Россия в системе международных военно-политических отношений
РЕФЕРАТ
по курсу «Правоведение»
по теме: «Россия в системе
международных военно-политических отношений»
Введение
Роль России в системе военно-политических отношений в
мире определялась, главным образом, ее геостратегическим положением, ядерным
потенциалом и статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Эта роль
мировой державы сохраняется и сегодня, но созданный в XX веке мировой
порядок переживает серьезные перемены, так как растет взаимозависимость всех
государств планеты.
Поэтому система взаимодействия между ними стала более
сложной и динамичной, чем во времена блокового противостояния и биполярной
конфронтации.
В настоящее время Россия находится на новом этапе
своего исторического развития. Реформируются политическая система российского
общества, основы государственного устройства и управления, осуществляется
процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества
и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических,
правовых, этнических связей и отношений, изменяются подходы к обеспечению
национальной безопасности.
Глобальная и региональная безопасность смещается от
более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным
политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и
другим проблемам, что существенно влияет на геополитическое положение России,
ее место в системе международных военно-политических отношений.
1. Характеристика военно-политической обстановки в
мире
По мнению ряда политологов, военно-политическая
обстановка в мире до 2015 года будет складываться под воздействием набирающего
силу сложного и противоречивого процесса глобализации международных
политических и экономических отношении и характеризоваться высокой
динамичностью, повышенной нестабильностью, ростом напряженности в целом ряде
регионов, обострением существующих и возникновением новых кризисных ситуаций.
Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка
характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением
сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных
экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики
применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН
(например, события в Югославии, Ираке). Наряду с этими относительно новыми
тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода холодной войны,
существенно осложняющие международную обстановку.
В складывающихся условиях
сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и
обеспечения национальных интересов того или иного государства.
Обозначившийся с начала
нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и
существенное укрепление её позиций на мировой арене в последнее время являются
важнейшей тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости
формулирования новых приоритетов её внешней политики, а также об объективных
геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью
обеспечения благоприятных условий для её развития в качестве одного из ведущих
государств мира.
На этом фоне
прослеживается настойчивое стремление США к мировому лидерству и вовлечению в
орбиту своей внешней и военной политики все новых государств, в том числе
бывших республик Советского Союза. Несмотря на некоторое улучшение
российско-американских отношений Соединенные Штаты по-прежнему рассматривают
Россию в качестве главного геополитического соперника. Это определяется тем,
что Российская Федерация обладает сопоставимым с США ядерным потенциалом.
Во внешнеполитической деятельности американская
администрация исходит из того, что США являются ведущей державой мира, имеющей
моральное право и материальные возможности диктовать свои условия и
устанавливать в различных регионах земного шара «порядок по-американски».
Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы
вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще
применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая
практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением
объективного характера современной ситуации в мире. Особенность современной
военной стратегии США и их ближайших союзников состоит в том, что она «одета»
не в форму агрессора, а в форму освободителя и миротворца. Вашингтон хотел бы
видеть Россию не в качестве равноправного партнера, а в качестве страны,
следующей в фарватере американской политики по основным вопросам современных
международных отношений. Со своей стороны, Российская Федерация выступала и
выступает против гегемонии какого-либо одного государства и заявляет о
приверженности идее многополярного мира, в котором каждое государство является
равноправным субъектом международных отношений и имеет право на отстаивание
собственных национальных интересов. Именно это противоречие остается главным в
российско-американских отношениях.
