Разработка плана классного руководителя
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Кафедра педагогики
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика» (модуль
«Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач»)
на тему: «Разработка плана классного
руководителя»
Выполнила:
студентка 3 курса гр. аб
Факультета иностранных языков
Кузнецова Юлия Сергеевна
Тула - 2010
1.
Задание
Вас
назначили классным руководителем в новом для вас классе. На протяжении первых
недель вы смогли составить обобщенную характеристику классного коллектива.
Задания:
1.
Определите приоритетные направления воспитательной деятельности в данном классе
на предстоящий учебный год.
2.
Сформулируйте задачи воспитательной работы с данным классом, учитывая
возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
3.
Составьте план работы классного руководителя на 1 четверть (используйте в
качестве образца оформления варианты планов воспитательной работы, включенных в
учебно-методический комплекс).
Характеристика
класса
8
класс. В классе 31 человек: 14 девочек и 17 мальчиков.
Ввиду
того, что школа находится в военном городке, основная часть родителей учеников
– военнослужащие. Большая часть родителей имеет военное или техническое
образование. Родители стараются регулярно контролировать успеваемость и
поведение детей, систематически посещают школу, отзываются на все просьбы классного
руководителя.
Состояние
здоровья учащихся удовлетворительное, но есть дети с наличием хронических
заболеваний (6 человека с недостатками зрения, 1 человек с заболеванием
внутренних органов.)
Уровень
общественной активности в классе невысок, самостоятельность и добросовестность
в выполнении трудовых и общественных поручений проявляется лишь у части
учащихся, в основном - у девочек. Большинство мальчиков в общественной
деятельности пассивны и безынициативны. Взаимопомощь проявляется слабо. Особой
безответственностью отличаются Миша С. и Сергей К. Актив класса составляют
несколько «хорошистов».
Состояние
успеваемости в классе в целом удовлетворительное. Общий уровень знаний и
учебных навыков средний, у мальчиков несколько лучше показатели по точным наукам,
девочки более усердны и успешны в науках гуманитарных. Отличников в классе
трое, неуспевающий один (Миша С.).
В
классе достаточно часты проблемы с дисциплиной - на уроке учащиеся отвлекаются,
не слушают учителя. Педагоги связывают это с влиянием на класс группы ребят во
главе неформальным лидером - Мишей С.
Во
внеучебное время примерно треть класса посещают спортивные секции и кружки при
гарнизонном Доме офицеров.
2. Психолого-педагогическое
обоснование проекта
В целом класс неплохой,
31 человек, среди них 14 девочек и 17 мальчиков. Каждый подросток представляет
собой личность и по-своему воспитан и развит. Для начала приведём общие
особенности этого возраста.
Л.С. Выготский «кризис
развития» этого возраста (14-16 лет) объясняет несовпадением трех точек
созревания: полового, общеорганического и социального. Центральным и
специфическим новообразованием, по мнению ученого, является возникновение у
подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости);
внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться
взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью
личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию
подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру, оно определяет особое
направление и содержание его активности, систему его новых стремлений,
переживаний и эмоциональных реакций. Специфическая активность подростка
заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и
способов поведения, существующих в среде взрослых. Подобная активность
служит предпосылкой формирования у учащихся этого возраста определенной,
воспитательно-возвышенной системы личных ценностей.
Для
духовно-нравственного развития в этом возрасте характерно формирование
убеждений на основе нравственных идеалов, причём подростков привлекают яркие,
сильные, волевые личности героического типа.
Одним из
важнейших моментов в развитии личности подростка является, как уже отмечалось,
формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в
самовоспитании. При этом мерилом его отношения к себе и к миру является
значимый «Другой». Поэтому возникает еще одна важная воспитательная задача:
указать подросткам достойные образцы для подражания. В противном случае они, не
обладая жизненным опытом и достоверными моральными критериями, изберут себе в
качестве образцов поведения ложных кумиров.
