Психология трудовой экспертизы
Московский
гуманитарно-экономический институт
Тверской филиал
Кафедра прикладной
психологии
Реферат по дисциплине
«Психология труда»
Тема:
«Психология
трудовой экспертизы»
Тверь 2009
Содержание
Введение
1. Сущность трудовой
экспертизы и ее основные задачи
2. Психологические
особенности трудовой экспертизы
3. Методы проведения
экспертизы
Заключение
Список литературы
Введение
Экспертиза
- освидетельствование лиц и исследование различных объектов врачами, имеющими
специальную подготовку и опыт работы в определенной области медицины. Различают
экспертизу временной нетрудоспособности, врачебно-трудовую, военно-врачебную,
судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую экспертизы и др.
Экспертиза
временной нетрудоспособности -
определение временной утраты трудоспособности в результате болезни, несчастного
случая и других причин. Экспертиза временной нетрудоспособности в леч. -проф. учреждениях
осуществляется врачебно-консультационной комиссией (ВКК). Председателем ее
является заместитель главного врача по экспертизе, который осуществляет
контроль за ее качеством. В состав ВКК входят также лечащий врач и заведующий
отделением. Основные задачи ВКК: оказание консультативной помощи лечащему врачу
по вопросам диагностики, лечения и трудоустройства больного; решение сложных и
конфликтных вопросов экспертизы временной нетрудоспособности; предоставление
отпуска для сан. -кур. лечения; продление больничного листа; определение
рекомендаций относительно облегчения или изменения условий труда или перевода
больных на другую работу, соответствующую состоянию их трудоспособности;
направление больных на врачебно-трудовую экспертную комиссию (ВТЭК).
Экспертиза
врачебно-трудовая (ВТЭ) - вид врачебного
освидетельствования, заключающегося в определении состояния трудоспособности
человека, степени, сроков и причин ее утраты. При проведении ВТЭ определяется
размер возмещения - предприятием, учреждением или организацией, - ущерба (в
процентах), причиненного рабочим и служащим в результате увечья либо иного
повреждения здоровья; связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, а
также принимается решение о необходимости и сроках временного перевода
работника по болезни на другую работу в установленном порядке, о направлении на
ВТЭК, правильности использования инвалидов на работе в соответствии с данными
заключениями и т.д.
Военно-врачебная
экспертиза проводится с целью определения
трудоспособности в условиях военной службы и решения задач мед. отбора
призывников, военнообязанных и военнослужащих для укомплектования Вооруженных
Сил СССР контингентами, годными к военной службе по состоянию здоровья.
Судебно-медицинская
экспертиза назначается судебно-следственными
органами для изучения вопросов, возникающих при производстве дознания,
предварительного следствия или в процессе судебного разбирательства и требующих
для своего разрешения специальных познаний в области медицины; является одним
из видов доказательств в уголовных и гражданских делах. Проведение
судебно-медицинской экспертизы обязательно при установлении причины смерти и
характера телесных повреждений, определении возраста и физического состояния
свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого. Судебно-медицинскую
экспертизу назначают при расследовании преступлений против жизни, свободы и
достоинства личности, профессиональных правонарушений медработников, а также
некоторых гражданских дел.
Судебно-психиатрическая
экспертиза - в РФ один из видов медицинской
экспертизы и судебной экспертизы, основная задача которой - определить
психическое состояние обвиняемых и подозреваемых (если есть сомнение в их
вменяемости), свидетелей, потерпевших, истцов и ответчиков (для решения вопроса
об их дееспособности). Производится в предназначенных для этой цели учреждениях
государственной или муниципальной системы здравоохранения.
В данной
работе будет рассмотрена психология трудовой экспертизы.
Цель работы
- понять назначение и задачи трудовой экспертизы; рассмотреть психологические
особенности трудовой экспертизы и методы проведения экспертизы.
1. Сущность
трудовой экспертизы и ее основные задачи
Экспертиза (от лат. expertus - опытный), исследование (расследование, анализ)
специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует
специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. с целью
вынесения заключения.
Трудовая
экспертиза - это определение специалистами пригодности человека к труду по
конкретной профессии.
Пригодность
к тому или иному виду труда (профпригодность) обусловливается: возрастом;
состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний,
навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных
способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от
социальных условий, и от пола свидетельствуемого.
В каждой
профессии все перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы трудовой
экспертизы различны. Для экспертизы привлекаются различные специалисты и
организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры и другие специалисты,
приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы,
врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК),
комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т. д.
