Характеристика семьи и ее основных проблем
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Определение семьи и семейных отношений
1.1 Определение семьи
1.2 Структура, функции и типы семейных взаимоотношений
2 Основные проблемы семьи
2.1 Перспектива отмирания семьи и ее кризис
2.2 Порнократия
2.3 Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми
элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными
социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивость
человеческого общества.
Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и
разводы, которые наносят большой социальный вред обществу, влекут за собой
различные социальные преступления. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее
общество. Таким образом, общество прямо пропорционально зависит от здоровья
семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
Объект данной работы – семья, ее структура, функции и типы.
Предмет – социальные проблемы семьи.
Цель – понимание феномена семьи и проблем ее существования.
Задачи:
- дать определение семьи и описать ее структуру, функции и типы;
- раскрыть основные проблемы и кратко описать инструментарий по их
разрешению.
1.1
Определение семьи
Семья – основной социальный элемент, по образцу которого строится
общество. Семья включена в систему социальной динамики, так как она подвержена
изменению, развитию. Фундаментальным законом человеческого порядка является
смена и преемственность поколений /8, с.6/.
Семья есть исторически конкретная система взаимоотношений между
супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны
брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной
ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью
общества в физическом и духовном воспроизводстве населения /1, с.44/.
Семья как социальный институт представляет собой совокупность
исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов
поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми,
другими родственниками. Социальная потребность появления института семьи
обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, производства самого
человека. Свидетельством стабильности, устойчивости семьи как элемента
социальной структуры является многовековое воспроизводство всего многообразия
культур и социумов в мире. Кроме того, международная статистика, данные
многочисленных переписей населения показывают, что число семей постоянно
растет, причем относительный прирост числа семей, брачных пар во многих
странах, в том числе и в России, опережает относительный прирост численности
населения /4, с.9-10/.
Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и
негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и
антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и
созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась,
видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход
его развития.
1.2
Структура, функции и типы семейных взаимоотношений
Структура – размер, состав семьи – зависит от способа организации
и обеспечения единства ее основных элементов, распределения половозрастных
ролей в семье. Характер структуры семьи определяется характером
социально-исторических условий: неравноправие женщины в обществе приводит к
неравноправию ее в семье. Иерархичность отношений в обществе приводит к иерархичности
отношений в семье.
Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или
моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия (от приказов
до вежливых дружеских советов) и в традиционном представлении структуры можно
выделить два типа семейных отношений.
Первый – авторитарный (лидерство), где руководство и организация
всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего
принудительную власть в семье.
Второй – демократический (партнерство), который предполагает
равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных
проблем, более прогрессивный. В последнее время преобладающим становится
равенство отношений между супругами.
Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи,
традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение
структуры семьи приводит к нарушению ее функций.
Функции семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно
связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может
быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся
форме она удовлетворяет.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение
(репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание
детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя
характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения,
постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме
организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда
реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности
индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и
давления /1, с.46/.
Для молодой семьи важна биологическая – репродуктивная функция,
для пожилой – эмоциональная. Репродуктивная (генеративная) функция –
биологическое воспроизводство жизни, поддержание непрерывности благодаря
рождению детей. Она необходима для продолжения человеческого рода. Функция
социальная – общество глубоко заинтересовано, чтобы последующее поколение было
количественно больше предыдущего. Это и нравственно-эмоциональная потребность
человека. Семья без ребенка ущербна. Функция первичной социализации детей –
постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми
присущими этому обществу законами.
Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов
семьи, прежде всего, носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении
здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении
гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи
должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к
медработникам за советами и помощью, выполнять их назначения.
Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к депрессиям,
ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены
семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование
семьи становится проблематичным.
К началу XX века социальные институты все более совмещают с семьей и берут на
себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны
(полиция и армия), функции питания, обеспечения одеждой, досуга (сфера
обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса
(индустриальный наемный труд) /1, с.48/.
Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей.
Она может быть полной и неполной – с одним родителем с детьми. Таких семей
около 13%. Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки,
либо семья братьев и сестер), она называется расширенной, многопоколенной,
крупной семьей, их всего 3,4%. 58,4% всех семей имеют детей до 18 лет. Доля
малодетных семей (один, два ребенка) в общей численности 58 %, а многодетных —
9,8% (три и более детей).
Разделение семей по семейно-жизненному циклу:
1) по брачному состоянию или возрасту: жизненный путь каждого
человека можно представить как добрачный, брачный (новобрачный, повторный,
незарегистрированный брак), послебрачный (разведенные, одинокие, не вступившие
в брак, вдовствующие);
Разделение семей по региональному признаку (городская, сельская).
