Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников ОВД
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Московский университет МВД России
Кафедра педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету:
Педагогика в деятельности ОВД
Тема:
"Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников ОВД"
Москва - 2007
План
Введение
1. Основы
нравственного воспитания
2.
Морально-психологическая подготовка
3.
Профессионально-этическое воспитание
Заключение
Литература
Воспитание - основополагающее педагогическое явление в
системе педагогической реальности общества и жизни каждого человека. Оно
представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека
как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных,
мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых,
культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к
цивилизованной, целесообразной и успешной жизни в обществе, а также социальная
развитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие,
уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека,
культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути,
самоопределение и самореализация в жизни.
Результатом воспитания является воспитанность человека,
группы людей, населения страны в целом.
Общие и актуальные сегодня положения педагогики воспитания в
значительной степени относятся и к работе с сотрудниками правоохранительных
органов. Служба в них является особым видом государственной службы, выполнение
на профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод
граждан.
Целостность и гармоничность воспитанности сотрудника ОВД
складывается в результате разнообразной по содержанию, формам и методам
воспитательной работы, определенные группы которых образуют ее виды. Организация
воспитательной работы включает разные направления, каждое из которых решает
задачи определенного вида воспитания, а все они во взаимосвязи образуют систему
видов воспитания, обеспечивающих всесторонность его содержания. Особенности
воспитанности сотрудника правоохранительных органов, отвечающие специфике его
деятельности и ее требованиям, предполагают такие основные виды воспитания:
государственно-профессиональное воспитание;
патриотическое воспитание;
профессионально-нравственное воспитание;
профессионально-правовое воспитание.
Под нравственностью понимается область жизни общества и
поведения людей, характеризующаяся степенью практической воплощенности в них
идеалов добра, справедливости, порядочности, совести, долга, ответственности. Она
- проявление нравственного (морального) сознания народа и граждан, их
нравственной воспитанности. Моральные нормы - неписаные нормы, высоко ценимые
людьми, а поэтому им следуют не по принуждению, а по потребности. Нравственно
воспитан тот, кто всегда и везде следует моральным идеалам и нормам, защищает
добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью. Он нравственно
ведет себя потому, что иначе вести себя не может.
Нравственное воспитание представляет собой важное
направление в общем и профессиональном воспитании сотрудников
правоохранительных органов. Вероятно, не случайно слова латинского
происхождения "закон" (jus) и "справедливость" (justitia) имеют
общий корень, придающий понятию "юстиция" исходное значение - справедливость.
К. Маркс подчеркивал, что "... сохранение жизни нравственных отношений
есть не только право законодателя, но и его обязанность". Вся правоохранительная
деятельность пронизана моралью:
мораль и право находятся в неразрывной связи, оказывают
влияние друг на друга. Право всегда имеет моральные начала. Правовые нормы - это
важнейшие моральные нормы, утвердившиеся в истории и жизни народа и одобряемые
им, а поэтому возведенные в ранг закона, ставшие обязательными, охраняемыми
законом и защищаемые государством. Правовые нормы, в свою очередь, имеют силу,
если они моральны, если они утверждают добро и справедливость, защищают
господствующую мораль и отвечают моральным ожиданиям народа;
решение правоохранительных задач - это прежде всего защита
справедливости, утверждение добра, борьба со злом и несправедливостью. Занимаясь
профилактикой правонарушений, раскрывая, расследуя их, охраняя общественный
порядок и решая другие правоохранительные задачи, персонал правоохранительных
органов не только укрепляет законность, но одновременно действует морально,
защищает и укрепляет мораль, веру людей в справедливость и защищенность, в
неизбежность наказания зла и несправедливости;
защищая справедливость и мораль, любой сотрудник обязан сам
в своих действиях, поведении и личной жизни быть морально примерным. Это не
только дает ему моральное право требовать должного поведения от других, но и
повышает успешность решения моральных проблем при выполнении своих служебных
обязанностей;
правоохранительная деятельность связана с высокими
морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обязан каждый
сотрудник;
мораль - не только требование, не только характеристика
сознания сотрудника, его психологии, его личных качеств и подготовленности, но
и всегда неотрывная сторона, результат профессиональных действий. Несоответствие
подготовленности морально психологическим требованиям, которые объективно
предъявляет к нему профессиональная деятельность, ведет к срывам, ошибкам,
неэффективности в решении задач, нарушениям законности, подрыву авторитета
правоохранительных органов, престижа профессии их сотрудника, снижению
активности участия населения в укреплении правопорядка, утрате гражданами веры
в справедливость и другим неприятным последствиям.
