История развития туризма в России: основные этапы
Федеральное Агентство по образованию
и науки РФ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«История туризма и курортография»
по теме: «История развития туризма в России:
основные этапы»
Содержание:
Введение
1.Значение туризма. История развития
2. История развития туризма в России
2.1 О истории путешествий и туризма в России
2.2 Основные этапы развития туризма в России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Значение
и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения
запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами
переоценить невозможно.
Первую в
мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако,
понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо
организованное движение.
Индустрия
туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Индустрия туризма
входит в число трех крупнейших экспорт-отраслей, уступая лишь нефтедобывающей и
автомобилестроительной отраслям промышленности.
Развитие
индустрии туризма представляет обширный рынок рабочих мест. В настоящее время
каждый пятнадцатый человек на планете трудится в сфере гостиничного и
туристского бизнеса.
Выделяются
в основном следующие периоды: 1. Туризм до конца XVIII века – предыстория
туризма. а) туризм в древности; б) туризм во времена средневековья и
Возрождения; в) туризм в XVII и XVIII вв. 2. Туризм начала XIX – начала XX вв.
– элитарный туризм; зарождение специализированный предприятий по производству
туристских услуг. 3. Туризм начала XX вв. – до второй мировой войны – начало
становления социального туризма 4. Туризм после второй мировой войны –
современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как
межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
1.Значение
туризма. История развития
Значение
и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения
запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами
переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике
большинства стран. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600
млн,по прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) к 2010 г. достигнет 937 млн. При этом следует учитывать, что все население планеты составляет 6 млрд
человек.
Такое
понятие, как «туризм», имеет древние корни и свою историю. Подходы к описанию
истории туризма неоднозначны. Так, Дж. Уокер в книге «Введение в
гостеприимство» выделяет «пять эпох туризма»: прединдустриальный период (до 1840 г.); век железных дорог; век автомобиля; век реактивных авиалайнеров; век круизов на морских
лайнерах. Таким образом, он связывает эволюцию отношений в сфере туризма прежде
всего с развитием средств транспорта. Близкую точку зрения относительно истории
туризма высказывает польский исследователь И. Енджейчик, приводя систематику,
согласно которой в туристическом движении выделяют следующие фазы :
1.
раннеисторическая
фаза — до 1850 г.;
2.
начальная
фаза — с 1850 по 1914 г.;
3.
фаза
развития — с 1914 по 1945 г.;
4.
фаза
массового туризма — после 1945 г.
На мой
взгляд, все подходы к истории туризма нельзя принимать за абсолютную истину.
Туризм — многоплановое явление и в разные исторические периоды формировался под
действием определенной группы факторов. Так, если в Средние века важными
составляющими туризма являлись духовные факторы — религиозность, стремление к
образованию, что стимулировало паломничество, появление «ходоков за знаниями»,
то в настоящее время действуют другие факторы, в частности, социально
экономические (рост уровня благосостояния, наличие свободного времени), демографические
(рост средней продолжительности жизни, урбанизация).
Таким
образом, история туризма — это длительный многоплановый процесс, который был
невозможен, с одной стороны, без формирования базовых элементов этой отрасли, с
другой — без действия определенной группы социально-экономических факторов на
каждом этапе исторического развития.
К числу
базовых элементов развития туризма следует отнести: великие географические открытия,
экспедиции, давшие представления о современных туристических ресурсах эволюцию
средств размещения;эволюцию средств транспорта.
Социально-экономические
факторы, стимулирующие развитие туризма, на каждом историческом этапе были
индивидуальны. В Древние века путешествия были уделом аристократии, которая
совершала поездки с лечебными, спортивными, образовав тельными целями. В эпоху
Средневековья мощным фактором стимулирующим путешествия, была религия.
Паломничество и путешествия за знаниями стали важной чертой этой эпохи. Великие
географические открытия, буржуазно-демократическая революция и промышленная
революция подготовили почву для развития туризма в новое время. Эру
современного туризма отсчитывают с 1841 г., когда легендарный Томас Кук, организовал массовую поездку «с целью прогулки», в которой приняло участие 600
человек.
