Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,03 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике

яяяяяКазанский Государственный Технологический Университет 

им. Кирова

 

Факультет: Институт  Управления  Экономики Социальных  Технологий

Кафедра: экономики

 

 

 

Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка 1 курса

 группы 3151-84 Казакова Резеда

Работу приняла: Ассистент кафедры

экономики Данилова Е. Ю.

 

 

 

 

 

Казань 2006

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. Введение …………………………………………………………..3

 

 

2. Глава I: Виды объединений и их особенности ………………5

3. Глава II:

4. Глава III:

5. Заключение     

6. Список использованной литературы ……………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в организации и методах функционирования пред­приятий как субъектов хозяйствования обусловлены процессами приватизации собственности и сдвигами в системе управления, в результате которых хозяйственное управление отделилось от управ­ления административного, а контроль над выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятии. В переходный период с осуществлением регулирования государственного сектора, отходом от директивных методов руко­водства и упразднением, существовавших ранее иерархических структур, возрастает роль ассоциативных форм деятельности и ин­тегрированных структур управления предприятиями на основе ры­ночных принципов ведения хозяйства. Утверждаются новые формы интеграции хозяйствующих субъектов: 1) путем вхождения предприятии в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемые заново; 2) на основе формирования горизонтальных ассоциативных обра­зований.

Формирование и усиление корпоративных структур — одна из важнейших тенденций развития экономики. Именно крупные структуры составляют своего рода каркас индустриально развитых стран и мирового хозяйства в целом, повышают уровень макроэко­номического регулирования производства, стабильность экономи­ческого сотрудничества (в том числе международного), выступают в качестве партнеров государства в выработке и реализации страте­гической линии в процессе модернизации экономики. Промышленные группы являются эффективной формой консолидации материальных ресурсов и производственного капитала разных компаний.   Эти общемировые тенденции начинают проявляться и в России.   

Тенденция к созданию крупных структур корпоративного типа  , активно пробивала себе дорогу и в условиях централизованной пла­новой системы управления. Это и эксперимент по созданию сов­нархозов, когда многие отраслевые министерства упразднялись и вводилась комплексная организация управления взаимосвязанными производствами на территориальной основе, и возврат к отрас­левому принципу, однако с созданием при этом государственных комитетов межотраслевого значения, и, наконец, крупномасштаб­ная практика образования производственных, торгово-производ­ственных объединений, агропромышленных и территориально-производственных комплексов. Нельзя не упомянуть и о государ­ственных производственных объединениях, создававшихся уже в период перестройки. Даже при резком спаде производства крупные предприятия (с численностью промышленно-производственного персонала более 500 человек) обеспечивали подавляющую часть всего объема выпуска продукции в стране,

Все эти формы интеграции предприятий, позволявшие формаль­но организовывать совместную производственно-хозяйственную де­ятельность, оказались заблокированными тем, что в условиях господ­ства государственной собственности и предельной централизации управления невозможно было обеспечить реальное слияние финан­сового и промышленного капитала, их органическую взаимозависи­мость, использование рыночных механизмов конкуренции, ценово­го регулирования. Не разрушение, а трансформация этих форм интеграции в рыночные структуры могла дать реальный шанс появ­лению холдингов, консорциумов, хозяйственных объединений современных корпораций ассоциативного типа.

Помимо общемировых тенденций корпоративного развития в России действуют специфические факторы, диктующие необходи­мость коренного поворота к формированию корпоративного звена. Поиск новых форм кооперации и актуальность интеграционных процессов обусловлены обвальным падением спроса и объемов производства, нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государственных заказов и неопределенности перспектив. К числу специфических российских факторов, побуждающих предприятия к объединению в крупные структуры, можно отнести и такой,      как рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого     государственного управления и изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономической реформы. Восстановление, разрушенных производственно-технологических связей и структурная перестройка производства невозможны без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки  и привлечение крупных финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды объединений и их особенности

ХОЛДИНГ

Холдинг (холдинговая, или держательская, компания) представля­ет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является специфическим управлен­ческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка. По характеру дея­тельности холдинги подразделяются на: чистые и смешанные, или оперативные. Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отно­шению к дочерним обществам, а смешанные, помимо названных, могут выполнять и разнообразные функции, связанные с предпри­нимательством в промышленной, торговой, транспортной и других сферах.

В настоящее время существуют как минимум три типа холдин­говых структур: 1) интегрированные промышленные компании; 2) конгломераты; 3) банковские холдинги. Их особенностью явля­ется то, что в них участвует государственный капитал. В отраслях, являющихся естественными монополистами, такой контроль себя оправдывает. Государство практически во всех индустриально развитых странах регулирует либо назначает тарифы на электроэнергию. Кроме того, оно принимает решения о национализации или приватизации, разукрупнении или слиянии естественных монопо­лий. Поэтому акционерный контроль над этими отраслями объек­тивно обусловлен. Однако методы государственного регулирования таких институтов рынка, как естественные монополии, не следует распространять на отрасли, которые должны развиваться по рыноч­ным законам.

Холдинг может быть создан либо в результате вычленения опре­деленной организационной структуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ, при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих обществ. В современных условиях крупные компании (в основном конгло­мератного типа) могут создавать и так называемые промежуточные холдинги — отдельные общества или подразделения в структуре компании, выполняющие строго определенные задачи (например, патентный и лицензионный холдинг, холдинг по оказанию услуг, инвестиционный холдинг и т. д.). Цель создания промежуточных  холдингов, или субхолдингов, состоит в сосредоточении всех видов ресурсов, интеллектуального потенциала на конкретных участках работ, что позволяет с максимальным эффектом использовать вы­деленные группы факторов в интересах компании. Данная тенден­ция особенно характерна для современных наукоемких произ­водств.

Функционирование холдинговых систем на рынке имеет ряд преимуществ перед отдельно взятыми компаниями: возможность

создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя, эконо­мия на торговых, маркетинговых и прочих услугах, использование преимуществ диверсификации производства, единая налоговая и кредитно-финансовая политика, возможность варьирования фи­нансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках холдинговой системы. Кроме того, каждое предприятие, войдя в холдинговую систему и получив акции холдинга в обмен на переданную ему долю своих акций, становится экономически заинтересованным в эффек­тивной деятельности всех субъектов холдинга.