В городах преобладают неполные семьи, национально смешанные. На селе больше
многодетных многопоколенных семей, что связано с особенностями ведения
домашнего хозяйства, жилищными условиями, этническим составом и т.д.
Разделение семей по уровню доходов. Семьей с высоким доходом
считается та, которая может позволить себе пользоваться платными услугами в социальной
сфере. Уровень благосостояния благополучной семьи на 15 — 20 % выше среднего;
такая семья решает свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.
2 ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ
2.1
Перспектива отмирания семьи и ее кризис
Признаки ослабления семейных связей усматривается в следующих
фактах: 1) все быстрее и быстрее растущий процент разводов и «разлучений от
стола и ложа», 2) уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что
все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными
узами «законного брака», 3) рост «внебрачных» союзов мужчины и женщины, 4) рост
проституции, 5) падение рождаемости детей, 6) освобождение женщины из-под опеки
мужа и изменение их взаимных отношений, 7) уничтожение религиозной основы брака
и 8) все более и более слабая охрана супружеской верности и самого брака
государством /6, с.7/.
Тенденции кризиса семьи можно выразить в следующих показателях. Резкое
падение количества заключаемых браков. Так, в настоящее время во Франции только
25% женщин до 35 лет состоит в зарегистрированном браке. Снижение брачности
связано, в первую очередь, с откладыванием браков. Откладывание браков не сопровождается
откладыванием начала сексуальных отношений, уменьшением сексуальных добрачных
контактов, что неизбежно ведет к числу абортов, особенно при первой
беременности, увеличению числа случаев вторичного бесплодия, внебрачных
рождений и отказов от рожденных детей.
Увеличение числа одиночек. В Париже зарегистрировано больше
холостяцких семей (один взрослый), чем супружеских пар. Старение населения
приводит к увеличению количества вдовцов и особенно вдов. Растет число молодых
людей, живущих в одиночестве, и женщин, которые должны хотят одни воспитывать
детей. Общественное содействие и предоставление различных пособий на малолетних
детей позволяет жить одному или в одиночку воспитывать детей.
Снижение детности семей. В ФРГ треть населения брачного возраста
(25–55 лет) не замужем и не женаты. Из оставшихся двух третей в свою очередь
треть бездетны. Из остальных подавляющее большинство — однодетные семьи. Формируется
культура бездетности. Растет число тех, кто осознанно выбирает “бездетный”
образ жизни. Наблюдается массовый сдвиг от семей, “сосредоточенных на детях”, к
семьям, “сосредоточенным на взрослых”.
Таким образом, существование семьи оказывается под вопросом.
Исчезают отдельные элементы семьи и соединяющие их связи. В соответствии со
структурой семьи подвопросами, конституирующими семейный вопрос, стали женский,
детский и мужской вопросы /6, с.8/.
2.2 Порнократия
Замужняя женщина не желает уже более иметь детей. Незамужняя - не
хочет более брака. Причина в том, что мужчина стоит дороже, чем он зарабатывает.
В своем трактате «Порнократия, или женщины в настоящее время» знаменитый
французский анархист П.Ж. Прудон высказал ряд мыслей, касающихся современного
ему брака и возможного устройства семейной жизни. Порнократией он называл
господство всеобщей изнеженности, поголовное сладострастие. Возвращаются к
любви, переменчивой и сладострастной. Союзы становятся временными и длятся
недолго. Наступает конец обществу.
Прудон убежден, что нужно восстановить брак, иначе обществу
угрожает смерть. Брак составляет основу общества; он дает свободу. Социальный
прогресс, писал Прудон, отнюдь не на стороне свободной любви. Моногамный брак —
высшее достижение человечества, пришедшее на смену промискуитету, полигамии и
конкубинату. Прудон определяет брак как союз силы и красоты. «Соединяясь узами
брака при условии взаимной преданности и самоотвержения, мужчина и женщина,
каждый в свою очередь, отдаются первый - культу красоты, олицетворяемого его
женой, вторая же - кульут силы в лице ее мужа, оба - развитию силы и красоты в
своих детях». на коренное различие в качествах между полами опирается закон
преданности и самоотвержения: «Преданность за преданность — таковы должны быть
результаты взаимного притяжения силы и красоты; таков, в конце концов, должен
быть супружеский союз - союз возвышенный, святой, по образцу которого будут
позднее заключаться все рыцарские союзы». В силу возрастающей дифференциации
все неразрывнее будет становиться их связь, интегрирующая в неделимое целое
моногамную семью /6, с.9 – 10/.
2.3 Брачное,
бракоразводное и самосохранительное поведение
Брачное поведение состоит как бы из трех частей: чаще всего под
ним понимают систему действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный
выбор); второй вид – собственно супружеское поведение, которое относится к
мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями; наконец, третья
часть – это такая характеристика конфликтности супружеского поведения, которая
ведет к разводу или разъединению. Движущей силой брачного поведения становится
потребность в браке и брачном партнере, и доминирование последней над первой
означает снижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается ценность
партнерства или партнерского сожительства.
