Связь между фотографиями человека и степенью его экстравертированности
Министерство
Образования Российской Федерации
Костромской
Государственный Университет
имени Н.А.
Некрасова
Институт
Педагогики и Психологии
Кафедра
Социальной Психологии
Научная
работа
на тему
Связь между
фотографиями человека и степенью его экстравертированности
Кострома
2006
Введение
Всем известно, что лучшая
память о каком-либо событии – это фотография. Но только ли о событиях может она
рассказать? Думаю, фотография способна на большее! Например, я задала себе
вопрос: может ли фотография рассказать о психологических особенностях человека?
Например, существует ли связь между количеством «групповых» и «портретных»
фотографий человека со степенью его экстравертированности?
Цель исследования: выявить наличие связи между
характером фотографий испытуемого и степенью его экстравертированности.
Задачи исследования:
· изучить фотографии испытуемого;
· посчитать количество «групповых» и
«портретных» фотографий;
· проанализировать характер
эмоционального состояния испытуемого на преобладающих типах фотографий;
· провести методику на определение
экстраверсии-интраверсии;
· сопоставить результаты методики с
результатом анализа фотографий.
Объект исследования – отражение типа
характера на фотографиях. В качестве предмета исследования рассматривались
«групповые» и «портретные» фотографии.
В исследовании были
использованы методики:
1.
Тест-опросник Г.
Айзенка EРi, адаптирован А.Г. Шмелевым.
В качестве гипотез исследования
выступило несколько предположений:
§ у испытуемого с экстравертированным
типом характера преобладают «групповые» фотографии;
§ у испытуемого с интравертированным
типом характера преобладают «портретные» фотографии;
§ у амбиверта «групповых» и
«портретных» фотографий примерно поровну;
§ степень экстравертированности
испытуемого влияет на количество людей вокруг.
Ход исследования
В исследовании принимал
участие молодой человек. Возраст – 20 лет. Было проанализировано 312 его фотографий,
сделанных в период с июля 2004 года по сентябрь 2006 года.
Для удобства
использовались таблица №1 для «групповых» фотографий и таблица №2 для
«портретных» фотографий, в которые вносились соответствующие данные по ходу
просмотра снимков.
Таблица №1 (пример)
№ фото
|
Количество человек в кадре
|
Эмоциональное состояние
исследуемого человека
|
Окружение
|
Место в групповом снимке
|
1
|
2
|
веселое, радостное
|
друзья
|
крайнее
|
2
|
4
|
приподнятое
|
однокурсники
|
центральное
|
3
|
6
|
позитивное
|
коллеги по работе
|
|
4
|
8
|
нейтральное, безразличное
|
участники общественной деятельности
|
|
5
|
10
|
грустное, печальное
|
семья
|
|
6
|
20
|
|
знакомые
|
|
|
|
|
одноклассники
|
|
Таблица №2 (пример)
№ фото
|
Эмоциональное состояние исследуемого человека
|
Окружающая обстановка
|
1
|
веселое, радостное
|
природа
|
приподнятое
|
места для отдыха и развлечений
|
3
|
позитивное
|
домашняя обстановка
|
4
|
нейтральное, безразличное
|
улица
|
5
|
грустное, печальное
|
учебные помещения, процесс
|
6
|
|
в гостях
|
7
|
|
работа
|
|
|
общественная деятельность
|
Заполнив таблицы и
подсчитав все данные, я получила следующие количественные результаты.
1.
«Групповые»
фотографии составляют 53% от общего числа снимков.
§ Среднее количество человек на фото –
4.
§ Исследуемый человек занимает
центральное место на 22% всех «групповых» снимков. Место между краем и центром
группы – на 41% снимков. Крайнее место – на 37% снимков.
§ Превалирует приподнятое эмоциональное
состояние – 41%. Веселое, радостное – 30%, позитивное – 28%, нейтральное,
безразличное – 2% и грустное, печальное настроение на данных фотографиях
отсутствует.
§ В окружении исследуемого человека
преобладают друзья – 62%. Однокурсники составляют 10%, бывшие одноклассники –
9%, участники общественной деятельности – 7%, неблизкие знакомые – 6%, члены
семьи и коллеги по работе – по 3%.
2. «Портретные» фотографии составляют 47% от общего числа
снимков.
§ Преобладает приподнятое эмоциональное
состояние – 38%. Позитивное – 34%, веселое, радостное – 19%, нейтральное, безразличное
– 8% и грустное, печальное настроение – 1%.
§ На данных снимках присутствуют
следующие виды окружающих условий: домашняя обстановка – 25%, места отдыха и
развлечений – 23%, природа и улица – по 14%, исследуемый человек в гостях –
12%, общественная деятельность – 7%, учебный процесс – 3%, рабочая обстановка –
2%.
Для определения
экстраверсии-интраверсии испытуемого в исследовании использовался тест-опросник
Г. Айзенка EРi, адаптированный А.Г. Шмелевым. По результатам опросника
исследуемый – амбиверт. Из 24 возможных баллов, соответствующих степени сверх
экстраверсии, т.е. 100%, испытуемый набрал 14 баллов, что составляет 58%. Что
касается фотографий, то «групповых» среди них 53%. Из полученных данных можно
сделать вывод о том, что в данном случае степень экстравертированности
исследуемого человека, выраженная в процентах, практически совпадает с
количеством «групповых» фотографий, так же выраженным в процентном отношении.
Таблица №3. 1 – сопоставление степени
экстравертированности испытуемого с количеством «групповых» фотографий. 2 –
сопоставление степени интравертированности испытуемого с количеством
«портретных» фотографий.
По результатам общего
анализа фотографий можно сделать следующее заключение: постоянный круг общения
у исследуемого составляют в среднем 4 человека. Это друзья, которые
присутствуют на большинстве снимков. Однако контакты не ограничиваются только
кругом друзей (что, пожалуй, было бы свойственно интравертам). В них входят и
другие группы. Однако человек не стремится занять центральное место в группе,
не доминирует в ней. Чаще он где-то между центром и краем. Думаю, такое место в
группе характерно для амбивертов, которые не стремятся быть «душой компании»,
но и не уходят в сторону от группы.
Обстановка на
«портретных» фотографиях говорит о том, что индивидуальные снимки в основном
делаются дома (как в месте родном и защищенном от посторонних проникновений) и
в местах отдыха и развлечений. Домашние снимки отличаются разнообразием поз,
оттенками эмоциональных состояний. Они чем-то напоминают фотосессию, отражающую
непохожесть человека на себя в разные моменты его жизни. Возможно, они делаются,
чтобы познать какие-то свои составляющие, скрытые от других; чтобы запечатлеть
какое-то важное внутреннее состояние. Думаю, эту особенность можно отнести к
проявлению интраверсии у данного человека. По фотографиям в местах отдыха и
развлечений, куда, как правило, ходят с близкими и значимыми людьми, можно
сказать о том, что у исследуемого человека узкий круг таких значимых людей. Это
тоже проявление интраверсии.
По эмоциональному
состоянию на снимках видно, что приподнятое настроение превалирует на обоих
типах снимков. А вот веселое и радостное преобладает на «групповых» фото почти
в два раза. Это может говорить о том, что из узкого круга общения исследуемый
обращается в группу для эмоциональной разрядки, для получения новых позитивных
ощущений.
Таблица №4.
Выводы по данному
испытуемому
1. Степень экстраверсии-интраверсии практически совпадает
с количеством снимков «групповых» и «портретных».
2. У амбиверта снимков обоих типов почти поровну.
3. Степень экстраверсии влияет на количество человек
вокруг. У амбиверта количество соответствует малой группе.