Психологические аспекты профессиональной ориентации
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА
Факультет психологии
Контрольная работа по
курсу: «Психология труда»
Тема:
Психологические аспекты
профессиональной ориентации
Выполнила студентка
Борунова М.
Москва 2007
Содержание
1. Понятие профориентации
в психологии
2. Профориентация с точки
зрения возрастной периодизации
3. Исторический аспект
формирования и развития профориентации
Список литературы
1. Понятие
профориентации в психологии
Профориентация
в психологии – очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий за
рамки психологии и педагогики комплекс мер по оказанию помощи при выборе
профессии.
На основании
исследований Парсонса было дано следующее определение профориентации
«Профессиональная ориентация - это процесс оказания помощи индивиду в изучении
профессии и собственных личных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором
профессии» [Укке Ю.В.,1990.,Вопр.псих.№5,с.17].
Климов же дал
такое определение профориентации: Профориентация есть комплекс
«социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических
задач, цель которых — формирование у личности профессионального
самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и
запросам общества в кадрах. По своему содержанию она психолого-педагогическая
по сфере действия социальная, а результаты сказываются на экономической жизни
общества» [Климов Е.А.,1983,Псих. и пед.,№2,с.18].
Е.А. Климовым
и его сотрудниками были разработаны принципы проведения профконсультации, как
одного из инструментов профориентации. Они понимали профессиональную
консультацию как определенную психолого-педагогическую задачу, которая включает
в себя: обеспечение школьника и его родителей общую ориентировку в мире
профессий и системе учебных заведений, предоставление информации о профессионально
важных личных качествах (ценностные ориентации, склонности, способности,
здоровье). Также необходимо было обеспечить учащегося и его родителей
конкретными знаниями о потребностях страны, города, района в кадрах. Эта группа
задач имеет скорее информационное содержание. Не менее важным было решение
таких задач, как помощь школьнику в соотнесении трех вышеназванных группы
знаний и выборе наиболее соответствующего личным качествам вида будущей
деятельности, и помощь учащемуся в принятии сознательного и самостоятельного
решения в выборе наиболее приемлемого профессионального учебного заведения.
Дополнительной задачей подобной работы было выявление таких психологических
особенностей ученика, которые можно рассматривать как относительные
противопоказания к выбору тех или иных профессий [Климов Е.А.,1990.,с.45.].
Таким образом, данные принципы оказания помощи охватывали несколько направлений
и учитывали и информационный и психологический аспекты выбора профессии. Такой
подход позволил увеличить точность и самостоятельность в выборе профессии.
Важно
отметить, что основной акцент в профориентационной работе был сделан на
профориентацию школьников. Ученые Н.Ф. Гейжан и А.Иовайша в своих работах
подчеркивают необходимость предварительной подготовки к профессиональному выбору,
которая заключалась в формировании профессиональных интересов в рамках учебного
процесса профессиональной практики [Йоваша Л.А.,1983,с.47]. И.Ф. Гейжан
значимым фактором формирования профессиональной направленности считает
воспитание гражданской нравственности. Близкие идеи в дальнейшем найдут свое
развитие в работах Н.С. Пряжникова. В трудах Б.А. Федоришина и Н.Н. Захарова
подробное внимание уделяется выявлению психологических свойств личности и
сопоставление их с требованиями профессии [Федоришин Б.А.,1987,с.120].
По мнению
ученых Ленинградского университета Н.А. Грищенко и Л.А. Головей, программа
индивидуальной консультации должна включать данные об основных уровнях
психологической структуры человека как индивида, личности, субъекта
деятельности. «Традиционная профориентация осуществляется в двух планах: первый
— это изучение качеств и особенностей человека в соответствии с требованиями
конкретной профессии. Этот путь от профессии наиболее распространенный, и
большинство тестов ориентировано именно на это. Более сложным представляется
второй путь, который ставит задачей системное изучение потенциала человека, его
способностей, склонностей, мотивации поведения. Хотя первый подход является
традиционно более разработанным и широко используется в практике, он
представляется более узким. Решая задачи конкретного производства, он не
обеспечивает задач всестороннего развития человека. Таким образом, мы
придерживаемся второго направления, которое идет от человека к профессии».
