Проектирование станции технического обслуживания автомобилей
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.Исходные данные
2.Расчёт годового объёма работ
3.Расчт постов ТО и ТР
3.1 Расчёт числа рабочих постов
3.2 Расчёт числа вспомогательных
постов
3.3 Расчёт числа мест ожидания после
ТО и ТР
3.4 Расчёт количества мест хранения
4.Расчёт численности производственных
рабочих
4.1 Расчёт численности
вспомогательных рабочих
4.2 Расчёт численности
инженерно-технических работников
4.3 Расчёт численности
инженерно-технических рабочих
5.Расчёт площадей СТОА
5.1 Производственно-складских
помещений
5.1.1 Постовых работ по ТО и диагностики
5.1.2 Производственных участков
5.1.3 Складских помещений
5.2 Административно-бытовых
6. Расчёт шиномонтажного участка
6.1 Выбор технологического
оборудования
6.2 Расчёт потребности в
технологическом оборудовании
6.3 Расчёт площади
7. Расчёт потребности в основных
ресурсах
8. Обоснование графической части
8.1 Генеральный план
8.2 Компоновочный план
8.3 Производственный участок
Заключение
Список литературы
Введение
За последние несколько
лет автомобильная промышленность сделала огромный скачёк по качеству и количеству
производства автомобилей (на сегодняшний день концентрация автомобилей в
крупных городах превышает показатель 400 автомобилей на1000 человек), и так как
для проведения ремонта необходимы: определенный опыт и зачастую особое чаще
дорогостояще оборудование, образовалась отдельная деятельность по оказанию
услуг связанных с техническим осмотром и ремонтом автомобилей к примеру в виде
СТОА. Повышенный спрос разжёг интерес, произвёл количество, и довольно
сомнительное качество по отношению к:- потребителю, работникам, экологической,
пожарной безопасности.
При проектировании СТОА я
опирался на основные нормативные документы. Пришло время повышать качество.
1. Исходные данные для
проектирования
Таблица 1. Исходные
данные для проектирования
Тип СТОА
|
городская специализированная
|
Тип обслуживаемых автомобилей
|
легковые, ВАЗ-2109
|
Количество автомобилей,
обслуживаемых СТО в год
|
2000
|
Среднегодовой пробег автомобилей,
км
|
25500
|
Климатический район по ГОСТ
16350-80
|
Умеренный
|
Разрабатываемый участок
|
Обойный
|
2. Расчёт годового объёма
работ
Годовой объём работ
городских СТОА, включающих объём работ по ТО, ТР, уборочно-моечные работы и
работы по приёму и выдаче автомобилей.
Согласно справочным
данным [1] двигатели автомобиля ВАЗ-2109 имеют рабочий объём 1,5 литров. В соответствии с [2] данные автомобиля относят к автомобилям малого класса.
Удельная трудоёмкость
работ по ТО и ТР
,.
|
(1)
|
где tН – нормативная удельная трудоёмкость ТО и ТР на 1000 км пробега, ;
K3 - коэффициент ,учитывающий климатический район;
K5 - коэффициент ,учитывающий размер СТОА (число рабочих
постов).
Согласно [2] для
автомобилей малого класса tн
=2,3 . При эксплуатации
автомобиля в умеренном климатическом районе К3 = 1 [2].
Число рабочих постов СТОА
не известно. Полагаем, что число рабочих постов находится в интервале 10-15
постов. С учётом принятого размера СТОА К5 = 0,95 источник [2], тогда
,
|
(2)
|
Для универсальных
городских СТОА годовой объём работ по ТО и ТР составляет
, чел-ч
|
(3)
|
где Nсто – число автомобилей ,обслуживаемых
СТО в год;
Lг – среднегодовой пробег автомобиля, км.
В соответствии с
исходными данными для проектируемой СТОА
Nсто=2000; Lг=25500 км,
с учётом формулы [2]
чел.-ч,
|
(4)
|
Годовой объём
уборочно-моечных работ
,
|
(5)
|
где dум – количество заездов автомобилей на
уборочно-моечные работы в течение года, приходящиеся на один комплексно
обслуживаемый автомобиль;
tум – средняя трудоёмкость
уборочно-моечных работ, чел.-ч.
