Структура социологического знания
Реферат
«Структура
социологического знания»
I.
Объекты социологии и элементы
социологического знания
Внимание социолога может быть направлено на любое
явление общественной жизни. Это может быть общество в целом с присущими
ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, материальной
и духовной культурой или же одна из сфер общественной жизни — экономическая,
социальная, политическая, духовная. Это могут быть большие и малые социальные
группы и национальные общности людей (классы, нации, народности,
профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи,
женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы,
политические партии, профсоюзы, творческие организации).
Предметом
внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности,
интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так
называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми
социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей,
друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен,
что в немалой степени определяет структуру социологического знания.
Структура
социологического знания — не просто совокупность информации,
представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная
упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и
развивающейся социальной системе.
Она предстает как система взаимосвязанных
представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней,
будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в
целом.
Социологические представления и научные знания, равно
как и их структура, формируются в зависимости от ряда факторов, в том числе:
ü
круга
объектов, изучаемых социологией;
ü
глубины
и широты научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий
на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах, и
др.
Если исходить из объектов, на изучение
которых направлена социология, то следует начать с общества как целого, ибо
человек, как и любая социальная группа, социальные организации и институты,
материальная и духовная культура — словом, все, что есть в обществе, является
продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе
люди относятся исходя преимущественно из своих социальных — экономических,
эстетических и других потребностей и интересов. Даже потребности человека в
пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные
по своему содержанию потребности. Они имеют биологическую основу, но выступают
в социальной форме и удовлетворяются социальными способами на основе развития
материального производства и чаще всего в рамках семьи.
Подход
к любому социальному явлению как к элементу общества и через само
общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной
системы — один из важнейших методов научной социологии.
Таким образом, исходный элемент структуры
социологического знания — знания об обществе как целостном социальном
организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержании и
механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных
отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе
социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных
законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их
взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.
Другим элементом структуры социологического знания
выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных
сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной,
политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога,
правоведа, этика или искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы,
происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего он исследует
возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих
сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп
рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей.
Важным элементом структуры социологического знания
являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре
общества, т.е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и
демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических,
социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других
этнических группах и их отношениях между собой.
Еще
один элемент структуры социологического знания — научные представления,
взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание
социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп
общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений
власти. Не менее важно для социолога нахождение путей и способов осуществления
субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод,
достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе
политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность
различных политических партий и движений, функционирование всей политической
системы общества.
Важным элементом структуры социологического знания
являются научные представления и выводы социологов о деятельности
существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство,
право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.
Социальным институтом в
социологии принято называть нечто подобное органу в живом организме: это узел
деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного
периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы1.
Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма существенной деятельности людей
играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют
объективные предпосылки появления и функционирования каждого из названных
институтов. Они обладают соответствующей внутренней организацией и занимают
свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции.
Взаимодействуя между собой, они обеспечивают функционирование общества.
Существуют и другие элементы структуры
социологического знания, выделенные в соответствии с объектами изучения
социологии, например, научные представления, взгляды и теории, касающиеся
жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных
групп и организаций, а также малых групп межличностного общения и отдельных
личностей.
II.
Уровни социологического знания
Исходя из масштабов, отражаемых в социологических
взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социологического знания
можно выделить отдельные уровни:
ü
общесоциологические
теории, или общетеоретическая социология;
ü
специальные
социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;
ü
конкретные
социологические исследования.
Эти три уровня социологического знания различаются
глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой делаемых при
этом обобщений и выводов.
1.
Общесоциологические теории
Эти теории касаются, как правило, глубинных или, как
говорят в социологии, сущностных моментов развития того или иного общества и в
целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются
научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и
функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития
общества и т.п. На общетеоретическом уровне формируются теории общественной,
прежде всего производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в
развитии общества (что было показано Г. Гегелем, К. Сен-Симоном, К. Марксом и
другими мыслителями).
