Социально-экономическое совершенствование Северо-Кавказского Федерального округа
МИНИСТЕРСТВО
ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ
БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ОМСКИЙ ФИЛИАЛ
Контрольная работа
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ:
Экономика
Социально-экономическое
развитие Северо-Кавказского Федерального округа
Козловой Е.В.
Омск –
2010/2011 уч.год.
Содержание
Введение
1.Общая характеристика СКФО
1.1 Стратегия развития СКФО
1.2
Макроэкономические показатели
2. Проблемы СКФО и пути их решения
Заключение
Список литературы
Введение
Северо-Кавка́зский
федера́льный о́круг — федеральный округ Российской
Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа
указом президента
России Д.А. Медведева от 19 января
2010 года. Расположен
на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного
Кавказа. С 13 мая по 21 июня 2000 года название Северо-Кавказский
федеральный округ носил Южный федеральный округ.
Образование
данного округа стало первым изменением числа федеральных округов с момента их
учреждения в 2000 году
президентом России В.В. Путиным. Площадь территории округа составляет около
одного процента от площади территории Российской Федерации. Это самый маленький
федеральный округ России и единственный, в котором этнические русские
составляют меньшинство населения по сравнению со всеми остальными вместе
взятыми. Центр округа — город Пятигорск,
единственный из центров округов, который не является ни административным
центром субъекта, входящего в округ, ни крупнейшим городом округа. С апреля 2010 года резиденция
заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, полномочного
представителя Президента в Северо-Кавказском федеральном округе А.Г. Хлопонина временно расположена в Ессентуках.
В сентябре
2010 года Правительство Российской Федерации утвердило Комплексную стратегию
социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до
2025 года.
1.Общая
характеристика СКФО
Территория Северо-Кавказского федерального
округа составляет 172 360 кв. км - 1,0% от территории России.
География
Сухопутные границы СКФО имеет с Абхазией,
Азербайджаном,
Грузией
и Южной
Осетией, и только водную с Казахстаном.
Также по суше округ граничит с Калмыкией,
Ростовской
областью и Краснодарским
краем.
На востоке федеральный округ ограничен Каспийским
морем, на юге — Главным Кавказским хребтом и границами с Грузией и
Азербайджаном,
Население и национальный состав
Русские
- 2 743 000 чел.
Чеченцы
- 1 485 215 чел.
Кабардинцы
- 511 736 чел.
Аварцы
- 785 314 чел.
Даргинцы
- 488 822 чел
Осетины
- 476 458 чел.
Ингуши
- 462 155 чел.
Кумыки
- 399 085 чел.
Лезгины
- 359 547 чел.
Карачаевцы
- 187 588 чел
Лакцы
- 147 964 чел.
Балкарцы
- 106 777 чел
Крупные города
·
Махачкала
·
Ставрополь
·
Владикавказ
·
Нальчик
·
Грозный
·
Пятигорск
·
Кисловодск
·
Черкесск
Численность
постоянного населения Северо-Кавказаского федерального округа составляет 9
032,3 тыс. человек (I квартал 2010 года). На долю округа приходится 6,5%
населения страны. При этом удельный вес городского населения в общей
численности населения СКФО составляет 48,2%, сельского населения - 51,8 %.
Демографическая ситуация в округе почти в полтора раза лучше, чем в целом по
стране. Число родившихся превышает число умерших на 17 тыс. человек;
коэффициент естественного прироста населения по данным за 5 месяцев 2010 года составил
7,4%. Миграционный отток населения составил - 1,6 тыс. человек. Уровень
благосостояния определяется, прежде всего, денежными доходами, которые в
расчете на душу населения в целом по округу составляют 10395,2 руб. в месяц (по
России - 15923,1 руб. в месяц). Номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата в I квартале 2010г. составила 11560 рублей и возросла по
сравнению с I кварталом 2009г. на 10,1%, реальная заработная плата - на 1,4%.