Холдинговые компании могут объединять под своим контро­лем, с одной стороны, промышленные и торговые предприятия, финансовые институты, а с другой стороны, функции холдинго­вой компании с помощью финансово-кредитных рычагов могут осуществлять крупные банки и иные финансовые институты, кон­тролирующие производственные и коммерческие подразделения, инвестиционные фонды, страховые компании. Появляется тен­денция к формированию так называемых холдингов-рантье, кото­рые, управляя пакетами акций промышленных предприятий, не занимаются производственными вопросами, а специализируются па организации залоговых аукционов. Эти компании прилагают усилия для захвата контрольного пакета, а потом значительная доля этого пакета распродается на залоговых аукционах по зани­женным цепам. Такие холдинги создаются не без участия государ­ственного капитала, но в то же время не всегда приносят государ­ственному бюджету реальную пользу.

Холдинг может контролировать значительное число компаний, различных по сфере деятельности и отраслевой принадлежности, суммарный капитал которых значительно превышает активы мате­ринской компании. Высшим органом управления холдинговой ком­пании является общее собрание акционеров, а ее исполнительным органом — правление. Как правило, правление, состоящее из дирек­торов дочерних обществ, направляет политику и контролирует дея­тельность холдинговой системы в целом в соответствии с теми па­кетами акций, которыми оно владеет. Советы директоров дочерних предприятий назначаются руководством холдинга и действуют в ка­честве их доверенных лиц. В ведении головной компании холдинга находятся вопросы выработки стратегии, формулировка целей раз­вития, осуществление координационных и коммуникационных свя­зей между субъектами холдинговой системы, единое финансовое руководство в целях оптимального распределения и использования ресурсов и привлечения капитала, подбор и утверждение высшего управленческого персонала, аудиторская деятельность, управление всеми видами ресурсов. Тактические вопросы деятельности компа­нии находятся в ведении ее дочерних обществ, имеющих самостоя­тельность в принятии решений, касающихся их оперативной дея­тельности на рынке.

Холдинговые компании осуществляют общее стратегическое руководство, вырабатывают рекомендации, распоряжения и дирек­тивы, используют своих представителей, участвующих в наблюда­тельных советах дочерних обществ, для реализации своей стратеги­ческой линии, обладают правом вето, используют разнообразные экономические и финансово-кредитные рычаги воздействия на до­черние фирмы. К преимуществам холдинга относятся: 1) холдинг является более простым с юридической точки зрения и менее доро­гостоящим способом обретения контроля над другой фирмой, чем слияние, поглощение или покупка активов другой фирмы; 2) при создании холдинга материнская компания учитывает доброволь­ность и мнение дочернего общества; 3) создание дочерних обществ, контролируемых холдингом, позволяет корпорации получить юри­дические основания для проникновения на рынки стран, где дея­тельность корпоративных структур ограничена.

Функционирование холдинговых компаний может принести максимальную отдачу для экономики в следующих случаях:

•   в отраслях промышленности с высокой концентрацией про­изводства (например, в черной и цветной металлургии);

•   в отраслях, являющихся естественными монополиями (газо­вая промышленность, энергетика);

•   в отраслях, где происходит конгломератная интеграция пред­приятий, объединенных общей технологической цепочкой (напри­мер, нефтедобыча и нефтепереработка);

•   в случае, когда происходит неконтролируемая скупка конт­рольных пакетов акций предприятий криминальными коммерче­скими структурами (здесь необходима передача контрольных паке­тов акций государственным холдинговым компаниям).

Дифференцированный подход со стороны государства к обра­зованию и поддержке холдинговых компаний позволяет повысить эффективность подобных структур. Холдинговая компания должна быть зарегистрирована в законодательном порядке. С момента ре­гистрации она приобретает все права юридического лица. Холдин­ги могут от своего имени заключать договоры, приобретать имуще­ственные и неимущественные права. Доходы холдинговых компаний формируются за счет дивидендов по акциям и процентов по иным ценным бумагам, находящимся в их портфеле, а также за счет предпринимательской деятельности (для смешанных холдингов) и той части прибыли дочерних обществ, которая перечисляется на счет холдинговой компании.

В современных условиях получил значительное распростране­ние такой метод, как взаимное холдинговое владение акциями, практикуемое между различными компаниями одной страны или разных стран. Интернационализация деятельности холдингов про­является также в том, что большинство крупных компаний стремят­ся открывать филиалы, представительства, дочерние общества в различных странах и регионах. При этом региональные подразделе­ния управляются соответствующими региональными субхолдинга­ми (чистыми или оперативными), подконтрольными головной ком­пании холдинга. Как свидетельствует мировой опыт, холдинговые компании столь активно развиваются, что можно говорить о фор­мировании сети холдингов, контролирующих крупнейшие корпо­рации. Характерно, что вопрос о месте размещения субхолдингов решается головной холдинговой компанией на основе учета комп­лекса факторов, где помимо чисто практических задач производ­ственного и коммерческого характера немалое место занимает срав­нительная характеристика уровней налогообложения в различных странах.

Холдинговая компания называется диверсифицированной, если ее дочерние общества не имеют между собой функциональных и технологических связей и относятся к разнообразным отраслям эко­номики. Такая холдинговая компания осуществляет исключитель­но финансовое управление деятельностью дочерних обществ, а все оперативные вопросы решаются управленческим персоналом каж­дого дочернего общества самостоятельно.

По формам собственности холдинги могут подразделяться на государственные, частные и смешанные государственно-частные структуры. Государственные холдинги обеспечивают выполнение разнообразных задач, ставящихся государством перед хозяйству­ющими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с нацио­нальными интересами (содействие реорганизации отраслей про­мышленности, модернизации производства, инновационной дея­тельности, завоеванию рынков сбыта и т. д.). Государственные холдинги осуществляют свою деятельность в различных отраслях через субхолдинги, управляющие акционерными компаниями от­дельных отраслей. В современных условиях на передний план выдвигаются частные холдинговые компании или смешанные частно государственные структуры.