Характерными
особенностями современной военно-политической обстановки являются:
- значительное снижение
угрозы возникновения ядерной и обычной крупномасштабной войны;
- применение военной силы
в миротворческой деятельности;
- формирование новых
центров экономической силы (Германия, Япония, Китай и др.) и усиление
геополитического соперничества между ними и США;
- сохранение и расширение
потенциального кризисного пространства (Балканы, Кавказ, Средняя, Центральная и
Южная Азия, Ближний и Средний Восток), повышение в нем уровня региональной
конфликтности на этнической, конфессиональной, криминогенной почве;
- международный терроризм, созданию условий для роста
которого в России способствует очень много факторов, к основным из которых
можно отнести: недостаточную оборудованность российских границ со странами СНГ;
проникновение в Россию зарубежных экстремистских террористических группировок и
религиозных сект; приток беженцев из стран СНГ и соседних государств;
негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие,
создающих рекламу террористам; коррумпированность чиновников органов
государственной власти и представителей органов МВД; отсутствие должного
контроля за распространением информации о методах и способах террористической
деятельности через компьютерные сети;
- возобновление гонки
вооружений, опасность распространения в развивающихся странах высокоточного
обычного, ядерного и других видов оружия массового поражения и средств их
доставки;
- вступление в НАТО стран
Центральной, Восточной Европы и Балтии, расширение зоны ответственности альянса
в Европе и за её пределами. В результате альянс получил существенные
военно-политические и стратегические преимущества по отношению к Российской
Федерации. Принятие практически всех государств Центральной и Восточной Европы
в НАТО привело к существенному нарушению сложившегося военно-стратегического
равновесия на континенте и подрыву основных договоренностей по послевоенному
устройству Европы. Европейские члены блока увеличили его военный потенциал
почти на 30% по всем трем составляющим элементам: научно-техническому,
военно-экономическому и собственно военному. Это привело к фактическому
превращению Североатлантического союза в главный военно-политический инструмент
Запада в отстаивании своих интересов и к дальнейшему ослаблению влияния России
в политической, экономической и военной областях;
- растущая вовлеченность
международных организаций и политических союзов в вооруженное разрешение
конфликтов и операций по принуждению к миру;
- ухудшение экологической
обстановки на Земном шаре, что может привести к принятию международно-правовых
актов по силовому (принудительному) воздействию на государства, промышленная
деятельность которых наносит наиболее заметный ущерб экологии.
На систему международных
военно-политических отношений существенно влияют новые вызовы, угрозы и новые
глобальные тенденции, стимулированные процессами глобализации. В числе этих
вызовов: определенное ущемление суверенитета государств; рост влияния транснациональных
корпораций, финансовых рынков; ужесточение конкуренции; этническая
нестабильность и этноконфессиональный экстремизм, деятельность радикальных
сообществ и группировок; наркоторговля; организованная преступность;
сепаратизм; политический и религиозный экстремизм, использующие массовый террор
для достижения политических целей; сопутствующие им незаконный оборот оружия и
наркотрафик; работорговля в новых формах и другие нетрадиционные угрозы, такие,
как контрабанда, морское браконьерство, пиратство.
Следует отметить, что ни одна страна, даже очень
сильная, не способна справиться с ними в одиночку, а потому здесь нужны добрая
воля и совместные усилия многих стран.
Фактором, влияющим на военно-политическую обстановку в
мире, является дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов
государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с
политическими и военно-политическими. Более того, возникает все более сложное
сочетание экономических интересов отдельных государств с интересами крупных
транснациональных компаний.
Для современных
международных военно-политических отношений характерным является жесткая
информационно-психологическая война, направленная на подрыв российской
государственности и целостности. При этом ежедневные атаки проходят по двум
критериям: внешняя и внутренняя информационная среда. Воздействие на население
нашей страны происходит не прямым военным вмешательством, а умелым
использованием национальных и религиозных противоречий внутри.
В целом можно выделить
следующие существующие и потенциальные угрозы жизненно важным интересам Российской
Федерации:
- наличие у ряда стран
мощных группировок вооруженных сил и крупных арсеналов ядерного и других видов
оружия массового поражения;
- попытки установления
контроля за ядерным потенциалом России;
- планы иностранных
государств, направленные на разрушение целостности Российской Федерации, с
использованием этнических, конфессиональных и других внутренних противоречий,
удовлетворение территориальных притязаний к России и пересмотр
межгосударственных границ;
- действия США, стран
НАТО и ряда бывших союзных республик, направленные на подрыв и сдерживание
интеграционных процессов в рамках СНГ;
- ослабление политических
связей Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы,
государствами Восточной Азии и бассейна Тихого океана;
- вытеснение национальных
интересов России из районов традиционного сотрудничества (Кавказа, Закавказья,
Средней Азии, бассейнов Черного и Каспийского морей);
- попытки ограничить
присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а
также действия по ее вытеснению с них;
-
информационно-психологическое воздействие и проникновение в различные сферы
жизнедеятельности Российской Федерации, которое может привести к выводу из
строя системы государственного и военного управления.