Понятны высокие требования правоохранительной деятельности к
нравственности тех, кому она доверена. Цель нравственного воспитания - формирование
нравственных основ жизни и профессиональной деятельности сотрудников,
поведения, соответствующего духовным нормам общечеловеческой, общественной и
профессиональной морали. Она достигается решением задач:
вооружения сотрудников знанием и пониманием сущности,
содержания норм и значимости морали в жизни людей, в успехах государственного
строительства, в профессиональной деятельности;
формирования личных привычек нравственного поведения на
службе и в быту;
укрепления чувств верности профессиональной Присяге,
кодексам чести, любви к своей профессии, долга, ответственности и
добросовестности при выполнении служебных обязанностей;
создания в коллективе здорового морально-психологического
климата, укрепления морально безупречных взаимоотношений между начальниками и
подчиненными и всеми сотрудниками;
воспитания у сотрудников коллективизма как одного из
важнейших и традиционных для российского менталитета качеств, товарищеских
отношений, морально зрелой солидарности, взаимной помощи, стремления к
укреплению чести своего коллектива, авторитета и почетности профессии
сотрудника правоохранительных органов, непримиримости к нарушениям моральных
норм в коллективе;
развития привычек высоконравственных отношений к гражданам
при выполнении своих обязанностей, уважения к их запросам и особенностям без
различий расовой, национальной, религиозной принадлежности, пола и возраста;
воспитания сотрудников в духе здорового образа жизни, отказа
от вредных привычек, повышения уровня своего физического развития;
формирования высокой требовательности сотрудников к себе,
своему поведению, совестливости, порядочности, честности, здорового честолюбия,
стремления к постоянному самосовершенствованию, профессиональной карьере в
правоохранительной деятельности;
предупреждения профессиональной деформации сотрудников,
фактов несправедливости отношения к гражданам, бездушия,
грубости,
хамства, нравственных злоупотреблений служебным положением.
Формы и методы нравственного воспитания многочисленны. В
него вносят определенный вклад и те методы, которые используются и в других
видах воспитания. Среди специальных мер оправдывают себя: Доска почета; пропаганда
достижений и опыта лучших сотрудников и коллективов с показом нравственных
предпосылок их; индивидуальные беседы; обсуждение отчетов о службе и поступках
отдельных сотрудников на общих собраниях коллективов; товарищеские и офицерские
суды чести; создание общественных советов культуры, университетов культуры; творческие
встречи с деятелями культуры и искусства; развитие самодеятельности,
организация концертов и посещение театральных спектаклей; вовлечение в занятия
спортом; организация профессиональных соревнований; работа с семьями
сотрудников и организация коллективных мероприятий с ними - посещения
концертов, выездов на природу, семейных вечеров и пр.
В последние годы расширяется участие священнослужителей в
духовно-нравственном воспитании личного состава. Представители Церкви
встречаются с ним, проводят беседы, организуют православные чтения (включающие
вопросы нравственности), совершают обряды освящения служебных помещений,
привлекаются к участию в собраниях личного состава, благословляют
отправляющихся на выполнение служебно-боевых задач, проводят панихиды и молебны
по погибшим при исполнении служебного долга, способствуют открытию в органах
внутренних дел часовен, молитвенных комнат.