Что касается
взаимоотношений со сверстниками, то здесь реализуются такие потребности
растущей личности, как потребность в общении, потребность в познании и
самопознании, потребность в самореализации, потребность в самоутверждении,
потребность во взаимной поддержке и защите. Ведущей среди перечисленных
потребностей является потребность в самопознании, объектом относительно
глубокого изучения подростка становится он сам как личность, как человек, как
носитель внутреннего, духовного мира. Возникший интерес к себе вызывает
стремление к познанию и моральной оценке внешних и внутренних качеств других
людей, желание сравнить себя с ними, разобраться в собственных переживаниях и
чувствах. Поэтому в этот период особенно необходимо знакомство подростков с
такими героями, чувства и мысли которых близки его душевному строю.
В.В.
Зеньковский так характеризует психическую сферу подростка: «После периода
трезвости и погружения в «порядок» природы, социальной и моральной жизни
подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая
действует в его глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки,
сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперёд, мутит и волнует душу, бросая её из
одной крайности в другую… Душа подростка совершенно отошла от трезвости и
реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку… Она вновь, хотя
и по-иному, чем в раннем детстве, возвращается к себе – но уже не в форме
наивного эгоцентризма, а в форме мечтательного эгоцентризма. «Мечтательность»
есть ключ к этому периоду …». На границе подросткового возраста происходит
изменение отношения реального и возможного в сознании. Развитие интеллекта
приводит к тому, что резко расширяются границы внутренней жизни – сознание
наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе и окружении. Одной из
задач развития подростка является координация взаимодействия реального и
воображаемого в сознании и деятельности.
Как было сказано
выше, возникновение представления о себе как «не о ребёнке» является основным
новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает
потребность в изменении образа жизни. «При этом подростки проявляют
некритичность к подлинному объёму своего знания и умения. Накопленный опыт,
знания, обученность приводят к своеобразному «Я сам!», к субъективной
готовности на всё в жизни. Отсюда – настаивание на своей независимости,
требование свободы. Подростки отвергают свою принадлежность к детству и утверждают
свою взрослость». Осознание личной ответственности – важнейшая
воспитательная задача в общении взрослого и подростка.
«Лишь с этим
периодом, - отмечает прот. В.Зеньковский, - начинается настоящее самосознание,
вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих
желаний и порывов». В духовной жизни в этом периоде мы замечаем, как он
выражается, совсем новый стиль: подросток вновь чувствует себя перед лицом
бесконечной перспективы, которая, однако, уже не вне его, а внутри его, в
таинственной глубине души. Духовный мир подростка эгоцентричен, его опьяняет
переживание собственной свободы, а поскольку он не знает ещё, что делать с ней,
в чём её смысл и тайна, ему хочется без конца утверждать эту свободу, даже
нелепо, «рассудку вопреки, наперекор стихиям».
Таким
образом, на основании вышеперечисленных психологических и духовно-нравственных
особенностей старшего подросткового возраста (14-16 лет) можно сделать вывод о
том, что именно в этот период идет интенсивное формирование потребностно-личностной
сферы убеждений. Если психологическое и нравственное развитие ребенка проходило
нормально, то к 14 годам когнитивный компонент полностью сформирован, т.е.
ребенок имеет полный комплекс знаний о нормах, ценностях и способах поведения. Эмоционально-личностный
компонент убеждений, т.е. переживание своего отношения к этим нормам и
ценностям находится в завершающей стадии формирования, хотя изменить его и
изменить радикально возможно с помощью вновь формирующегося
практически-действенного компонента. Именно потребность поступать в
соответствии со своими собственными внутренними убеждениями без оглядки на
внешние авторитеты эти самые убеждения укрепляет. Только через деятельность,
через поступки убеждения приобретают целостность и стабильность.
Поэтому при
выборе методов и средств в процессе целенаправленного формирования убеждений у
старших подростков предпочтение должно быть отдано тем, которые непосредственно
связаны а) с общением как со сверстниками так и со «значимыми взрослыми»; б) с
практической общественно-значимой деятельностью, дающей широкие возможности для
нравственного выбора. Вовлечение подростка в педагогическую деятельность, т.е.
в деятельность по общению с одной стороны с младшими по возрасту, с. другой
стороны с членами взрослого педагогического коллектива как нельзя лучше
отвечает этим требованиям.
3. Планирование
работы классного руководителя
Планирование
– это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.
