2. Страховые
выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной
организации;
3. Доходы от
использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных
прав;
4. Доходы,
полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за
пределами Российской Федерации;
5. Доходы от
реализации:
недвижимого
имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
за пределами
Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в
уставных капиталах иностранных организаций;
прав требования
к иностранной организации;
иного имущества,
находящегося за пределами Российской Федерации;
6. Пенсии,
пособия, стипендии и иные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии
с законодательством иностранных государств.
Если положения
настоящего Кодекса не позволяют отнести полученные налогоплательщиком доходы к
доходам, полученным от источников в РФ, либо к доходам от источников за пределами
РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством
финансов РФ.
Статьей 217 НК
РФ установлен перечень выплат, которые не облагаются налогом на доходы
физических лиц.
С 1 января 2001
года не облагается налогом компенсация фактически произведенных и документально
подтвержденных командировочных расходов работника на проезд в такси в аэропорт
или на вокзал.
От налога
освобождены суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в
российские санаторно - курортные и оздоровитель-ные учреждения, выплачиваемые
работодателями своим работникам и (или) членам их семей за счет чистой прибыли
и средств Фонда социального страхования РФ.
Не облагается
налогом материальная помощь, оказываемая физическим лицам, в случае:
стихийного
бедствия или другого чрезвычайного обстоятельства;
Кроме того,
статья 217 НК РФ устанавливает, что не облагается налогом материальная помощь,
выплаченная малоимущим и социально незащищенным категориям граждан за счет
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и
внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми органами
государственной власти.
Не облагается
налогом на доходы физических лиц материальная помощь в размере, не превышающим
2000 рублей в год:
выплаченная
работнику в связи с его выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
выплаченная
работникам, членам их семей, а также в возмещение стоимости приобретенных ими
медикаментов, назначенных лечащим врачом.
Не облагаются
налогом призы и подарки, если полученный таким образом доход не превышает 2000
рублей в год. Так от налога освобождены:
подарки
полученные от организаций или предпринимателей, и не подлежащие обложению
налогом на наследование или дарение;
призы в денежной
и натуральной формах, полученные на конкурсах и соревнованиях;
выигрыши и
призы, полученные в играх, конкурсах и других мероприятиях, проводимых в целях
рекламы товаров.
Проценты по
банковским вкладам, не облагаемые налогом установлены в размере:
по рублевым
вкладам в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей
ставки рефинансирования Банка Росси;
по валютным
вкладам по ставке 9 процентов годовых (1).
2.2 СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ
Налоговым
вычетом называется сумма дохода, которая не облагается налогом на доходы
физических лиц (ст.210 НК РФ). Глава 23 НК РФ подразделяет налоговые вычеты на
стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
Стандартные
налоговые вычеты.
Согласно статье
218 НК РФ, при определении размера налоговой базы облагающейся по ставке 13%
процентов физическое лицо имеет право на получение одного из следующих
стандартных налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода. Эти вычеты
предусматриваются в размере 3000 рублей, 500 рублей или 400 рублей.
В статье 218 НК
РФ перечислены налогоплательщики, которые имеют право ежемесячно исключать из
налоговой базы 3000 рублей.
К этой категории
в частности, относятся:
лица, получившие
или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным
воздействием в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по
ликвидации катастрофы, а также лица, получившие в следствие этого инвалидность;
бывшие
военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие
участие в работах по объекту «Укрытие» в 1998-1990 годах;
лица, перенесшие
лучевую болезнь, получившие инвалидность в результате ликвидации последствий
аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957году и сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча с 1949 по 1956 год;
лица,
непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия и радиоактивных
веществ, а также участвовавшие в ликвидации радиационных аварий на ядерных
установках на военных объектах;
лица,
участвовавшие в сборе ядерных зарядов до 31 декабря 1961года.
Кроме того,
право на ежемесячный вычет в размере 3000 рублей получают налогоплательщики
инвалиды Великой Отечественной войны, а также бывшие военнослужащие, ставшие
инвалидами 1,2 и 3 групп из-за ранения, контузии или увечья, полученные при
защите СССР, РФ или при исполнении других обязанностей военной службы.
На ежемесячный
налоговый вычет в размере 500 рублей получают право:
Герои Советского
Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех
степеней;
служащие
вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов
внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавшие штатные
должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав
действующей армии в период Великой Отечественной войны;
лица,
оборонявшие города в период Великой Отечественной войны (если оборона засчитана
в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях);
лица,
находившиеся в Ленинграде в период его блокады с 8 сентября 1941года по 27
января 1944 года;
инвалиды с
детства, а также инвалиды 1,2 групп;
родители и
супруги военнослужащих, погибших в следствии ранения, контузии или увечья при
защите СССР, РФ или исполнении иных обязанностей военной службы, либо погибших
вследствие заболевания, полученного на фронте;
родители и
супруги военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
граждане,
участвовавшие в боевых действиях в Республике Афганистан и других странах, где
велись боевые действия.