Согласно [2] dум=5, а для автомобилей малого класса tум=0,2 чел.-ч, тогда
чел.-ч,
|
(6)
|
Годовой объём работ по
приёмке и выдаче автомобилей определяется:
, чел.-ч,
|
(7)
|
где d(то-тр)– количество заездов автомобилей на
То и ТР в течение года, приходящиеся на один комплексно обслуживаемый
автомобиль;
tп.в. – средняя трудоёмкость по
приёмке-выдаче автомобилей, чел.-ч.
Согласно [2] dто-тр=2, а для автомобилей малого класса tп.в.=0,2 чел.-ч, тогда
, чел.-ч,
|
(8)
|
Полученные данные сводим
в таблицу 2.
Таблица 2. Годовой объём
работ СТОА, чел.-ч
Виды работ
|
Численное значение
|
ТО и ТР
|
111435
|
Уборочно-моечные работы
|
2000
|
Приёмка и выдача автомобилей
|
800
|
3 Расчёт числа постов
технического обслуживания и текущего ремонта. Распределение постовых и
участковых работ по производственным участкам (зонам)
3.1 Расчёт числа рабочих
постов
Согласно [2] при принятом
числе рабочих постов 10-15 постовые работы составляют 76,05℅ от годового
объёма работ То и ТР, то есть
, чел.-ч,
|
(9)
|
где Тп –
годовой объём всех постовых работ, чел.-ч.
С учётом формулы (4)
, чел.-ч
|
(10)
|
Общее количество рабочих
постов определяется по формуле
,
|
(11)
|
где φ – коэффициент
неравномерности автомобилей на СТОА;
Фп – годовой
фон рабочего времени поста, ч;
Рср – среднее число
рабочих, одновременно работающих на посту, чел.
По рекомендациям [2,3]
φ=1,15; Рср=2 чел. Годовой фон рабочего времени поста
,ч
|
(12)
|
где Драб.г. –
число дней работы СТОА в году;
Тсм - продолжительность
смены, ч;
С – число смен;
η – коэффициент
использования поста.
Согласно [2] для
городских СТОА рекомендуемый режим производства: Драб.г=305 дней; C=2; при двухсменной работе
η=0,94 ,Тсм=8,2ч тогда
,ч
|
(13)
|
С учётом рассчитанного
значения Фп общее количество рабочих постов
|
(14)
|
Таким образом,
предварительно рассчитанное общее количество рабочих постов совпадает с раннее
выбранным интервалом.
Распределение трудоёмкости
ТО и ТР автомобилей принимаем по [2] (по видам работ и месту её выполнения).
Расчёт трудоёмкостей ТО и ТР чел.-ч производим на основании рекомендуемых
процентных соотношений (таблица 3).
Таблица 3. Распределение
трудоёмкости ТО и ТР автомобилей по видам работ и месту выполнения
№
|
Виды работ
|
Процентное соотношение при кол-ве постов 10-20
|
Общая трудоёмкость чел-ч.
|
Постовые работы
|
Участковые работы
|
Проц.
соотношение
|
Трудоёмкость чел-ч
|
Проц.
соотношение
|
Трудоёмкость чел-ч
|
1
|
Контрольно диагностические работы
|
4
|
4457
|
100
|
4457
|
-
|
-
|
2
|
ТО в полном объёме
|
15
|
16715
|
100
|
16715
|
-
|
-
|
3
|
Смазочные работы
|
3
|
3343
|
100
|
3343
|
-
|
-
|
4
|
Регулировка углов управляемых колёс
|
4
|
4457
|
100
|
4457
|
-
|
-
|
5
|
Ремонт и регулировка тормозов
|
3
|
3343
|
100
|
3343
|
-
|
-
|
6
|
Электротехнические работы
|
4
|
4457
|
80
|
3566
|
20
|
893
|
7
|
Работы по системе питания
|
4
|
4457
|
70
|
3120
|
30
|
1337
|
8
|
Аккумуляторные работы
|
2
|
2229
|
10
|
223
|
90
|
2006
|
9
|
Шиномонтаж
|
2
|
2229
|
30
|
669
|
70
|
1560
|
10
|
Ремонт узлов ,систем и агрегатов
|
8
|
8914
|
50
|
4437
|
50
|
1457
|
11
|
Кузовные и арматурные работы
|
25
|
27858
|
75
|
20893
|
25
|
6965
|
12
|
Окрасочные и противокорозийные работы
|
16
|
17828
|
100
|
17828
|
-
|
-
|
13
|
Обойные работы
|
3
|
3343
|
50
|
1671
|
50
|
1672
|
14
|
Слесарно-механические работы
|
7
|
7800
|
-
|
-
|
100
|
7800
|
|
Итого:
|
100
|
111436
|
|
84746
|
|
26690
|
Формирование
производственных участков (зон), выполняем с учётом технологического принципа
организации производства СТОА.