Начиная
работу по планированию воспитательной работы в классе, прежде всего, важно
осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого классного
руководителя, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.
Планирование,
необходимое в первую очередь классному руководителю, а не администрации школы,
является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми.
Первое с чего
необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в
области образования и локальных актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”,
“Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, положение о классном
руководителе.
Планирование
воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского
коллектива, родителей учащихся и общественности, осмыслении ими целей и задач
своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной,
полезной, творческой. Поэтому мы разработали структуру плана воспитательной
работы для классного руководителя. Ею пользуются, как опытные педагоги, так и начинающие
классные руководители.
Структура
плана воспитательной работы классного руководителя:
1.
Анализ
воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали
ранее).
2.
Воспитательные
цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе
воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало
учебного года.
3.
Характеристика
классного коллектива совместно с социальным паспортом класса.
4.
Жизнедеятельность
классного коллектива.
5.
Работа
с родителями учащихся.
6.
Совместная
деятельность с общественностью.
7.
Индивидуальная
работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио).
8.
Работа с
учащимися из “группы риска”.
9.
Взаимодействие
с учителями – предметниками.
10.
Педагогические
наблюдения.
11.
Литература
для проводимых мероприятий.
Анализируя
воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано
с классом:
А) количество
проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их
результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на
отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;
Б) работа с
органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по
классу и школе;
В) работа с
родителями – формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД,
активные родители, на которых опирается в работе педагог;
Г) работа с
общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно
сработано это взаимодействие, формы работы;
Д) итоговые
выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в
процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.
Сделав вывод,
классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году,
какие цели и задачи поставить на будущее.
Целеполагание
– важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели
определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. В работе
классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение.
Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и
учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и
далёкие, стратегические и тактические.
Необходимо
при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие
требования:
1.
реальность –
выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;
2.
преемственность –
осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
3.
согласованность и
непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников
деятельности;
4.
конкретность –
направленность на достижение результата, который можно “измерить”;
5.
диагностичность –
выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения
потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.
Итак, мы
подошли к следующему этапу работы над планированием воспитательной деятельности
– это диагностика и мониторинг развития классного коллектива. Мы применяем в
этом случае несколько видов анкетирования всех участников воспитательного
процесса:
2.
Полученные данные
обязательно сравниваются с уже имеющими показателями по предыдущему учебному
году, строится график развития классного коллектива и уже классный руководитель
может наблюдать в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать –
ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие,
а также планируются на будущее вперёд. Диагностика классного коллектива
проводится минимально 2 раза в год – сентябрь и апрель
Цели и задачи
сформулированы и теперь необходимо ещё раз (а начинающий педагог впервые)
составить характеристику своего классного коллектива.
Жизнедеятельность
классного коллектива строится по типу линейно-хронологического плана,
где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно. Также
определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из
цели работы школы.
1.
Общекультурное
направление – эстетическое развитие, культура здоровья, экология
2.
Общеинтеллектуальное
направление – работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные
предметные мероприятия
3.
Социально-нравственное
направление – самоуправление, профессиональная подготовка.
Мероприятия
планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и
потребностей современного времени. Поэтому, чтобы в будущем легче было
отслеживать эффективность проводимых воспитательных дел, педагог ведёт страницу
“Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых
мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и
общественности в реализации запланированных дел.
Но при этом
важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время
классного руководителя для работы с классом в любой форме – организационный и
тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на
индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по
заполнению документации классного руководителя.
Проводимые
воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей
методической копилке – это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД,
сценарии и т.д..
Работа с
семьей предполагает наличие “Карты семьи”, тематику родительских собраний,
работу с классным родительским комитетом. Отдельно фиксируются протоколы
родительских собраний и заседаний родительского комитета. Как и при
планировании воспитательной работы с классным коллективом, так и в работе с
родителями, педагог записывает основную использованную методическую литературу
для тематических мероприятий. Кроме классного руководителя, родительские
собрания и классные мероприятия с воспитанниками планируются в работе
социального педагога школы, валеолога и медицинского работника, заместителей
директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.
Связь с
общественностью является необходимым звеном плана воспитательной работы, т.к.