С другой стороны, при исследовании обстоятельств, ведущих к разводу,
отмеченная выше особенность имеет прямое отношение к усилению тенденции к
прекращению брака из-за ослабления установок на продление супружества. В
условиях кризисного падения ценности семейного образа жизни все беды брака и
семьи чисто психологически и в силу природы межличностного общения начинают
восприниматься сквозь призму свойств и черт другого супруга. Неустойчивость
семьи как института ощущается в появлении ряда проблем семьи, но успех решения
их ставится в зависимость от индивидуальных качеств партнера. Институт семьи не
находит поддержки среди социальных институтов, поэтому растут разводы, но на
уровне разводящихся супругов это продуцирует массовость ссылок на несходство
характеров.
В социологии самосохранительное поведение определяется как система
действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного
жизненного цикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла. В основу
изучения индивидуального поведения, опосредующего жизнь и смерть, здоровье и
продолжительность жизни, А.И. Антоновым была положена концепция диспозиционной
регуляции социального поведения. В общих чертах казалось ясным, что конечные
результаты, связанные с сохранением здоровья и жизни членов семьи, обусловлены
(разумеется, при прочих равных условиях) состоянием семейных отношений и
спецификой определения ситуаций образа жизни.
При исследовании ориентации на сроки жизни трудно оценить их
действенность, так как в принципе нельзя до смерти индивида определить степень
реализации этих ориентации по главному результату самосохранительного поведения
– продолжительности жизни. Конечно, по числу уже прожитых лет можно судить об
этом, так сказать, ретроспективно, но для этого в выборке следует представить
все необходимые для анализа возрастные группы (что увеличивает объем выборки и
трудоемкость исследования).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начиная с исследований Бахофена, Мак-Леннана, Моргана, Конта,
Дюркгейма и кончая Вебером, классическая социология трактует семью как историческую
категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям.
Контовская социология рассматривала семью как универсальный
социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Важнейшая
функция семьи – обеспечение преемственности поколений. Продолжая позитивистские
идеи Конта, Дюркгейм включает семью в универсальный природный порядок. Велика
роль семьи в системе общественной солидарности. Аномия наносит огромный ущерб
внутрисемейной солидарности и грозит нарушением целостности института семьи.
Методология Вебера, определившая типы социального действия, серьезно углубила
представление о внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии
основательно разработан вопрос о месте семьи в общественном разделении труда.
Проанализировав феномен семьи на современном этапе можно наблюдать
острые социальные проблемы семьи, выражающиеся в резком социально-экономическом
расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и
невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении
состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации,
проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях
традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных
семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном
сиротстве и во многом другом.
Решая социальные проблемы семьи, материнства и детства, социальный
работник должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства
благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной
семейной политики, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают
больший эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить, что морально всегда
лучше собственный заработок, чем социальное иждивение. Программа развития
малого и среднего семейного бизнеса, помощь муниципальных органов в этом деле
могут позволить многим семьям России обеспечить себе достойную жизнь.
Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные
социальные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает
свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.
Акцент в работе с семьей, материнством и детством необходимо
делать на том, что ребенок и семья должны восприниматься прежде всего не как
объекты манипулятивного воздействия, а как субъекты социализирующего
взаимодействия. Необходимо обеспечение сосредоточенности действий совместно
государственными и негосударственными структурами, на развитие способности
семьи к воссозданию и укреплению, а детей – к формированию полноценной,
самостоятельной личности и в дальнейшем к самореализации.
Кризис семьи является ценностным кризисом, кризисом ценностей
семейного образа жизни: ослаблением мотивов брака, откладыванием браков,
увеличением возраста вступления в брак, ростом сожительств и разводов,
сокращением периода деторождения и семейного цикла в целом, массовым
распространением малодетности и социальной патологии, связанной с ухудшением
семейной социализации новых поколений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1 Антонов А.И. Социология семьи: Учебник / А.И. Антонов. – 2-е
изд., - М.: 2005. – 640 с.
2 Антонов А.И. Микросоциология семьи /А.И. Антонов. М.: 2005. –
368с.
3 Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.
И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. -
М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
4 Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и
демографические аспекты: Учеб. пособие /А.Р. Михеева. Новосибирск, 2001. 74 с.
5 Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года //
Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
6 Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное
пособие /Е.А. Тюгашев. – Новосибирск, 2006. – 194 с.
7 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб.
пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М, 2004. – 427 с.
8 Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное
пособие /Е.М. Черняк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,
2003. – 238 с.