КОНСОРЦИУМ

Консорциум представляет собой одну из форм объединении, создава­емых по основе соглашения между несколькими банками, предприятия­ми, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко и капиталоемких проектов, в том числе международных. Благодаря этому происходит сращивание банковского и промышленного капитала, однако партнеры, входя­щие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятель­ности, которая касается целей консорциума. Консорциумы органи­зуются для усиления конкурентных позиций его участников.

Консорциумы обычно создаются в форме товариществ с огра­ниченной ответственностью, акционерных обществ и др. Они мо­гут быть временными и постоянными. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностран­ных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуще­ствления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы, как правило, осуществляют операции по размещению займов опреде­ленной страны или группы стран, с ценными бумагами отдельных акционерных обществ, используемыми для реализации финансо­вых, коммерческих и инвестиционных проектов значительного мас­штаба.

Консорциум, как правило, возглавляется крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглаше­ния - консортов, разрабатывают условия займа или организации акционерного общества, занимаются юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размеща­ют акции и облигации среди покупателей. Ведущая монополия име­ет обширную сеть различных филиалов и агентств, обеспечивающих реализацию выпускаемых консорциумом ценных бумаг. Члены кон­сорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, объеме эмиссии акций или общей стоимости реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

В конце XIX — начале XX века консорциумы и основном пред­ставляли собой соглашения между банками для осуществления фи­нансовых операций на национальном и международном рынках.

В середине XX пека консорциумы широко распространяются в сфе­ре промышленности и служат целям реализации крупных промыш­ленных, научно-технических, строительных и других проектов. Так, консорциумы создавались крупнейшими объединениями промышленников для строительства атомных электростанций. Участника­ми консорциума могут быть частные и государственные структуры. На современном этапе развития научно-технического прогресса консорциумы практикуются в отраслях, связанных с новыми тех­нологиями, на стыке различных сфер деятельности и отраслей. Ха­рактерной особенностью современных консорциумов является со­вместное проведение научно-исследовательских работ.

Управление консорциумом организуется таким образом, что из числа его членов выбирается лидер, который координирует их сов­местную деятельность. Лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах пол­номочий, полученных от других членов консорциума. Ответствен­ность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их доли в общем объеме поставок и услуг. В рамках консор­циума возможны различные варианты ответственности, например долевая, солидарная. Каждый член консорциума обеспечивает фи­нансирование определенной доли работ и принимает на себя ком­мерческие и технические риски, связанные с выполнением своих обязательств.

Существенной стороной деятельности консорциумов становит­ся их интернационализация. В частности, целью консорциума мо­жет быть сотрудничество банковских монополий разных стран в вопросах финансирования развития мировой торговли и межотрас­левого движения капиталов. Основная его.,функция — размещение займов для финансирования капитальных проектов в любой стране мира. Такой консорциум также предоставляет кредиты средним и крупным экспортерам, привлекает срочные вклады во всех валютах. Для современных консорциумов характерно многонациональное представительство. Появились и консорциумы нового типа, в которых в качестве участников выступают целые государства, на­пример ИНТЕЛСАТ — Международный консорциум спутниковой связи.

КОНГЛОМЕРАТ

Конгломерат представляет собой организационную форму объеди­нения предприятий, которая возникает в результате слияния различ­ных фирм, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальныхт связей. Конгломератные слияния подразделяются на три типа: 1) функциональные; 2) рыночно ориентированные; 3) чисто конг­ломератные.

Как правило, конгломераты представляют собой образования, ориентированные на развитие и максимизацию прибыли независи­мо от сфер их деятельности. Как новейшая форма монополистиче­ских объединений, они возникли в 1960-х годах и получили распрос­транение в виде интеграции предприятий различных отраслей, не имеющих производственной общности. В настоящее время распрос­транены конгломераты, объединяющие под единым финансовым контролем со стороны холдинговой компании сеть разнородных предприятий. Эти предприятия не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности холдинга. Поэто­му профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или отсутствует вовсе.

Основными способами образования конгломератов являются слияние и поглощение фирм различной производственной и ком­мерческой ориентации. Слияние в данном случае означает объеди­нение нескольких фирм, в результате которого одна из них выжива­ет, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. Возможны три метода слияний: 1) компания А по­купает активы компании К с оплатой наличными или ценными бу­магами, выпущенными компанией-покупателем; 2) компания А  может купить контрольный пакет акций компании Б, став при этом холдингом для компании Б, которая продолжает функционировать как самостоятельная единица; 3) акции компании А могут быть вы­пущены специально для собственников компании Б, в результате чего компания А приобретает активы и пассивы компании Б, а ком­пания Б теряет право на существование.

Слияние отличается от объединения, при котором новая компа­ния образуется на основе нескольких прежних фирм, полностью утрачивающих свою самостоятельность. Новая компания, образо­вавшаяся на основе объединения, берет под свой контроль и управ­ление все активы и обязательства компаний - участников объеди­нения, после чего последние распускаются. Например, если компа­ния А объединяется с компаниями Б, В и Г, то в результате на рынке может появиться новая компания Д, а все остальные распускаются. Несмотря на некоторые различия между слияниями и объединени­ями, экономические последствия этих процессов одни и те же — со­здание условий для объединения деятельности под общим центра­лизованным контролем.

Конгломераты как новейшая форма монополистических объ­единений появились в период усиления общеэкономических тен­денций к диверсификации производства, роста концентрации и централизации капитала крупнейших фирм, ищущего своего при­менения на рынке, на гребне бурного развития научно-технической революции, в условиях динамичных изменений конъюнктуры рын­ка, спроса и предложения. Конгломераты, сфера деятельности ко­торых распространяется на фирмы различных, не связанных друг с другом ни функционально, ни технологически отраслей, не тожде­ственны, тем не менее, диверсифицированным концернам, по­скольку обладают рядом специфических особенностей в организа­ции управления.