2. Место России в системе международных военно-политических
отношений
Россия последовательно выступает за создание такой
системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано
и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с
учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений
Россия вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и
военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных сил
становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в
строящуюся систему международных отношений.
Россия с ее уникальным геостратегическим положением,
занимая 1/7 часть суши, представляет один из центров силы глобального, а не
регионального масштаба.
Занимая центральную часть Евразийского континента,
имея выходы к трем океанам, она объективно играет роль геополитического моста и
посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание
экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях
света. Россия с ее огромным пространством имеет все возможности для активного и
эффективного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные
политические процессы, на жизнь планеты в целом. Поэтому для нее оптимальной
может быть только многовекторная, взвешенная, ориентированная в будущее
политика.
В геополитике России условно можно выделить два
направления: первое – глобальное, связанное с действиями во всеобъемлющем
глобальном (планетарном) масштабе, охватывающее всю сушу и Мировой океан;
второе – региональное, действующее в формате системе стратегических
направлений. В первом случае речь идет о создании и постоянном поддержании
глобальной ситуации, которая обеспечивает непрерывное экономическое,
политическое и социальное развитие России и в то же время исключает возможность
развязывания мировой ядерной войны. Во втором – усилия геополитики
сосредоточиваются на сохранении в территориальной целостности суверенитета
Российской Федерации, подавлении сепаратизма и создании условий, благоприятных
для ее экономического и социального развития в конкретных регионах, каждый из
которых имеет свои особенности.
Геополитические интересы России пересекаются и с
интересами Запада и США, и с интересами исламского Юга, ибо Россия – страна
евроазиатская. Запад заинтересован сделать Россию буфером в своем нарастающем
противостоянии с исламским миром, ослабить и Россию, и исламский мир в этой
борьбе, не допустив тем самым появления на этих территориях мощных геополитических
соперников для США и Запада.
России нужно рассчитывать на собственные силы,
исходить из национальных интересов. Если чему и нужно учиться у США, так это
формулированию и отстаиванию национально-государственных интересов.
В настоящее время ведущие страны мира действуют в условиях
относительной траспарентности внешней политики и военно-политического
планирования. Это обеспечивается существованием и развитием институтов
демократии, парламентаризма и гражданского общества. Транспарентность внешней
политики и ее цивилизованный характер обуславливает возможность долгосрочного
партнерства России и наиболее развитых государств мира, в том числе и в
военно-политической сфере.
Рассмотрим отношения России с наиболее авторитетными
международными организациями, мощными центрами силы, странами и коалициями,
характер которых влияет как на систему международных военно-политических
отношений, так и на место России в системе этих отношений.
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности
ООН рассматриваются Россией в качестве
центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли
Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании
национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная
создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России.
Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов
разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной
силы.
Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней
политики. Приоритетным направлением внешней политики России является
обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с
государствами участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной
безопасности страны. Россия стремилась и будет стремиться развивать потенциал
координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих
структур и институтов.
С момента образования (декабрь 1991 года)
СНГ не раз испытывало кризисы. В его рамках постоянно
происходит борьба между двумя главными тенденциями:
1) интеграционной
(симметричная конфедерация вокруг России, направленная на новое
объединение бывших союзных республик в стиле Европейского
Союза);
2) полицентричной
(асимметричная, «мягкая» конфедерация, основанная на двусторонних
и многосторонних договорах с Россией и другими новыми
независимыми государствами).
Первая тенденция проявляется в попытках
образовать Евразийский союз, Союз пяти (Россия, Казахстан, Киргизия,
Белоруссия, Таджикистан), Общее экономическое пространство (Украина,
Россия, Белоруссия, Казахстан). Самый реальный из
образованных союзов – союз России и Белоруссии, которые идут по
пути создания Союзного государства. Наиболее действенным из множества
документов является Договор о коллективной безопасности (15
мая 1992 года), согласно которому у стран-подписантов имеются взаимные
обязательства по охране границ СНГ.
