Аналитическая характеристика архитектурно-градостроительного комплекса Троицкого мужского монастыря г. Тюмень
Аналитическая характеристика
архитектурно-градостроительного комплекса Троицкого мужского монастыря г.
Тюмень
Реферат выполнил студент 2 курса
группы 21 - СП УЗ Матвеев Антон Юрьевич
Российский государственный аграрный
университет - МСХА имени К.А. Тимирязева.
Москва 2009г.
1. Место комплекса в структуре
окружения.
На очень
удобном и ответственном для города месте расположен этот монастырь. Широкий
плоский мыс на берегу Туры это своеобразная "Завязка" города.
Монастырь на берегу стал основательно, закрепившись на нем высокими стенами и
монументальными постройками. Троицкий монастырь расположен в исторической части
города, где не ведется многоэтажного строительства и располагаются малоэтажные
дома. В этой части города сохранилась чёткая симметрия и основные улицы также
как и сотни лет назад приводят к стенам монастыря. И даже главная улица города
Тюмени улица Республики, как стрела пронизывает весь город, упирается в стены
монастыря, обтекает его по контуру. Размещаясь на высоком берегу реки Туры
Монастырь хорошо виден с любой точки старого города и со всех точек заречной
части. Он является доминантой данного участка города.
2. История
формирования комплекса.
Заложен был
монастырь, в 1616 году (1610, 1621) казанским монахом Нифонтом по указу царя
Михаила Федоровича, а построен Корнилием Хоревым с монахами. Через восемь лет
была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь.
После
большого пожара в городе была уничтожена большая ее часть, все церкви и женский
монастырь. Сибирский митрополит Филофей Лещинский стал ходатайствовать перед
Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с
раскольниками. Разрешение было получено сразу же (14 декабря 1706 года). Указ
царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю
тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными людьми),
лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить
четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного
строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И.Иконников.
К началу
каменного строительства монастырь был переименован в Троицкий. Через девять лет
в основном было завершено возведение двух каменных церквей - Троицкий собор
(освящена в 1715 году) и Зосима и Савватия, переименованный позже в церковь
Сорока мучеников (освещена в 1717 году). Одноэтажная церковь Сорока мучеников
была отодвинута в дальний правый угол территории, обогащая ансамбль своими
главами, но в то же время, подчеркивая ведущую роль двух других храмов. К 1741
году закончено строительство каменной монастырской ограды, настоятельского
корпуса и колокольни Петропавловской церкви. Сама же церковь освящена в 1755
году. После двух больших пожаров в середине XIX века Троицкий и Петропавловский
храмы были частично перестроены. К тому времени монастырь состоял уже в третьем
классе и считался лучшим в Сибири после иркутского Иннокентьевского монастыря.
Троицкий
монастырь. Фото 1902г.
В 1726 году
было начато строительство церкви Петра и Павла, завершенное в 1755 году.
Существует предположение, что церковь была построена по проекту С.У. Ремезова,
хотя и в несколько измененном виде. Впоследствии, между церковью Петра и Павла
и колокольней был возведен пристрой, в котором разместились ризница и духовное
правление.
В 1842 г.
произошел пожар в монастыре после которого его пришлось восстанавливать.
Советская
история.
В январе
1923 г. Закрыт Тюменский мужской монастырь на основании постановления
Наркомстата от 24 августа 1918 г. В 1929 году Передан в ведение Горкомхоза для
использования под культурные и общеполезные учреждения. В 1941 г. Передан КЭЧ.
Тюменского гарнизона.
В апреле
того же года было принято решение о постройке водоочистительной станции. 1946
г. Решение, в котором говорится о разрушении Свято-Троицкого монастыря,
уничтожена церковь сорока мучеников, а в мае 1947 г. Постановление СМ РСФСР №
389 "Об охране памятников архитектуры" , в которое входит Троицкий
монастырь. На местном же уровне в декабре 1948 г. Облсовет принял решение
"0 мерах улучшения охраны памятников". И уже в 1949- 1950 г. Принято
решение о проведении капитального ремонта. С 1960 г. По распоряжению
облисполкома № 116-р о передаче областному управлению культуры комплекса Свято-
Троицкого Монастыря, он стал музеем истории города Тюмень. В 1986-1987 гг.