Таким образом, в рамках данного подхода формируются новые задачи
профориентации: комплексное изучение человека, как субъекта профессиональной
деятельности, и его возможностей и использование профессиональной деятельности
как возможности имеющегося потенциала [Ананьев Б.Г.,1960,с.45]. Происходит
смещение акцентов с обеспечения общества необходимыми кадрами на ценность
самореализации личности в профессиональной деятельности.
Проблема
профориентации рассматривается как проблема помощи в профессиональном
самоопределении школьников. Главными становятся вопросы, связанные с изучением
и развитием личности. Были разработаны принципы, провозглашающие значимость
постепенного формирования профессионального выбора. Предполагалось, что в
помощи может участвовать несколько сторон: школьник, родители, учителя,
профконсультант, система УПК или другой ознакомительной практики.
Разрабатываются системы комплексного изучения личности и профориентация
способствовать решению задач личности, а не заполнению свободных рабочих мест.
Профконсультант играет роль помощника, который знакомит с миром профессий,
диагностирует интересы и способности, советует то или иное направление.
2. Профориентация
с точки зрения возрастной периодизации
Многие авторы
в своих работах, указывали на особенность подросткового периода в ряду других
этапов жизненного пути человека сопоставляют его с этапом выбора профессии.
Д. Сьюпер, в
частности, поддерживает идею о том, что люди различаются по складу личности и
уникальным возможностям и поэтому выбирают себе профессии, в которых они смогут
использовать свои знания и умения.
Р. Хейвигхерст
предлагает альтернативное видение этапов профессионального пути. Его интересуют
не столько потребности и способности индивидуума, сколько приобретение
установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными
работниками. Человек на данном этапе выбирает профессию и начинает себя к ней
подготавливать.
В рамках
классификации Е.А. Климова стадии профессионального развития были сопоставлены
со стадиями формирования личности. В качестве периодизации возрастного
развития, в параллели с которой выстраивается периодизация этапов
профессионального развития, взята периодизация В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
Этот подход помогает основательнее понять некоторые специфические особенности
личности в процессе профессионального становления.
3.
Исторический аспект формирования и развития профориентации
Зачатки
профориентации можно обнаружить уже в древних цивилизациях. В основном это
выражалось в оценке профпригодности, диагностике знаний, умений, способностей.
Основная
история профориентации, ее начало, относится к моменту коренных изменений в
общественном укладе. К концу 19-го - началу 20-го века относятся первые примеры
попыток изучить индивидных и личностных свойств. Возникновение профессиональной
ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903
году в Страсбурге (Франция). Впервые в 1908 году в г. Бостоне Ф. Парсонс
организовал профконсультационное бюро для учащихся городских школ.
Отличительной чертой этого бюро было то, что оно не направляло подростков на
работу.
Первое бюро
профконсультации в России было создано по инициативе В.М. Бехтерева в 1927 году
при Ленинградской бирже труда и научно-исследовательском институте по изучению
мозга. В дальнейшем эта идея
В.М. Бехтерева получила свое развитие в трудах С.Г. Геллерштейна.
Отечественные
педагоги и деятели народного образования этого периода, такие как П.П.
Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и другие
также рассматривали решение проблемы профориентации учащихся в неразрывной
связи с интересами подростков.
В 1932 году
вышла книга А.Б. Болтунова «Принципы и система профориентации в школе».
Исследование, проведенное им, показало, что профориентационная работа в
школьной практике проводилась лишь в выпускных классах. А.Б. Болтунов предложил
проводить данную работу на всем протяжении обучения учащихся в школе. При этом
он подчеркивал, что она должна осуществляться в учебном процессе.
Заслуживает
внимания предложенная им система профориентационной работы с учащимися. Она
включала следующие структурные компоненты:
1)
профпросвещение
(на уроках, беседах, лекциях, встречах с передовиками труда, в процессе
экскурсий);
2)
профконсультация,
основанная на длительном педагогическом
3)
наблюдении
за учащимися в учебно-воспитательном процессе, а также по
4)
следующем
медицинском и психотехническом обследовании;
5)
профотбор
(профподбор) в учебное заведение или на работу на основе профконсультационного
заключения;
6)
профадаптация,
заключающаяся в проверке правильности
7)
профконсультационных
заключений, выданных учащимся [Пряжникова Е.Ю., 2005, с.43]
В 50-х годах
в США была разработана новая теоретическая концепция профориентации - теория
профессионального развития. Автор ее - А. Маслоу [Укке Ю.В. 1972,с.11]. В
концепции профессионального развития выдвигается идея так называемой
самоактуализацией человека.