В нравственном воспитании важно повышение действенности его
проведения, борьба с формализмом, недопущение расхождений между словом и делом
и сведения работы только к воспитательным мероприятиям в свободное от службы
время. Ничего не будет достигнуто и даже будет нанесен вред, если есть
расхождение между тем, к чему призывают руководители и работники воспитательных
служб, и тем, с чем личный состав сталкивается в постановке жизни и
деятельности своего правоохранительного органа. Требованиям морали должна отвечать
вся орi7iнизация работы органа, и прежде всего стиль, методы работы, отношение
к сотрудникам, поведение в быту руководителей и воспитателей всех уровней
управления правоохранительным органом. Нигде значение личности воспитателя не
имеет такого огромного значения, как в нравственном воспитании. В.А. Сухомлинский
писал:
"Слово... приобретает воспитательную силу лишь тогда…,
когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и
благородством".
Только безукоризненный личный пример нравственности может
создавать расходящиеся "волны" подлинно
нравственных влияний на окружающих. Люди верят словам, следуют советам и
поучениям только тот человека, который следует им сам. Если сотруднику
приходится терпеть равнодушие, неуважение к себе, нарушение своих прав,
грубость со стороны руководителей и сослуживцев, то в большинстве случаев он
проявит ту же аморальность по отношению к гражданам. Поэтому важнейшее значение
имеет нравственное воспитание на основе построения всей службы и деятельности
личного состава в строгом соответствии с нормами морали; повседневная
примерность ответственных должностных лиц, демократический стиль управления,
основанный на уважении достоинства и прав сотрудников.
Расхождение между словом и делом в нравственном воспитании
проявляется и в "двойном стандарте" психологии и жизни коллектива
правоохранительного органа. На официальных мероприятиях говорится все
правильно, аморальное поведение и вредные привычки (например, пьянство) осуждаются,
в том числе и рядовыми сотрудниками, а в своем кругу негласно говорится и
делается другое.
О морально-психологической подготовке в правоохранительных
органах говорили давно, понимая под ней в основном то же, что и нравственное
воспитание. В последние же годы она стала развиваться как более четко
очерченное направление мобилизации сотрудников на проявление всех своих
возможностей в профессиональной деятельности, основанной на активизации и
усилении чувств моральной ответственности, чести, долга. Ее проведение
базируется на взаимосвязи психологии и педагогики и строится с использованием
своих организационных форм и методики. В наиболее совершенном виде это особый
раздел профессиональной подготовки и специальные воспитательные меры,
предназначение которых - формирование профессиональной морально-психологической
подготовленности и мобилизованности (готовности) сотрудников на решение своих
задач в строгом соответствии с моральными требованиями к ней и нормами. Психолого-педагогическая
структура такой подготовленности включает:
моральные знания, взгляды и убеждения, образующие моральное
сознание сотрудника, позволяющее ему правильно разбираться в моральных аспектах
правоохранительной деятельности вообще и конкретных случаях реализации своих
прав и обязанностей;
морально-психологические установки и мотивы - внутренние
силы, побуждающие стремление к постоянному и точному следованию требованиям
моральных норм в любых юридических ситуациях;
морально-психологические умения и навыки характеризуют
знание и желание сотрудника действовать грамотно в моральном и психологическом
аспектах по отношению к гражданам и коллегам по работе;
морально-психологические привычки - не только знание и
умение, но и потребность всегда быть на высоте моральных требований, выполнять
их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной
потребности;
морально-психологическую устойчивость - качество,
гарантирующее постоянное, неуклонное и умелое выполнение сотрудником всех
моральных требований в любой обстановке и при действии факторов, подталкивающих
его к отступлению от моральных норм при решении профессиональных задач; умение
сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в
любой служебной ситуации.
Таким образом, профессиональная морально-психологическая
подготовленность - важная характеристика нравственной воспитанности,
одновременно профессиональной обученности и настроя сотрудника. Это мораль,
глубоко проникшая в его профессиональное сознание, "живущая" в нем,
ставшая частью его профессионализма и психологии (поэтому ее и именуют
морально-психологической) и направляющая его поступки и действия.
Морально-психологическая подготовка (МПП) - комплексный вид
подготовки личного состава правоохранительных органов, сочетающий обучение и
воспитание. По преобладающим особенностям она выступает как часть системы
воспитания, что определяет особенности ее построения и проведения.
