Развитие психологии в Сибири: история, реальное состояние и перспективы
Реферат
к проекту:
Развитие
психологии в Сибири: история, реальное состояние и перспективы
1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:
Развитие психологии в Сибири: история, современное состояние и перспективы
2. АКТУАЛЬНОСТЬ:
Историко-системный анализ становления научной и практической психологии в
Сибири позволил вскрыть внутренние тенденции развития психологической науки,
предвосхитить ее будущие перспективы и тем самым внести существенный вклад в
построение теории отечественной психологии, повышение качества психологической
помощи и в расширение спектра психологических услуг, оказываемых населению
региона. Историко-системный анализ способствует дальнейшему становлению научных
психологических знаний на основе развития психологических школ региона Сибири и
их взаимодействия с основными научными школами России (Москва, Санкт-Петербург,
Ярославль, Ростов и др.), что в целом способствует формированию единого
психологического регионального сообщества.
3. СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ: Выполненная работа способствовала:
• организации
академических и практических психологов в единое профессиональное сообщество
региона Сибири;
• внедрению в практику
социально-психологического и клинико-психологического обслуживания населения
региона Сибири моделей, разработанных на основе теоретических концепций;
• активизации научного
поиска психологов на решение актуальных задач сибирского региона;
• представлена основная
социально-психологическая проблематика различных групп населения сибирского
региона;
• повышению мотивации
властных структур на создание центров психологической помощи различным группам
населения.
Научная значимость
заключается:
• в систематизации и
углубленном анализе истории становления и современного состояния научной и
практической психологии в Сибири;
• продемонстрирована
возможность использования транспективного анализа как методологически
оправданного средства познания, адекватного постнеклассическому мышлению, где
решающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контексты, с
которыми научное сообщество соотносит познаваемую и понимаемую реальность;
• в описании основных
научных психологических школ и направлений психологов региона Сибири, а также
тенденций и перспектив их развития;
• в обозначении логики
развития научной психологии в Сибири в качестве неотъемлемой составляющей
отечественной психологии;
• в появлении целого ряда
оригинальных концепций и теорий: теория психологических систем,
транскоммуникативный подход, общая теория фиксированных форм поведения,
концепция индивидуально-типологических различий как детерминант вариантов
нормативного развития, концепция этнопсихологии совладающего поведения,
концепция персонального мифа, гетеростазическая концепция психологического
стресса, концепция самореализации с позиций системного подхода.
Практическая значимость:
• разработаны и внедрены
формы координации психологического сообщества региона Сибири через работу
Сибирского Психологического форума (с периодичностью 1 раз в два года в
различных сибирских психологических центрах), проведение Ярмарок инициатив в
практике психологического сопровождения, деятельность диссертационных советов,
систему научно-исследовательской подготовки соискателей, проведение постоянно
действующего открытого методологического семинара, межрегиональную лабораторию
по этнопсихологии развития и становления личности, работу Сибирского центра
толерантности и социальной безопасности, редакционной деятельности «Сибирского
Психологического Журнала», постоянно действующие Школы молодых ученых,
повышение мобильности преподавателей и студентов психологических факультетов
региона Сибири;
• внедряется система
спутниковой Интернет-технологии преподавания психологических дисциплин и
проведения Интернет-форумов регионе Сибири, функционирует психологическая
Интернет-лаборатория;
• разработка разделов
лекционных и факультативных курсов по истории психологии Сибири,
методологическим основам психологии, практической психологии, этнопсихологии;
• сформирован банк данных
о моделях психологического сопровождения в практике социального обслуживания
населения: психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение в
профилактике злоупотребления психоактивными веществами, модель профилактики
интолерантного поведения в образовательной среде, модели психологического
сопровождения в ситуации изменения образа жизни (общеобразовательная школа,
учреждения дополнительного образования, вуз, миграционная служба,
пенитенциарные учреждения, реабилитационные центры для участников локальных
конфликтов и для детей с особенностями развития, антикризисные центры) и
программах психологической коррекции и реабилитации в клинической практике.
4. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИИ: Проведенный историко-системный анализ способствовал:
• организации первой
официальной встречи представителей основных психологических школ и направлений региона
Сибири (Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Красноярск, Тюмень, Омск, Улан-Удэ,
Иркутск, Бийск, Владивосток, Благовещенск, Горно-Алтайск, Томск, представители
15 психологических факультетов) на Сибирском Психологическом Форуме (Томск,
2004);
• пониманию сложившейся
ситуации с психологической наукой в регионе в контексте основных этапов
становления психологической науки и тенденций ее развития;
• становлению
профессионального постнеклассического мышления;
• инициированию
осмысления становления региональной психологической науки;
• рефлексии ее
методологических проблем, институциональных и персонально-личностных аспектов,
выявлению закономерностей и этапов развития в контексте культурных и
ценностно-смысловых параметров;
• встраиванию
региональной психологии в общероссийское научное пространство;
• систематизации научных
знаний, представляющих интерес для общей психологии, истории психологии,
социальной психологии, возрастной психологии, медицинской психологии и
этнопсихологии.
5. ЦЕЛИ:
• проведение историко-системного
анализа становления психологии в сибирском регионе: выделение новообразований в
теориях, концепциях, моделях и исследованиях психологов сибирского региона,
определение на этой основе тенденций развития региональной психологии в
соотнесении с основными этапами становления психологической науки и изменениями
в российском обществе. Такой подход обеспечит не только выделение ключевых,
наиболее значимых моментов становления сибирской психологии, но позволит
показать эволюционные взаимосвязи и взаимопроникновения, а также будет
способствовать пониманию процесса становления психологии в Сибири как
результата деятельности не только отдельных ученых, но и научного сообщества
региона и страны;
• проведение
историко-хронологического анализа, позволяющего выявить исторические
предпосылки, историческую логику развития психологической науки и практики в
регионе Сибири, роль отдельных персоналий в развитии региональной психологии;
• мониторинг
социально-психологических проблем населения региона с последующим
проектированием научно обоснованных форм организации и методов психологической
помощи,
• выявление задач
регионального развития и обеспечение на этой основе психологического
сопровождения актуальных, инновационных социально-значимых проектов.
6. АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ
РАССЧИТАН ПРОЕКТ: научно-педагогические сотрудники вузов и
научно-исследовательских учреждений сибирского региона, практические психологи,
организаторы психологических служб, организаторы здравоохранения и образования,
социальных служб, студенты, аспиранты, докторанты, соискатели психологических,
педагогических и социальных специальностей.
Область применения:
учебный процесс в ВУЗе, социальные службы, административные и политические
структуры региона Сибири.
7. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ:
Имплицитно работа по
сбору материала по истории развития психологии в сибирском регионе
осуществлялась сотрудниками факультета психологии Томского госуниверситета в
течение последних десяти лет. Этому способствовали издание силами факультета
Сибирского Психологического журнала (с 1985 г., гл.редактор чл.-корр. РАО, д-р психол.н., проф. Г.В.Залевский), проведение научных конференций и семинаров
различного уровня, а также деятельность на факультете диссертационных советов
по социальной психологии и клинической психологии. Усилия, направленные на
консолидацию сибирского психологического сообщества, а вместе с ними и сбор
материалов по истории психологии в Сибири активизировались в последние годы.
Важным знаковым событием для региональной психологии явилась организация и
проведение в 2004 году в городе Томске по инициативе факультета психологии ТГУ
Первого Сибирского Психологического форума "Методологические проблемы
современной психологии: иллюзии и реальность", поддержанного Российским
психологическим обществом, межрегиональным институтом общественных наук (МИОН),
Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным
научным фондом. Цель проведения форума заключалась в осмыслении тенденций
развития психологической науки, а также в объединении усилий психологов,
работающих в особом геополитическом пространстве от Урала до Дальнего Востока.
Представители 15 факультетов психологии классических университетов Сибири,
Урала и Дальнего Востока познакомили со своей историей, современным состоянием
и перспективами развития центров подготовки психологических кадров. Специальное
пленарное заседание было посвящено презентации научных школ и направлений
психологии в Сибири. При подведении итогов работы форума были выработаны обращения
к профессиональному сообществу психологов Сибири; предложения, адресованные к
соответствующим УМО по психологии, связанные с внесением изменений в
образовательные стандарты по подготовке психологов. Была поддержана идея о
периодичности проведения Сибирского психологического форума как продуктивной
формы профессионального взаимодействия психологов Сибири. Общее количество
участников составило 322 человека, очное участие в форуме принимали 245
человек, 78 приняли заочное участие, прислав статьи для публикации.
В 2005 году на основе
собранных материалов по истории психологии в Сибири под руководством проф. Э.И.
