Основы общей психопатологии
Реферат на тему:
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ
Введение
Психическое (душевное) заболевание является результатом сложных и
разнообразных нарушений деятельности органов и систем человека с
преимущественным функциональным или органическим поражением головного мозга. В
то же время психическое здоровье людей всегда следует оценивать с учетом не
только биологических, но и социальных закономерностей, оказывающих
опосредованное влияние на состояние психики. Психиатры отмечают, что в процессе
развития человека существует определенная зависимость его психического
состояния от ряда биологических и социальных факторов (внешней среды,
наследственности, уровня интеллекта, типа личности, индивидуальных черт
характера, вредных привычек). Именно поэтому, выясняя причины возникновения
психических заболеваний, необходимо усвоить, что наиболее серьезное значение в
их развитии имеют:
- патологическая наследственность (например, при шизофрении,
олигофрении, эпилепсии);
- поражение головного мозга (например, при черепно‑мозговой
травме, заболеваниях головного мозга, мозговых опухолях различной этиологии, нарушениях
мозгового кровообращения и кровоизлияниях в головной мозг, атеросклеротических
изменениях сосудов головного мозга);
- психотравмирующие потрясения в семье и обществе, значимые для человека, затрагивающие его личную честь, достоинство,
социальный престиж, карьеру, связанные с угрозой личному благополучию, здоровью
и жизни;
- острые и хронические интоксикации
спиртосодержащими и наркотическими веществами или их суррогатами, никотином,
лекарственными препаратами, промышленными ядами;
- перенесенные острые и хронические
инфекционные заболевания;
- аутоинтоксикация (самоотравление) как
результат нарушения обмена веществ при острых и хронических заболеваниях
(например, диабете);
- нарушение генетического механизма
(например, при облучении).
Возникновению и прогрессированию
психических нарушений способствуют определенные условия, в которых пребывает
человек в семье, коллективе и обществе. Эти расстройства усиливаются также при
астенических состояниях после длительной умственной или физической работы, перенесенного
заболевания, нервно‑психического перенапряжения, вынужденной бессонницы,
психического потрясения (стресса). Особенности внутренней и внешней среды в
зависимости от конкретной ситуации и обстоятельств в значительной степени могут
способствовать или, наоборот, затруднять патологическое развитие психических
расстройств у человека (например, во время Великой Отечественной войны, когда в
обществе преобладала идея победы над врагом, снизилось число психических
заболеваний). Установлено, что элементы психических расстройств в зачаточной
форме заложены в психике каждого, но они слабо выражены, не дифференцированы,
только обозначены. Нужны определенные причины и условия, при которых эти
нарушения проявились бы в виде душевного заболевания[1].
По течению различают острые и
хронические психические заболевания. К острым психическим заболеваниям относят
заболевания (расстройства, нарушения, психозы), развивающиеся быстро,
скоротечно и обычно заканчивающиеся выздоровлением (например, алкогольные
психозы, исключительные состояния); к хроническим – психические заболевания
(расстройства, нарушения) с длительным течением, которые отличаются постепенным
нарастанием клинических проявлений (прогредиентностью), а затем спадом остроты
психопатологических симптомов и синдромов и появлением более или менее
длительной и устойчивой ремиссии, то есть они характеризуются определенной
динамикой (стадийностью) болезненного процесса. При этом выделяют следующие
стадии течения психического заболевания:
– дебют (манифестная) – это острая фаза собственно заболевания или
рецидива (обострения психической болезни), которая развивается постепенно или,
наоборот, быстро и остро. Дебют заболевания характеризуется такими симптомами,
как бред, галлюцинации, речедвигательное возбуждение или торможение. В
дальнейшем на этой стадии наблюдается развернутая клиническая картина болезни с
определенной закономерностью течения и темпом нарастания болезненных симптомов,
который может быть быстрым, злокачественным или медленным, длительным,
хроническим с постепенным расширением патологических проявлений, обычно
приводящих к психическому дефекту в виде слабоумия (например, это типично для
шизофрении, эпилепсии и др.);
– исход (постманифестная), при котором
возможны: выздоровление (характерно для острых психозов, исключительных
состояний); ремиссия (улучшение клинического состояния в виде различной по
времени и степени компенсации болезни); дефектное состояние (преобладает
вялотекущее течение болезни, она как бы останавливается, но стойкие необратимые
изменения личности и характера, явления нарастающего слабоумия остаются); летальный
исход (смерть пациента наступает в результате соматических осложнений).