Вторая тенденция проявляется в претензиях
Украины, Узбекистана и Туркмении играть на постсоветском
пространстве роль независимых региональных центров. Это нашло
выражение в соглашении Туркмении, Украины и Узбекистана
относительно энергетического партнерства. Однако нельзя забывать,
что, за исключением Казахстана, все страны СНГ являются энергетически
зависимыми от России, причем получают российские нефть и газ не по
мировым, а по «особым дружественным» ценам, которые примерно в 2 раза ниже
мировых.
В национальных интересах России тем или иным образом контролировать
геополитическое пространство бывшего СССР.
Это связано со следующими причинами:
1) в западном направлении
по территориям Украины и Белоруссии идут российские газо- и
нефтепроводы, а через территорию Прибалтики осуществляется
транзит в Калининградскую область;
2) западная граница Белоруссии
практически является воздушной границей России (ее «держат» войска
ПВО Белоруссии). К тому же если представить ухудшение
отношений с НАТО и разрыв союза с Белоруссией, то Москва практически
становится прифронтовым городом, так как от Смоленска
(самого западного города) ее отделяет всего 6 часов езды на автомобиле;
3) южные границы Российской
Федерации (самые уязвимые на сегодняшний день для наркотраффика и
террористической угрозы) практически вынесены в Таджикистан и охраняются российскими войсками;
4) Россия заинтересована в
судьбе более 25 млн. соотечественников, проживающих в новых
независимых государствах;
5) учитывая энергозапасы каспийского региона,
Россия не может не стремиться играть
заметную роль в этой части бывшего СССР.
Россия выступает за превращение Организации Договора о
коллективной безопасности в эффективную
межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую
военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ. Россия
рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран – членов
Договора о коллективной безопасности в качестве приоритета своего военного
планирования.
Россия всецело поддерживает процессы демократизации в
странах СНГ и строительство в них гармоничных полиэтнических сообществ, в которых
уважаются и защищаются права российских граждан и этнических россиян.
На сегодняшний день в большинстве регионов,
сопредельных с территорией СНГ, складывается благоприятная для безопасности
России обстановка, чему в немалой степени способствуют расположенные на территории
стран СНГ российские военные базы.
Отношения России с Организацией Североатлантического
договора определяются Римской декларацией
2001 года. Россия внимательно следит за процессами трансформации НАТО и
рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской
направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран –
членов альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с
существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной
перестройки российского военного планирования и принципов строительства
Российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии.
В отношениях со странами Европейского Союза Россия рассчитывает на дальнейшее развитие
конструктивных политических и экономических отношений с ними, исходя из
необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и не дискриминационных
отношений, а также безусловного признания территориальной целостности
Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями
международного терроризма.
В «Единой стратегии Европейского Союза в отношении
России», принятой в июне 1999 года, указывается, что для «поддержания мира на
континенте важна стабильная и процветающая Россия». Эта стратегия включает
поддержку ее усилий по вступлению во Всемирную торговую организацию, создание
зоны свободной торговли и формирование единого европейского экономического
пространства.
В 2002 году Европейский Союз признал Россию страной с
рыночной экономикой, что теперь затрудняет введение ограничений и антидемпинговых
процедур в отношении таких экспортных товаров, как сталь, текстиль, ядерное
топливо.
В Концепции внешней политики Российской Федерации
декларируется важность отношений с ЕС. Вместе с тем, осторожное отношение
России к расширению и углублению интеграции в ЕС, особенно в
военно-политической сфере, приобретает особое значение. Здесь следует выделить
три державы – Германию, Францию и Великобританию, традиционно играющие в Европе
ключевую роль. Сегодня некоторые эксперты говорят, что чрезмерное сближение с
Германией и Францией, главным носителем исторической идеи «Единой Европы от
Атлантики до Урала» и ограничения американского доминирования в Европе, вызовет
в Европе обеспокоенность и негативно скажется на интеграции России в европейские
процессы.
В отношениях с государствами Центральной и Восточной
Европы актуальной остается задача
сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей,
преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса
сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.
Перспективным является развитие отношений Российской
Федерации с Литвой, Латвией и Эстонией. Россия выступает за то, чтобы повернуть
эти отношения в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.
Непременным условием этого является уважение данными государствами российских
интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного
населения.