Мещеряковой была подготовлена заявка для участия в конкурсе РГНФ. Инициативный
проект был поддержан этим научным фондом (№ 05-06-06016а), что способствовало
активизации исследовательской работы и расширению ее объема. В ходе реализации
проекта был проведен Круглый стол по проблеме "Психология в Сибири:
история и современность" с участием заведующих кафедр и деканов
психологических факультетов, а также руководителей ведущих психологических
служб Сибирского региона. В его итоге было принято коллективное решение о
совместной исследовательской работе с перспективой подготовки будущей
коллективной монографии. Проведена подготовка методического инструментария
работы: разработка сценариев глубинных интервью-бесед, подготовка анкет,
приобретение необходимого оборудования и материалов. Был организован сбор
материалов: работа в архивах; в научных библиотеках вузов; интервью и беседы с
ведущими научными работниками и практиками психологии; интервью и беседа с
первыми организаторами психологических служб и курсов подготовки психологов;
ознакомительная и аналитическая работа с научными публикациями,
научно-методической деятельностью. Проведены анализ, обобщение и оформление
полученных материалов, собранные данные осмыслены с последующим определением
тенденций и перспектив развития психологической науки и практики в Сибири.
Результаты исследования по всем разделам проекта представлены в статьях
специального выпуска Сибирского психологического журнала. Подготовлен итоговый
отчет по проекту РГНФ.
Деятельность по
реализации проекта в значительной мере способствовала интеграции и организации
профессионального сообщества психологов Сибири. В качестве промежуточных итогов
этой деятельности можно рассматривать подготовку очередного Сибирского
психологического форума, проведение которого планируется в июне 2006 года в г.
Иркутске, проведение традиционных Школ психологов-исследователей, конференции
молодых ученых-психологов сибирского региона.
В результате проведенных
исследований установлено, что процесс развития сибирской научной психологии,
релевантный процессу трансформации общества на российском и региональном
уровнях, выявляет две неравнозначные тенденции в развитии психологии в регионе:
а) усложнившаяся социальная реальность, нестабильный изменяющийся мир с
нестабильным, изменяющимся его образом вызывает расширение символического поля
сознания современного человека, обусловливает формулирование принципиально
новых методологических задач во взаимоотношениях науки и общества;
б) рассмотрение
традиционных феноменов психологии в культурно-исторической перспективе,
гуманитарное начало в контексте антропологизации предмета психологии,
использование символического начала с трудом находит свое отражение в
исследовательских приемах и новых областях исследования.
Анализ
научно-исследовательской, организационно-образовательной и
социально-психологической подсистем специфики профессионального сообщества
психологов показал, что развитие сибирской психологии, неравномерное по разным
регионам, идет по линии творческого контакта с традицией, с одной стороны, и
инновационностью, с другой, что позволило провести системную классификацию
стратегий развития психологии в Сибири.
Выделены 5 основных
стратегических линий – компонентов развития и становления психологии в Сибири:
• Стратегия
образовательных программ включает такую организацию учебного процесса в
процессе обучения психологии, когда осуществляется включение студентов в
исследовательские проекты, происходит увеличение доли платного обучения,
формирование традиций, означающих, что этап становления переходит в этап
развития.
• Стратегия
научно-исследовательских поиска базируется на тенденции перехода от
монодисциплинарности к междисциплинарности, от естественнонаучной к
гуманитарной парадигме, к комплексированию теоретических и
методико-эмпирических, экспериментальных программ. Стремление к гармоничному
сочетанию всех вышеуказанных направлений на современном этапе позволяет
избежать некоторых доминантных перекосов, которые наблюдались в прошлом.
• Стратегия риска в
менеджменте характеризует деятельность новой генерации лидеров сибирской
психологии. Стратегия риска характеризуется ответственностью, уверенностью,
умением приложить максимум усилий для достижения нужного исхода, оперативной
устойчивостью, оптимальными индивидуально-психологическими свойствами лидера.
• Стратегия рекламы и
экономики. В сибирском профессиональном сообществе психологов наметились
тенденции к рассмотрению психологического образования как товара, а научных
теорий, понятий и имен ученых как бренда. «Товарная политика» при этом
направлена на обеспечение стабильного объема «продаж», создание уникальной и
выгодной позиции «товара» в умах потребителей с частичным использованием
элементов манипуляции сознанием. В связи с этим в сибирских регионах
психологические образовательные учреждения чаще, чем другие, используют
различные виды рекламы для привлечения студентов и клиентов психологических
служб, что является нетрадиционным для классического высшего образования.