Морально психологическая подготовка, имея общую основу для
всех работающих в правоохранительных органах, дифференцируется и ориентируется
дополнительно на частные задачи подготовки, образуя виды МПП. Так:
по времени проведения различают предварительную (проводимую
заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую
непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно,
избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий). Последний
вид преимущественно решает задачу именно мобилизации имеющихся у сотрудников
сил и возможностей на безусловное и качественное решение очередной сложной и
ответственной задачи;
по разным правоохранительным органам различают: МПП личного
состава органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой
полиции, органов прокуратуры и др.;
по разным специальностям сотрудников конкретного
правоохранительного органа. Например, в органах внутренних дел личного состава
криминальной милиции, специальных отрядов, инспекторов дорожного движения,
участковых инспекторов и др. Необходимость такой дифференциации обусловлена
наличием некоторых моральных особенностей решаемых задач, условий, трудностей,
контингента граждан, сущности рассматриваемых вопросов, совершаемых ошибок и др.;
по конкретным профессиональным задачам, насыщенным
морально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением,
действиям при чрезвычайных обстоятельствах, разрешению
гражданских споров и др.;
по профессиональной опытности и уровню
морально-психологической подготовленности: МПП молодых сотрудников и опытных,
хорошо подготовленных в морально-психологическом отношении и допускающих
моральные срывы и промахи;
по должностному положению: всего личного состава и
начальствующего состава. Последний вид пока применяется не часто, а между тем
он необходим, своеобразен, важен и предполагает отработку дополнительных тем и
вопросов, например: значение и сущность морально-психологической
подготовленности сотрудников правоохранительного органа; цели, задачи,
содержание, организация и методика их морально-психологической подготовки; особенности
формирования у сотрудников моральных убеждений, установок, мотивов, привычек,
умений, навыков и качеств; взаимосвязь повседневной деятельности персонала с
вопросами морально-психологической подготовки; морально-психологические
особенности текущей управленческой деятельности руководителя; влияние различных
стилей управления на морально-психологическую подготовленность сотрудников,
морально-психологические последствия административно-командного стиля; морально-психологическое
влияние на сотрудников особенностей личности руководителя, стиля, поведения,
принимаемых решений; морально-психологические вопросы общения и построения
взаимоотношений начальника с подчиненными; морально-психологические основы и
проблемы руководства коллективом; особенности морально-психологической подготовки
сотрудников к решению различных служебных задач и действиям в экстремальных
условиях и др.
Организация и проведение морально-психологической подготовки
связаны с проведением ее по двум направлениям: МПП в ходе службы и решения
правоохранительных задач и МПП в процессе специального курса. Первое, по
существу, совпадает со всеми мерами нравственного воспитания, описанными выше,
но с нацеленностью на формирование компонентов морально-психологической
подготовленности. Всем руководителям всегда следует отдавать ясный отчет о том,
как то или иное событие или их решение, объявление поощрения и наказания
кому-то и т.п. отражаются морально - психологически на коллективе и отдельных
сотрудниках, т.е. необходимо учитывать морально-психологические последствия.
Необходимость специального курса морально-психологической
подготовки назрела давно, ибо, как показывает опыт, проведение нравственного
воспитания и МПП по ходу службы, как бы "между делом", не
обеспечивает полноценного достижения их целей: у сотрудников часто остаются
нравственные пробелы, многие моральные аспекты деятельности не осваиваются или
находятся на уровне житейских, а не профессиональных суждений и оценок; обнаруживается
неустойчивость в морально-психологическом подходе к решению значительной части
служебных вопросов; возникают конфликты с гражданами и предпосылки к нарушениям
законности.
Курс морально-психологической подготовки необходим в каждом
правоохранительном органе, он должен быть ежегодным, начинаться с основ, затем
дифференцироваться по категориям, проводиться с новыми сотрудниками и отдельно
- с опытными, актуализироваться в связи с повседневными потребностями
деятельности правоохранительного органа, обнаруживающимися недостатками в
морально-психологической подготовке разных категорий сотрудников.
