Цифровые фотоаппараты и видеокамеры во внеклассной работе со школьниками
Реферат
на тему:
«Цифровые фотоаппараты и
видеокамеры во внеклассной работе со школьниками»
Содержание
Введение
1.
Проведение внеклассного урока по химии с применением видеокамеры
2.
Варианты использования цифрового фотоаппарата во внеклассной работе по предмету
"Естествознание"
Заключение
Литература
В
образовательных учреждениях существовала и существует реальная потребность в
освещении различных направлений их деятельности, накопления и распространения
педагогического опыта средствами видео и фото материалов.
Это -
открытые уроки, лекции и семинары, конференции, внеклассная работа - походы и
экскурсии, техническое творчество детей - список можно продолжить.
Применение
видеокамеры и цифрового аппарата на внеклассном занятии позволяет значительно расширить
кругозор учащихся.
Используя
материал сделанный с помощью цифрового фотоаппарата, цифровой видеокамеры дает
возможность учащимся работать индивидуально, по группам или всем классом,
используя готовую программу либо составляя ее самостоятельно на дополнительных
занятиях.
При
проведении внеклассного урока, с целью повышения познавательной активности
учащихся более эффективны и перспективны видеозаписи, сделанные видеокамерой.
Они совмещают в себе звук и изображение, и их можно воспроизводить через
телевизор. Видеозаписи позволяют расчленить учебный материал на отдельные этапы
– действия, операции, которые могут быть более детально рассмотрены и
проанализированы учениками на внеклассном занятии.
Видеозаписи
дают возможность показывать демонстрационные и лабораторные опыты: массу
исходных веществ, отдельные части приборов, необходимые для их сборки,
устройство собранного прибора и его отдельных узлов, отдельные стадии опыта,
полученные вещества и их свойства. Видеозаписи позволяют знакомить школьников с
уникальным оборудованием, опытами, необходимыми для понимания сущности явлений,
но сложными по технике выполнения или представляющими опасность, или
протекающими длительное время и по этой причине неосуществимыми в школьных
условиях. Например, можно сделать видеозаписи устройств промышленных аппаратов,
автоматизации и механизации химических производств, их технологий, процессов,
протекающих внутри реакторов, аппаратов и др. Очень полезен показ натуральных
съемок заводов, цехов, агрегатов и др.
С помощью
видеокамеры преподаватель может самостоятельно создавать видеозаписи, которые
будут способствовать формированию, закреплению и совершенствованию
экспериментальных умений и навыков, а также усвоению материала полученного на
уроке.
В зависимости
от содержания учебного материала, дидактической цели урока, видов эксперимента
и подготовки преподавателя видеозаписи могут применяться не только на
внеклассном но и на обычном уроке.
По мере накопления
видеозаписей в химическом кабинете создается видеотека. При тематическом и
поурочном планировании преподаватель определяет роль, место и приемы
использования видеозаписей при изучении конкретных тем на уроках. Использование
видеоматериала во внеклассной работе повышает интерес учащихся на уроке и
помогает продуктивно изучать те или иные темы учебного материала.
В качестве
примера можно привести план проведения внеклассного урока по химии с
применением видеокамеры.
Этот урок
нетруден в подготовке, если есть достаточно исторического материла. Тему можно
преподнести путем разыгрывания маленьких сцен в течение 1–2 мин. Такой урок
хорошо провести в 9-м классе по теме «Металлы», т. к. история металлов
изобилует многими интересными фактами и курьезами. Подготовить урок можно по
книге С.И. Венецкого «Рассказы о металлах».
Основная цель
этого урока – вызвать интерес к данной теме, обобщить уже имеющиеся
разрозненные знания учащихся еще до ее изучения.
Предварительно
сняв видеокамерой небольшой ролик, рассказывающий о металлах, которые нас
окружают (акцент можно сделать на бытовые предметы и памятники).
Вопросы нужно
построить по принципу: что можно сказать о металлах, еще их не изучая.
Памятники были выбраны из-за возможности легко произвести съемку и интересной
истории их создания (памятник покорителям космоса, скульптурная группа «Рабочий
и колхозница», чугунная решетка особняка Демидовых (ныне педагогическая
библиотека им. К.Д.Ушинского), памятник Минину и Пожарскому, царь-пушка).
Другой ролик может
рассказывать о коррозии (автомобили, заборы, трубы и т. п.).
Если нет
возможности снимать видеокамерой, используется фотоаппарат, и урок строится по
той же схеме.
Дети
значительно лучше усваивают содержание любого, даже самого сложного предметного
материала, если получают информацию не только из учебника, но и из окружающей
их жизни. Однако, прибегая к помощи простых экскурсий в лес, парк или на
школьный двор сегодня уже нельзя рассчитывать на достаточно эффективный
результат, если не изменить и роль уроков в классе. Они должны стать средством
применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным
путем. Соответственно, значительно возрастет роль проектной деятельности
учащихся. Одним из вариантов, является создание вместе с детьми коллекций
изображений с помощью цифрового фотоаппарата и использование ее во внеклассном
уроке. Предлагаемый материал может быть успешно использован при работе по любой
программе начальной школы, соответствующей образовательной области
«Естествознание».
Варианты
использования:
- Создание
фото материалов, которые могут использоваться учителем, как иллюстративный
материал к внеклассному уроку;
- Создание коллекции
фотографий, которая может быть использована для самостоятельного изучения или
использоваться в детских работах;
- Изготовление
шаблонов фотожурнала, которые можно заполнять вместе с детьми на внеклассных уроках
естествознания, используя материалы собственных наблюдений и фотографии из
коллекции;
Разработка
встраивается в курс естествознания и информатики и предполагает первоначальное
знакомство с окружающим миром и представление своих наблюдений и исследований в
виде компьютерного проекта.
Использование
цифрового фотоаппарата в рамках внеклассных уроков естествознания предполагает
собственное участие детей в создании аналогичных альбомов, а, следовательно,
связана с выходом детей в школьный двор, организацией экскурсий в лесополосу,
другие места произрастания растений. В процессе работы над проектом, учащиеся
учатся находить вокруг себя изучаемые объекты, сохранять их в виде цифрового
фото и дополнять или заменять, имеющийся материал собственным. Таким образом
они научатся анализировать и сравнивать результаты своих наблюдений с тем, что
предложено в разработке.
В настоящее
время учреждения образования, как правило, имеют достаточно технических средств
для осуществления видеосъёмок и демонстрации фильмов - видеокамера(цифровая),
цифровой фотоаппарат и видеомагнитофон, а теперь уже и видео проектор,
перестали быть экзотикой.
Тем не менее,
работники образования в большинстве своём не имеют элементарных представлений о
технологии видеопроизводства, не владеют "азбукой" съёмки и монтажа,
не способны реализовать средствами видео простейшей задачи. Говорить о
полноценном воплощении учителем на экране своего творческого замысла - зачастую
весьма актуального и оригинального - в этих условиях не имеет смысла.
Привлечение
профессиональных производителей видео для решения указанных задач нерационально
по двум причинам:
а) крупные
финансовые затраты б) "профессионалы" не владеют нюансами, спецификой
учебного процесса.
Имея
достаточные техническую базу и творческий потенциал для создания насущно
необходимой видео и фото продукции работник образования не способен оптимально
их использовать.
Своевременное
решение этой проблемы позволит повысить качество образования на весьма
значительный уровень.
1. Майоров П.В. Цифровые
технологии во внеклассной работе учителя и учащихся//Педагогика 2002 № 1.
2. Поляков Н.А.
Внеклассная работа по химии//Образование в школе 2001, № 4.