Организована в стенах в Троицкого монастыря "Тюменьреставрация".
В 1996 г.
комплекс Троицкого собора передан в пользование Тобольско - Тюменской Епархии.
Церковь
Сорока мучеников. Южный фасад. Фото конца XIX века.
3.
Планировочная и пространственная характеристика комплекса.
1- Здание
Тюменской семинарии.
2-
Административное здание комплекса Тюменьрестоврация
3- Церковь
Петра и Павла
4- Церковная
лавка
5-
Хозяйственная постройка
6- Троицкий
собор
7- Каменная
стена
8- Въездные
ворота
Форма плана
монастыря неправильная, в виде прямоугольной трапеции.
Граница
образована с трех сторон стеной комплекса и примыкающей к ней церкви Петра и
Павла, зданий тюменской семинарии, а с восточной стороны берегом реки Тура.
Весь
комплекс Троицкого монастыря состоит на сегодняшней день из таких основных
элементов: Троицкий собор, Церковь Петра и Павла и пристроенная к ней
шатровидная колокольня, двухэтажное здания Тюменской семинарии, здание в
котором разместились реставрационные мастерские, церковной лавки,
хозяйственного здания, центральные ворота - вход на территорию монастыря.
Пятиглавая
Петропавловская церковь (закончена в 1755 г.) имеет крестообразный план, что
вовсе не характерно для Сибири (в Тюменской области других таких нет), зато
вполне обычно для Украины того времени. Рядом с ней стоит более ранняя шатровая
колокольня. Сохранились также двухэтажный настоятельский корпус (1730-е годы) и
монастырская ограда (закончена в 1741). Длина ограды 392 метра, высота 5
метров, она окружает монастырь с трех сторон. Четвертой каменной постройкой
монастыря стали двухэтажные настоятельские покои, сооруженные в 1739 году в
одной связи с оградою, с кладовыми под ними двумя палатами. Скромность
архитектуры вполне соответствует назначению этого здания как жилого дома
настоятеля монастыря. Окна открывают вид на Ямскую слободу с одной стороны и на
монастырский двор с двумя громадными церквами в нем.
От дома настоятеля
можно увидеть все постройки монастыря - обе церкви, Троицкий собор, деревянные
здания служб и келий, ограду. Высокая, почти крепостная ограда с массивными
пилястрами и контрфорсами на внешних углах, сомасштабна мощным формам церквей и
тесно с ними связана. Все три монастырских храма были поставлены по диагонали
таким образом, что при взгляде из города они не перекрывают друг друга и
компонуются в сложную композицию. В центре этой композиции оказывается самый
статичный и массивный Троицкий собор - главная ось и центр тяжести всего
ансамбля.
4.
Функциональная характеристика комплекса.
В 1995 году
монастырь вновь стал действующим. Настоятелем - священноархимандритом обители
ныне является Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский,
а наместником монастыря, первым после его возрождения и по настоящее время, -
архимандрит Тихон (Бобов). В настоящее время на территории монастыря расположен
музей истории образования города Тюмени. Музейные экспозиции расположены в
церкви Петра и Павла в шатровидной башенке, в двухэтажном пристрое. Комплекс
практически полностью отреставрирован и является одной из главных
достопримечательностей нашего города. И в наши дни, как и прежде, обитель
продолжает своё духовно-просветительское служение миру. При монастыре открыто
Духовное училище, действует воскресная школа. В стенах древней обители
возрождается монашеская жизнь. В Троицком соборе совершается богослужение,
теплятся лампады, горят свечи, приносятся молитвы Богу. Также на территории
монастыря работают реставрационные мастерские, церковная лавка и в современной
истории вновь было построено хозяйственное здание. Весь комплекс можно назвать
туристической жемчужиной нашего города. На его территорию совершаются
поломнечества.
В настоящее
время на стене монастыря размещены камеры видеонаблюдения и она как и сотни лет
назад играет защитную роль памятника истории. В 2005г. Троицкий собор был
ограблен.
Схема
функционального зонирования Святотроицкого монастыря
Учебная
функция
Хозяйственная
функция
Производственная
функция
Музейная
функция
Торговая
функция
Функция
охраны
5.