Расчёт числа рабочих
постов для данного i-го вида работы
ТО и ТР.
,
|
(15)
|
где Тп –
годовой объём всех постовых работ i-го вида, чел.-ч.
По рекомендациям [2],
среднее число рабочих на одном посту ТО и ТР принимается два человека (Рср=2
чел.), и на постах кузовных и окрасочных работ 1,5 человека.
Результаты расчётов
сводим в таблицу 4.
Таблица 4. Распределение
работ ТО и ТР по производственным участкам и результаты расчёта кол-ва раб.
постов
№
|
Наименование участка
|
Виды работ
|
Трудоёмкость
|
Кол-во раб. постов
|
Постовых
|
Участковых
|
Расчётное
|
Принятое
|
1
|
Диагностирования
|
Контрольно диагностические
|
4457
|
-
|
0,53
|
1
|
2
|
Зона постовых работ ТО и ТР
|
-ТО в полном объёме
-Смазочные работы
-Всего работ ТО
|
16715
3343
20059
|
-
|
2,4
|
2
|
-Регулировка углов колёс
-Ремонт тормозов
-Электротехнич. работы
-Система питания
-Аккумуляторные
-Шиномонтажные
-Обойные
-Ремонт узлов и систем
-Всего работ ТР
|
4457
3343
3566
3120
223
669
1671
4437
21486
|
-
|
2,5
|
3
|
3
|
Кузовной
|
Кузовные, жестяницкие, арматурные
|
20893
|
6965
|
3,4
|
3
|
4
|
Окрасочный
|
Окрасочные, противокоррозионные
|
17828
|
-
|
2,9
|
3
|
5
|
Ремонта электрооборудования
|
Электротехнические
|
-
|
893
|
-
|
-
|
6
|
Ремонта топливной аппаратуры
|
Работы по системе питания
|
-
|
1337
|
-
|
-
|
7
|
Аккумуляторный
|
Аккумуляторные
|
-
|
2006
|
-
|
-
|
8
|
Шиномонтажный
|
Шиномонтажные
|
-
|
-
|
-
|
9
|
Агрегатный
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов
|
-
|
4457
|
-
|
-
|
10
|
Обойный
|
Обойные работы
|
-
|
1672
|
-
|
-
|
11
|
Слесарно-механический
|
Слесарно-механические
|
-
|
7800
|
-
|
-
|
Всего:
|
|
84746
|
26690
|
11,7
|
12
|
Окончательно принимаем Хобщ=12остов.
Суточное число заездов на
городскую СТО для выполнения уборочно-моечных работ
|
(16)
|
где согласно раннее
произведённым вычислениям dум=5; Драб.г=305 дней, тогда
При механизации
уборочно-моечных работ число рабочих постов
,
|
(18)
|
где φео –
коэффициент неравномерности поступления автомобилей на участок мойки;
Тое – суточная
продолжительность работы участка мойки, ч;
Nу – производительность моечной установки, ;
η – коэффициент
использования рабочего времени поста.
Согласно рекомендации [2]
η=0.9; φео=1,3. принимаем, что участок мойки
оборудуется механической моечной установкой Nу = 70 .
Принимаем Тое
=10 ч, тогда
,
|
(19)
|
Окончательно принимаем Хео=1 пост.
3.2 Расчет числа
вспомогательных постов
К вспомогательным постам
относятся посты приёмки и выдачи автомобилей, посты контроля после проведения
ТО и ТР и сушки на участке мойки.
Количество постов приёмки
на участке приёмки и выдачи автомобилей рассчитывается по формуле аналогичной
для вычисления числа рабочих постов [11], т. е.
,
|
(20)
|
где Тп.в. –
годовой объём работ по приёмке автомобилей, чел.-ч.
Согласно рекомендации [2]
для постов приёмки и выдачи автомобилей Рср=1 чел., тогда с учётом вычисленных
значений, вычисленных раньше, имеем
,
|
(21)
|
Окончательно принимаем Хп=1
пост.
Выполняя аналогичные
вычисления по формуле [20] принимаем ,что постов выдачи автомобилей Хв=1
пост.