Конгломератам свойственна значительная децентрализация уп­равления. Отделения конгломератов пользуются существенно боль­шей свободой и автономией в определении всех аспектов своей деятельности, чем аналогичные структурные подразделения тради­ционных диверсифицированных концернов. В условиях децентра­лизации в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регули­рование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании. Специфика деятельности конгломерата на рынке вызывает необходимость формирования в его структуре особого финансового ядра, куда помимо холдинговой компании входят крупные финансовые инвестиционные компании. Подобные структуры конгломератов придают им большую устойчи­вость в конкурентной борьбе и уменьшают риск убытков от конъ­юнктурных, структурных и циклических колебаний.

Главной сферой интересов конгломератных слияний становятся молодые, передовые в технологическом отношении отрасли, свя­занные с производством и использованием наукоемкой продукции, технологических новинок, сверхсложной техники. При конгломе­ратных слияниях происходит поглощение перспективных фирм, ко­торые обменивают свои акции на акции конгломерата на выгодных для себя условиях. Кроме того, стимулируется обмен акций конгло­мерата на акции поглощаемых фирм путем предоставления креди­тов на эти цели, частичного освобождения от налогов на сумму за­долженности по процентам за кредит.

Тактика покупки конгломератом различных фирм в кредит, бу­дучи довольно успешной в периоды экономического подъема, ока­зывается малоперспективной во время спада производства, с на­ступлением кризиса, а превышение стоимости акций купленных фирм над их рыночной стоимостью усиливает вероятность обесце­нения акций конгломератов и их биржевого краха; В этом главная слабость монополистических объединений конгломератного типа. Создание конгломератов в странах с развитой рыночной экономи­кой происходит неравномерно, волны конгломератных слияний сменяют периоды спада их активности. Характерно, в частности, то, что, в отличие от США, где конгломераты поглощают крупные фир­мы, в Европе поглощаются мелкие и средние компании, семейные фирмы, небольшие акционерные общества смежных отраслей.

КАРТЕЛЬ

В течение последних десятилетий весьма распространенной формой объединения ряда предприятий одной отрасли является картель. При образовании картеля его участники не утрачивают про­изводственной и коммерческой самостоятельности] между ними за­ключается соглашение по ряду вопросов: цены на производимую продук­цию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т. д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает вза­имные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.

Картели возникли в результате концентрации производства и централизации капитала в конце XIX века. Картелированию про­мышленности способствовали протекционистская политика прави­тельств, ведущая к ограничению иностранной конкуренции, и стремление бизнесменов к объединению усилий с целью захвата внешних рынков.

В экономической литературе по формам соб­ственности различают частные и государственные картели. Деятель­ность государственных картелей строится па основе инструкций и правил, вырабатываемых правительством с учетом интересов промышленников картелированной отрасли. Частные картели основываются на соглашениях между частными собственниками, могут по своему усмотрению учитывать или не учитывать требования госу­дарственных органов власти в зависимости от типа заключенного соглашения, места и времени основания картеля, особенностей национального законодательства и т. д. Большинство картелей от­носится к соглашениям международного типа. Причем только не­которые международные картели были созданы как частные моно­полии, в основном это соглашения между национальными прави­тельствами.

Современная форма картеля предполагает максимизацию при­были его участников на основе такого распределения квот произ­водства, при котором минимизируются затраты. Как правило, уча­стники картеля имеют различный технико-экономический уровень производства, что в конечном счете ведет к закрытию наименее эф­фективных производств. Традиционно частные картели могут осу­ществлять дотирование недостаточно эффективных производств. Существенным признаком картелей является наличие системы при­нуждения, включающей выявление нарушений и санкции к наруши­телям. Легче всего нарушения выявляются па открытых аукционах, где к нарушителям сразу же могут быть применены соответствующие санкции. Закрытые же аукционы усложняют данную процедуру, что связано с необходимостью получения открытой информации по из­менениям квот соответствующих участников картеля и цен на их про­дукцию.

Обычно фирмы с низким уровнем издержек обладают более вы­годными рыночными перспективами вне картельного соглашения. Если они будут определять картельную цену, то она может оказать­ся ниже, чем монопольная цена фирм той же отрасли. На картель­ную цену могут оказывать влияние и мелкие фирмы. Фирма, кото­рая слишком мала, чтобы к ней применялось картельное соглаше­ние, может продавать продукцию со скидкой по отношению к цене, устанавливаемой картелем. Такая малая фирма, став членом карте­ля, склонна поддерживать картельную цену на высоком уровне с тем, чтобы затем иметь возможность делать по отношению к ней скидку. Появление достаточно большой массы таких малых фирм ведет либо к необходимости применения к ним дисциплинарного воздействия со стороны крупных компаний — субъектов соглаше­ния, либо в конечном счете, разрушает само картельное соглашение.

Государственные картели во многом отличаются от частных. Немало случаев, когда государственные картели осуществляли кво­тирование в интересах малых и высокозатратных фирм, в противоположность практике преуспевающих частных картелей. Как пра­вило, эффективные картели приводят к расширению емкости рын­ка по ряду причин. Перспективы получения сверхприбылей привле­кают дополнительных субъектов рынка. Высокие цены позволяют извлекать дополнительные доходы постоянно, в отличие оттого, что происходило бы в условиях совершенной конкуренции. Фирмы, действующие на данном рынке, часто вводят резервы производ­ственных мощностей, если это способствует увеличению продаж, так как при ценах, значительно превышающих предельные затраты, дополнительные продажи компенсируют возросшие расходы фир­мы. Равновесие картельных цен достигается в том случае, когда вве­дение дополнительных производственных мощностей повышает стоимость продукции до такой степени, при которой начинается снижение прибыли до нормального уровня, и, следовательно, рас­ширение производства более не является привлекательным для про­изводителя. Проблема ввода резервных производственных мощно­стей существует также и для частных картелей.