учащиеся не живут изолированно, общаясь только со своими одноклассниками в
школе и семьей. В этом разделе вносятся планы работы сельской библиотеки –
музей, музыкальной школы, сельского Дома Культуры, реабилитационного центра
города и других общественных организаций, которые могут внести существенный
вклад в дело воспитания подрастающего поколения.
Индивидуальная
работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого
воспитанника. Для этого разработана “Индивидуальная карта ученика”, где
фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие
“Портфолио ученика” - это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит
свои достижения по разделам:
1.
Резюме-знакомство
2.
Мои
учебные успехи
3.
Научно-исследовательская
и другая внеурочная деятельность
4.
Сундук регалий –
грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.
Помощь по
заполнению “Портфолио” оказывают родители, педагог контролирует наполняемость
данной папки.
Раздел,
необходимый в работе педагога, - работа с учащимися из “группы риска”.
Современная жизнь поставила многих подростков в условия необходимого выживания,
поэтому некоторые из них попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя
неадекватно. В результате – учёт классного руководителя, социального педагога и
даже комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог внимательно следит за
развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи
и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его
родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.
Работа с
учителями – предметниками строится не только на консультации о слабо и хорошо
успевающих учениках, но и отслеживании учащихся “зоны повышенного внимания”,
т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их
психо-физиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная
консультация по тому или иному предмету.
По существу,
создание плана воспитательной работы классного руководителя означает разработку
проекта воспитательного процесса, в котором есть задачи воспитания и средства
их достижения.
Хотелось бы
отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое:
знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать
их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении.
Любить – значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их
содержательные занятия. А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими
замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут.
4. План
работы на 1 четверть
Учитывая
индивидуальные и возрастные особенности класса, приоритетные направления
воспитательной деятельности в данном классе, предлагаю следующий план на 1
четверть, задачей которого является заинтересовать мальчиков, в особенности, к
общественной деятельности, сплотить коллектив, повысить успеваемость, наладить
дисциплину в классе, помочь проявлять взаимопомощь к одноклассникам и конечно
отдельно провести беседу с лидером класса, успеваемость которого на низком
уровне.
Также
воспитательная работа в коллективе ориентирована на воспитание
самореализующейся личности, самостоятельной, творческой, адаптированной к условиям
окружающего мира.
Содержание
работы в 8 классе
1 четверть
|
Работа с учащимися
|
Дата
|
Работа с родителями
|
Работа с педколлективом
|
Нравственность,
духовность, саморазвитие
|
*Ученическая конференция «Выборы
мэрии Дримсити»
*Организация самоуправления в
классе
*Организация игр «Радужный дождь»,
«Крутая троечка».
Классные часы по ССЛ
*Как поживаете, мои я? На распутье.
*Дорога труда.
*Ваш выбор: могу –хочу - надо.
*Святая святых -родительский дом.
*Гражданином быть обязан.
Диагностирование
*Изучение самооценки знаний, умений
и качеств, учащихся в области самосовершенствования личности
* Диагностика «Личностный рост
старшеклассника»
* Изучение уровня занятости
старшеклассников в творческих группах
* Изучение
взаимоотношений «ученик-учитель»
|
19.09
сентябрь
сентябрь
14.09
21.09
28.09
5.10
12.10
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
|
*посещение семей учащихся
*составление социального паспорта
класса
*проведение индивидуальных
консультаций с родителями по вопросам нравственности
*родительское собрание по теме «Трудовое
воспитание и профессиональная ориентация школьников»
|
*организация наблюдений за
культурой общения и культурой поведения школьников
*сотрудничество с психологом школы
по вопросам ССЛ
*сотрудничество с социальным
педагогом школы
|
Креативность и творчество
|
КТД «Познай себя, узнай других»
*Праздник «День знаний»
*Конкурс фотогазет «Мои летние
приключения»
*Конкурс «Моё летнее портфолио»
*Презентация мэрии Дримсити
*Выпуск праздничных поздравительных
газет
*Изготовление сувениров
*Художественное оформление школы
*Участие в праздничном концерте
*Участие в выставке рисунков «Мой
учитель»
*Подготовка торжественной линейки
*Выпуск видеоролика об учителе
*Участие в «Капустнике»
КТД «Болдинская осень»
*Осенний бал «Там чудеса,...»