Численность экономически активных жителей округа по данным выборочного
обследования по проблемам занятости в I квартале 2010 г. составила 4,2 млн. человек, или 46,5% от общей численности. В структуре производства Валового
Регионального Продукта традиционно доминирует торговля и услуги - 20 % или 142
млрд руб.; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, доля которого
составляет - 15% или 106 млрд руб.; строительство 13,0 % или 91 млрд руб. Доля
промышленных отраслей в экономике СКФО составляет 11%. Промышленный сектор
преимущественно представлен производством нефтепродуктов (29% в структуре
выручки обрабатывающей и добывающей промышленности), пищевой промышленностью
(23%), химией (14%) машиностроением (12%), металлургией (5%) и производством
стройматериалов (6%). На добычу полезных ископаемых приходится 6% в структуре
выручки обрабатывающей и добывающей промышленности. АПК округа обеспечивает
весомый вклад в продовольственную безопасность всей страны. Так, например, на
округ приходится 45% собираемого в стране урожая винограда, более 10%
собираемого зерна, плодов, ягод и овощей, а так же более 5% сахарной свеклы. В
хозяйствах округа содержится 11% поголовья крупного рогатого скота и 40,8%
поголовья овец и коз в России. На долю округа приходится 7% молока и 44,2%
шерсти, производимых в стране, а также более 27,9% объема реализации овец и коз
в живой массе. Доля округа в общем объеме производства продукции сельского
хозяйства всех сельхозпроизводителей России составила 5,4%. Инвестиционная
активность в СКФО невысока. В I квартале 2010 г. объем инвестиций в основной капитал в округе составил 24,3 млрд руб. Общий объем иностранных инвестиций,
поступивших в нефинансовый сектор экономики по итогам 2009 года составил 0,1
млрд долларов. В структуре иностранных инвестиций 56% составляют прямые
инвестиции. Внешнеторговый оборот в 2009 году характеризовался положительным
торговым сальдо - 0,3 млрд долларов (экспорт - 1,1 млрд долларов США, импорт -
0,8 млрд долларов) и составил 0,4% общероссийского внешнеторгового оборота.
1.1 Стратегия развития
СКФО
Стратегия
социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до
2025 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, способы и
средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации на территориях
Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики
Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской
Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, до 2025 года.
Стратегия
учитывает современное состояние экономики субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, экономики России,
глобальной экономики и перспективы их развития, а также результаты реализации
проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение. Северо-Кавказский
федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного
комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и
обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.
Однако до сих
пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку
Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной
привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической
обстановки.
Некоторые
субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского
федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых
субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики
и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной
криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.
По таким
ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт
на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата,
бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и
вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский
федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов.
Кроме того,
большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа, уже на протяжении многих лет продолжают
оставаться реципиентами. Однако средства федерального бюджета направляются в
основном на поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени - на
стимулирование развития реального сектора экономики.
Главной целью
Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального
сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также
для повышения уровня жизни населения. При этом в рамках Стратегии запланирован
переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к
политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями
государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для
постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской
Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также
содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.
1.2 Макроэкономические показатели
Большинство
субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, в социально-экономическом плане уже с начала 1990-х годов
в силу ряда причин объективного характера оказались в числе субъектов
Российской Федерации, наиболее подверженных кризису. Объемы промышленного производства
в Северо-Кавказском федеральном округе к концу 1990-х годов сократились до 17 -
24 процентов (по сравнению с уровнем 1990 года) при общероссийском сокращении
значения этого показателя в среднем до 48 процентов.
Темпы
экономического роста в 2005 - 2009 годах свидетельствуют о том, что органам
исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа, удалось правильно определить
экономические приоритеты (среди лидеров можно назвать Республику Дагестан,
Кабардино-Балкарскую Республику и Республику Северная Осетия - Алания). Однако
процесс позитивных преобразований идет крайне медленно.
На текущий
момент реальный сектор экономики Северо-Кавказского федерального округа развит
слабо:
·
доля аграрного
сектора в валовом региональном продукте достигает 22 процентов (по Российской
Федерации - 5 процентов);
·
доля продукции
обрабатывающих производств не превышает 15 процентов (по Российской Федерации -
19 процентов).
Основной
вклад в валовой региональный продукт вносит сектор государственного управления
и сфера социальных (в том числе коммунальных) услуг, доля которых в валовом
региональном продукте составляет до 55 процентов (по Российской Федерации - 16
процентов).
Безработица в
Северо-Кавказском федеральном округе остается крайне высокой - ее официальный
уровень варьируется от 8 до 55 процентов, что в 1,5 - 9 раз превышает
среднероссийский уровень. Имеет место скрытая безработица и высокий процент
занятости населения в низкооплачиваемых секторах экономики.
В большинстве
отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа значения показателей
производительности труда ниже средних значений этих показателей по Российской
Федерации.