Во многих странах допускается создание картелей определенных видов в соответствии с общественными интересами. Большинство индустриально развитых стран оказывает содействие экспортным картелям, которые способствуют защите национальных интересов на международных рынках. Национальный доход этих стран, таким образом, может увеличиваться в результате укрепления позиций та­ких картелей за рубежом. Однако если большинство стран будет проводить подобную стратегию, то это, в конечном счете, может при­вести к общим для всех стран потерям. Создание государственных картелей практически всегда сопутствует установлению импортных квот. Лицензии на импорт распределяются правительством на ос­нове ограничений на торговлю. В настоящее время главными целя­ми установления импортных квот являются протекционизм и рас­пределение дефицитной иностранной валюты.

Ряд стран использует картели в качестве помощи отраслям, пе­реживающим спад. Предприятия таких отраслей могут на один год или даже менее короткий срок создавать картели при одобрении со стороны соответствующего государственного органа. Такой времен­ный картель может стать одним из наименее дорогостоящих спосо­бов помощи отраслям, серьезно пострадавшим в результате общего спада в экономике. Считается, что разорение плохо работающих фирм во время подъема и экономического процветания, способ­ствующее переливу капитала из менее эффективных к более эффек­тивным производителям, не имеет ничего общего с финансовыми трудностями отдельных производств в период депрессии, поэтому «депрессионный» картель выполняет положительную роль в эконо­мике.

                                         СИНДИКАТ

Синдикат — организационная форма объединения, отличительной  особенностью которой является заключение соглашения между пред­приятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают ком­мерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участника­ми синдиката осуществляется через единый орган — сбытовую кон­тору. Этим достигается продажа всей однородной продукции по мо­нопольно высоким ценам. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом.

В функции сбытовой конторы может входить также концентрация всех заказов с последующим распределением их между участ­никами соглашения в строгом соответствии с установленными кво­тами. Кроме того, синдикат может осуществлять закупки сырья для его участников по монопольно низким ценам. Таким образом, кон­центрация торговых операций позволяет участникам синдиката по­лучать непосредственную выгоду от закупки сырья по заниженным ценам и продажи продукции по завышенным, а также диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг и др.

Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ. Наряду с отдельными предприятиями участниками синдиката могут быть отдельные тресты и концерны. Последние стали играть до­минирующую роль в синдикатах на поздних стадиях их развития, что было вызвано необходимостью усиления контроля над мелки­ми и средними предприятиями на внутреннем рынке, а также осу­ществления экспансии на внешний рынок. Синдикаты вступают в конкурентную борьбу с фирмами, производящими аналогичную продукцию, с предприятиями-аутсайдерами. Взаимоотношения; участников соглашения также носят конкурентный характер, проявляющийся, в частности, в борьбе за заказы и квоты, что, в конечном счете, ведет к ослаблению синдиката и нередко к его распаду. Наибольшее распространение синдикаты получили в России, Германии, Франции в начале XX века. Одним из первых монополистических объединений в России был синдикат сахарозаводчиков; образованный в 1887 г. В период 1900—1903 гг. возник ряд крупнейших синдикатов в тяжелой промышленности. В СССР в период нэпа синдикат рассматривался как добровольный союз государ­ственных промышленных трестов, основанный на соглашении меж­ду ними. В современных условиях синдикат как форма монополи­стического объединения одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам — конг­ломератам, корпорациям, концернам.

ТРЕСТ

Трестом принято считать объединение собственности и управле­ния предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачи­вающих производственную и коммерческую самостоятельность. Тре­сты обычно создаются в форме акционерных компаний. Предпри­ниматели — владельцы предприятия, вступая в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому ру­ководству.

Во главе треста стоит правление, руководящее производством, сбытом продукции, финансовыми операциями всех предприятий, входящих в объединение. Каждый участник треста получает опре­деленный пакет акций в соответствии со своей долей капитала. Со­ответственно этому он получает право на участие в делах треста и на определенную долю прибыли. Более высокая, чем в картеле и син­дикате, концентрация капитала обеспечивает тресту повышение уровня конкурентоспособности, а его участникам - более высокую прибыль. Однако незавершенность процесса централизации капи­тала в тресте выражается в распределении общей прибыли в соот­ветствии с долевым участием каждого члена соглашения, что пре­пятствует созданию единого инвестиционного фонда.

Тресты имеют разновидности. По уровню слияния тресты могут подразделяться на объединения полностью слившихся предприятий и объединения, участники которых сохраняют формальную само­стоятельность при фактическом подчинении головному финансо­вому центру — холдинговой компании. Контроль над предприятия­ми, входящими в трест, обеспечивает обладание контрольным па­кетом акций или особым доверительным сертификатом. Кроме того, тресты могут быть образованы из предприятий одной или раз­личных связанных друг с другом отраслей (вертикальное трестиро­вание), представляя собой разновидность комбинатов. Комбинаты имеют преимущества перед другими видами объединений. Во-пер­вых, доходы комбинатов более устойчивы вследствие объединения предприятий различных отраслей и возможностей варьирования

материальными, финансовыми и другими ресурсами. Во-вторых, возможность создания технологических цепочек по выпуску гото­вой продукции и снижения в результате этого издержек ведет к росту прибыли объединения.

В прошлом в России тресты получили распространение в сахар­ной, металлургической и некоторых других отраслях промышлен­ности, в строительстве. Создавались и международные тресты. Е индустриально развитых странах Запада было введено антитрес­товское законодательство. Под влиянием антитрестовского законо­дательства формы претерпели изменения. На смену трестам пришли концерны, конгломераты и иные, более развитые формы объедине­ний. В современных условиях тресты утратили свое значение как организационная форма управления промышленностью.

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ

Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представ­ляют собой диверсифицированные многофункциональные структу­ры, образующиеся в результате объединения капиталов предприя­тий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиле­ния конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, уп­рочения технологических и кооперационных связей, роста эконо­мического потенциала их участников. Развитие финансово-про­мышленных групп становится перспективным путем формирования современного крупного производства.