Туризм,
возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно
утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. В его развитии
прослеживаются три этапа: образование предпосылок для организованных групповых
(коллективных) походов и путешествий; утверждение походов как средства
воспитания; становление и последующее развитие туризма как общественно-социального
явления, успешно содействующего комплексному решению воспитательных,
образовательных, оздоровительных и спортивных задач.
Возникновение
предпосылок для организованных походов и путешествий связано, по-видимому, с
ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были
вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать
длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже
специальных разведчиков новых мест обитания.
В более
поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и
скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль.
В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях для
изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей
отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических
представлений о Земле.
Вероятно,
сказанное и послужило первоначальными объективным предпосылками для
возникновения и последующего развития организованных походов и путешествий, удовлетворявших
потребностям общественного труда и производственных отношений людей.
2. История
развития туризма в России
2.1 О
истории путешествий и туризма в России
Возникновение
туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и
средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с
периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри
некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики
России.
Географическое
положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между
Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные
связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства
эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии
представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись
торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах.
Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.
Огромное
значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял
людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал:
”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил
не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других
ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма.
Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса,
“Марциальные воды”. В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни
светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было
престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для
того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор,
освоить язык.
До
середины XIX века в
Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали
торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и
религиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности.
Туризм и
гостиничная база превратились в «индустрию услуг», которая в сочетании с
«индустрией развлечений» стала источником крупных доходов, получения прибыли.
Современная «индустрия гостеприимства» включает в себя отели, рестораны, бары,
курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.
На Руси
постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII—XIII вв. В
них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы — «ямы», как их
называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.
В связи
с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII —XIX
вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц.
Туризм в
19 в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после
отмены крепостного права в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной
массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно
безграмотными. В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями
были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М.
Пржевальский и другие.
В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они
принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями. Великая
Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма нового
типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового
социального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных,
образовательных и оздоровительных задач.
В 1921
году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное
строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др.Под
дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома
богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры.
Туризм вводится в спортивную классификацию, присваиваются спортивные разряды и
звания. Он становится самостоятельным и полноправным видом спорта. В этот
период в словарях и энциклопедиях напишут: туризм - вид спорта - групповые
походы...
Постепенно
улучшается и методическая обеспеченность туризма. Можно сделать вывод, что к
началу 40-х годов в советском физкультурном движении произошло окончательное
становление и утверждение туризма как массового, доступного средства
физического воспитания людей. Его развитие вполне соответствовало
государственным требованиям того времени.
К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный
ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.
В
послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции
и строительству новых гостиниц. Встала задача по восстановлению подорванного
войной здоровья народа, туристские мероприятия осуществлялись в большей степени
в оздоровительных целях. Возрастала роль туризма в проведении
общественно-политических мероприятий.
Уже I к 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах. Дальнейший рост
материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие
факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности,
науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это
создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями,
увеличения числа командированных и отпускников.
Многие
граждане иностранных государств считали за честь быть представленными к
российскому императорскому двору, побывать в Санкт-Петербурге, открывавшем для
них гораздо более заманчивые перспективы, чем на родине. В Россию ехали сотни и
тысячи будущих экономок и гувернанток, учителей французского или немецкого
языка, фехтования и этикета, трудоустраивавшихся в дальнейшем в особняках столицы
или . провинциальных поместьях.
Открытие
и научное признание лечебных свойств уникальных вод района Кавказских
Минеральных Вод дало толчок развитию лечебно-оздоровительного туризма в
Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. Ранее неспокойный и воинственный
регион превращается в место отдыха аристократии с ажурными крытыми питьевыми
галереями, ваннами, банями и предшественниками современных санаторно-курортных
комплексов. На водах, развлекая лечащуюся публику, выступают знаменитые певцы,
актеры, театральные деятели, устраиваются выставки и вернисажи.
К
сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране
произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги.
Бурное
развитие гостиничного хозяйства продолжалось в XX в. Этому способствовало
резкое качественное и количественное увеличение автомобильного, авиационного и железнодорожного
транспорта, оживление торговых, культурных, научно-технических и спортивных
контактов между государствами.