Важным разделом общетеоретической социологии
являются теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание
экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных
и других отношений между социальными субъектами.
На
общетеоретическом уровне социологического анализа выявляются сущность
общественных отношений, их специфическая, роль и механизм взаимодействия, а
также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов
(социально-классовые и национальные отношения, отношения между обществом и
личностью и т.д.). Совокупность всех указанных выше отношений образует
определенное общество, которое выступает как система данных отношений.
Их наиболее полный охват и глубокий научный анализ возможны только на уровне
общесоциологических теорий или (что то же самое) общетеоретической социологии.
На этом же уровне исследуется взаимодействие
экономической, социальной, политической, духовной и других сфер жизни общества,
вскрываются их взаимосвязи и взаимозависимости (например, воздействие
современной научно-технической революции на социальную структуру общества,
сферу науки и культуры). Анализируются взаимодействия экономики и политики,
политики и права, производственной и экологической сфер жизни общества,
промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д.
На уровне общесоциологических теорий каждое
социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе,
его многообразных связей с другими явлениями. Оно рассматривается в системе
взаимодействия глобальных социальных факторов, каковыми выступают указанные
выше общественные отношения и соответствующие сферы общественной жизни, а также
объективные законы развития общества. В этом суть и основная особенность
исследования общественных явлений и процессов на уровне общетеоретической
социологии, выступающей в виде совокупности, точнее, системы
общесоциологических теорий.
2.
Специальные, или частные социологические
теории
Данные теории касаются отдельных сфер или частные
общественной жизни, социальных групп и социологические институтов. Их
познавательный ракурс на много уже, чем общесоциологических, и ограничен, как
правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве таковых могут
выступать, например, экономическая и социальная сферы жизни общества. В этом
случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной
деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия
труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы народного
образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и
т.д.
Цели
исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических
материалов, данных социологических исследований и другой информации получить
исчерпывающие представления относительно указанных сфер общественной жизни или
же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы
об оптимальном решении имеющихся проблем, в том числе связанных с повышением
эффективности управления социально-экономическими процессами. Аналогичные цели
ставятся и тогда, когда объекты социологического изучения — политическая и
духовная сферы жизни общества. Разумеется, в каждом таком случае преследуются и
специфические цели, обусловленные особенностями процессов, происходящих той или иной сфере общественной
жизни.
В процессе применения специальных социологических теорий
возможно (а нередко и необходимо) обращение к общесоциологическим теориям,
чтобы какие-то социальные явления или события осмыслить с более широких
позиций, в рамках целого, каковым
выступает общество. Но и в этом случае главное внимание будет уделено той сфере
жизни общества, в которой эти события происходят, прежде всего, анализу
механизма функционирования этой сферы, происходящих в ней процессов, а также
решению возникающих здесь специфических социальных проблем.
В соответствии со своей природой специальные социологические
теории органически сочетают в себе теоретический и эмпирический (т.е.
направленный на анализ текущих практических данных) уровни исследования. Эти
теории обосновывают способы непосредственного практического влияния людей на те
или иные стороны их жизни, производственной, политической и иной деятельности,
их общественного, семейного и личного быта. Они обосновывают также пути, улучшения деятельности, различных социальных
институтов. Другими словами, специальные социологические теорий направлены
на решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего.
Перечислим некоторые основные параметры специальных
социологически теорий и их применения. Это:
ü
исходные
теоретические к методологические положения, на которых строятся данные теории и
которые ложатся в основу проводимых исследований и обработки их результатов;
ü
система
понятий,
которыми оперирует специальные социологические теорий.
Специфика данных теорий заключается именно в том,
что они органически связаны с практикой.