Характерной чертой нынешнего этапа развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнк­туры. Вместе с тем, несмотря на устойчивую тенденцию к диверси­фикации деятельности, наблюдается создание и функционирование финансово-промышленных групп с выраженной специализацией. Речь идет, прежде  всего, о формировании финансово-промышленных групп на основе технологически связанных предприятий. Благодаря этому максимально концентрируются материальные и финансовые ресурсы на каком-либо одном или нескольких направлениях, даю­щих наибольший эффект, и отсекаются второстепенные, малоэффективные сферы деятельности. Такой подход достаточно оправдан в случаях формирования ФПГ на основе наиболее передовых, наукоемких отраслей, определяющих приоритетные направления научно-технического прогресса (например, в топливно-энергетическом комплексе, электронной промышленности и ряде других). Он позволяет, не нарушая отраслевой специализации, расширять сферу функци­онирования ФПГ за счет проникновения в смежные сферы деятель­ности.

Скругленный прямоугольник: По решению государственных  органовБлок-схема: альтернативный процесс: На основе межправительственных органовБлок-схема: альтернативный процесс: вертикальныеБлок-схема: альтернативный процесс: горизонтальныеСкругленный прямоугольник:     По инициативе участников

Финансово – промышленные группы

 

Форма собственности

 

Способ внутригрупового управления

 

Тип  организационного строения

 

Способ формирования

 

Территориальные границы осуществления производственной деятельности

 
Разновидности финансово-промышленных групп и критерии их образования показаны на рис. 28.1. Характер деятельности ФПГ, степень ее универсализации

 

предопределяют экономическую целесообразностью, с одной стороны, и степенью развитости рыноч­ных отношений к стране — с другой. Как показывает опыт, в насто­ящее время сохраняется устойчивая тенденция к универсализации ведущих ФПГ.

Создание финансово-промышленных групп осуществляется не­сколькими способами: по инициативе участников, по решению го­сударственных органов, по межправительственным соглашениям. Наиболее распространенным является добровольное объединение капиталов отдельных участников и учреждение акционерного обще­ства, представляющего собой вновь созданную организационную структуру, со всеми экономико-правовыми полномочиями и соот­ветствующей юридической и хозяйственной ответственностью. Вто­рым способом является добровольная передача участниками созда­ваемой финансово-промышленной группы пакетов своих акций в управление одному из участников группы, как правило, банку или финансово-кредитному институту. Третий способ состоит в приоб­ретении одним из участников группы пакетов акций других пред­приятий и организаций, которые в результате этого становятся участ­никами финансово-промышленной группы. Подобное приобрете­ние пакетов акций не всегда носит добровольный характер и может быть органически связано с процессами слияний и поглоще­ний одних компаний другими.

Тенденции формирования финансово-промышленных групп отражают закономерности развития мирового производства и носят универсальный характер. К таким закономерностям относятся: кон­центрация капитала (слияния и поглощения, создание стратегиче­ских альянсов), интеграция промышленного и финансового капи­тала, диверсификация форм и направлений деятельности. В этом же ряду находятся глобализация деятельности (распространение товаров и услуг, создание дочерних структур на наиболее привлекатель­ных зарубежных рынках), интернационализация капитала (рост транснациональных компаний, привлечение зарубежных инвести­ций). Необходимо выделить и секьюритизацию активов компаний, использование новейших информационных технологий, распрост­ранение международных стандартов регулирования национальных рынков (капитала, товаров, услуг, труда).

Международная финансово-промышленная группа представля­ет собой структуру, состоящую из головной компании и отделений, филиалов, дочерних обществ в других странах. Чем выше степень интернационализации капитала ФПГ, тем (при прочих равных условиях) большее число зарубежных отделений входит в ее структуру. Характерно, что за рубеж выносятся не только производственные подразделения финансово-промышленных групп, как это наблюда­лось ранее, но и их финансовые звенья, что способствует ускорению проведения финансовых операций группы, позволяет использовать особенности рыночной конъюнктуры в различных странах с макси­мальным эффектом (разные курсы валют, неодинаковые темпы ин­фляции, налоговые льготы и т. д.).

Финансово-промышленные группы — это крупные интеграль­ные структуры разных видов, в которых финансовые институты иг­рают не меньшую роль, чем производственные. Они организуются как по принципу горизонтальной — объединение многопрофильных производств , так и вертикальной интеграции – по технологическим цепочкам (рис. 3). Создание ФПГ подразумевает объединение под одной крышей трех структур: финансовой — банк, инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, внешнеэкономические, информаци­онно-рекламные подразделения; производственной — производ­ственные предприятия; коммерческой — внешнеторговые компании, товарно-сырьевая биржа, страховая, транспортная и сервисные фирмы.

В развитых странах банки являются центрами финансово-про­мышленных структур (рис. 3). Работая на определенный круг предприятий, банк хорошо осведомлен о процессах движения их фондов. В случае возникновения каких-либо проблем он тут же принимает необходимые меры, ведь результаты того или иного про­изводственного процесса затрагивают его собственные экономичес­кие интересы. С другой стороны, нормативно-правовая система финансового положения. Финансовая устойчи­вость может быть различной и складывается под воздействием ком­бинации многих факторов, но только она создает благоприятный климат для интеграции банковского и промышленного капитала. Уровень финансовой устойчивости банка определяет уровень его «компетенции» как участника ФПГ. В вертикальных ФПГ, функци­онирующих по принципу замкнутой технологической цепочки, а также горизонтальных объединениях картельного типа банк пред­назначается сугубо для внутренних расчетов.

Создание и функционирование ФПГ дает возможность решать вопросы более эффективного инвестирования предприятий за счет привлечения внутренних и внешних инвестиций путем получения . кредитов, размещения выпусков ценных бумаг, концентрации средств участников группы в целях производства конкурентоспо­собной продукции. Современной финансово-промышленной груп­пе присущи оперативность и маневренность в управлении потока­ми финансовых ресурсов как между головной компанией и филиа­лами, так и между самими филиалами (подразделениями). Выбор варианта финансирования какой-либо операции - из центра (го­ловной компании) или на уровне филиалов — предопределяется об­щей стратегией фирмы, а также тактическими предпочтениями в области организации внутренних финансовых потоков. Расширение масштабов финансово-промышленных групп за счет роста числа зарубежных подразделений может осуществляться посредством уве­личения прямых заграничных инвестиций. Это может быть финан­сирование строительства новых производственных мощностей за границей или покупка контрольного пакета акций действующих предприятий.

