ТУРАГЕНТЫ.
РОЛЬ ТУРАГЕНТОВ НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ.
Туристическая деятельность в России сегодня регулируется
Федеральным законом от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристической
деятельности в Российской Федерации». Причем, впервые туристическую деятельность
регулирует правовой документ, обладающий второй после Гражданского кодекса РФ
(ГК РФ) юридической силой и являющийся стержнем правовой системы такой сферы
деятельности, как туризм. На туризм в полной мере оказывают регулирующее
воздействие нормы различных отраслей права: таможенного, страхового,
административного, экологического, о защите прав потребителей и др., но особое
место отводится гражданскому праву. Так, в ГК РФ прведены основные определения,
напрямую связанные с туристической деятельностью, а именно, статья 2 части 1
ГК РФ звучит так:
Гражданское законодательство регулирует отношения между
лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием,
исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от
пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг
лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Правила, установленные гражданским законодательством,
применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и
иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Специфика этой сферы бизнеса - формы собственности на
туристическом рынке представлены во всем многообразии. Работают, как частные
предприниматели, так и юридические лица, в том числе некоммерческие
организации.
статьей 128 ГК РФ к одному из объектов гражданских прав
отнесены работы и услуги, следовательно, туристический бизнес как деятельность
по оказанию услуг попадает под действие этой статьи.
Туристическая деятельность предусматривает заключение
договора возмездного оказания услуг, с одной стороны, и непосредственно связана
с договором комиссии, с другой стороны, так как перепродаются услуги сторонних
организаций.
Туризм и путешествия являются неотъемлемой частью
индустрии гостеприимства. Путешествия – основная часть туризма. Время,
расстояния, места проживания, цели и продолжительность пребывания – все это
отличительные элементы туризма. В целом туризм - многоцелевой феномен,
одновременно сочетающий в себе элементы приключений, романтику дальних
странствий, некоторую тайну, посещение экзотических мест и земные заботы
предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности
имущества граждан.
Туристская деятельность делится на туроператорскую;
турагентскую; клубный отдых.
Турагенты
Турагентство – достаточно
распространенный вид бизнеса в туризме. Конкуренция подталкивает туристические
фирмы к поиску своей ниши в турбизнесе, заставляет приспособления к спросу с
учетом различий между отдельными группами потребителей. Значительная часть фирм
действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.
ü Основные задачи турагентства:
полное и широкое
освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам,
туристическим центрам и т.д. продвижение этой информации с помощью рекламы;
организация продажи туристического продукта в соответствии с современными
методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического
бизнеса.
ü Туристические агентства могут иметь
разнообразные формы:
чисто туристические
агентства по продаже туров, сформированных туроператорами на условиях
комиссионного вознаграждения;
транспортно-туристические
агентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для создания
совместных предприятий с транспортными организациями: авиационно-транзитными
предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с
перевозчиками также являются агентские соглашения на реализациию транспортных
билетов.
С точки зрения
специфики деятельности турагентства могут быть многопрофильными (наиболее
распространены), то есть осуществляющими комплексное обслуживание любых
клиентов, включая отпускников, командированных и пр. и специализированными,
наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства,
организующие деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессное
обслуживание, а также специализирующиеся в организации отдыха.
ü Налогообложение прибыли у турагентов:
Если турагент
продает путевки по посредническим договорам, то момент реализации путевок в
зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов определяется так:
- при использовании
метода начисления – это дата утверждения отчета;
- при использовании
кассового метода – это дата получения от покупателей оплаты за проданные
путевки.
- Предварительная
оплата туров также считается выручкой.
РОЛЬ ТУРАГЕНТОВ
НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ.
Составлением и
продажей туров занимаются туристко-экскурсионные организации.
На практике они
могут носить любое название - от туристического бюро до ассоциации туристов и
путешественников. Однако с точки зрения вида предпринимательства их можно
подразделить на туристические агентства и туристических операторов.
Что означают эти
термины, в чем их основные различия и особенности?
Туристический
продукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей на
отдыхе и в путешествиях: транспортных фирм и компаний, гостиниц, ресторанов,
кафе, экскурсионных фирм, музеев и выставочных залов, парков аттракционов,
азартных мероприятйя и заведений, спортивных и курортных организаций.
Комплектацией
туристического продукта в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов,
то есть формированием набора услуг под названием «тур», занимаются
турооператоры.
Турагент реализует
туристический продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туров) или свободного
набора услуг (заказных туров).
Туроператор
комплектует туры и формирует комплекс услуг для туристов, разрабатывает
туристические маршруты, насыщает их услугами путем взаимодействия с
поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг,
готовит рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены
туров, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.
Турагент –
организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроперетором туров
потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места
проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте
пункта размещения обратно.
Главной рыночной
ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с
клиентами-туристами. Это специфический вид туристического бизнеса. Здесь важен
правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях
туристического рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и
управления.
Основные функции
туристических организаций: комплектующая; сервисная; гарантийная.
Комплектующая
функция – это комплектация тура из отдельных услуг - для рецептивного
туроператора; комплектация комбинированных туров из туров рецептивных - для
инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и
некоторыми другими видами услуг – для турагентств.
Сервисная функция –
это обслуживание туристов на маршрутах и в офисе при продаже пакетов туров.
Гарантийная функция
- это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристическим
услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне. Согласно
действующему международному и российскому законодательству за качество
предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та
организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от
того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).
Обычно туроператор
– это более крупная, чем турагент, компания. Она имеет головной офис и
несколько филиалов – агентскую сеть. Независимо от собственной агентской сети,
туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на
продажу своих туров.
Турагенты и
тураператоры могут иметь разнообразные формы собственности: частную,
государственную, акционерное общество, однако суть предпринимательской
деятельности и рыночные функции от этого не меняются.
Главной рыночной
задачей, как турагента, так и туроператора, остается обеспечение устойчивого
положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли.
Основные различия
между турагентами и туроператорами:
Туроператор имеет
некоторый туристический продукт, и его прибыль формируется из разницы между
ценой покупки и ценой продажи. Туроператор может приобретать отдельные услуги,
из которых затем формирует комплексный туристический продукт со своим механизмом
ценообразования. В это время турагент действует как розничный продавец, и его
прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического продукта.
Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты,
номера в гостиницах и т.д.) по реальным ценам туроператоров или производителей
услуг;
по принадлежности
туристического продукта.
Туроператор всегда
имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает
определенный продукт (услугу), только когда клиент проявляет покупательский
интерес.
В повседневной
практике бывает трудно определить различие между туроператорами и турагентами.
Чаще всего обе эти функции выполняет одно предприятие. Законом РФ «О
туристической деятельности» это не запрещено, и на практике фирма может сама
разрабатывать маршруты как туроператор и продавать их туристам и другим
агентам, одновременно как турангент, приобретая туры у других фирм для своих
клиентов.