Программа приобщения младших школьников к здоровому образу жизни
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Авторская программа
«Если хочешь быть здоров»
Автор программы: учитель начальных классов
Кочеткова Елена Геннадьевна
Пояснительная
записка
Обучение школьников
бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная
задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения
здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых
детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и
неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические
нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является
неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой
жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов
здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных
форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Путей и программ,
направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и
наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика
асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить
особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам
вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно
делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к
здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы
к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения
детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить
на основании рекомендаций педагога-психолога.
Я являюсь учителем
начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачи:
формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных
способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными
привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает
создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности,
умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в
информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь
курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни
младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями,
психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Программа включает в себя и вопросы физического
здоровья, и духовного. Занятия в классе проводятся два раза в месяц в течении
четырёх лет. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к
здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в
школе.
Цель программы: поиск оптимальных средств сохранения
и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий
для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к
одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой
и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии
с законами природы, законами бытия.
Задачи:
1. Профилактика вредных
привычек.
2. Создание условий для
обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и
формирование здорового образа жизни.
3.Расширение кругозора
школьников в области физической культуры и спорта.
4. Просвещение родителей
в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Формирование у детей
мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Предполагаемый
результат:
Здоровый физически,
психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в
жизни выпускник начальной школы.
Реализация программы:
– проведение мероприятий,
направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая
работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания
учащихся;
–проведение совместных
мероприятий с родителями и детьми,
– организация и
проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на
дорогах;
– организация и
проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч
родителей с медицинскими работниками;
– организация и
проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и
т.д.) в рамках программы;
– организация и
проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья
учащихся;
– проведение физминуток,
утренней зарядки, организация игр на переменах.
В своей работе педагог
должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений,
но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации
усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок ,
изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы
осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми
должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с
ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую
активность детей.
Содержание занятий
желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение
игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка
чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы
уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только
человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно
приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. А также пробуждать
желание прийти на занятие снова.
Учебно-тематический
план
1 КЛАСС
Месяц
|
Внеклассная воспитательная работа.
|
Внешкольные мероприятия.
|
Работа с родителями
|
Работа психологической и
медицинской службы
|
Сентябрь
|
Тема «Дружи с водой»
1.Советы доктора Воды - викторина
2.Друзья Вода и Мыло-игра
|
|
Родительское собрание «Режим дня
младшего школьника»
|
1. Индивидуальные занятия.
2. Групповые занятия.
3. Беседы.
4.Тренинги.
5. Консультации.
6.Беседы.
7. Групповые занятия
|
Октябрь
|
Тема «Что такое хорошо и что такое
плохо»
1.Поведение в школе. Игра «Знаешь
ли ты правила?»
2. Вредные привычки - беседа
|
Конкурс поделок.
|
|
Ноябрь
|
Тема «Настроение в школе и после
школы»
1. Как настроение?- беседа
2.Я пришёл из школы. Игра
|
|
Спортивный праздник «Мама, папа, я
-спортивная семья»
|
Декабрь
1.Если хочешь быть здоров - КВН
2.Надёжная защита организма -беседа
|
КВН
|
|
Январь
|
Тема «Уход за зубами»
1.Чтобы зубы были здоровыми
-беседа, отгадывание кроссворда
2.Как сохранить улыбку здоровой
|
Сочинение стихотворений
|
|
Февраль
|
Тема «Здоровое питание»
1.Кл. час «Как следует питаться»
2.Конкурс «Здоровая пища для всей
семьи»
|
Конкурс рисунков
|
Лекция медика «О физиологии
младшего школьника. Полезные советы.» Анкетирование
|
Март
|
Тема «Как закаляться.
1.Обтирание и обливание-беседа
2.Ролевые игры «Уроки здоровья»
|
|
|
Апрель
|
Тема «Как сделать сон полезным»
1.Сон-лучшее лекарство-беседа
2.Театрализованная постановка
|
|
|
Май
|
Тема «Туристический поход».