Финансово-промышленные группы имеют ряд преимуществ перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:

•   происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;                                                                           

•  диверсификация деятельности придает большую устойчивость предприятиям группы и повышает конкурентоспособность их  продукции;                   •   создаются реальные предпосылки и возможности для струк­турной перестройки производства;

•   появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и фи­нансовых целей;

•   возникают реальные возможности маневрирования финансо­выми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширения масштабов деятельности и сфер влияния;

•   происходит перераспределение капитала между различными подразделениями ФПГ в соответствии со стратегическим выбором группы;

•   увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая ус­тойчивость и способность с максимальной эффективностью ис­пользовать авансированный капитал.

Организационное построение ФПГ отличается децентрализацией управления при одновременном повышении эффективности органи­зационных структур отдельных звеньев, входящих в группу, четким распределением полномочий и ответственности, надежными механиз­мами принятия согласованных управленческих решений. За счет включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских под­разделений в структуру ФПГ, а следовательно, их приближения к не­посредственному потребителю сокращаются сроки внедрения научно-технических разработок в производство. Благодаря наличию единой маркетинговой службы устраняются разрывы в снабженческо-сбытовой цепочке, что способствует ускорению оборота капитала.

Принятие экономически целесообразных инвестиционных реше­ний имеет существенное значение для устойчивости финансового положения группы в целом. Поэтому в структуре ФПГ, как правило, имеются специальные аналитические подразделения, в состав кото­рых входят высококвалифицированные эксперты, отвечающие за оценку инвестиционных проектов и обоснованность принятия реше­ний. Среди направлений деятельности, способствующих оживлению инвестиционных процессов, большую роль призваны сыграть:

•   формирование в рамках ФПГ инвестиционных компаний, создаваемых по принципу прямого финансирования, т. е. под доле­вые ценные бумаги. Чтобы повысить заинтересованность в этом процессе кредитуемых организаций, необходимо предусмотреть возможность последующего выкупа ценных бумаг;

•   создание за счет средств всех участников ФПГ венчурных фондов, задачей которых является финансирование наиболее рискованных инвестиционных проектов;

•   широкое использование механизма создания совместных и дочерних организаций с целью органического соединения финан­совых ресурсов членов ФПГ.

Для повышения эффективности ФПГ целесообразным является решение следующих задач:

•   активно включать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, превращая их в крупных са­теллитов и развивая тесные кооперационные связи;

•   расширять механизм создания в рамках ФПГ дочерних и со­вместных предприятий, в том числе и с привлечением иностранно­го капитала;

•   расширять концерновую основу создания ФПГ, что позволит на надежной экономической базе восстанавливать технологические цепочки и развивать кооперирование предприятий;

•   разнообразить виды и формы деятельности финансовых орга­низаций в рамках групп, включая в их состав не только универсаль­ные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, позволяющие широко привлекать времен­но свободные финансовые ресурсы с уменьшением риска потерь;

•   расширять участие государственных средств в инвестирова­нии проектов в рамках ФПГ, но не через прямое выделение бюд­жетных ассигнований, а через межбанковский кредит;

•   активизировать создание региональных ФПГ с привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков.

Опыт показывает, что в последнее время резко усилилась моти­вация предприятий к вхождению в финансово-промышленные группы. Это связано с возможностью обеспечить акционерный кон­троль над предприятиями и финансово-кредитными учреждениями в интересах налаживания выгодных технологических и хозяйствен­ных связей. Многих привлекает перспектива совместной реализа­ции приоритетных федеральных и региональных программ, полу­чения необходимой государственной поддержки, ресурсов на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение про­изводства, освоения долгосрочных и перспективных инвестицион­ных проектов.

Стимулами к созданию финансово-промышленных групп в настоящее время служат:    

•   стремление осуществить реальные инвестиции в производ­ство в результате объединения с финансово-кредитными учрежде­ниями;

•   государственные гарантии под внешние инвестиции;

•     возможность получить государственную поддержку предусмотренную законодательством;

•   попытка восстановить или сохранить кооперационные связи с предприятиями-партнерами других отраслей и стран СНГ.

Действующие ФПГ отличаются широкой диверсифицированностью: они охватывают около 100 направлений промышленной деятельности. Приоритетными направлениями являются произ­водство легковых автомобилей, самолетостроение, выпуск чугуна и металлопродукции, производство железорудного концентрата; цветная металлургия (производство никеля, меди, алюминия), вы­пуск металлопроката, трубное производство., выпуск химической продукции и др.

Формирование российских ФПГ происходит на основе холдинга или объединения капиталов (системы участия). Холдинг предполага­ет наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций других. Это достигается двумя путя­ми: 1) созданием новых предприятий с решающим правом голоса в структуре управления ФПГ; 2) скупкой контрольных пакетов акций действующих предприятий напрямую или через дочерние структуры. Идея создания холдинговой компании состоит в таком соединении различных видов бизнеса, чтобы между ними возникла синергия или усилилось их взаимное влияние. Одной из разновидностей подобно­го объединения является формирование под контролем банка промышленно-финансовой группы холдингового типа. В этом случае предприятия как бы обретают эффективного собственника, способ­ного обеспечить их устойчивое развитие и располагающего необхо­димыми для этого ресурсами. Для координации инвестиционной де­ятельности группы образуется единая холдинговая компания, осуще­ствляющая контроль через советы директоров банков и предприятий. Существует ряд разновидностей холдингов: государственные хол­динг-структуры, холдинги в интегрированных компаниях, холдинги в конгломератах, банковские холдинг-структуры.

Российские ФПГ формируются главным образом путем объединения крупных предприятий, уже имеющих доминирующее или значимое положение в определенных сегментах рынка, но посте­пенно утрачивающих его, по крайней мере, по отношению к запад­ным производителям. Объединяясь в финансово-промышленные группы, предприятия получают возможность контролировать опре­деленные секторы экономики. Однако вхождение в состав ФПГ в основном крупных предприятий отрицательно сказывается на гиб­кости и динамичности их структуры управления.