По рекомендациям [4]
число постов контроля после проведения ТО и ТР зависит от мощности СТОА и
определяется исходя из продолжительности контроля. Поскольку продолжительность
контроля не нормируется документом [2] задаемся, что она составляет не более 20
минут, следовательно пропускная способность поста контроля после проведения ТО
и ТР Апр=3 .
Число постов контроля после проведения ТО и ТР определяется по формуле
|
(22)
|
где φконтр
– коэффициент неравномерности поступления автомобилей на пост контроля после
проведения ТО и ТР;
Тконтр –
суточная продолжительность работы поста контроля после проведения ТО и ТР.
Принимаем, что пост
контроля после проведения ТО и ТР имеет тот же режим работы, что и зона
постовых работ ТО и ТР, то есть Тконтр=16,4 ч.
Согласно рекомендациям [4] φконтр=1,4, тогда
|
(23)
|
Принимаем, что количество
постов контроля Хконтр=1 пост.
По рекомендациям [4]
число постов сушки на участке мойки определяется исходя из пропускной
способности данного поста, которая может быть принята производительностью
механической мойки. Тогда с учётом принятой производительности моечной
установки Nу=70 количество постов сушки рассчитываемое по
формуле [19] составит Хсушки=1 пост.
3.3 Расчет числа мест
ожидания ТО и ТР
Согласно [2] количество
мест ожидания ТО и ТР следует принимать из расчёта 0,5 автомобилеместо на 1
рабочий пост. С учётом данной нормы имеем следующее количество мест ожидания ТО
и ТР
- участок
диагностирования - 1
- зона постовых работ ТО
и ТР - 3
- кузовной участок - 3
- окрасочный участок - 2
Места ожидания ТО и ТР
будем размещать непосредственно в помещениях постов ТО и ТР согласно
рекомендации [2].
3.4 Расчёт количества
мест хранения автомобилей
Согласно [2] количество
мест хранения автомобилей (стоянки) для городских СТОА следует принимать из
расчёта 3 места на 1 рабочий пост. При Хобщ= 12 имеем 36 мест
автомобилей. количество мест для стоянки автомобилей клиентов и персонала СТОА вне
территории следует принимать из расчёта 2 места стоянки на 1 рабочий пост.
Тогда Хобщ= 12 имеем 24 мест стоянки клиентов и персонала СТОА.
4. Расчёт численности
персонала
4.1 Расчёт численности
производственных рабочих
К производственным
рабочим относятся рабочие зон и участков непосредственно выполняющие работы по
ТО и ТР.
Технологически
необходимое число рабочих
,
|
(24)
|
где Тг -
годовой объём работ по зонам ТО, ТР или участку, чел.-ч;
Фт – номинальный
годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной
работе, чел.-ч.
Штатное число рабочих
,
|
(25)
|
где Фш –
эффективный годовой фонд времени штатного рабочего при односменной работе,
чел.-ч.
Согласно рекомендациям
[2] величины Фт и Фш составляют:
- для маляров Фт
=1830 ч; Фш = 1610 ч;
- для прочих профессий Фт
=2070 ч; Фш = 1800 ч.
Дальнейшие расчёты сводим
в таблицу 5.
Таблица 5. Расчёт
численности производственных рабочих
№
|
Наименование участка
|
Трудоёмкость работ, Тr(чел-ч)
|
Номинальный фонд времени Фт (ч)
|
Эфэкт. Фонд Времени Фш (ч)
|
Число рабочих Рт
|
Число рабочих Рш
|
Расчётное
|
Принятое
|
Расчётное
|
Принятое
|
1
|
Диагностирования
|
4457
|
2070
|
1820
|
2,3
|
2
|
2,6
|
3
|
2
|
Зона постовых работ ТО и ТР
|
41545
|
2070
|
1820
|
21,4
|
21
|
22,8
|
23
|
3
|
Кузовной
|
27858
|
2070
|
1820
|
13,4
|
14
|
14,5
|
15
|
4
|
Окрасочный
|
17828
|
1830
|
1610
|
8,6
|
9
|
9,1
|
9
|
5
|
Ремонта электрооборудования
|
893
|
2070
|
1820
|
0,4
|
1
|
0,5
|
1
|
6
|
Ремонта топливной аппаратуры
|
1337
|
2070
|
1820
|
0,6
|
1
|
0,7
|
1
|
7
|
Аккумуляторный
|
2006
|
2070
|
1820
|
0,9
|
1
|
1,0
|
1
|
8
|
Шиномонтажный
|
1560
|
2070
|
1820
|
0,7
|
1
|
0,8
|
1
|
9
|
Агрегатный
|
4457
|
2070
|
1820
|
2,2
|
2
|
2,4
|
3
|
10
|
Обойный
|
1672
|
2070
|
1820
|
0,8
|
1
|
0,9
|
1
|
11
|
Слесарно-механический
|
7800
|
2070
|
1820
|
3,7
|
4
|
4,2
|
4
|
|
Всего:
|
111436
|
|
|
|
57
|
|
62
|
4.2 Расчёт численности
вспомогательных рабочих
Согласно [2] численность
вспомогательных рабочих устанавливается в процентном отношении от штатной
численности производственных рабочих.при штатной численности производственных
рабочих = 62 чел.
