Искусство в гимнастике
Донецкий
государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта
Реферат на тему:
"Искусство
в гимнастике"
Подготовила:
Студентка 15 группы
Саросика Яна
2007 г
План
1. Немного о самом зрелищном виде
спорта
2. Элементы танца в гимнастике
3. Прикладная гимнастика
4. Художественная гимнастика
5. Грация и гимнастика
6. Креативность и творческое мышление
в гимнастике
1. Немного о самом
зрелищном виде спорта
Пожалуй, одним из самых
зрелищных видов спорта по праву считается художественная гимнастика. Несмотря
на то, что это - исключительно женский вид спорта, у него не меньше
поклонников, чем у любого другого вида спорта. В процессе занятий формируются
жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные),
приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.
Художественная гимнастика,
вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из различных
пластичных и динамичных гимнастических и танцевальных упражнений с т. н.
предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Современная
программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и
три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с
предметом. Победители определяются в многоборье, в отдельных и групповом
упражнениях. Выступления спортсменок оцениваются по 10-балльной системе.
Художественная гимнастика
учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте
тела, воспитывает вкус, музыкальность.
2. Элементы танца в
гимнастике
Важное место в
художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка.
Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма,
согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор
занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству
своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений,
танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности,
совершенствованию двигательных качеств.
Основная художественная
гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического
развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки
занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с
предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и
высших учебных заведениях.
3. Прикладная гимнастика
Прикладная художественная
гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в
спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а
также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства - элементы танцев,
упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, повороты и др. Большой
популярностью в нашей стране и за рубежом пользуется художественная гимнастика
со спортивной направленностью.
Основными ее средствами
являются:
упражнения без предмета
(равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
упражнения с предметами
(обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
элементы классического
танца;
элементы народных танцев;
элементы историко-бытовых
и современных танцев;
акробатические
упражнения;
ритмика (упражнения на
согласованность движений с музыкой);
элементы пантомимы;
элементы основной
гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
упражнения из других
видов спорта.
Упражнения
классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке,
включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически
согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые
элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах,
допускаемых правилами соревнований. Таким образом, предметом изучения в
художественной гимнастике является искусство выразительного движения.
4. Художественная
гимнастика
Упражнения художественной
гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия
гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени
ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в
отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому
одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике
связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.
Из качеств, играющих
большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее
проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных
суставах). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и
совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности,
артистичности.
Качество исполнения
упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость
формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий,
устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты
реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности,
настойчивости.
Одна из существенных
особенностей художественной гимнастики - значение композиционного решения
произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию технических и
функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест
в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу,
победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции
произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве).
5. Грация и гимнастика
Значительный вклад в
научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и
педагог Жорж Демени (1850 - 1917 гг.). Он доказал целесообразность применения
динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц,
танцевальных шагов, упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.),
способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться
плавно и грациозно.
Большая заслуга в
разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит другому,
французскому педагогу - Франсуа Дельсарту (1811-1871 гг.). Изучая драматическое
искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается
определенными движениями тела, а следовательно, путем воспроизведения движений
можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом
"Грамматика художественного жеста" стала применяться в физическом
воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений,
исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные
Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры
Дункан (1878-1927 гг.). Ее танцы, импровизации, построенные на движениях
свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.
6. Креативность и
творческое мышление в гимнастике
Если вы решили заняться
художественной гимнастикой, то Вы, безусловно, человек смелый. Потому что
теперь Вам предстоит много и упорно работать. Во-первых, начните с удачного
выбора спортивной студии, где собираетесь заниматься. Во-вторых, не спешите
выбирать тренера - хороший тренер выберет Вас сам, и это не шутка, потому что
настоящий профессионал сразу же видит будущую звезду, а если Вы таковой не
являетесь, то даже не стоит и начинать.
Вообще-то, самый
оптимальный вариант - заниматься художественной гимнастикой и еще каким-нибудь
другим видом спорта, скажем, одним из видов танцев. Это позволит Вам кроме отличной
физической формы, которую приносит художественная гимнастика, обрести еще и
музыкальность, ритмичность, экспрессивность. Хотя такое совмещение далеко не
каждому под силу, оно все равно остается одним из важнейших условий достижения
успеха.
И еще одно. Очень важно
развивать в себе креативность и творческое мышление. Впоследствии это поможет
Вам и Вашему тренеру создавать неординарные и оригинальные номера, то есть
нечто абсолютно новое, что бесспорно, будет иметь успех.
Список литературы
1. "Грация в спорте" Д. Н. Давиденко. Издательство:
Санкт-Петербургского государственного университета, 2001
2. "Немного о художественной гимнастике" Николаев
Ю. М
3. Интернет