К методике занятий по морально-психологической подготовке
предъявляются повышенные требования, ибо обучающимся в ее системе надо дать не
только знания, но и превратить их в достояние психологии, отношений к делу и
людям, нормы и привычки поведения. Такая подготовка не может быть успешной,
если обучающиеся слышат лишь проповеди о нравственности, только правильные и
возвышенные слова о справедливости и добре. Слова будут отскакивать от сознания
как горох от стены, если риторика не будет подкреплена жизнью, практикой. Поэтому
подготовка должна быть по преимуществу практичной, насыщенной семинарами,
дискуссиями, практическими занятиями и играми.
сообщение новых сведений обучающимся преимущественно в
начале каждого занятия, а не на лекциях;
теснейшая связь занятий с практикой, конкретными событиями,
моральный анализ и оценка конкретных поступков, непосредственно имевших место в
жизни данного правоохранительного органа и сотрудников, обучающихся в группе,
недавно или только что происшедших;
коллективная моральная проработка действий - предстоящих или
типичных для профессиональной деятельности данной категории обучающихся;
активизация самооценки моральности своего поведения,
действий обучающимися сотрудниками, своих решений, своих
морально-психологических качеств, взглядов, внутренних установок, мотивов,
навыков, привычек;
свобода высказывания любых мнений, суждений, оценок каждым
обучающимся;
организация руководителем занятий соударения мнений
обучающихся, анализа конкурирующих моральных мнений, выявление сильных и слабых
сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего;
искренность и правдивость в обсуждении всех вопросов,
недопущение лукавства, недомолвок, ухода от острых проблем и вопросов, поиск
честных и морально зрелых ответов;
ликвидация и профилактика формализма, скуки на занятиях;
требование аргументированного морального обоснования
обучающимися сотрудниками личных мнений, оценок, суждений;
коллективный поиск всесторонне взвешенных и морально
аргументированных решений, оценок;
расчет ближайших и отдаленных морально-психологических
последствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (их
влияние на граждан, коллег, самого себя);
коллективные упражнения в разработке новых, профессионально
специализированных моральных норм, правил или их детализации, конкретизации для
своего правоохранительного органа, подразделения, части, коллектива или даже
себя лично;
обсуждение путей укрепления морально-психологического
климата и взаимоотношений сотрудников в коллективе;
совместный поиск причин неприживаемости в коллективе
отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в МПП
отдельных членов коллектива, моральных причин недостаточного авторитета
сотрудников у населения, путей его повышения;
обсуждение путей совершенствования своей
морально-психологической подготовленности, морально-психологического климата и
моральности профессиональных действий.
Главным методом проведения занятий выступает особый метод - метод
ситуативного морального выбора (моральных дилемм, моральных казусов). Суть его
в том, что обучающимся сотрудникам предлагается для изучения, разбора, оценки,
решения служебная или жизненная ситуация из практики, характерная наличием
выраженного морального аспекта. Они могут предлагаться обучающимся на занятиях
в словесном виде, с иллюстрацией фотографий (слайдов), демонстрацией фрагмента
видео - или кинофильма, а также игровым розыгрышем на занятии. После ознакомления
с ситуацией сотрудникам предлагается ответить на ряд (2-5 и больше) вопросов,
наполненных моральным смыслом и все больше углубляющихся в тонкости событий. Ситуация
и ответы на вопросы обсуждаются коллективно и вырабатываются сообща или даются компромиссные
оценки ситуации и практические выводы для обучающихся.