Норматив численности вспомогательных рабочих составляет 26% численности
производственных рабочих
0,26
|
(26)
|
Следовательно
, чел
|
(27)
|
Предварительно принимаем
Рвсп.= 16 чел. Распределение численности вспомогательных рабочих по
видам работ представлено в таблице 6 [2].
Таблица 6. Расчёт
численности вспомогательных рабочих по видам работ
№
|
Виды вспомогательных работ
|
Соотношение келейности по видам работ. (%)
|
Принятое количество вспомогательных рабочих, чел
|
1
|
Ремонт и обслуживание технического оборудования.
|
25
|
4
|
2
|
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования
|
20
|
4
|
3
|
Прим, хранение и выдача материальных ценностей
|
20
|
4
|
4
|
Перегон автомобилей
|
10
|
2
|
5
|
Обслуживание компрессорного оборудования
|
10
|
2
|
6
|
Уборка производственных помещений
|
15
|
2
|
Всего:
|
100
|
22
|
Окончательно принимаем =22 человека.
4.3 Расчёт численности
инженерно-технических работников, служащих СТОА, младшего обслуживающего
персонала и пожарно-сторожевой охраны
Численность персонала,
служащих СТОА, младшего обслуживающего персонала и пожарно-сторожевой охраны
устанавливается от наличия рабочих постов [2]. Указанная численность персонала
указана в таблице 7.
Таблица 7. Численность
инженерно-технических работников, служащих СТОА, младшего обслуживающего
персонала и пожарно-сторожевой охраны
Наименование функции управления, персонала.
|
Численность персонала при количестве рабочих постов от 10 до 20
|
Общее руководство
|
1
|
Бухгалтерский учёт и финансовая деятельность
|
2
|
Материально-техническое снабжение
|
1
|
Производственно-техническая служба
|
7
|
Младший обслуживающий персонал
|
2
|
Пожарно-сторожевая охрана
|
4
|
ИТОГО:
|
17
|
5. Расчёт площадей
помещений СТОА
5.1 Расчёт производственно-складских
помещений
5.1.1 Расчёт площадей
зоны постовых работ ТО и ТР и участки диагностирования
Площадь зоны постовых
работ ТО и ТР F3 может быть рассчитана по удельным площадям
F3=fa∙X3∙Kп , (28)
где fa – площадь, занимаемая автомобилем в
плане (4∙1,7 м2);
X3 – число постов ТО и ТР;
Kп – коэффициент плотности расстановки постов.
Величины fa рассчитывается по габаритным
размерам автомобиля, а коэффициент Kп по
рекомендациям [3,4] при двухстороннем расположении постов Kп=5.
F3=4∙1,7∙5∙5=170м2 (29)
Поскольку участок
диагностирования, приемки-выдачи, мойки включает в себя только постовые работы,
то расчёт его площади производится по формуле, аналогичной (28)
F3=fa ∙∙Xд∙Kп
, (30)
где Xд – число постов диагностирования.
Дальнейшие расчеты сводим
в таблицу 8.
Таблица 8. Расчет
площадей зон постовых работ
№
|
Наименование участка
|
Общая площадь, м2
|
1
|
Диагностирования
|
34
|
2
|
Приёмки-выдачи
|
68
|
3
|
Мойки
|
34
|
Площади зоны постов работ
ТО и ТР и участка диагностирования уточняются при разработке планировочного
решения графическим методом с учётом сетки колон и нормированных расстояний
между автомобилями при маневрировании.