1.Подвижные игры
2.Конкурс рисунков «Сохраним
здоровье»
|
День Здоровья
|
Туристический поход.
|
2 КЛАСС
Месяц
|
Внеклассная воспитательная работа.
|
Внешкольные мероприятия.
|
Работа с родителями
|
Работа психологической и
медицинской службы
|
Сентябрь
|
Тема «Почему мы болеем»
1.Причина болезни - беседа
2.Здоровый образ жизни. Тест.
|
|
|
1. Индивидуальные занятия.
2. Групповые занятия.
3. Беседы.
4.Тренинги.
5. Консультации.
|
Октябрь
|
Тема «Прививки от болезней»
1.Инфекционные болезни - беседа
2.Прививки от болезней. Игра
«Полезно - вредно»
|
|
Круглый стол «Причины и последствия
детской агрессии»
|
Ноябрь
|
Тема «Правила безопасного поведения
дома, на улице»
1.Опасность в нашем доме
2. Как вести себя на улице.
Викторина
|
Конкурс рисунков «Сохраним
здоровье»
|
|
Декабрь
|
Тема «Домашняя аптечка»
1.Урок творчества «Как здоровье?»
2.Игра «Светофор Здоровья»
|
|
Родительский урок «Как научить
ребёнка необходимым правилам поведения»
|
Январь
|
Тема «Правила общения с огнём»
1.Огонь - друг, огонь –враг - Кл.
час
2.Конкурс рисунков по пожарной
безопасности.
|
|
|
Февраль
|
Тема «Вредные привычки»
1. Вредные привычки (беседа)
2.Конкурс рисунков:
«Второй класс против курения и
алкоголя»
|
Конкурс рисунков «Всё о пожаре»
|
|
Март
|
Тема «Как защитить себя»
2.Отравление ядовитыми грибами.
|
|
Родительский урок «Как научить
ребёнка жить в мире людей» Уроки этики поведения.
|
Апрель
|
Тема «Забота медицины»
1.Воспитай себя – игра
2. Спортивные соревнования «Я
выбираю движение»
|
«Алло! Мы ищем таланты» под девизом
«Мы – за здоровый образ жизни»
|
|
Май
|
Тема «Путешествие в страну
здоровячков»
1.Праздник «Путешествие в страну
здоровья»
2. Конкурс рисунков на асфальте
|
День Здоровья
|
|
3 КЛАСС
Месяц
|
Внеклассная воспитательная работа.
|
Внешкольные мероприятия.
|
Работа с родителями
|
Работа психологической и
медицинской службы
|
Сентябрь
|
Тема «Почему мы говорим неправду»
1.Поможет ли тебе обман. Кл. час
2.Конкурс пословиц и поговорок на
тему: «Неправда-ложь»
|
|
Родительское собрание «Формирование
у ребёнка желания трудиться»
|
1. Индивидуальные занятия.
2. Групповые занятия.
3. Беседы.
4.Тренинги.
5. Консультации.
6. Беседы
|
Октябрь
|
Тема «Здоровый образ жизни»
1.Беседа-диалог «Борьба за здоровый
образ жизни»
2.Как отучить себя от вредных
привычек - беседа
|
Занятие «Как вредные привычки
решили завоевать мир людей»
|
Участие родителей в неделе
творчества в классе.
|
Ноябрь
|
Тема «Умей себя сдерживать!»
1.Все ли желания выполнимы – беседа
2. Как воспитать в себе
сдержанность- викторина
|
|
Встреча с родителями представителей
правоохранительных органов.
|
Декабрь
|
Тема «Нехорошие слова. Недобрые
шутки».
1.
Вежливое
общение – игра
2.
Умеем ли мы
разговаривать по телефону - беседа
|
|
|
Январь
|
Тема «Как надо себя вести»
1.Ты идёшь в гости. Постановка
сценки.
2.Как вести себя в транспорте и на
улице - беседа
|
|
Лекция врача-нарколога
|
Февраль
|
Тема «Дружба»
1.Что такое дружба - беседа
2. Конкурс сочинений на тему: «Кто
может считаться настоящим другом»
|
Конкурс рисунков
|
|
Март
|
Тема «Занятия после школы»
1.