В ряде случаев финансово-промышленные группы в России соз­даются по инициативе государственных органов и являются отра­жением селективной политики государства в области структурной перестройки экономики. Государство стремится сделать ФПГ опор­ными пунктами промышленной политики, чтобы, влияя на их дея­тельность, осуществлять макроэкономическую политику. Кроме того, ФПГ является структурой, позволяющей в силу особого поло­жения на рынке перераспределять инвестиционные средства из раз­витых отраслей в отстающие (при условии соблюдения принципов взаимодействия между ФПГ и государством). Чтобы ФПГ реально выполняли функцию структурообразующего элемента современной российской экономики, необходимо исходить из следующих прин­ципов государственной политики:

•   создание благоприятной среды и особая селективная поддер­жка образования ФПГ в соответствии со стратегическими направ­лениями промышленной и социальной политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах;

• обеспечение публично-правового характера деятельности ФПГ;

•   разработка особого механизма воздействия и сотрудничества государства и ФПГ, основанного не столько на предоставлении льгот и прямых дотаций, сколько на системе соблюдения взаимных прав и обязательств.

Нередко по инициативе местной администрации и под ее конт­ролем создаются финансово-промышленные группы для решения социально-экономических проблем региона. Местная администрация при этом предусматривает систему мер финансовой поддержки ФПГ:

•   освобождение полностью или частично от налогов на имуще­ство;

•   передача в доверительное управление пакетов акций (находя­щихся в региональной собственности) предприятий, технологичес­ки связанных с основной деятельностью группы, но не входящих в ее состав;

•   предоставление инвестиционного налогового кредита.

Основными источниками финансирования деятельности фи­нансово-промышленной группы выступают инвестиционные кре­диты банков-участников, финансирование из бюджета по целевым программам, кредиты и прямые инвестиции банков, не являющихся участниками данной ФПГ, собственные средства предприятий. 

Мировой опыт свидетельствует, что финансово-промышленные группы, охватывающие промышленные предприятия, исследователь­ские организации, торговые фирмы и банки, многие ассоциативные структуры, основанные на внутренних договорных отношениях, ста­ли своеобразным каркасом рыночной экономики целого ряда стран. Именно на этом уровне организации производственного потенциала  обеспечиваются рациональные партнерские, договорные связи с государственными органами, осуществляется подготовка, координация  и контроль выполнения корпоративных планов и программ совместной деятельности ряда хозяйствующих субъектов. При этом активизируются привлечение внешних инвесторов, разработка и реализация:      корпоративной стратегии деятельности на фондовом рынке, выполнение других управленческих функций, связанных с реализацией и  защитой интересов акционеров.

В эффективной рыночной экономике финансово-промышлен­ные группы являются, в сущности говоря, ретрансляторами управ­ляющего воздействия государства на микроэкономику. Таким обра­зом, повышается уровень макроэкономического регулирования   производства, обеспечивается устойчивость международного экономического сотрудничества. Финансово-промышленные группы   являются партнерами государства в выработке и реализации стратегии форсированной модернизации экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Монополизацию советской экономики, жесткость и одновариантность министерского отраслевого управления невозможно преодолеть только административными мерами. На это должно быть направлено реальное функционирование экономического механизма хозяйствования, всемерное развитие новых горизонтальных форм отраслевой организации производства и механизмов координации решения общеотраслевых проблем путем организации новых и вытеснения менее эффективных и устаревших структур. Таких,  как различного рода партнерства, акционерные общества, ассоциации, кооперативы, концерны. Все они должны создаваться снизу исходя из конъюнктуры рынка и с учетом экономической целесообразности.

В то же время опыт показывает, что при сохранении прежних экономических отношений и структур слияние министерств может привести к консолидации этих монополий по горизонтали без изменения их сущности. Возможна и вертикальная консолидация по линии «смычки» министерств с частью подчиненных им предприятий.

Опыт создания и функционирования новых организационных структур управления показывает, что они в значительной степени компенсируют неэффективность структур и механизмов государственного управления экономикой.

Административный контроль не единственный и не всегда эффективный способ управления. Мировой опыт выработал немало ограничителей и стимуляторов эффективного ведения хозяйства, таких как налоговое регулирование, антимонопольные законодательства и т.п.

Создание эффективных организационных структур управления должно основываться на следующих принципах:

-структурные блоки должны быть ориентированы на товары, рынок или потребителя, а не на выполнение функций;

-базовыми блоками любой структуры управления должны быть целевые группы специалистов и команды, а не функции и отделы:

- необходимо ориентироваться на минимальное число уровней управления и широкую зону контроля;

- каждый работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

1.   Пястолова С.М. «Анализ финансово хозяйственной     деятельности» 2000

2.   ЭКО 2003 №3 стр 61-85

3. Маркетинг 2001   №6 стр 15-19

4. Савицкая «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» М; 1997

5. Гупасьян Г.М. «Экономическая теория» М; 2003

6. Глисин Ф. «Деловая активность финансово промышленных групп» 2001

7. Глисин Ф. «Экономика и жизнь» 2002 стр 14-15

8. Докулаев М.В. «Российский холдинг: достоинство и недостатки», «ЭКО» 2004 №6 стр 157-160

9. Под редакцией О.Г. Туровца. «Организация производством и управления производством» М 2002

10.   Б.З. Мильнер «Теория организации»М. 2002

11.   Белорус С. «Радикальная реформа управления», К: Техника , 1990 стр 137-150.

13.   Хозяйственные ассоциации/Хозяйство и право. 1990 стр 57-65

14.   Кооперация и ассоциации/Хозрасчет и рынок. М.: Правда, 1990 стр 87-94.

15.   Мильнер /Б. Горизонтальные структуры//Экономика и жизнь 1990 №27 стр 4

16.   Советский концерн / Красийчук Е. // Коммунист Украины 1990 №4 стр 43-52

 

 

 

 

 

 

 

Рис.     Вертикально – интегрированная финансово – промышленная группа с одним ведущим звеном

 

Рис.    Условное организационное  строение «банковских» ФПГ

 
 

Похожие работы на - Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!