5.1.2 Расчёт площадей
производственных участков
В случае, если не
известна площадь, занимаемая технологическим оборудованием, то площадь
производственного участка может быть определена приближённо по числу работающих
на участке в наиболее загруженную смену
Fу=f1+f2∙(Pт*-1) ,(32)
где f1 – площадь на одного работающего, м2/чел. ;
f2 – то же на каждого последующего работника, м2/чел.
;
Pт* - число технологически необходимых работников в
наиболее загруженную смену.
Дальнейший расчет величины
Fу сводим в таблицу 8. Значения f1, f2 представлены в таблице 9 принятые из
[4].
Таблица 9. Расчёт
значений площадей производственных участков.
№,
пп.
|
Наименование участка
|
f1, м2/чел.
|
f2, м2/чел.
|
Pт*, чел.
|
Площадь Fп, занимаемая постами,
м2
|
Fу, м2
|
1
|
Кузовной участок
|
18
|
12
|
15
|
20,4
|
206
|
2
|
Участок ремонта электрооборудования
|
15
|
9
|
1
|
-
|
15
|
3
|
Участок ремонта топливной системы
|
11
|
8
|
1
|
-
|
11
|
4
|
Аккумуляторный участок
|
21
|
15
|
1
|
-
|
21
|
5
|
Шиномонтажный участок
|
18
|
15
|
1
|
-
|
18
|
6
|
Агрегатный участок
|
14
|
2
|
-
|
36
|
7
|
Обойный участок
|
18
|
15
|
1
|
-
|
18
|
8
|
Слесарно-механический участок
|
18
|
12
|
4
|
-
|
54
|
Согласно [2] площадь
окрасочного участка определяется в зависимости от количества и габаритов
окрасочно-сушильного оборудования, постов подготовки, нормативного расстояния
между оборудованием, подвижным составом и элементами конструкций зданий. Из-за
отсутствия удельных показателей f1 и f2 по формуле 28 определена быть не может. Для её вычисления
может быть использована формула, основанная на знании площадей, занимаемых
технологическим оборудованием и коэффициентом плотности его расстановки.
Fу=fоб∙Коб, (33)
где fоб – суммарная площадь горизонтальной
проекции по габаритным размерам оборудования;
Коб –
коэффициент плотности расстановки оборудования.
Если в помещении
производственных участков предусмотрены посты, то к расчётной площади Fу необходимо прибавить площадь, занятую постами.
Согласно [2] для окрасочного участка Коб=3,7.
При количестве рабочих
постов на окрасочном участке 5 ед. общей площадью 34 м2 и принятой
горизонтальной площадью оборудования 26,6 м2 принимаем Коб = 56,6м2
Fу=56.6∙3,7=206 м2 (34)
Согласно [1] площадь зоны
ожидания (стоянки) рассчитывается по формуле:
F3=fa∙Аст∙Kп (35)
де: Аст-число
автомобиле-мест хранения.
Kп- коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест
хранения.
Согласно [1] Kп =3.
F3=6,8∙11∙3=224 (36)
Рассчитанные по формулам
28 и 33 значения в дальнейшем уточняются при разработке планировочного решения
графическим методом.
5.1.3 Расчёт площадей
складских помещений
Площади складских
помещений СТОА легкового автотранспорта определяется по формуле
Fскл=Sуд∙Nсто/1000 , (37)
где Sуд – площадь складского помещения на
тысяцу комплексно обслуживаемых автомобилей, м2.
Согласно [2] величина Sуд для склада запасных частей равна 32 м2, для склада двигателей, агрегатов и узлов равна 12 м2, для склада эксплуатационных материалов равна 6 м2, для склада шин 8 м2, для склада лакокрасочных материалов 4 м2, для склада смазочных материалов 6 м2, для склада кислорода и ацетилена в
баллонах 4 м2.Окончательные подсчеты сводим в таблицу 10.
Таблица 10. Площади
складов
№
|
Название склада
|
Площадь, м2
|
1
|
Запчастей
|
64
|
2
|
Агрегатов
|
24
|
3
|
Эксплуатационных матерьялов
|
12
|
4
|
Шин
|
16
|
5
|
Лакокрасочный
|
8
|
6
|
Смазочных матерьялов
|
12
|
7
|
Кислорода
|
8
|
5.2 Расчет площадей
административно-бытовых помещений
При расчёте площади
административно-правовых помещений используются следующие округлённые показания
[2,3]
- площадь для помещений
заказчиков 9-12 м2/раб. пост;
- площадь конторских
помещений 6-8 м2/чел.;
- площадь бытовых
помещений 2-4 м2/чел..