Все субъекты
Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа,
имеют низкие показатели качества жизни населения. Бюджеты Республики Дагестан,
Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики
являются высоко дотационными. За последние 10 лет объем средств федерального
бюджета, ежегодно выделяемых Правительством Российской Федерации для оказания
финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа, существенно увеличился.
2. Проблемы СКФО
и пути их решения
Одной из
важных проблем в Северо-Кавказском федеральном округе является миграция, в том
числе вынужденная. Горячие точки, военные конфликты в ближнем зарубежье,
сложные межэтнические отношения, с одной стороны, и благоприятные климатические
условия, с другой стороны, сделали эту территорию перекрестком миграционных
потоков.
Управление
миграционными процессами в Северо-Кавказском федеральном округе требует
активного участия федерального центра в части разработки и реализации обширной
программы, предусматривающей комплекс административных, социальных,
экономических и культурных мер по количественной и пространственной регуляции
миграционных потоков, а также по обеспечению процесса взаимной адаптации
мигрантов и принимающих их территорий. Для решения проблемы избытка трудовых
ресурсов Северо-Кавказского федерального округа ежегодные размеры трудовой
миграции должны составлять 30 - 40 тыс. человек. В приеме мигрантов требуется
задействовать десятки регионов Российской Федерации.
Более одной
трети общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа
составляет молодежь (приблизительно 2,8 млн. человек). Поэтому в
Северо-Кавказском федеральном округе в целом и в каждом субъекте Российской
Федерации, входящем в его состав, в частности должна проводиться грамотная и
эффективная молодежная политика по следующим направлениям деятельности:
Во всех
субъектах Северо-Кавказского федерального округа отмечается нехватка больниц и
поликлинических учреждений, а также врачей и среднего медицинского персонала.
Наиболее востребованными видами медицинской помощи являются онкология,
сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия и
офтальмология. Потребность в высокотехнологичной медицинской помощи по
указанным видам полностью соответствует структуре заболеваемости и объемам
оказания медицинской помощи в целом по Российской Федерации.
В 2009 году
начал функционировать Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который является
современным хорошо оснащенным медицинским учреждением. Необходимо отметить, что
центр еще не полностью вышел на запланированные проектные мощности. Повышение
активности по направлению пациентов в центр в субъектах Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, может значительно
повысить доступность многопрофильной специализированной и высокотехнологичной
медицинской помощи жителям этого округа.
Обеспеченность
врачами в Северо-Кавказском федеральном округе ниже, чем в среднем по
Российской Федерации. В 2009 году значение этого показателя составило 38
человек на 10 тыс. населения (по Российской Федерации - 44,1 человека на 10
тыс. населения). Обеспеченность средним медицинским персоналом в указанном
федеральном округе также ниже, чем в среднем по России. В 2009 году значение
этого показателя составило 81,6 человека на 10 тыс. населения (по Российской
Федерации - 94,1 человека на 10 тыс. населения). Особого внимания заслуживает
проблема повышения уровня профессиональной подготовки педагогов и воспитателей
детских дошкольных учреждений.Среди наиболее актуальных проблем средних
общеобразовательных школ выделяется острая нехватка педагогических кадров и
устаревшая материально-техническая база. Численность учащихся в дневных
общеобразовательных учреждениях в Северо-Кавказском федеральном округе, как и в
целом по Российской Федерации, сокращается.
Важной
задачей является также качественная подготовка специалистов, необходимых для
обеспечения потенциального экономического роста. Проблемы с квалификацией
кадров существуют практически во всех отраслях экономики (туризм,
санаторно-курортная сфера, государственное управление, пищевая промышленность,
сельское хозяйство, строительство, здравоохранение и др.), что требует от
системы не только усовершенствования программ подготовки, но и переподготовки
кадров с учетом требований развивающейся экономики и современных стандартов.
Основной
социальной проблемой, присущей всем субъектам Российской Федерации, входящим в
Северо-Кавказский федеральный округ в равной степени, является низкий уровень
обеспеченности жильем. Несмотря на низкие значения показателя обеспеченности
жильем, доля ветхого и аварийного жилья в субъектах Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в основном ниже, чем
в среднем по Российской Федерации. Лишь в Республике Дагестан и Республике
Ингушетия доля ветхого и аварийного жилья крайне высока - 20,6 процента и 20,4
процента соответственно. Не менее остро стоит проблема кадрового обеспечения.
Только 30 процентов специалистов, работающих в учреждениях культуры, имеют
высшее профессиональное образование. Вместе с тем достижение высоких
показателей развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа, невозможно без должного внимания к
культурной составляющей как в части создания соответствующей инфраструктуры,
так и в части кадрового обеспечения. Крайне неблагополучной является ситуация
на рынке труда во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа.