Композиционная и стилистическая характеристика основных архитектурных объектов.
Собор
тюменского Троицкого монастыря (1708-1715), четырёхстолпный (единственный
столпный храм Сибири XVIII в.), с пятью главами - тремя большими по оси
восток-запад и двумя маленькими к северу и югу от главной. Детальный анализ
композиции позволяет точно определить место этого храма в типологии украинской
архитектуры - в рамках так называемого «маргинального» типа шестистолпных
украинских соборов (по В. В. Вечерскому), куда относятся соборы Св. Духа в
Ромнах (1689 или 1742-1746) и Флоровского монастыряв Киеве (1722-1732). Правда,
он отличается от них пятиглавием, решение которого уникально и для русской, и
для украинской архитектуры, и объясняется, очевидно, неизвестными пока деталями
заказа. Причиной выбора собора украинского, а не русского типа было, как
представляется, желание митрополита возвести в Тюмени подобие Киево-Печерской
лавры: подтверждением этого служит уникальное посвящение одного из приделов
собора Печерской иконе Успения Богоматери. Композиция Троицкого собора восходит
к более древним образцам кубических монументальных храмов, форма глав несет
явное сходство с украинским барокко конца XVII века. В его декоративном
убранстве явно прослеживается влияние нарядного “нарышкинского барокко” и даже
узорочья, но при этом форма глав и их постановка по частям света, а не по углам
четверика соответствуют принципам украинской архитектуры.
Основной
объем собора имеет в плане размеры 22, 0 х 18, 5 м. Высота его вместе с крестом
- 43, 2 м. Это типичный кубический бесстолпный храм с большой граненой апсидой.
Аскетизму мощного лаконичного кубического объема противоречит фасадный декор
барочного происхождения. Подобная противоречивость отражает общую особенность
времени строительства собора, когда завершался переход от средневековья к
принципам новой эпохи. Борьба двух культурных тенденций порождала своеобразные
синтетические формы архитектурных произведений. В этом контексте тюменский
Троицкий собор - явление закономерное.
Троицкий
собор построен по древнему образцу - в виде громадного куба увенчанного мощным
пятиглавием. Но в отличие от требований древнего канона Троицкий собор получил
более живописную трактовку. "Избыточна живописность Троицкого собора
создана двухэтажным северным пределом, двумя одноэтажными пристройками к
двухсветной аспиде, двумя одноэтажными "щипцовыми" стенками,
венчающими торцы предела. Влияние украинского зодчества определило прорисовку
глав Троицкого собора и даже саму постановку их на четверике по странам света,
а не по углам четверика. В интерьере храма отмечается хорошая освещенность.
Влияние
западных форм на архитектуру Троицкого собора прослеживаются довольно отчетливо.
На фасадах четверика нет членений, соответствующих структуре четырехстолпного
храма. Порталы его выполнены не в романтических формах, характерных для
древнерусских церквей, а виде композиции из полуколонн с опирающимися на них
стилизованными архитравами. Гладкие стены завершаются дробно расчлененным
карнизом. Торцевые фасады приделов увенчаны характерными для европейского
барокко высокими фигурными аттиками, а главы имеют форму, типичную для
украинской культовой архитектуры. Очень своеобразно их распределение: три
большие главы, из которых одна поставлена на апсиду, акцентирует продольную ось
здания. Поперечная же ось выделена всего двумя малыми главами. Подобный акцент
продольной оси напоминает прием венчания вытянутых в длину католических
базилик. В русском зодчестве осевая композиция куполов стала распространяться с
конца XVII века в трапезных церквях. В пятиглавых кубических храмах прием
продольной ориентации применялся очень редко. Вполне возможно, что, а завершил
его украинский мастер.
Но при явном
и активном влиянии западных форм на архитектуру Троицкого собора древнерусское
начало является все же ведущим. Это проявляется, прежде всего, в подчеркнутой
статичности объемов и в характере трактовки декора. Мощный клуб четверика почти
не взаимодействует с настенным декором. Барочные детали как бы наложены на
плоскость стены, не трансформируя ее. Кроме того, древнерусское начало
проявляется и в разнообразии наличников из полу - колонок с полуциркульным или
трехлепестковым профилированным очельем на северной стене и на апсиде полу -
колонки предстают составленными из кубышек, а очелье приобретает сложную
“пламенеющую” форму. Еще одна черта древнерусского зодчества - мощные
бочкообразные утолщения на угловых пилястрах. По традиции еще от византийского
зодчества, стены собора были неоштукатуренными - кладка велась на известковом
растворе с затиркой швов. Лишь детали были побелены. Выполнены декоративные
элементы из фасонного и лекального кирпича. Для кладки стен применялся
характерный для XVII и XVIII веков применялся большемерный кирпич размером 300
х 160 х 75 мм.