-площадь магазина 6-8 м2 /1000к.о.автомобилей согласно [1]
-Вентиляционная камера 10 м2
Дальнейшие расчёты сводим
в таблицу 11.
6. Расчёт обойного
участка, выбор технологического оборудования
6.1 Выбор технологического
оборудования
На основе
изученных материалов выбираем технологическое оборудование, представленное в
таблице 11.
Таблица 11. Номенклатура
выбранного технологического оборудования.
№
пп.
|
Наименование, марка
|
Основные параметры
|
fоб, м2
|
Объём работ на оборудовании %
|
Расчётное количество оборудования
|
1
|
Верстак безтумбовый «22.2д.020»
|
Габариты: 1000х600х820 Метал.столешница
|
0,6
|
35
|
1
|
2
|
Ванночка дляя проверки радиаторов
|
Габариты: 900х400х800
|
0,36
|
15
|
1
|
3
|
Ларь для отходов
|
Габариты: 500х500х500
|
0,25
|
5
|
1
|
4
|
Стеллаж для ремонтных деталей и оборудования
|
ШМИ-5120 Габариты: 2000х1000х1950
|
2
|
5
|
1
|
5
|
Тележка для перевозки ремонтных деталей
|
«Рллер» Габариты: 500х500х800
|
0,25
|
10
|
1
|
6
|
Набор для пайки
|
ЭП - 2561
|
-
|
30
|
1
|
6.2 Расчет
потребности в технологическом оборудовании
Количество
основного технологического оборудования определяют по трудоёмкости работ и
степени использования.
Число единиц
основного технологического оборудования Qоб
определяется по трудоёмкости работ:
Qоб=Тоб/Фоб=Тоб/Др.д г ∙ Тсм ∙С∙Роб ∙ήоб (38)
Где: Тоб- годовой объём работ по данной группе.
Фоб- годовой фонд времени рабочего поста.
Тсм- продолжительность смены.
ήоб- коэффициент использования оборудования по времени. Согласно
[2] ήоб =0,9.
Рассчитанный
годовой объём работ для обойного участка 1670 чел/ч. Принимаем процентное
соотношение годового объёма работ на технологическом оборудовании таблица 11.
Расчёты по
определению кол-ва технологического оборудования сводим в таблицу 11.
Так как
работает один человек то дополнительного оборудования по 6.3Расчёт площади
шиномонтажного участка
Расчёт
площади Fуч производится по формуле:
Fуч=fоб∙Kоб+ Fп (39)
Где: fоб- суммарная площадь проекции
технологического оборудования по габаритным размерам.
Kоб- коэффициент плотности расстановки
технологического оборудования.
Fп -площадь занимаемая постами (постов нет).
Согласно [2] Kоб=5
Fуч=3,46∙5=17,3; м2 (40)
7. Расчёт
потребности в основных видах ресурсов
Виды ресурсов:
-Вода оборотная, свежая.
-Энергия тепловая,
электрическая.
Расчётные нормы данных
ресурсов вычисляются по методике [2] основанной на использовании удельных норм
на один рабочий пост в зависимости от мощности предприятия, типа автомобиля и
температуры окружающего воздуха.
Расчёт расхода оборотной,
свежей и сточной воды Vi производится по формуле:
(41)
Где: m i –удельная
норма расхода воды на рабочий пост
Xобщ - Общее количество рабочих постов на СТОА
,-Коэффициенты корректирующие нормы расхода от
мощности СТОА и типа автомобиля соответственно.
Дальнейшие расчеты сводим
в таблицу 12.
Таблица 12. Нормы расхода
оборотной, свежей и сточной воды
№
|
Наименование потребляемого ресурса
|
mi
( )
|
|
|
Vi
()
|
1
|
Вода оборотная
|
3,0
|
0,96
|
0,95
|
32,8
|
2
|
Вода свежая техническая
|
1,8
|
19,7
|
3
|
Вода свежая питьевая
|
1,2
|
13,1
|
4
|
Вода сточная бытовых потребителей
|
1,2
|
0,97
|
13,3
|
5
|
Вода сточная производственных потребителей
|
0,05
|
0,55
|
Нормы расхода тепловой
энергии Qтеп рассчитываем по формуле:
(42)
Где :Ртеп- удельная норма расхода тепловой энергии на рабочий
пост.