По состоянию
на 1 мая 2010 г. общее количество безработных граждан в Северо-Кавказском
федеральном округе составляет 766,6 тыс. человек или 18 процентов численности
экономически активного населения (в среднем по Российской Федерации - 8,2
процента). Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике
Ингушетия - 53 процента, Чеченской Республике - 42 процента и Республике
Дагестан - 17,2 процента.
Сложный
характер проблем в социально-экономической сфере Северо-Кавказского
федерального округа определяет необходимость целенаправленной политики
государства по этому вопросу.
Ключевые
направления мероприятий в области развития рынка труда включают:
·
стимулирование
создания новых рабочих мест, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса;
·
создание условий,
способствующих повышению качества рабочей силы (образовательные программы
профессиональной подготовки и переподготовки кадров и безработных граждан,
поддержка трудоустройства и обеспечение стажировок молодежи);
·
создание условий
для развития территориальной мобильности граждан (трудоустройство жителей
Северо-Кавказского федерального округа в других регионах Российской Федерации);
·
повышение
эффективности функционирования специальных институтов на рынке труда (развитие
центров занятости и ресурсных центров в Северо-Кавказском федеральном округе,
улучшение координации с центрами занятости в других регионах Российской
Федерации).
В целях
максимального удовлетворения потребностей экономики Северо-Кавказского
федерального округа в кадрах необходимо разработать краткосрочные,
среднесрочные и долгосрочные прогнозы потребностей рынков труда в профессиональных
кадрах (рабочих местах), а также предпринять необходимые меры по использованию
потенциала и опыта профильных ведущих высших учебных заведений и учебных
заведений среднего профессионального образования Российской Федерации в
приоритетных для указанного федерального округа секторах - туризме и сервисе,
строительстве и сельском хозяйстве.
26 октября
2010 состоялось обсуждение самой важной проблемы терроризма. Обсуждение
проблемы состоялось с участием представителей всех субъектов Российской
Федерации Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), на которых возложена
общая координация работы по информационному противодействию терроризму. В ходе
заседания «круглого стола» обсужден практический опыт формирования и развития в
регионе системы противодействия идеологии терроризма в субъектах СКФО
Российской Федерации округа, вопросы участия в этой работе общественных и
религиозных объединений, бизнес сообщества, творческой и научной интеллигенции,
средств массовой информации.В выступлениях участников было отмечено, что
проблема противодействия террористической идеологии является одной из
центральных в системе мер борьбы с террористической угрозой в целом, поскольку
идеология обоснования, пропаганды и осуществления нелегитимного насилия
является первоосновой терроризма как крайне опасного социального явления в
жизни человеческого общества. По единодушной оценке участников мероприятия
прошедший «круглый стол» позволил обменяться мнениями по одной из приоритетных
проблем СКФО – противодействие идеологии терроризма и выработать общие подходы
к реализации механизмов и технологий её решения.
Заключение
По уровню социального развития СКФО занимает последнее
место имея всего 47% душевого производста ВВП от среднероссийского. Уровень
жизни населения невысок, все отрасли социальной сферы находятся в упадке.
Тяжелая социально- экономическая обстановка задерживает реформирование
экономики, хотя должна подталкивать к ускорению.
По уровню развитии рыночной инфраструктуры район относится
к преуспевающим. Здесь размещается почти 1/8 российских коммерческих банков.
Здесь хорошие условия и для высокодоходного государственного
предпринимательства.
Главными направлениями и проблемами перспективного развития
Северного Кавказа являются:
- преимущественное развитие отраслей потребительского рынка
– агропромышленного и курортно- рекреационного комплексов;
- восстановление, реконструкция и рост отраслей
машиностроения и химической промышленности химического значения;
- подъем нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности и
инфраструктуры;
- интенсивное развертывание особо эффективного АПК;
-расширение и укрепление инфраструктуры уникального
курортно-рекреационного комплекса;
- реконструкция и развитие транспортного комплекса как
«южных ворот» России на Запад;
- укрепление топливно-энергетического хозяйства.
Список литературы
северо
кавказский федеральный округ социальное экономическое
1. Гасанов М. Некоторые выводы из
экономической ситуации в Дагестане//Экономист.-2000.-№3
2. Коков. В. Политика стабилизации и
экономического роста//Экономист.-1999.-№7
3.