Внутри собор
выглядит величественно. Двусветное пространство хорошо освещено, что не
свойственно древним храмам, обычно погруженным в полумрак. Это влияние нового
времени, естественного обмирщения церковного зодчества. Большие окна второго
яруса позволили сделать восьмериковый деревянный барабан центральной главы
глухим, поставлен на четырехлотковый сомкнутый свод, который опирается по
контуру с двух сторон - на северную и южную стены, а с двух других - на систему
арок. Такая конструкция - сомкнутый, а не крещатый свод, глухая глава -
соответствует общим особенностям русского культового зодчества первой четверти
XVIII века. Восточная и западная главы поставлены на световые восьмериковые
барабаны. Все строительные работы в Троицком соборе были закончены в 1717 г.
Вторая
сохранившаяся церковь монастыря - Петропавловская(1726-1755). Это единственная
в Тюменской области церковь с крестообразным планом. Этот храм называют
прототипом церкви Георгиевской храм киевского Выдубецкого монастыря.
Петропавловскую церковь Филофей Лещинский заложил последней, перед своей
смертью. Строилась она тридцать лет. Увенчанная невысоким шатром колокольня у
восточного фасада церкви встала необычно и в I760-х годах, уже после освещения
храма, были объединены колокольня и храм корпусом ризницы и духовного
правления. После пожара 1842 года сводчатые перекрытия аспид были заменены
плоскими, а проемы святых ворот заложены. Церковь перестала быть надвратной.
Окна в церкви расположены только на первом ярусе. Во втором ярусе - лишь
"слепые" окна. Это зрительно делает его более устойчивым. Надвратная
шатровидная колоколенка повторяет большую шатровидную колокольню.
Троицкий
монастырь вместил в себя основные типы церквей того времени: традиционный
кубический (Троицкий собор), "трапезный" (церковь Сорока мучеников),
крестообразный (Петро-Павловская церковь). Шатровые колокольня и надвратная
колоколенка как дополнение к ним.
6.
Характеристика основных природных элементов комплекса.
Святотроицкий
мужской монастырь расположен в месте соединения двух рек Туры и Тюменки.
Территория самого монастыря имеет уклон в сторону реки Тура. В двадцатом веке
река Тура несколько раз сильно разливалась, берега размыла и часть крепостной
стены, несколько хозяйственных построек и уцелевшие руины церкви сорока
мучеников обрушились и были смыты рекой. В настоящее время ведутся работы по
укреплению берега для сохранения монастыря от дальнейшего разрушения.
Также на
территории монастыря располагается церковный сад, и несколько одиночных и
групповых посадок деревьев, цветочные клумбы, которые ещё больше показывают
общность комплекса с природой. Посадки были как известно и раньше, но в
настоящий момент они были обновлены, для того чтобы наиболее точно воссоздать
атмосферу первоначального вида тюменского кремля.
Список литературы
1.
Купеческое барокко Сибири. // Экономика и право в зеркале культуры (Россия и
Запад). Материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 6-8 мая
2002 г.). СПб., 2003. С. 93-110.
2. К вопросу
об «украинизмах» архитектуры тюменского Троицкого монастыря // Искусство
христианского мира. Вып. VII. М., 2003. С. 234-242.
3.
Православные каменные храмы Западного Забайкалья XVIII - пер. пол. XIX вв.
История региональной традиции // Памятники русской архитектуры и
монументального искусства XVI-XX вв. Вып. 7. М., 2005. С. 178-207.
4.
Архитектура и ландшафты России. Красная книга. Предостережение. М., Искусство -
XXI век, 2003
6. Газета
Тюменский Курьер Вып. Январь, 2006г. Статья «История городов Сибирских»
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>