Согласно ст.218
НК РФ, остальные налогоплательщики имеют право на налоговый вычет равный 400
рублям. Эта сумма ежемесячно исключается из их совокупного дохода, пока он не
превысит 22000 рублей с месяца, в котором налогооблагаемый доход превысил 20000
рублей, налоговый вычет не применяется. Как и прежде, уменьшается на сумму
стандартных вычетов налогооблагаемая база, если у налогоплательщика есть дети в
возрасте до 18 лет. Размер ежемесячного вычета составит 300 рублей на ребенка.
С месяца, в котором доход превысил 20000 рублей, этот налоговый вычет не
применяется. Вдовы (вдовцы), одинокие родители, а также опекуны или попечители
имеют право на этот вычет в двойном размере, он уменьшается вдвое с месяца,
следующего за месяцем их вступления в брак (7).
С 1 января 2001
года не предоставляются вычеты на содержание прочих иждивенцев. Иждивенцами
считаются лица, проживающие на средства физического лица и не имеющие
самостоятельных источников дохода, как состоящие, так и не состоящие с ним в
родстве. В частности, к числу иждивенцев относятся женщины, находящиеся в
отпуске по уходу за ребенком по достижения детьми определенного возраста и не
имеющие других доходов, кроме ежемесячных пособий и компенсационных выплат.
Налогоплательщики, которые имеют право на несколько налоговых вычетов, по
прежнему смогут применять только один из них - максимальный. При этом вычет на
содержание детей применяется независимо от других налоговых вычетов (1).
Стандартные
налоговые вычеты предоставляет работодатель на основании письменного заявления
налогового плательщика и документов, подтверждающих его право на вычеты.
Стандартные
налоговые вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику только его
работодателем.
В соответствии
со статьей 15 КЗоТ работодателем может быть юридическое или физическое лицо,
заключившее с работником трудовой договор (контракт).
Например. В
январе 2001 года работник подал заявление в бухгалтерию организации с просьбой
представить ему стандартные налоговые вычеты в сумме 400 руб., 500 руб., как
Герою Российской Федерации и 300 руб. на содержание ребенка в возрасте 18 лет.
Вместе с заявлением он представил документы, подтверждающие его право на эти
вычеты. В 2001г. работник ежемесячно получал в организации заработную плату в
размере 10000 руб.
Ввиду того, что
сотрудник имеет право более чем на один стандартный налоговый вычет (400 руб. и
500 руб.), ему предоставляется максимальный из соответствующих вычетов
(500руб.). Вычет на детей предоставляется независимо от предоставления других
налоговых вычетов.
Следовательно,
сумма стандартных налоговых вычетов в январе 2001г. составила 800 руб. (500
руб. + 300 руб.).
В феврале 2001г.
работнику также были представлены налоговые вычеты в сумме 800 руб. Начиная с
марта 2001г. и до конца текущего года работнику полагается один вычет в сумме
500 руб., так как его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года,
превысил 20000руб. При определении предельного размера дохода учитываются
только те доходы, которые подлежат обложению по общей налоговой ставке 13 %.
Итак, в 2001 г.
доход работника составил 120000 руб. (10000 руб. х 12 мес.). Общая сумма
стандартных вычетов равна 6600 руб. (800 руб. х 2 мес. + 500 руб. х 10 мес.).
Статьей 219 НК
РФ предусмотрено право физического лица на уменьшение полученных в отчетном
году доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, на суммы произведенных в этом,
же периоде расходов на благотворительные цели, на лечение и на обучение (7).
Не облагаются
налогом суммы доходов, которые налогоплательщик направил на благотворительные
цели в виде финансовой помощи:
организациям
науки, культуры и образования, а также здравоохранения и социального
обеспечения;
физкультурно-спортивным
организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического
воспитания граждан и содержания спортивных команд.
Доходы физических
лиц, направляемые на благотворительные цели, освобождаются от налогообложения,
если они не превысили 25 процентов от совокупного дохода по итогам года.
Налогооблагаемый
доход физического лица ежегодно может уменьшаться на суммы фактически
произведенных им расходов на свое лечение, лечение родителей или детей в
медицинских учреждениях России, а также на медикаменты, назначенные лечащим
врачом или на обучение, а также и (или) на обучение своих детей, но не более
25000 рублей на одного человека.