*Участие в концерте
«Праздник урожая»
*Пушкинские чтения
*Участие во Всероссийском уроке
чтения
*Организация кружковой деятельности
*Участие в конкурсе «Осторожно,
огонь!»
|
01.09
05.10
02.11
сентябрь
октябрь
|
*привлечение родителей к подготовке
и проведению мероприятий, проводимых в первой четверти
|
*сотрудничество с учителями–
предметниками, социальным педагогом школы, учителем ОБЖ, заместителем
директора по воспитательной работе по вопросам подготовки и проведения
мероприятий
|
Здоровье и спорт
|
Месячник ГО
*Участие в Дне здоровья
*Участие в акции «Здоровье и
безопасность детей»
*Спортивные соревнования по
мини-футболу
*Организация записи в спортивные
кружки и секции
*Беседы о ЗОЖ, об отношении к
своему здоровью и урокам физкультуры, утренней зарядке, спорту (индивидуально
по необходимости)
*Работа по благоустройству кабинета
*Генеральная уборка класса
|
октябрь
сентябрь
сентябрь-октябрь
сентябрь
01.11
|
*сотрудничество с родителями по
вопросам о состоянии здоровья школьников
*беседы с родителями курящих детей
и детей, замеченных в употреблении спиртных напитков
|
*сотрудничество с медработниками по
вопросам о состоянии здоровья в классе
*взаимодействие с учителями
физкультуры
*сотрудничество с учителем ОБЖ
*взаимодействие с учителями-предметниками
по проблемам здоровья отдельных учащихся
*сотрудничество с заместителем
директора по воспитательной работе по вопросам подготовки и проведения
мероприятий
|
Патриотизм и
гражданственность
|
Декада правоведения
*Участие в правовой викторине и
правовом конкурсе
*Выпуск листовок
*Правовая дискотека
*Беседа с инспектором ПДН по
профилактике правонарушений
* Участие в дискуссии «Темперамент,
характер, воля, личность»
Участие в субботнике
«Благоустройство п. Пурпе-1»
|
08.10-12.10
28.09
|
*привлечение родителей к участию в
правовой викторине и выпуску листовок
|
*сотрудничество с заместителем
директора по воспитательной работе, учителем права, социальным педагогом по
вопросам подготовки и проведения мероприятий
|
Интеллектуальное
развитие
|
*Участие в неделе русского языка и
литературы «Пушкинские чтения»
*Запись в кружки, клубы,
факультативы, элективные курсы
*Организация конкурса «Ученик года»
(заявка на участие)
*Участие в районной НПК «Я намечаю
путь к открытию»
|
15.10-22.10
сентябрь
сентябрь
октябрь
|
*организация родителями контроля за
посещением детьми кружков, клубов, факультативов, элективных курсов, за
ведением дневников
|
*сотрудничество с учителями
русского языка и литературы
*контроль за своевременным
выставлением оценок в журналы
*корректирование итогов
четверти
|
Работа с «трудными»
учащимися
*Своевременно доводить
любую информацию до родителей.
*Сотрудничать с учителями
школы по поводу посещаемости, успеваемости, поведению и прилежанию этих
учащихся.
*Регулярно проводить
индивидуальные беседы с учащимися.
*Вовлекать в классные и
школьные мероприятия.
*Контролировать посещение
учащимися секций, кружков, элективных курсов, библиотеки.
*Сотрудничать с
психологом и социальным педагогом школы по вопросам корректировки поведения и
прилежания этих учащихся.
Список литературы
1.
Методические
рекомендации по организации деятельности классного руководителя в
общеобразовательных учреждениях // Воспитание школьников. – 2002. – № 2. –
С.2-7.
2.
Дереклеева, Н.И.
Классный руководитель. Основные направления деятельности. / Н.И. Дереклеева. –
М., 2001.
3.
Организация
воспитательной работы в классе. Созонов В.П. Москва 2000 г.
4.
Работа классного
руководителя. Методическое пособие. Москва 2005 г.
5.
http://festival.1september.ru