От психических заболеваний с
прогрессирующим течением (например, шизофрении) необходимо отличать болезненные
нарушения психики, при которых нет прогрессирования болезненного процесса и
нарастания патологических расстройств. К таким заболеваниям относятся
олигофрения, иногда последствия черепно‑мозговой травмы. В то же время
психиатры отмечают, что эти состояния у психически больных в течение жизни
могут изменяться в основном в сторону ухудшения (как правило, под воздействием
психогенно обусловленных коллизий, алкоголизации, наркотизации, соматических
заболеваний).
Симптоматология
психических болезней
В основу классификации психических болезней положены
психологический принцип и терминология (так исторически сложилось в
психиатрии), которые довольно относительны и субъективны. Тем более, как
известно, психология, в отличие от психиатрии, изучает нормальные и болезненные проявления психики только при обычном
(здоровом) функционировании головного мозга, а не при острых и хронических
нарушениях психической деятельности у больных людей.
Наиболее элементарной формой психической
деятельности считаются ощущения, при помощи которых в головном мозгу отражаются
отдельные свойства и явления объективного мира, непосредственно воздействующие
на органы чувств человека. Особенности их расстройств и образуют различные симптомы
(качественные признаки паталогического состояния или болезни).
Восприятие – психический процесс, отражающий в сознании человека
действительность, предметы и явления, непосредственно воздействующие на органы
чувств. При этом возможно нарушение комплекса ощущений, отражающих предмет на
основе предшествующего опыта (проявляется в иллюзиях, галлюцинациях, псевдогаллюцинациях).
Сознание – высшая форма психики, возникшая в процессе общественной
деятельности людей при постоянном общении между собой с помощью языка,
открывающая человеку возможность обобщенного и всестороннего знания законов
природы и общества, преобразования окружающего мира. При его расстройствах
психическая деятельность теряет целенаправленный, подконтрольный, осознанный
характер, исчезают ясность, осмысленность поведения, способность
ориентироваться в пространстве, во времени (при этом отмечается помрачение
сознания, оглушенность, аменция, деперсонализация и др.). [2]
При нарушениях памяти происходит потеря
способности головного мозга фиксировать и сохранять следы ощущений, восприятий
и деятельности, то есть удерживать в памяти их объекты; память может ослабевать
при новых впечатлениях и сохранять старые, резко ослабевать на отдельные
события или периоды времени в прошлом и настоящем. При этом фиксируют амнезию и
ее разновидности – парамнезию, конфабуляцию.
При расстройствах эмоций (чувств)
нарушается субъективное отношение человека к внешнему миру и внутреннему
состоянию. Отмечается эмоциональная неадекватность, тупость, холодность, может
выявляться маниакальность, депрессия, дисфория, аффект (наивысшее напряжение
чувств).
Некоторые особенности мыслительной
(умственной) деятельности имеют преобладающее значение при анализе деяний
подэкспертных лиц.
Влечение – такое состояние, при котором независимо от сознания возникают
субъективно переживаемые потребности, стимулирующие деятельность человека и
придающие ей определенную направленность (например, половое); оно может быть
импульсивным, контрастным, навязчивым.
Интеллект – умственная способность, определяющая психическую деятельность человека,
его уровень знаний, опыта, интуицию; он может быть высоким, низким и т.д.
Критика – умственная
способность человека проанализировать и оценить (разобрать) свои (чужие)
поступки, действия, высказывания; она может быть нарушена или отсутствовать.