Право на получение
социальных налоговых вычетов предоставляется налоговым органом на основании
письменного заявления налогоплательщика при подачи им декларации. Совокупный
доход уменьшается только на стоимость медицинских услуг и медикаментов, которые
вошли в перечень, утвержденный Правительством РФ. Общая сумма такого вычета не
может превышать 25000 рублей. Налогоплательщик не имеет на него право, если
стоимость медицинских услуг и медикаментов уплатил работодатель. Разница между
суммой причитающихся налогоплательщику социальных вычетов и суммой полученных в
отчетном периоде доходов облагаемых по ставке 13 процентов, на следующий
налоговый период не переносится (статья 210 НК РФ). Также не подлежит переносу
на следующий период разница между расходами физического лица, произведенными им
в отчетном периоде на благотворительные цели, лечение и обучение, и
установленным размером общей суммы социального вычета.
Пример.
Работнику
предприятия с 1 января 2001г. ежемесячно выплачивается заработная плата в
размере 10000 руб. На основании заявления и представленных документов работник
имеет право на налоговый вычет в сумме 400 руб. и в сумме 300 руб. на
содержание студента дневной формы обучения в возрасте до 24 лет. Расходы
работника на обучение ребенка составили 30000 руб. Кроме того, он оплатил счет
за свое лечение в медицинском учреждении Российской Федерации на сумму 7000
руб.
Чтобы определить
сумму налога, которую должен заплатить работник со своего дохода в налоговом
периоде, необходимо сделать расчеты:
1. Доход
работника в 2001г. составит 120000 руб.(10000 руб.х12мес.).
2. Стандартные
налоговые вычеты – 1400 руб. (400 руб. х 2 мес.+300 руб. х 2 мес.). С марта
работнику стандартные налоговые вычеты не предоставляются, так как его доход
превысил 20000 руб.
3.
Налогооблагаемый доход работника за 2001г, уменьшенный на налоговые вычеты,
составит 118600 руб.
4. Сумма налога,
которую следует удержать из заработной платы работника по месту работы, равна
15418 руб.(118600 руб. х 13% : 100).
Уменьшить
налоговую базу на сумму социальных льгот работник сможет с начала следующего,
2002 года, при подаче налоговой декларации. Из фактически произведенной оплаты
за обучение ребенка в
сумме 30000 руб. к уменьшению
принимаются только 25000 руб. Расходы за лечение принимаются к вычету полностью.
5.
Налогооблагаемый доход сотрудника, скорректированный на сумму социальных
вычетов, составит 86600 руб.(118600 руб.- 32000 руб.)
6. Сумма налога
за 2001 год равна 11258 руб. (86600 руб. х 13% : 100).
Налоговые органы
должны будут вернуть сотруднику 4160 руб. (15418 руб. – 11258 руб.).
Порядок
применения имущественных налоговых вычетов к доходам физического лица
установлен статьей 220 НК РФ. В соответствии с этой статьей совокупный доход
налогоплательщика уменьшается на суммы, полученные от продажи принадлежащего
ему имущества, а также на сумму расходов, связанных с приобретением или
строительством жилья.
Имущественные налоговые вычеты
предоставляются на основании письменного заявления физического лица при подаче
им декларации в налоговые органы (7).
Налоговые
агенты, выплачивающие физическим лицам доходы от реализации принадлежащего
имущества, по окончанию налогового периода должны представлять в налоговый
орган сведения о доходах физических лиц по форме №2-НДФЛ, утвержденной приказом
МНС России от 01.11.2000 № БГ-3-08/379. При этом налоговые агенты не определяют
базу, облагаемую налогом на доходы физических лиц.
Имущественные
вычеты предоставляются налоговым органом. При этом налогооблагаемый доход
физического лица уменьшается на суммы, полученные от продажи домов, квартир,
дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в его собственности
менее 5 лет, в пределах 1000000 рублей. Если имущество находилось в
собственности налогоплательщика пять и более лет, из совокупного дохода
вычитается вся сумма полученная от его продажи.
Не облагаются
также налогом доходы, полученные от продажи иного имущества, которое находилось
в собственности налого-плательщика менее 3 лет, в сумме не превышающей 125000
рублей. Если имущество находилось в собственности налогоплательщика более трех
лет, не облагается налогом вся сумма, полученная от продажи имущества.
Пример.
Доход работника
по основному месту работы, начисленный нарастающим итогом с начала года,
составил 120000 руб. На основании документов работнику были предоставлены
стандартные налоговые вычеты в сумме 400 руб. и 300 руб. на содержание ребенка
в возрасте до 18 лет, общая сумма которых составила 1400 руб. (400 руб. х 2
мес. + 300 руб. х 2 мес.).
По итогам года
по месту основной работы работнику начислен налог на доходы в сумме 15418
руб.((120000 руб.- 1400 руб.) х 13% : 100).
В налоговом
периоде работник продал квартиру, которая находи-
лась в его
собственности в течение 4-х лет, и получил доход от реализации имущества в
сумме 1200000 руб.
Сумма имущественного
вычета равна 1000000 руб.
Так как
имущественные вычеты предоставляются по письменному заявлению налогоплательщика
при подаче в налоговые органы декларации о доходах, то работник сможет
воспользоваться вычетом в следующем налоговом периоде.