В стратегическом партнерстве с США Россия рассчитывает на расширение сотрудничества в
политической, военно-политической и экономической сферах, на продолжение
сотрудничества в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа
наследия холодной войны, а также на конструктивное взаимодействие в деле
обеспечения региональной стабильности и нераспространения оружия массового
поражения на региональном уровне.
Усиление Российской Федерации, восстановление ее
геополитических позиций на просторах бывшего СССР, конечно, не в планах
заокеанского истеблишмента, но и ее распад (по крайней мере, на нынешнем этапе)
им не выгоден. У «американской империи» много других серьезных геополитических
проблем.
По-прежнему все наши западные партнеры нуждаются в
стабильной России. Но место в международном разделении труда отводят нам не самое
почетное. В системе мировой экономики наша страна призвана стать всего лишь
дисциплинированным поставщиком углеводородного сырья для промышленности более
развитых в технологическом отношении государств планеты.
В отношениях с США Россия руководствуется
необходимостью строгого соблюдения норм международного права и собственных
национальных интересов. Россия исходит из того, что, несмотря на отдельные различия
в подходах к решению региональных проблем, консенсус должен быть найден на базе
уважения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов.
Сотрудничество России с Шанхайской организацией
сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан,
Киргизия, Таджикистан). играет важнейшую роль в обеспечении региональной
стабильности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего
укрепления политического и военно-политического потенциала Шанхайской
организации сотрудничества сформируется зона мира и стабильности на юго-восточном
и дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной
военной угрозы. Если произойдет полная или частичная денационализация политики
в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать
регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и
общей военно-политической нестабильности.
Следуя своему принципу «сотрудничество по всем
азимутам», Россия должна проявлять больше активности на азиатском направлении,
особенно в сотрудничестве с ускоряющим темпы своего развития Китаем и с Индией.
Несмотря на
добрососедские отношения России и Китая Пекин добивается от нашей страны
односторонних выгод и преимуществ, в первую очередь в военно-политической и
военно-технической областях. Кроме того, Китай также заинтересован в удержании
России на второстепенных ролях при формировании новых региональных структур
сотрудничества и обеспечения безопасности в данном регионе. Сегодня более чем
миллиардное население Китая (25% населения мира) растет на 1,1 процента в год,
тогда как экономика растет еще быстрее – более чем на 10 процентов в год. В
силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в
1,5-2 раза больше, чем русскоязычного населения. Попытки притеснения огромной и
практически не подчиняющейся российским законам китайской диаспоры на Дальнем
Востоке могут послужить в будущем при определенных обстоятельствах поводом для
решения спорных проблем и силовым путем.
Военно-политическая
обстановка на Востоке
определяется высоким динамизмом и противоречивым характером происходящих
процессов, которые непосредственно затрагивают национальные интересы и военную
безопасность Российской Федерации.
Национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии и
США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные
притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление
морских богатств в российской экономической зоне.
Во внешней политике Японии четко прослеживается
тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного
для Японии решения территориальной проблемы. Она, как известно, считает своими
принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными
называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин. Урегулирование этой
проблемы рассматривается Токио в качестве главного условия для заключения
мирного договора с Российской Федерацией и полной нормализации двусторонних
отношений.
Экологическая обстановка, как производная
международных военно-политических отношений. Экологические катастрофы и последствия
непродуманной промышленной деятельности отдельных стран приобретают все более
угрожающие масштабы. Они стали представлять серьезную опасность не только для
жизнедеятельности государств, но и для земной цивилизации. Потенциальные
последствия от экологических катастроф становятся сравнимы с потерями людских и
материальных ресурсов в войнах. Загрязнение мирового жизненного пространства
может привести к критическому состоянию окружающей среды и станет причиной
межгосударственных противоречий, способно спровоцировать конфликтные ситуации и
даже военные конфликты.
3. Внутренние угрозы
военной безопасности Российской Федерации
Рассматривая
международные военно-политические отношения, нельзя не остановиться на
внутренних угрозах военной безопасности Российской Федерации. Они связаны с негативными
процессами, которые проявились в ходе экономических и политических реформ: рост
социальной и межнациональной напряженности; экономический спад; резкое
ухудшение криминогенной ситуации во многом предопределили возникновение целого
ряда кризисов и конфликтов.