Воля – умственная
способность человека действовать для реализации сознательно поставленной цели,
преодолевая внутренние и внешние препятствия; она может быть нарушена или
отсутствовать.
Нередко в актах судебно-психиатрических
экспертиз упоминаются симптомы негативные и позитивные. Симптом психический
негативный (минус симптом) – общее название наблюдаемых при психических
болезнях признаков обеднения личности больного, изменения его склада,
ослабления психической деятельности (астения, ступор). Симптом психический
позитивный (плюс симптом) – общее название наблюдаемых при психических болезнях
признаков усиления психопатологической деятельности (бред, галлюцинации,
аффект, аккумуляция аффекта).
Синдромы (симптомокомплексы) – совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом.
Последовательная смена их образует клиническую картину психического заболевания
и отражает закономерности его развития в динамике болезненного процесса.
Различают семь основных групп синдромов.
I группа – невротические, в которую
входят: астенический, при котором преобладают вегетативные нарушения (наиболее
распространенный), истерический (возникает под влиянием психотравмирующих
факторов чаще у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью,
характеризуется полиморфными психическими, вегетативными, соматическими
нарушениями), навязчивый (на фоне тревожно-подавленного настроения отмечаются
стойкие навязчивые расстройства), ипохондрический (необоснованный страх за свое
здоровье), сенестопатический (тягостные ощущения на теле) и другие синдромы.
II группа – аффективные, в основе которых лежат расстройства
эмоций и настроения. В зависимости от аффекта различают: маниакальный,
депрессивный, галлюцинаторный, параноидный (психозы с бредовыми
расстройствами), парафренный (бред величия), сверхценных идей (определяющих
поведение и подчиняющих личность), галлюцинаторно‑параноидный
(психического автоматизма или Кандинского‑Клерамбо, псевдогаллюцинации,
бред преследования и воздействия) и другие синдромы.
III группа – кататонические, для которых
характерны двигательные нарушения в виде возбуждения (принятие неестественных
поз, кривляние и др.) или заторможенности (ступора).
IV группа – помрачения сознания
(преходящие кратковременные грубые нарушения психической деятельности). Для них
типичны: отрешенность от окружающего, дезориентировка (в том числе и
собственной личности), нарушение мышления, запамятование. В этой группе
выделяют и такие синдромы, как оглушение, делириозный (ложная ориентировка,
истинные зрительные галлюцинации, иллюзии, бред, двигательное возбуждение),
онейроидный (фантастические переживания), аментивный, суженного сознания и др.
V группа – амнестические, для которых
характерны психические расстройства: амнезия, дезориентировка, конфабуляции.
VI группа – синдромы слабоумия.
Характеризуется изменением личности (заострение черт характера), дисгармонией
(расстройством характерологических черт, изменением особенностей характера) и
собственно слабоумием, которое может быть врожденным (например, при
олигофрении) и приобретенным (деменция, например, у лиц, перенесших
черепно-мозговые травмы, страдающих атеросклерозом, перенесших заболевания
головного мозга). Слабоумие может быть тотальным (полным) или частичным
(лакунарным).
VII группа – психоорганические, при
которых обнаруживают нарушение памяти и интеллекта, лакунарную и тотальную
аффективность на фоне эмоциональной неустойчивости и астенических нарушений
(например, при травмах и заболеваниях головного мозга и их осложнениях, в
инволюционном периоде).
Кроме того, синдромы так же, как и
симптомы, различают по возможности прогрессирования клинических проявлений.
Поэтому среди них выделяют: позитивные (продуктивные) психопатологические
синдромы, имеющие тенденцию к обратному развитию и восстановлению нормальной
психической деятельности (например, астенический, истерический, аффективный,
помрачения сознания), и негативные (дефицитарные) – довольно стойкие,
необратимые (например, амнестический, слабоумия)[3].
Заключение
Современная классификация психических
заболеваний создана Всемирной организацией здравоохранения. Она учитывает
причины возникновения психических расстройств, характер клинических проявлений,
течение психического заболевания.