Общая сумма
дохода работника за год – 318600 руб. (120000 руб. + 1200000 руб. – 1400 руб. –
1000000 руб.). Сумма налога на доходы – 41418 руб. (318600 руб. х 13% : 100).
Работник должен доплатить налог в сумме 26000 руб. (41418 руб.) в течение 15
дней после подачи декларации.
Указанные вычеты
предоставляются при определении налоговой базы по доходам, облагаемым по ставке
13 процентов.
В соответствии
со статьей 221 НК РФ профессиональные налоговые вычеты предоставляются
следующим категориям налогоплательщиков:
индивидуальным
предпринимателям без образования юридического лица;
частным
нотариусам, охранникам и детективам;
физическим
лицам, получающим вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
физическим
лицам, получающим вознаграждения по авторским договорам за создание или
исполнение произведений науки, литературы и искусства.
Профессиональные
вычеты индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающихся частной практикой,
предоставляются в сумме фактически произведенных ими и документально
подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При
этом вычету подлежат расходы, определенные Положением о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 05.08.92г № 552 (в редакции от 31.05.2000).
При исчислении
налоговой базы по итогам отчетного периода расходы по всем совершенным налогоплательщиками
сделкам суммируются. Если индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся
частной практикой, осуществляют несколько видов деятельности к вычету
принимается совокупная сумма расходов по всем видам осуществляемой
деятельности.
Если налогоплательщик
не может документально подтвердить произведенные им в отчетном периоде расходы,
то вычет производиться в размере 20 процентов от общей суммы доходов,
полученных по результатам его деятельности.
При определении
налоговой базы индивидуальные предприниматели включают в состав
профессиональных вычетов суммы единого социального налога, уплаченного в
отчетном налоговом периоде. При этом не имеет значения, являются ли
налогоплательщики работодателями или наемными работниками.
Пример.
Начисленная сотрудникам организации заработная плата за ноябрь и декабрь
выплачена 20 февраля следующего года. Деньги на зарплату были выплачены из
выручки. Поскольку датой получения дохода в виде заработной платы признается
последний день месяца, за который было произведено начисление дохода, то
независимо от выплаты заработной платы в феврале года, следующего за отчетным,
сумма такой заработной платы в соответствии с п. 2 ст. 223 части 2 Кодекса
будет включена в налоговую базу, определяемую за январь – декабрь налогового
периода, в котором было произведено ее начисление.
С суммы
заработной платы за январь – декабрь отчетного года, включая сумму
задолженности по зарплате за ноябрь – декабрь, производится исчисление налога
на доходы физического лица согласно ст. 225 и п. 3 ст. 226 части 2 Кодекса.
Удержание налога
в соответствии с п. 4 ст. 226 части 2 Кодекса производится непосредственно из
доходов налогоплательщика при их фактической выплате. До выплаты задолженности
по зарплате разница между суммой исчисленного и удержанного налога указывается
в налоговой отчетности как долг за налогоплательщиком. Такая сумма
задолженности на взыскание в налоговый орган не передается в связи с
неполучением налогоплательщиками дохода. Начисление пени на эту сумму
задолженности не производится в связи с не наступлением срока ее уплаты до
фактической выплаты дохода, с которого был исчислен налог.
Сумма налога на
доходы, удержанного и перечисленного в бюджет с суммы задолженности по зарплате
за прошлый налоговый период, учитывается при заполнении налоговой отчетности
периода фактической выплаты такой задолженности.
2.3 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И
УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Российские
организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства
иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми
налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у
налогоплательщика и уплатить сумму налога п. 2. Статья 224 НК РФ. Российские
организации, предприниматели, постоянные представительства иностранных
организаций именуются далее налоговыми агентами.
Исчисление сумм
и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика,
источником которых является налоговый агент. Он исчисляется нарастающим итогом
с начала периода по итогам каждого месяца со всех доходов, в отношении которых
применяется налоговая ставка 13 процентов.
Налоговая ставка
в размере 35 процентов устанавливается в отношении следующих доходов:
выигрышей,
выплачиваемых организатором лотерей;
стоимости любых
выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх, указанных в п. 28
статьи 217 НК РФ.
страховых выплат
по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных
в пункте 2 стати 213 настоящего Кодекса;
процентных
доходов по вкладам;
суммы экономии
на процентах при получении налогоплатель-щиками заемных средств.
Налоговая ставка
в размере 30 процентов устанавливается в отношении следующих доходов:
дивидендов;
доходов
получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской
Федерации.
Сумма налога при
определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке
процентная доля налоговой базы п. 1 ст. 244 НК РФ.
Общая сумма
налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога,
исчисленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Общая сумма
налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам
налогоплательщика, дата получения которых к соответствующему налоговому периоду
(26).
Сумма налога определяется
в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и
более округляются до полного рубля.
