Философия Индии и Китая. Учение о бытии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Философия»
по теме: «Философия Индии и Китая. Учение о бытии»
1. Философия
Индии и Китая
Философия возникла примерно в одно и то же время (VIII-VII вв. до н. э.)
в трех культурных центрах - Древнем
Китае, Древней Индии и Древней Греции. Эта историческая одновременность,
однако, не исключает значительных расхождений в их видении мира и места человека
в нем. Древнекитайская культура развивалась под знаком нерасторжимого единства
философии, морали и политики, философии и житейской мудрости. Для
древнеиндийской культуры была характерна органическая сращенность философии с
религией. Древнегреческая же культура поощряла и развивала непосредственную
связь философии с научным знанием, его критериями, нормами, идеалами. Вот эта
ориентация на научное, так или иначе проверяемое знание, демократизм
общественной (полисной) жизни, и были, видимо, теми обстоятельствами, которые
обусловили появление первых классических форм философствования в данном,
древнегреческом, центре мировой истории. Именно в Древней Греции впервые
произошло выделение философии в особую, предметно самостоятельную сферу
духовно-культурной деятельности человека.
В философии можно выделить антитезу созерцательно-духовного Востока и
инструментально-рационалистического Запада. Центробежность западно-восточного
спора о философии не может отменить ее проблемно-концептуальное единство. На
первый взгляд Восток и Запад слишком несхожи не только в решении поднимаемых
вопросов, но даже в их постановке. Тем не менее, одно обобщение, не боясь
погрешить против истины, можно все-таки предложить: философские истины носят в
целом интернациональный характер и по мере исторического прогресса
человеческого общества становятся все более таковыми.
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ,
доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены
друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во
взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо.
Определяющая черта ее характера -
переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно
философских идей. Религия занимала здесь особое место. Так же, как и
древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой
связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды
изобретенным правилам и схемам.
Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное
единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего
существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к
идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в
законе Кармы. Карма - это суммарный,
итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих
перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях
(круговороте рождений и смертей).
Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того,
принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение к
Ведам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим.
Веды - древнейший памятник
индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. «Веда»
буквально означает «знание». Возникновение Вед относится к концу 2-го - 1-й
половине 1-го тысячелетия до н. э. Веды -
это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического и
космологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы
(описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений),
Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул). Каждая веда в свою очередь
делится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения),
брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки
(аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованное
лесным отшельникам) и упанишады (заключительные философские трактаты,
раскрывающие сущность мироздания).
Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватере ведической
традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всего их шесть:
ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно к
неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в их
теоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Веды
непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это, прежде
всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т.е. редукцией к так
называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной,
построения идеального общества, упорядочения отношений между «верхами» и «низами»
и т.п. были в ней доминирующими. Знание оценивалось и отбиралось в соответствии
с задачами нравственного совершенствования человека. Высшее знание - знание о добродетелях и правилах поведения
великих людей.
Еще один элемент рассматриваемой специфики -
оторванность философских исканий от конкретных научных знаний,
естественнонаучных наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных данных.
В этой оторванности определенно просматривается пренебрежительное отношение к
естественнонаучным наблюдениям и прикладным знаниям как к чему-то явно низкому
и недостойному человека, человека-мудреца. Противостояние философии и
естествознания лишала древнекитайскую культуру возможности выработать цельное и
всестороннее мировоззрение. Для самой философии недооценка естествознания
обернулась недостаточной развитостью натурфилософских, в частности
космогонических идей и представлений. Этот проблемный блок довольно скуден и,
по сути, мифологичен.
К специфике древнекитайской философии следует отнести и ее сущностную
обращенность к прошлому, в прошлое. Ярким выражением этой обращенности был
культ предков, состоявший в признании влияния умерших, их духов, на жизнь и
судьбы потомков.
Для китайской древней философии характерна также тесная связь с
мифологией, мифами.
Расцвет древнекитайской философии приходится на VI-III вв. до н. э., которые
по праву называют золотым веком китайской философии. Здесь целое созвездие
имен: Лаоцзы, Кунцзы (Конфуций), Моцзы, Чжуанцзы, Мэнцзы, Сюньцзы, Шан Ян и
Хань Фэйцзы.
2. Учение о бытии
История философских учений о бытии, объединенных понятием «онтология»,
представляет этнически разноцветное и довольно разветвленное по содержанию и по
форме явление, сочетающее в себе к тому же и материальное, и идеалистическое
направление мысли.
Впервые термин бытие ввел античный философ Парменид. Как же характеризует
бытие сам Парменид? Бытие - это то, что
имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Парменидом был сделан
важный шаг в процессе становления философии. До него предметом изучения в античной
философии и науке были сущие вещи, но не сущее как таковое. Проблема
заключалась в самообосновании философии. Может ли мысль независимо от опыта
открыть объективную истину?
Сущее есть, не-сущего - нет.
Бытие есть, небытия - нет. Нужно было
найти точку пересечения двух непересекающихся рядов - ряда вещей и ряда мысли, совпадение мышления и бытия. Пифагор
такой точкой считал число, Гераклит -
слово (логос), у Парменида - бытие.
В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании
окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи,
процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется.
Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших исследований мира.
Понятие бытие однопорядково с такими понятиями, как действительность, реальность,
существование. Мир и бытие в некоторых аспектах могут рассматриваться как
синонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира,
утверждающая целостность его через его существование.
Понятие бытия не фиксирует все конкретные различия вещей, предметов и
процессов, а отображает их существование в целостности.