Для определения формы и вида заболевания, то есть при постановке
диагноза, учитывают: этиологию, симптоматику, клиническое течение, фазу
процесса, прогноз и исход заболевания. Только совокупность этих данных
позволяет установить нозологическую единицу психической болезни, сделать вывод
о необходимости лечения, привлечения к уголовной, гражданской и иной
ответственности за совершенное деяние, определить дееспособность, прогноз,
трудовые возможности и инвалидизацию пациента[4].
Существует несколько групп психических
болезней, в возникновении которых определенную роль играют внутренние и внешние
факторы; их клинические проявления различны (прогредиентность симптомов и
синдромов в течении болезни, осложнения – психический дефект ).
К группе эндогенных заболеваний
относятся шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз. Они
обусловлены внутренними причинами (чаще патологической наследственностью), при
этом прогредиентность психических нарушений нарастает, психический дефект
(сопровождающий эти заболевания) в большинстве случаев прогрессирует.
К группе экзогенных заболеваний,
обусловленных внешними причинами (при этом также прогредиентность психических
расстройств нарастает, психический дефект в большинстве случаев прогрессирует),
относятся: последствия черепно-мозговых травм, онкологических, инфекционных и
соматических заболеваний, интоксикации, а также нарушения психики, возникающие
вследствие психической травмы (так называемые психогенные расстройства). В
последнем случае из-за их кратковременности заметной прогредиентности в
психической патологии после этих состояний нет, психический дефект в виде
слабоумия отсутствует, такие лица практически выздоравливают.
К группе психических расстройств,
вызванных нарушениями развития психики, относятся: умственная отсталость
(олигофрения), расстройства характера (психопатия). Вследствие особенностей их
течения видимая прогредиентность клинической симптоматики отсутствует, а
психический дефект остается стабильным.
В судебной психиатрии принята несколько
иная классификация психических заболеваний, которая исходит из медицинского
критерия невменяемости (ст. 21 УК РФ). Согласно этой классификации нарушения
психической деятельности подразделяются на хронические и временные психические
расстройства, слабоумие и иные болезненные состояния психики.
При судебно-психиатрическом исследовании особенно важны
ретроспективная оценка совершенных действий (поступков), фазы течения
заболевания (в прошлом), особенности развития личности и поведения больного во
время деликта и в различных жизненных ситуациях. Эти сведения могут быть
получены экспертами‑психиатрами из материалов, которые должны быть
предоставлены следователем (судьей) вместе с постановлением (определением):
уголовное (гражданское) дело, в котором обязательно должно (вольно или
невольно) в той или иной степени описываться психическое состояние
подэкспертного во время деликта; медицинские документы: амбулаторная карта из
следственного изолятора или психоневрологического диспансера по месту
жительства в подлиннике, истории болезни из различных стационаров
(психиатрических, наркологических, соматических), медицинские заключения (предыдущих
судебно-психиатрических, трудовых экспертиз). Необходимо также предоставление
документов (если они были) из военкоматов: военного билета, медицинских
обследований (психиатрического, психологического) при призыве и увольнении из
Вооруженных Сил (особенно если это привело к комиссованию по болезни). Крайне
важны материалы, характеризующие личность испытуемого: различные характеристики
и аттестации (из школы, места работы, службы), личные письма и другая
переписка, дневники, заметки, рисунки, выяснение обстоятельств свободного
времяпровождения (увлечения). Следует обязательно уточнить степень
социально-трудовой деградации и выяснить ее причины по фактическому материалу.
Совокупность клинических данных, материалов дела (медицинских и
других документов) в таком случае позволит достоверно установить диагноз
психического заболевания у испытуемого и дать соответствующую (ретроспективную)
оценку его действиям во время криминала. Для правильного понимания и
интерпретации экспертных заключений судебных психиатров необходимо иметь
представление о методах его обоснования, то есть о психиатрическом обследовании
подэкспертных.