Исчисление сумм
налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового
периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении
которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224
НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в
предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Суммы исчисленного
и удержанного налога перечисляются не позднее дня фактического получения в
банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления
доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо
по его поручению на счета третьих лиц в банках.
С 1 января 2001
года агенты перечисляют в бюджет налог, удержанный по итогам месяца, если его
сумма превышает 100 рублей. Если эта сумма меньше 100 рублей, она будет
добавляться к налогу в следующем месяце. Уплата налога за счет средств
налоговых агентов не допускается. Излишне удержанные сумы налога подлежат
возврату налоговым агентом по предоставлении налогоплательщиком
соответствующего заявления. Суммы налога, не удержанные с физических лиц или
удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются с физических лиц до
полного погашения задолженности по налогу статья 45 НК РФ. Суммы налога не
взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения,
взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога (6).
Согласно ст. 230
НК РФ учет доходов, выплаченных физическим лицам в налоговом периоде, налоговые
агенты обязаны вести учет по форме, которая установлена Министерством РФ по
налогам и сборам. В связи с этим налоговые агенты обязаны вести учет доходов
физических лиц, подлежащих налогообложению в соответствии с главой 23 НК РФ, по
форме №1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы
физических лиц» (Приложение 2).
Эта карточка
является первичным документом налогового учета. Ее обязаны составлять налоговые
агенты - российские организации, представительство иностранных организаций,
индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, являющиеся источником дохода
физических лиц.
Ведение карточки
осуществляется ежемесячно с учетом особенностей исчисления сумм налога,
предусмотренных для различных видов доходов, облагаемых налогом по ставке 13%,
30% или 35%, исходя из начисленного налогоплательщику дохода.
Сведения о
доходах физических лиц, полученных в 2001 г., должны представляться в налоговые
органы и выдаваться физическим лицам-налогоплательщикам по форме № 2-НДФЛ
«Справка о доходах физического лица за 2001 г.» (Приложение 3).
По этой же форме
налоговые агенты сообщают в налоговые органы по месту своего учета о
невозможности удержания налога у налогоплательщика и сумме образовавшейся
задолженности по налогу с доходов.
Форма № 2 НДФЛ
используется в трех случаях:
при подаче в
налоговые органы сведений о доходах физических лиц за отчетный налоговый
период;
при подаче
физическим лицам по их заявлениям справок о доходах;
при сообщении в
налоговые органы сведений о невозможности удержания налога и о сумме
задолженности налогоплательщика (28).
2.4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА С ДОХОДОВ ФИЗИЧСКИХ ЛИЦ
Налоговую
реформу давно ждали в обществе. Масштабная реформа, конечно же, невозможна без
взаимного согласия парламента, Правительства, субъектов Российской Федерации,
бизнеса и широких слоев населения. Сейчас, на мой взгляд, сложились самые
благоприятные политические и экономические условия для ее проведения.
Основные
направления реформы - это снижение налоговой нагрузки, сокращение числа
налогов, рационализация остающихся налогов, улучшение налогового
администрирования и в конечном итоге - создание стабильной, понятной и
предсказуемой налоговой системы, привлекательной для инвестиций и
способствующей экономическому росту.
Наиболее важные
меры, которые предусматриваются в рамках реформы, состоят в отмене оборотных
налогов, исправлении многочисленных деформаций в налоге на прибыль и в некоторых
других налогах, снижении совокупной налоговой нагрузки на заработную плату.
Решение каждой
из перечисленных задач является существенным продвижением вперед.
Хотелось бы
посвятить обсуждение решения одной только третьей задачи - совокупному, то есть
работника и работодателя,
налогообложению заработной платы.
Сегодня Россия
являет собой пример одного из самых тяжелых в мире налоговых обременений
заработной платы.
До 2001 года
работники платили подоходный налог по прогрессивной шкале с предельной ставкой
35 процентов. Дополнительно к этому с той же и даже более широкой базы
уплачивались взносы в государственные внебюджетные фонды по ставке 38,5
процента.
Такая система
налогообложения привела к тому, что значительная часть заработной платы либо
скрывалась, либо трансформировалась искусственно в другие доходы, которые или
не облагались налогами вовсе, или облагались по минимальным ставкам. Это
побуждает использовать налогоплательщиком легальные и нелегальные схемы,
позволяющие "экономить" на налогах (3).
Налоговое бремя
по подоходному налогу было таково, что большая часть населения Российской
Федерации уклонялось от уплаты этого налога. Уклонялось не потому, что это
люди, которые получали сверхдоходы и не хотели их показывать, вовсе нет, а
потому, что совокупное обложение заработной платы подоходным налогом и
отчислениями, которые идут в
социальные фонды, непомерно было велико, причем велико не только для богатых,
но и для граждан ниже среднего достатка.