Трудовая
экспертиза независимо от ее организационных форм решает следующие общие
вопросы:
1) может ли
данный человек начинать выполнение определенной работы;
2) может ли
он продолжать работать в занимаемой им должности;
3) на какой
работе данного человека лучше использовать;
4) если
произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей
работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при допуске его к работе.
Эти вопросы
определяют задачи трудовой экспертизы по данной профессии и методы их решения.
Основные
задачи трудовой экспертизы во всех видах трудовой деятельности: 1.
Предотвратить поступление человека на работу, к которой он не способен по
возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или по
каким-либо другим причинам.
2. Отобрать
для работы по данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих успешно
выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья
и с надлежащей производительностью труда.
3.
Своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к
выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более
посильную им работу.
4.
Определять, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, с тем
чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке
профессиональной консультации.
Каждая из
этих основных задач трудовой экспертизы решается соответствующим ей методом. В
одних случаях изучаются только документальные данные, в других — проводятся
беседы с поступающим на обучение или работу или же работающим на производстве,
в третьих — осуществляются врачебные и психологические исследования
специалистами и экспертными комиссиями.
Наиболее
четко организационно оформлена система врачебно-трудовой экспертизы, решающей
свои задачи с помощью оценки состояния здоровья. Но врачебно-трудовая
экспертиза с первых дней ее существования в той или иной форме всегда была связана
с психологической экспертизой, потому что любой труд требует от человека не
только физических, но и психических способностей, требования к которым в
условиях механизации и автоматизации производственных процессов все более
возрастают. Однако методика и организационные формы психологической трудовой
экспертизы все еще не удовлетворяют предъявляемым к ней требованиям.
Объект
трудовой экспертизы — взаимоотношение человека (для психологической трудовой
экспертизы — личности) и труда. Трудовая экспертиза, в том числе и
психологическая, может быть как прогностической, так и ретроспективной.
Прогностическая
психологическая трудовая экспертиза на основе
психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей
дальнейшей трудовой деятельности свидетельствуемого. Она начинается еще в
средней школе с профессиональной ориентации подростков, а затем продолжается
при поступлении их в профессионально-техническое училище и в процессе обучения
в нем, завершаясь на производстве.
Предвидеть
успехи или неудачи подростка в его предстоящем учебном или производственном
труде, т. е. заниматься психопрогностикой, — задача весьма важная, но
чрезвычайно сложная. Надо хорошо знать требования осваиваемой профессии к его
личным качествам, наличие у него необходимых способностей к обучению и труду,
знать, как развиваются его общие способности и формируются профессиональные,
как он относится к данному виду обучения и труда. Знать все эти данные для
психодиагностики и на основе таких знаний прогнозировать успешность учебной и
трудовой деятельности подростка могут обучающие и воспитывающие его. Именно
они, педагоги, вместе с экспертными комиссиями должны решать задачу
прогностической психологической экспертизы.
Ретроспективная
трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную
или трудовую деятельность освидетельствуемого и устанавливает связь допущенных
им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества
деятельности (браку, травмам, авариям), со свойствами личности.
Оценивают
прошедшую учебную или трудовую деятельность подростка или взрослого рабочего и
устанавливают связь допущенных им ошибочных действий со свойствами личности не
только педагоги, но и инженеры-производственники, а также эксперты-врачи и
психологи. Для ретроспективной трудовой экспертизы важно знать требования к
качеству изучаемых действий, психические свойства и состояния обследуемого во
время совершения анализируемых ошибок и происшествий.
Ретроспективная
трудовая экспертиза важна для оценки способностей учащегося или рабочего, для
прогнозирования его дальнейшей деятельности и решения о целесообразности
дальнейшего обучения или производственной работы по той или иной профессии.
2.
Психологические особенности трудовой экспертизы
История
применения экспертизы свидетельствует, что практически всегда в процессе её
проведения решается задача поиска виновного. В каждом случае это определение
вины техники или человека.
Психология
экспертизы реализуется:
1. В
привлечении инженерных психологов к процессу экспертизы;
2. Во
влиянии непривычных экстремальных раздражителей на психику участников
расследования (вид раненых и убитых, вид искореженной техники, поведение
родственников, журналистов, возможная опасность для жизни и здоровья на месте
происшествия и т.п.);
3. В
проявлении психологических факторов, облегчающих или затрудняющих процесс
раскрытия тайны причин происшествий (активизация внимания, мышления и других
психических познавательных процессов, интерес к выявлению загадочных причин
происшедшего, психологическое давление на экспертов заинтересованных лиц,
доминирующее влияние чрезмерных по силе раздражителей на процесс принятия
решения комиссией, сложность выбора одной из версий происшедшего и т.п.).