Умей
организовать свой досуг - беседа
2.Конкурс рисунков на тему: «Моё
любимое занятие»
|
|
Родительское собрание на тему: «Чем
занимаются дети после школы»
|
Апрель
|
Тема «Как помочь больным и
беспомощным»
1. «Давай поговорим» Кл. ч.
2.Спешите делать добро - беседа
|
|
|
Май
|
Тема «Огонёк здоровья»
1.Урок-путешествие в страну
здоровья
2.Урок-соревнование «Культура
здорового образа жизни»
|
День Здоровья
|
|
4 КЛАСС
Месяц
|
Внешкольные мероприятия.
|
Работа с родителями
|
Работа психологической и
медицинской службы
|
Сентябрь
|
Тема «Наше здоровье».
1.Кл. час «Наше здоровье»
2.Игра «Что? Зачем? Как?
|
|
|
1. Индивидуальные занятия.
2. Групповые занятия.
3. Беседы.
4.Тренинги.
5. Консультации.
|
Октябрь
|
Тема «Как сохранить здоровье»
1.Практикум «Чувства и поступки»
2.Что такое эмоции - диспут
|
Акция «За нами будущее»
|
Кл. собрание «Мой ребёнок
становиться трудным»
|
Ноябрь
|
Тема « Моё решение»
1.Принимаю решение - беседа
2.Час диспута «Учимся думать и
действовать!
|
|
|
Декабрь
|
Тема «Мы – одна семья!
1.Игра-путешествие: «Откуда берутся
грязнули»
2.КВН «Наше здоровье»
|
|
|
Январь
|
Тема «вредные привычки»
1.Беседа «Умей сказать «Нет»»
2.Праздник «Я здоровье берегу – сам
себе я помогу»
|
Спортивные соревнования
|
Практикум для родителей «Школа
здоровья»
|
Февраль
|
Тема «Злой волшебник – алкоголь»
1.Алкоголь-ошибка (беседа)
2.Презентация «Злой волшебник
Алкоголь»
|
Конкурс рисунков и газет «Молодежь
против наркотиков»
|
|
Март
|
Тема «Злой волшебник-табак»
1.Что мы знаем о курении
2.Презентация «Злой волшебник
Никотин»
|
|
|
Апрель
|
Тема «Злой волшебник - наркотик»
1.Наркотик-тренинг безопасного
поведения
2.Презентация «Злой волшебник
Наркотик»
|
Конкурс «Алло! Мы ищем таланты» под
девизом «Мы – за здоровый образ жизни»
|
Лекция-
презентация
«Здоровье сберегающие технологии в
воспитании младших школьников»
|
Май
|
Тема «Чистота и здоровье»
1.День здоровья
2.Урок-КВН « Будьте здоровы!»
|
|
|
Результатом
практической деятельности по программе «Если хочешь быть здоров» можно считать
следующее:
ü Высокий уровень информированности учащихся о здоровом
образе жизни.
ü Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
ü Повышается активность учащихся в мероприятиях школы,
класса, района. Собирается альбом со школьными фотографиями «Наша школьная
жизнь»
ü Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью
просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки
здоровья, сценические выступления.
ü Классный руководитель, по совместительству социальный
педагог, выступал на методическом объединении учителей начальных классов школы.
ü Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения
здоровья.
ü Намечены преемственные связи в содержании и методах
воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
ü 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности
дополнительного образования.
Список
использованной литературы:
1. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией
В.П.Соломина, Ю.Л.Варламова. – Спб., 1995.
2. Воропай А.В. «Дорогая сигарета», М., 2004 г.
3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и
уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.-СПб.,1997.
5. Ковалько В.И.»Здоровьесберегающие технологии…»
Москва, «ВАКО» 2007 г.
6. Научно-методический журнал
«Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.
7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды
здоровья.-СПб.,1998.
9. Составитель Долгопол О.Н. «Работа с родителями по
профилактике наркоманов у детей и подростков» К-д, КОИПК и ПРО, 2005
10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту:Советы
психолога родителям.-М.,1996
11. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е.
«Внеклассные мероприятия. 3 класс». «Внеклассные мероприятия. 4 класс»,
«Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО» 2007 г., 2008 г.