С 2001 года
вступила в силу гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».
Этот закон писан
не только для богатых, он писан для всего населения Российской Федерации. Он
содержит в себе важнейшие мероприятия, которые направлены специально для людей,
получающих небольшие доходы, - это вычеты.
Стандартные вычеты,
которые, говорят о том, что человек, который получает маленькую заработную
плату, практически не облагается налогом на доходы, а это означает, что для
людей с малым доходом налог с доходов не будет существовать.
Сейчас действует
единая 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц.
В Налоговом
Кодексе Российской Федерации предусмотрены дополнительные социальные вычеты,
которые ранее в налоговом
законодательстве
были не предусмотрены.
Каждый
налогоплательщик имеет право до тех пор, пока его доход не достигнет с начала
года 20 тысяч рублей, уменьшать свои облагаемые доходы на 400 рублей
ежемесячно, это резкое увеличение по сравнению с тем уровнем, который
существовал в 2001 году. По той же схеме налогоплательщики получают возможность
вычитать до 300 рублей ежемесячно на содержание каждого ребенка, находящегося
на его воспитании.
Кроме того,
каждый налогоплательщик получил возможность выводить из-под налогообложения
целевые затраты в тех случаях, если эти затраты направлены на образование или
на медицинские цели. При этом затраты на медицинские цели принимаются в размере
фактически понесенных затрат.
Имеются в виду
затраты на приобретение медикаментов, на платные медицинские услуги, на
медицинское страхование, но эти размеры ограничены 25 тысячами рублей в год.
Что касается
образования, введены более льготные механизмы, потому что налогоплательщик
сможет оплачивать (и за себя, и за своих детей) услуги платных образовательных
учреждений в размере фактических расходов, но не более 25 тысяч рублей на
каждого члена семьи.
Социальные
вычеты - это важнейшая вещь, дающая возможность человеку вычитать из своего
дохода расходы, связанные с его жизнью. Положение данного закона тесно увязано
и со ставкой подоходного налога.
Конечно же,
неизбежно возникает вопрос о том, насколько с социальной точки зрения
справедлива такая единая ставка - 13 процентов.
Это может
трактоваться таким образом, что этим предлагалось установить пониженные налоги
на богатых. Но, к сожалению, обследования некоторых агентств показывают, что
богатые сегодня имеют вполне легальные возможности не платить налоги вовсе. И в
этом смысле существующая система, которая формально выглядит сейчас
прогрессивной, по существу, является регрессивной в отношении высоких доходов.
Вторая часть НК
РФ предполагает, что наряду с изменением подоходного налога будет реализован
еще целый ряд мер, которые позволят добиться большей социальной справедливости
и которые заставят богатых налогоплательщиков платить налоги в больших
размерах, чем они делают это сегодня.
Речь идет прежде
всего о том, что косвенные налоги будут платиться этими категориями граждан в
большем объеме. Кроме того, увеличены налоги на дорогую недвижимость,
увеличены налоги на дорогие автомобили и на некоторые особо дорогие виды
потребления, которые могут позволить себе только представители богатых классов
населения.
Еще один аспект,
который принимался во внимание, по словам прессы, когда предлагалось такое
решение, - это то, что такое решение будет своеобразной амнистией в отношении
тех доходов, которые были раньше вывезены из России без налогов, или тех,
которые хотя и остались в России, но в результате использования всевозможных
схем тоже не облагались налогами. Эти деньги могут начать работать на
российскую экономику и приносить пользу всему обществу.
Еще, что
касается, единой ставки, необходимо обратить внимание на то, что в данном
законе предлагается не только одна ставка - в размере 13 процентов. Она
относится лишь к обычным доходам граждан, связанным с получением заработной
платы, с получением дополнительного денежного вознаграждения, скажем, по
другому месту работы или за какие-то виды услуг, которые он оказывает на
договорной основе.
В этом законе
есть и другая ставка - в размере 35 процентов - на сверхдоходы, которые
получают лица от определенных видов деятельности. Это как раз те схемы, которые
сегодня наиболее часто применяются.
Например, по
выплатам по страхованию, которые превышают, скажем, стоимость застрахованного
имущества на сумму большую, чем как если бы за этот период времени были
начислены проценты по ставке рефинансирования Центрального банка.
Аналогично если
вы положили депозит в банк и вам платят проценты, значительно превышающие
ставку Центрального банка: на всю сумму превышения должен быть уплачен налог по
ставке 35 процентов. То есть данный закон предусматривает не одну ставку
налогообложения.
В заключении
хочется подчеркнуть то, что новый закон позволяет перекрыть большую часть схем
ухода от уплаты налога на доходы физических лиц.
Сегодня мы можем
установить ставку 45 процентов (как в какой-то момент действовала у нас эта
ставка), или 35, даже 30 процентов, все равно практика показывает, что
считанные единицы людей в нашей огромной стране платят налоги по верхней
ставке.
