Роль социальной политики для социальной безопасности
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Алтайский институт
экономики
Реферат
Тема: Роль социальной
политики для социальной безопасности
Дисциплина: Социальная
политика
Барнаул – 2010
Роль социальной
политики для социальной безопасности
Понятие «безопасность»
согласно этимологии этого слова означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие
каких-либо угроз личности, обществу и государству. Безопасность – это состояние
защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз.
Существенным в оценке
степени безопасности является то, как и кем определяются указанные интересы,
насколько близко они связаны с гражданским обществом. При этом необходимо
особенно подчеркнуть прямую связь интересов государства с удовлетворением
возможности прогрессивного развития личности и общества.
Можно выделить
следующие условия социальной политики, выполнение которых необходимо для
обеспечения социальной безопасности:
·
устойчивые,
защищенные правом и надежно охраняемые границы;
·
стабильные,
предсказуемые, основанные на праве и обычае отношения между основными
субъектами государства;
·
устоявшийся,
«нормальный» политический процесс, предполагающий высокую степень легитимности
и предсказуемости поведения политических субъектов, регулируемости неизбежных
конфликтов в рамках поддерживаемой законом и обычаем процедуры;
·
отсутствие
или достаточная слабость незаконно существующих сил, способных непредсказуемо
вмешаться в политический процесс.
В механизме обеспечения социальной
безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. При этом в
рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти.
Возглавляет («контролирует и координирует») президент.
Основной объем непосредственной
деятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, в
рамках которой создаются и действуют государственные органы обеспечения
безопасности.
Не только государство и его органы
являются субъектами обеспечения безопасности, но и, согласно Закону «О
безопасности», граждане, общественные и иные организации и объединения, которые
обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.
Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту
в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.
Важнейшим же принципом является
недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за
исключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами.
При этом Закон «О безопасности» предусматривает определенные гарантии против
неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу
ограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности; ответственность
должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по
обеспечению безопасности и др.
Компетенция высшего органа
представительной власти определяется его ролью в механизме государства главным
образом как законодательного органа. Он разрабатывает систему правового
регулирования отношений в сфере безопасности, отражая в ней приоритеты в защите
жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также порядок
организации и деятельности органов обеспечения безопасности. Парламент
определяет бюджетные ассигнования на систему обеспечения безопасности,
контролирует деятельность системы, заслушивает доклады Президента о состоянии
общественной безопасности.
Судебные органы обеспечивают защиту
конституционного строя, осуществляя, в частности, конституционный контроль,
реализуют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность
личности, общества и государства. Наконец, обеспечивают судебную защиту
граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены
в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
В то же время функция по
обеспечению безопасности – это по преимуществу функция исполнительной власти.
Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных
нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они
обладают необходимыми силами и средствами. Силы безопасности включают в себя
вооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, пограничные и внутренние войска, природоохранные органы
и др.
Важную роль в системе
обеспечения безопасности играет Совет Безопасности. Его правовой статус
определяется Конституцией Российской Федерации, Законом «О безопасности»,
указом Президента России, другими нормативными актами. Основное назначение
Совета Безопасности состоит в подготовке решений Президента в области
обеспечения безопасности. Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней и
внешней политики в этой области, стратегические проблемы государственной,
экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных
видов безопасности. Совет Безопасности возглавляет Президент России, являющийся
его председателем. Члены Совета Безопасности назначаются им персонально.
Социальная безопасность
как основа социальной политики
Важность достижения
высоких социальных стандартов и безопасного планирования своей жизни подчеркнул
президент. К решению всех этих вопросов необходим комплексный подход:
·
они
включают в себя вопросы здоровья населения,
·
демографическое
развитие,
·
рост
образованности,
·
нравственные,
духовные и культурные ценности,
·
поддержку
социально уязвимых групп населения,
·
укрепление
института семьи,
·
развитие
институтов гражданского общества,
·
обеспечение
прав и свобод-граждан.
Все это определяет
качество нашего общества — главную цель социальной безопасности.
Важным с точки зрения
социальной безопасности является качество трудовой жизни как обеспечение
эффективной занятости населения и защиты работников в сфере труда.