- Коэффициент коррекции по температуре
окружающего воздуха (Умеренный район)
Дальнейшие расчёты сводим
в таблицу 13.
Таблица 13 Нормы расчёта
тепловой энергии
Ртеп
()
|
|
|
|
Qтеп
()
|
208
|
0,85
|
0,95
|
1
|
2015,5
|
Данные из источника [2].
Расчёт установочной
мощности электроприёмников СТОА Wуст производится по формуле:
,кВт (43)
Где: wуст- удельная норма установочной мощности на рабочий пост
Кспр- Коэффициент спроса.
Дальнейшие расчёты сводим
в таблицу 14
Таблица 14. Нормы расхода
электроэнергии
wуст
()
|
|
|
Кспр
|
Wуст
кВт
|
30
|
0,90
|
0,95
|
0,50
|
153,9
|
Данные из источника [2].
8.Обоснование графической
части
8.1 Генеральный план
При разработке
генерального плана исходным материалом послужили имеющиеся данные:- Площадь и
форма производственного здания.
- Принятая площадь
участка.
- Количество
автомобилемест хранения.
- Основные данные
проектируемой СТОА полученные в пояснительной записке.
Площади дополнительных
зданий и сооружений были приняты.
Расстановка сооружений
была выполнена в соответствии с ВСН 01-89, ОНТП 01-91 и рядом вспомогательной
литературы, приведённой в списке. Копирование источников не имеет смысла.
Обоснование считать законченным и достаточным.
8.2 Компоновочный план
При разработке
планировочного плана предприятия опорой послужили:
-Функциональная схема
организации производства СТОА.
-Принцип тяготения
производственных участков друг к другу.
-Произведенные расчёты.
-Нормативные документы.
8.3 Производственный
участок
При проектировании
участка были использованы произведённые расчёты, форма участка была
согласованна с компоновочным планом СТОА, оборудование расставлено в
соответствии с должными нормативными документами.
Заключение
Данная работа по
проектированию СТОА строилась на соблюдении основных нормативных актов.
Спроектированная станция включает
в себя:
-Административно-бытовые
помещения:
-Административное
помещение
-Бытовые помещения:
столовая, гардероб, душевая, туалет, комнаты для курения и отдыха
-Клиентская
-Магазин
-Производственно-складские
помещения:
-Зона постов ТО и ТР,
склады смазочных материалов, эксплуатационных жидкостей
-Окрасочный участок,
склад лакокрасочных изделий
-Кузовной участок, склад
кислорода
-Зона постов приёмки и
выдачи, автомобилеместа ожидания
-Пост диагностирования
-Пост мойки
-Агрегатный участок,
склад агрегатов
-Обойный,
слесарно-механический участки
-Аккумуляторный, ремонта
топливной аппаратуры
-Шиномонтажный участок,
склад шин
Считать поставленную
задачу по курсовому проекту выполненной.
Список литературы
1.Тарасова М.Г. Проектирование и
реконструкция предприятий автосервиса: Методические указания по выполнению
курсового проекта для студентов специальности 230100.02 «Сервис транспортных и
технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)».-СПб.: Изд-во
СПбГАСЭ,2005.-55с.
2.ОНТП 01-91. Общесоюзные нормы
технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта/ Утв.
Протоколом концерна «Рос-автотранс» от 07.08.1991 г.№3
3.ВСН 01-89. Предприятия по
обслуживанию автомобилей/ Утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 12.01.1990
г.№ВА-15/10
4.Чекмарв а.а., Осипов В.к.
Справочник по машиностроительному черчению. – 4-е изд., стер.-М.: Высш. Шк.,
2003.-493 с.: ил.
5.Охрана труда на автомобильном
транспорте/ Утв. Приказом министерства труда и социального развития РФ от
12.05.2003 г.№28.
6.Сарбаев В.И., Селиванов С.С.,
Коноплёв В.Н., Дёмин Ю.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:
механизация и экологическая безопасность производственных процессов /Ростов
н/Д.: «Феникс» ,2004 г.-448с.
7.Автотранспортные предприятия:
нормативное регулирование деятельности. –М.: Современная экономика и право,
2000. – 376 с.