4. В
психологическом обосновании предлагаемых комиссией рекомендаций по недопущению
подобных происшествий в будущем.
Инженерные
психологи привлекаются к работе групп тех подкомиссий, в которых влияние
психологического фактора может оказаться решающим в возникновении аварийной
ситуации.
К
психологическим компонентам ЧП относят:
мотивы
поведения, причины и механизмы ошибочных действий летного состава и лиц группы
руководства полетами, их псих. состояния, индивидуально-психологические
особенности личности и т.д.
В
психологии труда и инженерной психологии психологические особенности экспертной
оценки происшествия базируются на 2 концепциях:
1.
концепция личностного фактора
2.
концепция человеческого фактора.
1. При
экспертизе причин аварийности с опорой на личностный фактор оценивается роль
индивидуальных, профессионально важных качеств личности летчика (членов экипажа
или группы руководства полетами) в возникновении, развитии и исходе аварийной
ситуации.
2. При
экспертизе аварийности с опорой на так называемый человеческий фактор изучаются
и оцениваются: степень и полнота учета профессионально значимых характеристик
человека в объекте (средствах) деятельности (конструкция рабочего места летчика
и его компоновка, размещение и т.д.), условия труда (гигиенические особенности
среды обитания на рабочем месте, эргономичность спецснаряжения, средств защиты,
психологический климат в экипаже и т.д.), содержание и структура процесса
деятельности (способы выполнения действий, характер информации и физические
нагрузки, темп работы и т.д.), организация деятельности (особенности режима
труда и отдыха, летной нагрузки и т.п.).
К
компонентам личностного фактора относятся:
-
нравственно-ориентационные (духовные качества, моральные качества, честность,
принципиальность, дисциплинированность, чувство коллективизма,
целеустремленность);
-
профессиональные качества;
- психологические
особенности;
-
физиологические особенности;
-
физическое развитие.
В число
компонентов человеческого фактора входят:
Субъект
деятельности (методы и критерии оценки летного состава):
-
эффективность методов контроля и экспертизы.
Средства
деятельности (элементы рабочего места
летчика):
* средства
отображения информации (визуальные, акустические и т.д.):
-
расположение и способ кодирования
- угол
визирования и время воздействия сигнала
-
разборчивость слов, текстуры
- яркость,
контрастность
* органы
управления (штурвал, ручки, педали, переключатели и т.д.):
-
пространственные соотношения (взаиморасположение, группировка...)
-
конструкция (размеры, форма, характер поверхностей и др.)
- загрузка,
инерционность, амплитуда перемещений.
Условия
деятельности (факторы обитаемости и полета):
-
геометрические размеры элементов рабочего места, обзор, досягаемость)
- условия
обитаемости на рабочем месте (по освещенности, газовому составу, микроклимату и
др.)
-
соблюдение эргономических требований к одежде и спецснаряжению
-
воздействие факторов полета
-
совместимость членов экипажа.
Содержание
деятельности (способы выполнения профессиональных действий, операций):
-
распределение функций между человеком и автоматикой
-
информационная и физическая загрузка
- способы
выполнения действий.
Организация
деятельности (регламентация, управление, обеспечение учебно-боевого процесса):
- режим
труда и отдыха
- летная
нагрузка
- программы
подготовки
- руководство,
управление
-
обеспечение полетов.
Инженерно-психологическая
(трудовая) экспертиза может осуществляться на разных уровнях (см. таблицу
1):
- на
личностном уровне (причина ЧП - личностные псих., предпосылки)
например,
снижение психической работоспособности, недостаточная подготовленность к
возникшей ситуации, индивидуальные психологические особенности.
- на
уровне боевой техники и оружия (их влияние на психику воина).
- на
уровне среды обитания и боевой деятельности (влияние на психику природных и
боевых или производственных факторов).
Таблица 1.