Психиатрическое обследование – это
комплекс медицинских мероприятий, в который входит сбор анамнеза (истории
заболевания и жизни испытуемого), определение психического статуса, различные
методы исследования и медицинское наблюдение за ним. При сборе анамнеза врачи
обращают внимание прежде всего на сведения о психическом и соматическом
(физическом) развитии, состоянии психического здоровья обследуемого в прошлом,
данные о наследственности (то есть о психических заболеваниях и чертах
характера близких родственников), становлении личности больного в разные
возрастные периоды, отклонениях при этом. Выясняются особенности поведения
пациента в детском, подростковом и юношеском возрастах, усвоение им школьной
программы, овладение профессиональными навыками и знаниями, его интересы,
привычки, увлечения, их постоянство и глубина. Врачей всегда интересует личная
жизнь подэкспертного, состояние семейных отношений и трудовая биография. Кроме
того, психиатры в своих исследованиях учитывают данные о перенесенных
сомато-неврологических и иных заболеваниях, черепно‑мозговых травмах, об
употреблении алкоголя и наркотиков.
Имеют значение и причины отсрочки от призыва в армию, обследования
(в прошлом) в психиатрических учреждениях и мотивы их проведения, сведения об
асоциальных поступках и судимостях. Собирается подробная информация о
психических отклонениях, странностях в поведении, проведенном лечении и
консультациях у психиатров и пребывании под наблюдением в психоневрологических
и наркологических диспансерах.
Сведения, полученные от испытуемого (больного), называются субъективным
анамнезом, а данные, полученные от лечебных учреждений, специалистов-медиков,
из материалов уголовного дела, – объективным анамнезом. Необходимо подчеркнуть,
что эксперт-психиатр может беседовать с родственниками подэкспертного только с
разрешения следователя и в исключительных случаях. При проведении судебно‑психиатрической
экспертизы психиатры большое значение придают различным документам
(характеристикам, аттестациям), которые дают представление об испытуемом, его
личностных особенностях как в прошлом, так и в период совершенного деяния,
особенно если интересующие экспертов данные представлены в подлинниках или
медицинских документах.
Определение психического статуса в период обследования
подэкспертного достигается прежде всего путем бесед с ним психиатра и
постоянного наблюдения за его поведением, фиксацией симптомов и синдромов, их
динамики. При проведении судебно‑психиатрической экспертизы возможно
применение других методов, уточняющих черты личности больного и способствующих
установлению диагноза. Важным вспомогательным методом является экспериментально‑психологическое
исследование, которое дает представление о личностных особенностях
обследуемого, характере и глубине его психических расстройств. При этом с
помощью психологических тестов и методик определяют отдельные стороны
психических возможностей обследуемого (восприятие, мышление) и их нарушения.
Обязательным при исследовании психического статуса испытуемого
является физическое, лабораторное, биохимическое и инструментальное
обследование, необходимое для решения лечебных, диагностических и экспертных
задач, так как ряд психопатологических нарушений сопровождается изменениями со
стороны сомато-неврологической сферы. Констатация их уточняет диагноз о
расстройствах психической деятельности[5].
Список
использованных источников
1. Волков В.Н. Судебная
психиатрия: Учебник. – М., 1998.
2. Волков В.Н. Судебная
психиатрия: Курс лекций. – М., 1998.
3. Волков В.Н. Судебная
психиатрия: Краткий словарь терминов для юристов. – М., 1996.
4. Методические указания МЗ
СССР № 06-14/33-14 от 02 сентября 1988 г. “Медицинское освидетельствование для
установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения”.
5. Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. //
Российская газета от 18.08.1993.
[1] Волков
В.Н. Судебная психиатрия: Учебник. – М., 1998.
[3] Волков
В.Н. Судебная психиатрия: Краткий словарь терминов для юристов. – М., 1996.
[4] Методические
указания МЗ СССР № 06-14/33-14 от 02 сентября 1988 г. “Медицинское
освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния
опьянения”.
[5] Основы
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля
1993 г. // Российская газета от 18.08.1993.