2.2 Основные
этапы развития туризма в России
Для
начала следует сказать, что в истории развития туризма нет плавного течения.
Отличительными
чертами первого этапа развития туризма в России являлись: а) примитивизм
средств передвижения; б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство
достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного
кругозора, лечение, паломничество; в) элитарность путешествия. Важнейшую роль в
развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитие
туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся
экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько
популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах. Дальнейшее развитие
туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский
альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество
велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно
развивших туристический бизнес в России. Третий этап – начало становления
массового туризма. Международная и внутриполитическая обстановка в этот период
(1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России
– февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное
влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет
массового туризма в России. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ XIX-XX вв. Этапы
развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления,
развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:
Просветительский
(до
1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий,
походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора
научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном
крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению
социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали
революционно-демократические слои и интеллигенция России.
Организационно-централизованный
–
начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием
идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики
идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и
экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более
откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и
идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном
образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые
использовались как важные рычаги социалистического строительства. С
возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация
туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более
монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро,
экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так
формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база
социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в
туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности
удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких
цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных
нормативов, что и составило суть следующего этапа.
Административно-нормативный (1969-1990 гг.) –
характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время
еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии
туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма
административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным
итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам
туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования
новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной
подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной
невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского
обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость
широкого использования экономических методов.
Переходный
(с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях
экономических реформ: а) изменение структуры рекреационных потребностей и
начало сегментации туристского рынка; б) переход от монопольного к
многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних
туристских предприятий; в) переход к использованию природных ресурсов и
культурного наследия на основе экономических отношений; г) переход от
административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому
стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Одновременно
резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях
цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически
исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали
приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых,
но потребности остались.
Заключение
История
туризма – временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне
однородных этапов в его развитии. Возникновение туризма на обширной территории
нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития
туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового
туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные
подэтапы с учетом специфики развития экономики России.
В
экономике современной России туризм также занимает важное место. Туризм
предоставляет представляет собой рабочие места, отдых и интересное
времяпрепровождение, лечение и оздоровление. Все больше и больше людей разного
возраста и социального положения ездят в путешествия, на курорты, совмещая и
отдых и оздоровление. Наша страна обладает огромными туристическими ресурсами ,
богатой природой- горы, леса, моря, но не достаточно развита
материально-техническая база. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой
программы «Развитие туризма в Российской Федерации» является становление в
России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского
комплекса.
Реализация
Программы предполагает: создание нормативно-правовой базы, формирование
современного отечественного туристского рынка, углубление специализации и
кооперации в стране туристских предприятий, обеспечение условий для развития
различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграцию России в систему
мирового туристского рынка, развитие международного сотрудничества в области
туризма, а также решение целого комплекса задач в области подготовки кадров для
отрасли.
Список
используемой литературы:
1. Каурова А.Д. Организация сферы
туризма:Учебное пособие.-Изд. 2-е, перераб и дополн.-СПб.: «Издательский дом
Герда», 2006.
2. С.С. Алексеев, Р.Б. Рубель.
Размышления о туризме. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1974
3. Туризм и гостиничное хозяйство:
Учебное пособие. 3-е изд-е, исправ. и дополн.- М:ИКЦ
«МарТ»;Ростов-н/Д:Издательский центр «МарТ», 2007
4. М.Ю. Чеботарь Туристический бизнес. «Мир деловой книги», Москва
5. Ушаков Д.С. Технология въездного
туризма. М.:ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2006.
6. Туризм и спортивное
ориентирование. М.: Физкультура и спорт, 1987.
7. В.Ю. Воскресенский Международный
туризм: пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Социально-культурный сервис и туризм»М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
8. Ляпина И.Ю. Организация и
технология гостиничного обслуживания: Учебник для проф. образования.- 2-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
9. Г.А. Карпова, А.Т. Быков, М.Г.
Воронцова, М.В. Натаров, В.И. Никифоров, Г.В. Яковенко, А.В. Воловода, О.В.
Рохмалева «Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление».
10. http://www.svastour.ru/tour-info.htm