Социальная безопасность
— это и качество социальной инфраструктуры, и ее развитие, качество услуг
населению, доступность социальных услуг для большинства населения.
В обеспечении
социальной безопасности имеет значение также качество окружающей среды:
экологическая устойчивость, снижение рисков и возможного ущерба от природных и
техногенных катастроф, дискомфортности жизни населения в экстремальных и
суровых климатических условиях.
Социальная безопасность
включает обеспечение безопасности жизни населения — предотвращение насилия и
преступлений против личности и собственности, снижение рисков и возможного
ущерба от террористических и иных угроз.
Важным индикатором ее
является удовлетворенность людей своей жизнью: улучшение социального
самочувствия, отсутствие расхождений в представлениях о качестве жизни общества
и власти.
Наконец, социальная
безопасность определяется уровнем жизни населения, реальными доходами,
обеспеченностью жильем, преодолением бедности и допустимым уровнем
социально-экономического неравенства.
Сегодня социальные
проблемы в России должны решаться путем повышения качества и уровня жизни
людей, и это объединяет все эти приоритетные программы. Именно в этих целях
Президентом были предложены национальные проекты.
Опыт реализации
национальных проектов позволил уже сегодня обсуждать, в какой именно форме
государство и общество должны продолжить развитие институтов и формирование
социальной инфраструктуры по заявленным приоритетам.
Социальные и
экономические факторы способствуют ограничению рождаемости. В большинстве
российских семей рождение ребенка автоматически переводит семью в число бедных.
Поэтому важно создать комплексную систему эффективного социального
сопровождения семей с детьми. И серьезный технологией преодоления сложившейся
ситуации станет повышение зарплат-до уровня реальной стоимости жизни. Конечно,
при этом возрастет и база налогообложения, выплат в фонды обязательного
социального и медицинского страхования, Пенсионный фонд, но все-это вернется
доходами семей.
Ориентирами достижения
долгосрочных целей социальной политики должны стать стандарты качества жизни
россиян, которые на государственном уровне гарантировали бы нам качество и
безопасность жизни и здоровья, социальную безопасность стариков,
детей-инвалидов, предсказуемость и устойчивость развития всех слоев нашего
общества.
Социальная роль
безопасности
В общественной
организации и человеческих отношениях безопасность имеет существенное значение.
Ее роль определяется тем, что небезопасные условия не способствуют
производительному труду и отвлекают от него людей, вынужденных расходовать свои
силы, ресурсы и средства на борьбу с обращенными против них опасностями. Не
случайно Ш.Монтескье (1689-1755) в своей фундаментальной работе "О духе
законов" (1748 г.) заметил, что безопасность - первая форма свободы.
Безопасность создает необходимые условия и предпосылки для созидательной
деятельности людей, улучшения их благосостояния и увеличения общественного
богатства. Конечно, расходы на безопасность составляют весомую долю в
государственном бюджете, бюджетах корпораций и частных лиц, но они оправданны и
необходимы.
Систему социальной
безопасности включаются различные направления: глобальная и региональная
безопасность: национальные интересы, общественная безопасность и стратегическая
стабильность; общественная безопасность: социально-экономическая,
национально-культурная, экологическая, информационно-технологическая и др.;
личная безопасность в современной общественно-политической обстановке и
условиях производства, безопасность в чрезвычайных ситуациях и в экстремальных
условиях.
Социальная безопасность
рассматривается как возможность человека удовлетворить свои потребности,
сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда
обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень
удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из
нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых
благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги;
обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного
обслуживания, экологической безопасности и т. д.
Список
литературы
1.
Закон
РФ от 05.03.92 № 2646-1 "О безопасности".
2.
Ващекин
Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность предпринимательской деятельности.
М., 2002. С. 237.
3.
Козаченко
А.В., Пономарев В.П., Ляшенко А.Н. Экономическая безопасность предприятия:
сущность и механизм обеспечения. Киев, 2003. С.
4.
Общая
теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996.
5.
Пучков
С.И., Кузнецов С.А. Управление системой безопасности фирмы: практическое
руководство к действию. М., 2001.