Среди отраслей знания, основное содержание которых
составляют специальные социологические теории, можно выделить социологию труда,
социально-классовых отношений, социологию молодежи и социологию семьи,
этническую социологию, или социологию национальных отношений, социологию города
и социологию села, социологию политических отношений, социологию религии,
социологию культуры, социологию личности. Во всех этих случаях объектом социологического
изучения выступают определенные сферы общественной жизни, различающиеся между
собой как по содержанию доминирующих в них общественных отношений так у по
действующим субъектам, б качестве
которых выступают классы, нации, группы молодежи, население города и села,
политические партии и движения и т.д.
Каждая из названных выше отраслей социологии в той
или иной степени разработана усилиями ученых разных стран. В частности, это
теории функционализма и социального действия американских социологов Т.
Парсонса и Р. Мертона, основывающиеся во многом на концепциях Э.
Дюрьггейма, М. Вебера и П. Сорокина, а также
социально-психологические исследования, начиная, скажем, с работ Г. Тарда и
Л.Ф. Уорда вплоть до работ ныне здравствующих ученых ь этой области,
прежде всего в США и Западной Еврош, а также об исследованиях в области
политической к духовной культуры, проведенных Г. Алмондом, П Сорокиным и
другими видными современными социологами Запада
Развивая
специальные социологические теории, которые Р. Мертон подробно характеризует
как «теории среднего уровня», мы получаем возможность предметного анализа различных
областей общественной жизни, деятельности людей и функционирования социальных
институтов. В итоге можно получить данные, имеющие немаловажное теоретическое и
практическое значение.
3.
Конкретные социологические требования
Следующий уровень социологического знания
представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде
анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводиться
в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения
объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с
целью изучения общественного мнения, т.е. получения сведений об отношении населения
(в том числе отдельных социальных групп) к тем или иным событиям общественной
жизни, их мнений относительно каких-то социальных проблем, способов их решения
и т.д. Данные этих исследований могут служить основанием для выработки
рекомендаций относительно решения текущих и перспективных задач общественной и
государственной жизни, деятельности различных социальных групп, трудовых и иных
коллективов, политических партий и движений. Они могут быть осмыслены на уровне
специальных и общесоциологических теорий и использованы в решении актуальных,
порой весьма существенных проблем развития общества.
Давая объективную информацию о тех или иных сторонах
общественной жизни, конкретные социологические исследования могут помочь
выявить существующие противоречия, а также тенденции развития определенных
социальных явлений и процессов. То и другое очень важно для научного понимания
и решения социальных проблем, управления общественными процессами или, во
всяком случае, для их всестороннего учета.
Главное в конкретном социологическом исследовании - получить
объективную информацию о том, что происходит в обществе, какой-то его
сфере и как это воспринимается людьми. Конкретные социологические исследования
составляют важную область эмпирической социологии, направленной на изучение
каждодневной практической деятельности людей, ее объективных и субъективных
сторон. Они заключаются в сборе фактов и материалов, наблюдениях и
экспериментах, других способах получения данных о социальной действительности и
их осмыслении. Все это суть моменты эмпирического познания действительности.
В
настоящее время под влиянием роста образования и культуры, развития науки и технических
средств познания постоянно совершенствуется эмпирическое (опытное) знание людей
различных сторон социальной действительности. Умножаются и усиливаются
теоретические компоненты эмпирического знания, его связь с теоретическим
мышлением.
Эмпирическое познание явлений общественной жизни
сформировалось в особую науку — эмпирическую социологию, которая развивается
прежде всего в США и странах Европы. Получила она развитие и в нашей стране.
Охарактеризованные
выше уровни социологического знания — общесоциологические теории, специальные
социологические теории и конкретные социологические исследования — не изолированы
друг от друга. Напротив, они органично взаимодействуют между собой, образуя
единую и целостную структуру социологического знания, хотя роль их в данной
структуре неодинакова. В ходе конкретных социологических исследований получают
различного рода информацию о текущих процессах современной жизни, которая затем
осмысливается не уровне специальных и общих социологических теорий. Это
позволяет научно осознать процессы, протекающие в отдельных сферах общественной
жизни и в целом в обществе. В то же время общесоциологические теории
используются для решения проблем на уровне специальных социологических теорий и
конкретных социологических исследований.