Значительный
вклад в становление концепции профессионального развития внес Д. Сьюпер. Он
исходил из того, что выбор профессии - результат процесса развития, по мере
взросления ребенка усиливается связь его с реальной действительностью. Д.
Сьюпер выделяет несколько качественно отличных этапов профессионального
развития. По его мнению, на каждом этапе необходим свой подход к
профессиональному развитию личности. Соотнесение этапов профессионального роста
с содержанием подготовки на каждом из них показывает, что это прогрессивный
длительный процесс, имеющий определенную структуру. В 1952 году Д. Сьюпер
сделал попытку разработать единую «Теорию профессионального развития». В ее
основе лежат следующие положения:
•
люди
отличаются друг от друга по их способностям и интересам;
•
они
обучаются определенным профессиям в соответствии с этими качествами;
•
каждая
профессия предъявляет свои требования к личности.
•
Личность
должна отвечать специфическим требованиям профессии, про
•
являть
упорство в овладении ею, а также уметь взаимодействовать с другими людьми в
труде;
•
предпочтение
человеком данной профессии, его компетентность, общение на работе,
профессиональный рост - все подвержено изменениям и ничто не остается
стабильным, кроме желания утвердить свое
•
«Я».
Все это позволяет сказать, что процесс вхождения в профессию - самоутверждающий,
изменчивый и длительный;
•
этот
процесс может быть разделен на стадии жизни;
•
тип
карьеры определяется социально-экономическим статусом
•
семьи
индивида, его умственными способностями и личными чертами, а
•
также
наличием возможности для раскрытия своих способностей;
• развитием
в рамках стадий жизни можно управлять, стимулируя профессиональные способности
и интересы индивида, а также помогая
ему соотнести
себя и реальность в процессе утверждения своего «Я»;
•
процесс
профессионального развития, в сущности, есть развитие и утверждение своего «Я».
Это компромисс между индивидуальными
•
и
социальными факторами;
•
процесс
компромисса между индивидуальными и социальными
•
факторами
есть принятие ролей. Роль может разыгрываться на уровне фантастических
представлений о будущей профессии в раннем детстве, в реальной трудовой
деятельности, в процессе внеклассной работы, в процессе
•
трудовой
практики на предприятии;
•
Работы
Д. Сьюпера послужили теоретической основой современной концепции профессионального
развития личности, а также практики профконсультации или профессионального
руководства («Гайденс»).
В этот же
период в 50-х - начале 80-х годов XX века в нашей стране разрабатывался
личностный, деятельностный подход к профконсультации. Этому способствовало
учение Л.С. Выгодского о «зоне ближайшего развития» в процессе формирования
личности, о ведущей роли самосознания в раннем юношеском возрасте.
В рамках
современных научных направлений ведущей становиться формирующая
профориентационная деятельность, которая направлена на решение задач
формирования у личности адекватной самооценки, самостоятельности, умения
правильного выбора профессии, активности.
С целью решения вопросов профессиональной ориентации подростков в
нашей стране в 1986 году была создана государственная служба профориентации
Основная цель системы профориентации - оптимизация процесса поиска
подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан и
потребностями рынка труда..
Обучение и труд должны нести удовлетворение от преодоления
трудностей и достижения цели, радость формирования себя как профессионала.
Когда требования профессии и возможности человека совпадают, то
профессиональный путь не столь тернист, а приоритетами в деятельности
становятся мотивы творчества. И тогда в мире появляется личность, раздвигающая
горизонты своей отрасли, определяющая пути развития конкретной сферы
общественной практики на многие десятилетия вперед, и просто счастливый
человек.
Список литературы
1.
Ананьев
Б.Г. Психология чувственного познания. – М.,1960. – 193 с.
2.
Йоваша
Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., 1983. – 63с.
3. Климов
Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990. – 159с.
4.Укке Ю. В.
Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников // Вопросы
психологии. – 1990.- №5.
5. Федорошин
Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. – М.,1987. – 195с.