Практика
показывает, что налогоплательщики уходят от налогообложения с помощью различных
схем - страховых, депозитных, пенсионных и так далее. Наша задача заключается в
том, чтобы заставить этих людей платить налоги с доходов путем устранения этих
схем. Именно это предлагается в законе.
Имеются свои
особенности налогообложения лиц, живущих постоянно за пределами РФ и являющихся
гражданами РФ. При въезде в РФ они обязаны заполнить декларацию с указанием
предполагаемого работодателя и предполагаемого дохода, а при выезде передать
эту декларацию представителям таможенной службы с указанием суммы фактического
дохода.
Если сумма
фактического дохода окажется больше стоимости годовой минимальной
потребительской корзины, то вместе с декларацией налогоплательщик должен
передать справку об удержании налогов, выданную юридическим лицом – источником
доходов. В случае если документы об уплате налогов не представлены, таможенная
служба вправе решать вопрос о выезде из РФ налогоплательщика – физического лица
в особом порядке.
То есть
ответственным за уплату налогов здесь является сам налогоплательщик, еще одна
особенность – в том, что таможенным органам предоставлено право решать вопросы,
связанные с уплатой налога и выездом налогоплательщика.
Рассматривая
отдельные принципы налогообложения, допускается деление плательщиков налогов и
сборов на категории, для которых могут устанавливаться иные ставки налогов и
сборов, особенности их исчисления и уплаты, либо предоставление отдельных видов
налоговых льгот.
Плательщики
могут дифференцироваться по категориям: физические лица – от их гражданства,
места пребывания, места нахождения или приобретения имущества, возраста,
имущественного положения и других условий. Таким образом, допускается
применение различных налоговых режимов в России, и создаются условия для дискриминации
налогоплательщиков (25).
При этом
декларируемые ограничения по дифференциации налогоплательщиков по разным
категориям, содержащиеся в рассма-триваемом законопроекте, не исключают
оснований для применения дискриминационных налоговых схем, потому что
конкретные налоговые процедуры, полномочия субъектов налоговых правоотношений
предусматривается регламентировать специальными законами и нормативными актами
местного самоуправления.
Предлагая внести
какие либо изменения в существующую систему обложения доходов граждан, авторы
законопроектов объясняют это необходимостью повышения поступлений в бюджеты.
Однако это ошибочное мнение, необходимость уплаты налогов играет далеко не
главную роль среди поведенческих мотивов людей, и было бы ошибкой переоценивать
роль налогов.
За семь лет
функционирования налоговой системы налоговое законодательство (в частности
относительно налога на доходы физических лиц) корректировалось много раз, но
положение с поступлением налогов в бюджетную систему существенно не улучшилось.
Сегодня
необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса
неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие
соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система -
наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического
развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности,
структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных
отраслей.
Основной целью российской
налоговой системы была определена прежде всего ликвидация дефицита бюджета. Это
определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в
его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями
международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления
кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного
дефицита.
В новой
налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от
предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность
соответствующих уровней управления (федерального и территориального) в вопросах
налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня
действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило
более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для
местных бюджетов.
И все же новое налоговое
законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные
недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества
льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост
эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение
перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.
Действующее законодательство
фактически закрыто по отношению
к мировому, не стимулирует привлечение
в народное хозяйство иностранных инвестиций.
Мировой опыт свидетельствует,
что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется,
приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших
налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д.
несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской
экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как
отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на
сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Несомненно вся эта
неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и
еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из
кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую
систему страны.
Основной недостаток
налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение
дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки
налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее
субъектов – предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая
система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное
давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства.
Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и
тем самым увеличивая базу налогообложения.
Одним из наиболее
существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она
почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций
развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста
производительности труда и фонда потребления как на макро-, так и на
микроуровне.
Что же должна
представлять собой в сегодняшних условиях налоговая реформа? Думается, что
здесь не следует вести речи о радикальных изменениях. Имеется в виду укрепление
налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество
планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу
бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью
использования государственных финансовых ресурсов (11).
Основная задача
этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального
бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой
степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
Основные направления
налоговой реформы в России должны быть следующими:
1. Ослабление налогового
бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и
отчислений во внебюджетные фонды;
2. Расширение налоговой
базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков
налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой
справедливости”;
3. Постепенное
перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
4. Решение комплекса
проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового
законодательства.
На данный момент
целесообразно:
резко увеличить
налогооблагаемую базу и ставки ресурсных плате-
жей как основной составляющей
дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;
расширить права местных
органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но
исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;
унифицировать прямое
налогообложение всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и
страховых компаний к налогообложению их прибыли (увеличив для этих категорий
налогоплательщиков ставку налогообложения);
расширить меры по
налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного
направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение
производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
усилить социальную
направленность налогов.