Наиболее опасным регионом
(с точки зрения втягивания России в вооруженный конфликт с перерастанием его в
региональную войну) является Кавказ, где четко просматриваются источники угроз
для безопасности России. На Кавказе из-за существующих экономических,
этнических, территориальных, религиозных противоречий остается ряд
потенциальных взрывоопасных районов на территории Грузии, Армении и
Азербайджана, которые вновь могут перейти в стадию вооруженного противоборства.
Деятельность экстремистских религиозных организаций на территории республик
Северного Кавказа, а также незаконных вооруженных формирований существенно
дестабилизируют общественно-политическую обстановку. Уровень угрозы в данном
случае будет обусловлен отношением России к этим конфликтам, ее ролью и местом
в их урегулировании.
Можно выделить следующие внутренние угрозы
безопасности Российской Федерации:
- попытки насильственного изменения конституционного
строя и нарушения территориальной целостности России;
- планирование, подготовку и осуществление действий по
нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и
управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные
объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
- создание, оснащение, подготовку и функционирование
незаконных вооруженных формирований;
- незаконное распространение (оборот) на территории
Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;
- широкомасштабную деятельность организованной
преступности, угрожающую политической стабильности в масштабах субъекта
Российской Федерации;
- деятельность сепаратистских и радикальных
религиозно-националистических движений в Российской Федерации.
Анализ текущих глобальных политических тенденций
свидетельствует, что современная международная военно-политическая обстановка
характеризуется динамизмом, многогранностью происходящих процессов, а также
эволюцией ряда ключевых международных институтов, из чего, с некоторой долей условности,
можно сделать вывод, что в краткосрочной перспективе внешняя военная угроза для
России невелика. У нас за это время не появится врагов, которые, как в период
холодной войны, могли бы в любой момент начать агрессию. Конечно, вызывает
опасения расширение НАТО, превратившегося в доминирующую военную силу в Европе.
Но у России сегодня нет острых военно-политических или экономических конфликтов
со странами НАТО, во всяком случае таких конфликтов, которые могли бы привести
в ближайшем будущем к крупномасштабной войне.
Наряду с этим главным геополитическим
вызовом, угрожающим национальной безопасности России сегодня
является необходимость освоения самого российского
пространства. Незавершенная международно-правовая оформленность
российских границ, депопуляция северных и дальневосточных
территорий, недостаточная «стянутость» российских пространств автомагистралями,
скоростными железными дорогами, трубопроводами, авиатрассами и т.п. создают
угрозу потери контроля и управляемости даже в
рамках Российской Федерации.
Пока не удается организовать эффективную
работу Северного морского пути, который бы резко интенсифицировал
сообщения с северными районами Сибири. Существуют угрозы разрыва
единого информационного и экономического пространства России.
Все это требует четкого понимания и анализа существующей
ситуации.
Таким образом, исходя из
сложившихся военно-политических отношений Российской Федерации с другими
странами и того, что высшим приоритетом государственной политики России
является защита интересов личности, общества и государства, необходимо
обозначить основные цели военной политики России на современном этапе:
1. Обеспечение надежной
безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной
целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в
наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы,
как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для
роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного
потенциала.
2. Воздействие на
общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и
демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах
международного права, включая прежде всего принципы Устава ООН, на равноправных
и партнерских отношениях между государствами.
3. Создание благоприятных
внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики,
повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических
преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и
свобод человека.
4. Формирование пояса
стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и
предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в
прилегающих к Российской Федерации регионах.
5. Поиск согласия и
совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными
объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых
национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы
партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры
международного взаимодействия.
Заключение
Исходя из этого,
поддержание Вооруженных Сил и внутренних войск МВД Российской Федерации в
высокой степени боеготовности является непременным условием обеспечения военной
безопасности государства, а успешное решение возложенных на них задач может
быть выполнено лишь при детальном анализе современной системы сложившихся
военно-политических отношений России с другими государствами и международными
организациями.
Литература
1. Ежегодное послание Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годов.
2. Большой энциклопедический словарь. – М.: Научное
издательство «Большая российская энциклопедия», 2006 г.