Виды экспертизы
|
Задачи экспертизы
|
личностный
|
экспертиза:
- профнаправленности
- профпригодности
-психической
работоспособности
-эффективности
деятельности
- психологической
подготовленности
- профподготовленности
-индивидуально-психологических
особенностей
|
технический
|
экспертиза:
- средств отображения
информации
- средств управления
- рабочего места оператора
- вредных и опасных для
жизни факторов
-аварий и катастроф
- конструктивной
надежности техники
|
средовый
|
экспертиза опасных
влияний:
- погоды
- землетрясений
- извержений вулканов
- солнечной активности
|
3. Методы
проведения экспертизы
Экспертиза
основывается на изучении реальных материалов происшествия, на экспериментальном
его моделировании, расшифровке записей самопищущих приборов (средств
объективного контроля), магнитофонных записей переговоров, сборе информации от
очевидцев, участников и специалистов, изучении сохранившихся фрагментов
(обломков) техники, анализе характера ранений и повреждений личного состава,
проверке технической и конструкторской документации (чертежей, расчетов,
инструкций и наставлений по эксплуатации и боевому применению), материалов
личного дела (характеристик, автобиографии, летной и медицинской книжек,
журналов руководителей полетов и т.д.), материалов
экспериментально-психологического обследования и другой информации.
Инженерно-психологическая
экспертиза техники и оружия включает в
себя:
Экспертные
оценки - количественные или порядковые
(ранговые) оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственным
измерениям. Основываются на суждениях специалистов.
К числу
методов психологической экспертизы относятся как традиционные методы
психологических исследований (беседа, наблюдение, эксперимент, бланковые и
компьютерные тесты и т.д.), так и специфические методы (метод экспертных
оценок, метод парных сравнений), изучение материалов личного дела
(характеристик, автобиографии, летной и медицинской книжек, журналов
руководителей полетов и т.д.), материалов экспериментально-психологического
обследования, карты профессиональ-ного психологического изучения летчика и
штурмана, расшифровка записей магнитофонных переговоров в полете и другой
информации.
Метод
независимых экспертных оценок - метод,
предполагающий вынесение суждений (оценок) несколькими экспертами, каждый из
которых не имеет ни знаний об оценках других экспертов, ни возможности повлиять
на их оценки.
Метод
парных сравнений - при парном сравнении эксперт сопоставляет исследуемые объекты по
их важности попарно, устанавливая в каждой паре объектов наиболее важный. Все
возможные пары объектов эксперт представляет в виде записи каждой из комбинаций
(объект I - объект 2, объект 2 - объект 3 и т.д.) или в форме матрицы.
В
результате сравнения объектов в каждой паре эксперт высказывает мнение о
важности того или иного объекта, то есть отдает одному из них предпочтение.
Иногда эксперты приходят к выводу об эквивалентности каждого из объектов пары.
Упорядочение в каждой паре объектов, безусловно, не дает сразу упорядочения всех
рассматриваемых объектов, поэтому необходима последующая обработка результатов
сравнения. Наиболее удобно осуществлять парные сравнения и их обработку,
используя в качестве инструмента матрицы.
В отдельных
случаях при большом количестве исследуемых объектов на результаты парного
сравнения оказывают влияние психологические факторы, то есть предпочтение порой
получает не тот объект, который действительно предпочтителен перед другими, а
тот, который в перечне пар записан первым или находится по расположению в матрице
выше сравниваемого. Поэтому иногда для исключения психологического влияния
проводят двойное парное сравнение, то есть еще раз осуществляют парное
сравнение, но только при обратном расположении объектов и соответственно
объектов в каждой паре.
Метод
парных сравнений очень прост и он позволяет исследовать большее количество
объектов (по сравнению, например, с методом рангов) и с большей точностью.
Заключение
В данной
работе мы выяснили, что трудовая экспертиза - это определение пригодности
человека к труду. Цели и формы ее различны, и ею занимаются различные
специалисты и организации: приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей
силы, военкомы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные
(ВВК.), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и большого
числа других специалистов. Трудовая экспертиза вне зависимости от ее
организационных форм решает ряд общих вопросов:
- может ли
он продолжать работать;
- на какой
работе данного человека лучше использовать;
- если
произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей
работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при его допуске к работе.
Объект
трудовой экспертизы - взаимоотношение человека (а для психологической трудовой
экспертизы - личности) и труда.
Список
литературы
1. Климов Е.А. Введение в
психологию труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998.
2. Психология: Учебник для
гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
3. Платонов К. К, Голубев Г.
Г. Психология. Учебник для индустриально-пед. техникумов. М., «Высш. школа»,
1999.
4. Практикум по общей,
экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред.
Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000.
5. Практикум по психологии
профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001.