• Стратегия
сотрудничества и конкуренции. Региональные стратегические альтернативы в
развитии сибирской психологии, их непохожесть и разновекторность, могут обеспечить
динамическую устойчивость в борьбе с неблагоприятными социально-экономическими
условиями, в конкуренции и сотрудничестве с региональным внутрипрофессиональным
окружением, в конкуренции и сотрудничестве со столичными центрами, в
конкуренции и сотрудничестве с сообществами, избежать так называемого кризиса
аналитичности как невозможности достигнуть позитивного стратегического
результата в условиях, когда все используют одинаковую модель.
Сочетание нескольких
стратегических направлений или акцент только на некоторых, темпы изменения
количественных показателей, характеризующие развитие различных сфер
региональной психологии, уникальность, масштабность и длительность опыта
развития, тип самоидентификации региона и профессионального сообщества в нем
позволили выделить 3 типа моделей развития сибирской психологии:
- трансформационную,
отражающая создание благоприятной внешней среды через риски и прорывы, поиск
собственного стиля, направление деятельности факультета психологии как одного
из методологических и организационных центров преобразования социокультурной
ситуации региона;
- адаптационную -
традиционную, базирующаяся на использовании реально сложившихся условий,
которым находятся в стадии определения идеологии, содержания и оптимальной
структуры своей деятельности в соответствии с ролью в реализации
социокультурных и социально-образовательных проектов развития региона;
- диффузную, с еще не до
конца сложившимися образовательными структурами или несформировавшейся
самоидентификацией.
По первой модели (с большой
долей условности классификации) развивается в настоящее время томская и
красноярская психология; по второй – новосибирская, иркутская, алтайская,
читинская, бурятская, хакасская, якутская: по третьей – кемеровская, омская,
тюменская психология. Т.е. география сибирской психологической мысли в первом
приближении может быть представлена двумя центрами активности – Томским - с
выстроенной корпоративной, образовательной и научной психологией, и
Красноярским – с образовательной и инновационной. Остальные центры сибирской
психологии находятся в зоне научной и методической интерференции от этих
регионов, кроме, впрочем, самобытно развивающихся, экзотических хакасской и
якутской. В целом в развитии сибирской психологии накоплены такие
количественные изменения (масштабы работ, объемы ресурсов, арсеналы
используемых средств), на основе которых уже созрела необходимость качественных
изменений. В сибирской научной психологии создались объективные и субъективные
предпосылки развития, поэтому в некоторых регионах состоялся переход от
экстенсивных к интенсивным способам развития (Томск, Красноярск).
Таким образом, в
исследовании прослежены некоторые отрезки пути развития и становления сибирской
научной психологии. Учитывая, что прототипные работы по этой проблематике
отсутствуют, главной организационной задачей исследования было селекция,
структурирование материала с предварительной классификацией и типологизацией
тенденций с позиций системного анализа. Хронологический подход как один из
значимых подходов в анализе истории научного познания психического помог
выстроить логику определенной реконструкции событий, адекватной их смене в
исторически необратимом времени, и сделать вывод о тесной связи научных идей с
конкретной социальной почвой, когда работа исследовательской мысли преломляется
сквозь призму запросов данного времени, региона и конкретногоисследователя.
Многое в проблеме развития сибирской психологии осталось неосвещенным, т.к.
накопленных представлений об ее историческом пути пока недостаточно, чтобы
воссоздать полную картину развития. Переосмысление предмета психологии в его
движении к антропологизации, человеку, позволили системно подойти и к анализу
истории развития научной психологии в Сибири, представляемой на первом витке
рефлексии ее трансспективы, в основном, в динамике организационных форм. Но
предварительный взгляд на историю развития и становления сибирской психологии
показал, что сегодняшняя положительная динамика трансформации даже ее общих
очертаний, проанализированных в данном исследовании, работает на перспективу
целостности и уникальности.
В организационном аспекте
необходимо отметить:
А) впервые была
организована официальная встреча представителей основных психологических школ и
направлений сибирского региона, на которой состоялось знакомство и обмен
мнениями психологов по ключевым проблемам психологии;
Б) дан старт
межрегиональным исследовательским проектам, в которые вовлечены ведущие
психологи региона Сибири и созданы условия для интеграции академических и
практических психологов;
В) новое значение для
сибирского региона получил «Сибирский Психологический Журнал» как орган
интеграции профессионального сообщества (конкурсная комиссия Сибирской
образовательной ярмарки высоко оценила Журнал и отметила его Большой золотой
медалью);
Г) на базе факультета
психологии ТГУ сформировано региональное экспертное сообщество в области
научно-исследовательской и учебно-методической деятельности;