Бытие предстает как многоуровневый процесс, не сводимый к предметно-вещественному
миру. Многоуровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм и
несводимость одной к другим. Каждая форма бытия должна быть понята как
исторически развивающаяся и изменяющаяся.
Существует несколько классификаций форм бытия. Основания для
классификации различны. По способу существования бытие разделяется на мир
физических состояний, или материальный природный мир, и внутренний мир
человека. В современной литературе анализируются четыре основные формы бытия.
Первая форма бытия охватывает собой естественную природу и очеловеченную
природу. Вторая форма характеризует бытие человека. В очеловеченной природе,
или искусственной природе, проявляется созидательная мощь и негативность
человеческой деятельности. Естественная природа -
это бесконечное непреходящее бытие, где существование человека, человеческой
цивилизации и даже человечества является преходящим моментом. Вторая,
очеловеченная природа, связана с пространством и временем человеческого
существования. В ней законы природы причудливо, а иногда и конфликтно
переплетаются с преобразующими действиями людей. Между ними возникают не только
отношения гармонии, но и противостояния и конфликта.
Третья форма - бытие духовное,
которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное.
Совместная деятельность индивидов в социуме с необходимостью порождает
объективированное, или интерсубъективное духовное, т.е. такие духовные образования,
которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием
всего общества. Одним из примеров объективно духовного может являться
человеческий язык.
Последняя форма - бытие
социальное, которое включает в себя и бытие отдельного человека в природе и
истории, и бытие общества. Итак, природа, человек, духовность и социальность - основные формы бытия. Формы бытия
взаимосвязаны и находятся в процессе взаимодействия.
«Бытие» как исходная интегральная характеристика мира - абстрактное понятие, оно становится
содержательным только в контексте других категорий философии. В философском
учении о бытии философы сталкиваются с рядом кардинальных проблем, решения
которых и определяют различия в философских воззрениях. К таким проблемам
относятся такие вопросы, как: обладает ли мир в своем существовании единством и
что является основой этого единства? Обладает ли мир в целом и в своих
отдельных фрагментах системной организацией, или он существует как простой
конгломерат различных элементов? Является ли мир в своем существе неизменным,
или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и
изменении, подчиняется ли он каким-либо законам, или он изменяется и
развивается совершенно произвольным образом?
В зависимости от решения этих вопросов философские концепции и картины
мира подразделяются на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизм
и индетерминизм, религиозные, научные и философские картины мира.
Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками
бытия, другие - субъективными
понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы,
которые, признавая объективность пространства, наделяли субъективным статусом
категорию времени и наоборот.
В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства
и времени к материи. Субстанциальная концепция характеризовала пространство и
время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо
от нее.
Сторонники реляционной концепции понимали пространство и время не как
самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых
взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий
пространство и время считались несуществующими.
Необходимо также отметить, что реляционная и субстанциональная концепции
не отрицают объективность пространства и времени. Субъективно-идеалистическая
философия трактует пространство и время как расположение впечатлений.
Пространство и время представляют собой формы, которые выражают
определенные способы координации материальных объектов и их состояний.
Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и
именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства.
Развитие является основным предметом изучения диалектики. Диалектика как
учение о развитии имеет длительную историю развития.
Пройдя
длительную историю своего возникновения в качестве научного и собственно
философского познания, диалектика стала не только методом и теорией, но и
своего рода онтологическим явлением уже не только на уровне объективной
реальности как «объективная диалектика мира». Она стала способом бытия мысли,
формой бытия постоянно развивающейся способности к мышлению. Диалектика
обобщала даже противоположные суждения, стремясь раскрыть формулу внутреннего
единства противоположных интересов.
По Сократу - именно в споре
рождалась истина, а диалог был верным средством ее поиска. Вспомним и правило
«золотой середины». Диалектически организованной выглядит принципиальная и
категориальная оппозиция идеализма и материализма, которая сформировалась
одновременно с их возникновением.
Существуют следующие законы диалектической взаимосвязи:
1) единичного и общего;
2) причины и следствия;
3) прерывного и непрерывного;
5) многого и единого;
6) содержания и формы;
7) цели и средств;
8) сущности и явления;
9) конечного и бесконечного;
10) возможности и действительности;
11) необходимости и случайности;
12) части и целого;
13) системы и элемента;
14) структуры и функции.
Существуют следующие законы развития.
Закон диалектического синтеза. Формулировка данного закона следующая: в
процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом
двойного отрицания - синтеза, является
синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе
характерные черты, структуру исходной ступени развития.
Закон перехода количества в качество. Данный закон выражает такую
взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные
изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество
порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Закон диалектической противоречивости. Данный закон иногда называют
несколько иначе - «закон единства и
борьбы противоречивости». Противоречие неотрывно от развития, движения, как и
развитие - от противоречия.
Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса
развития.
Единство и борьба противоположностей являются источником и главной
движущей силой развития.
Детерминизм - это учение о
всеобщей обусловленности объективных явлений. Исходной категорией детерминизма
является понятие связи и взаимодействия. Существование всеобщей универсальной
взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа
детерминизма. Принцип детерминизма в качестве своего обязательного компонента
включает принцип причинности и положение о многообразии типов детерминации, а
также о существовании непричинных отношений детерминации. Индетерминизм либо
отрицает принцип причинности, либо отрицает объективный характер отношений
детерминации.
В полном объеме сущность концепции детерминизма раскрывается с помощью
таких категорий, как причина и следствие, закон и закономерность, необходимость
и случайность, возможность и действительность и др.
Список использованной литературы
1. Голубинцев,
В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./
Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004.
2. Западная
философия ХХ века. М.: Интерпракс, 2004.
4. Пассмор
Д. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
5. Философский
словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 2006.