Для этого нужно постоянно
увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой
- ставку подоход-ного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить
круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них (7).
Какие основные цели в
области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайшие
пять лет? Очевидно, ответ на этот вопрос таков:
1. Ужесточение налоговой
дисциплины, формирование цивили-зованного института налогоплательщиков;
2. Упрощение налоговой
системы;
3. Налоговое
стимулирование производства и реализации конку-рентоспособных отечественных
товаров;
4. Совершенствование
принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем.
Реформирование
действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания
благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования
вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного
налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения
приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют
непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным
налогам.
Список использованной литературы
1.
Налоговый Кодекс
РФ. Части 1.и 2.- Тольятти: ООО «Сеан - Издат», 2002.- Сер. «Экономическая литература»,
с. 276
2.
Базилин А. В.
Современное налоговое законодательство: особенности и проблемы применения –
Финансы, №5, 2002г., с. 27-29
3.
Бапхаева С. Х.
Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и
реформирования налогового законодательства – М.: «Налоговый вестник», № 2,
2001, с. 12-14
4.
Баранова С. П.
Колосов А. Ф. «Использовать опыт развитых стран при совершенствовании налоговой
системы в России» – М.: «Экономика строительства», № 1, 1999 г., с. 19-32
5.
Барулин С. В.
Налоги как инструмент государственного регулирования экономики – М.: Финансы, №
1, 2001г., с. 76 – 88
6.
Борисов А. В. О
порядке зачета и возврата излишне взысканных сумм налога – Финансы, №9, 2001г.,
с. 18
7.
Все о налоге на
доходы физических лиц / Сост. Беспалова И.А. Тольятти: ООО «Сеан – Издат»,
2002. - Сер. «Экономическая литература», с.240
8.
Гаврилова Т.А. «О
налоге на доходы физических лиц» - М.: «Юринформцентр», 2000г, с. 43-46
9.
Глухов В.В.,
Дольдэ И.В. Налоги - теория и практика - М.: «Специальная литература», 2001г.,
с. 87
10. Добрушин Б.С. Борьбе с налоговыми
нарушениями - прочную правовую основу - Финансы №1, 2000г., с.11-18
11. Караваева И. В. Направления и причины
современных налоговых реформ – Финансы, №5, 2001г., с. 26-28
12. Климова М.А. Налоги на доходы
физических лиц. – М.: «Налоговый вестник», 2002г., 256 с.
13. Колчин С. П. Проблемные вопросы
практики налогообложения – Финансы, №4, 2001г., с. 15-17
14. Крылов Г.З. Подготовка к налоговой
реформе - М.: «Финансы», №1, 2001г., с.39
15. Лапина А. Подоходный налог: проблемы
и их решение -М.: «Налоги», №23 2000г., с.14-16
16. Маслова Н. С. Порядок применения
налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц – Финансы, № 3, 2002г., с.
19-23
17. Матюшенкова Ю.Л. Зарубежный опыт
оказания помощи налого-плательщикам - Налоговый вестник, №9, 2000, с.5-7
18. Мещерякова О.В. «Налоговые системы
развитых стран мира» – М.: Фонд «Правовая культура», 2000г., с. 48-52
19. Пансков В. Г. «Налоги и
налогообложение в Российской Федерации» Учебник для вузов. – М.: Книжный мир,
1999г., с. 73-79
20. Пеньков Б. Е. Оптимизация налоговой
системы – Экономист, №5, 2002г., с. 16-17
21. Попова Н. А. Налоговый контроль во
Франции – Финансы, №3, 2002г., с. 32
22. Постатейный комментарий к главе 23 НК
РФ. Налог на доходы физических лиц. – М.: Издательство консультационная
компания «Статус – Кво 97»; 2002 – 288 с.
23. Поцхверия Б. М. Что понимать под
доходом – Финансы, № 8, 2001г., с. 45-46
24. Седов А. В. Налогообложение
иностранных граждан – Российский налоговый курьер, №6, 2002г., с. 25
25. Сорокина Е. Л. Налоговая система
России – Российский налоговый курьер, №7, 2001г., с. 20
26. Стельмах Н.Н. Об исчислении налога на
доходы физических лиц, облагаемых налоговыми органами - Налоговый вестник 2002
г., №2, с.7-12
27. Черник Д.Г. Налоги в рыночной
экономике - Финансы, № 5, 1999 г., с. 80-85
28. Чикишева О. В. Новая отчетность по
налогу на доходы физических лиц – Российский налоговый курьер, №2, 2002г., с.
45-46
29. Черник Д.Г. «Налоги» - М.: Финансы и
статистика, 1998., с.34-58
30. Юткина Т.Ф. «Налоги и
налогообложение»: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2001., с. 53-60