Научно разработан и подтвердил свою педагогическую
эффективность и метод "Я сам". Это метод индивидуального
воспитывающего обучения, ценность которого и в том, что он охватывает не только
плановые занятия, но и практическую деятельность сотрудника. Метод базируется
на особых методических разработках, воплощенных в "Учебных
книжках-памятках" (размером с записную книжку). Подготавливается несколько
таких книжек, каждая из которых содержит правила поведения и посвящается
отработке морально-корректного поведения при определенных профессиональных
действиях, профилактической беседе с гражданами, приеме граждан, допросе,
поведение в коллективе, по месту жительства и др. Возможна и комплексная отработка
поведения на службе и в быту (морально - психологические, отношения к службе и
своим обязанностям, морально-психологические отношения к товарищам по службе,
морально - психологические отношения к себе). Учебная книжка состоит из двух
частей: методические рекомендации обучающимся и перечень пронумерованных правил
поведения. Порядок использования методической разработки таков:
1) обучающимся разъясняются цели, задачи и дается подробный
комментарий к методическим рекомендациям;
2) указывается на необходимость ежедневно, в начале рабочего
дня, прочитывать методические рекомендации и руководствоваться ими при
выполнении всех дел, а в конце дня анализировать свое поведение;
3) поступать так в течение недели (или большего
установленного срока, но не дольше двух месяцев; повтор возможен после перерыва
в несколько месяцев), при необходимости консультируясь с руководителем занятий,
начальником или его заместителем по работе с личным составом; через неделю
обобщить результаты своей работы и самостоятельно оценить их. Последнее делать
с помощью листа самоконтроля - чистого листа бумаги с номерами правил в книжке,
против каждого выставляется оценка: 5 - всегда выполнял правильно, 4 - как
правило, поступал правильно, но с небольшими недостатками, 3 - порой делал
ошибки в применении правила, 2 - часто поступал неправильно, 0 - в истекший
срок не было ситуаций, когда надо было действовать в соответствии с этим
правилом. Оценки по указанию руководителя могут выставляться ежедневно, два
раза в неделю, раз в неделю. Лист оценки сдается руководителю для разбора и
получения дальнейших инструкций. Листы с оценками, сделанными через очередные
сроки или несколько сроков, сравниваются и делаются выводы о характере
изменений в поведении сотрудника.
Можно ожидать, что оценки, выставляемые сотрудником самому
себе, не будут полностью объективными, но тут есть два момента. Во-первых то,
что обучающиеся периодически просматривают правила поведения и размышляют над
оценкой каждого, уже приносит пользу: правила волей-неволей запоминаются, всплывают
непроизвольно в памяти в ситуациях реальной жизни и деятельности и как-то
регулируют поведение, что уже хорошо. Во-вторых, следует применять меры,
повышающие объективность оценок. Для этого: руководитель наблюдает за
обучающимися (всеми или избирательно) и сверяет потом выставленные ими
самооценки с результатами своих наблюдений, делает замечания, если оценки
расходятся; при проведении плановых занятий используются методические приемы
групповой оценки достигнутого отдельными обучаемыми - разбивка их на пары с
заданием осуществлять взаимный контроль правильности выставленных оценок,
разбивка на группы по 3-4 человека с поручением обсуждать или даже выставлять
групповые оценки каждому по очереди; выставлять оценки всей учебной группой
некоторым из обучающихся, сверяя их с выставленными ими самими оценками; используется
прием изолированной самооценки (каждый раз выдается новый чистый лист для
самооценки, а предыдущий не показывается).
Полезно иметь сводный журнал, где на каждого сотрудника
отводятся свои листы, составленные по формату листа самоконтроля с несколькими
вертикальными графами для ряда оценок, выставляемых в разные строки. Эти данные
используются во всей индивидуальной работе.
Профессиональная этика - система моральных норм и моральных
принципов поведения людей в определенной профессии. Это и общие нормы
нравственного поведения в их специфическом выполнении, а также особые нормы в
определенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительной
деятельности имеют специальное значение, например, нормы справедливости,
беспристрастности, долга, ответственности, нетерпимости к злу и борьбы с ним и
др. Они имеют в ней особо ценностное, но, как все моральные нормы, все же
рекомендательное значение и строго соблюдаются при профессиональной моральной
воспитанности. Но есть и нормы узкопрофессиональные. Один из видов - нормы
служебного этикета (порядка поведения) при обращении к гражданам, обращении
граждан к сотруднику, приеме населения, общении с гражданами, общении с
коллегами, с начальником, телефонных переговорах и др. Другой вид - профессионально-деонтологические
нормы, однозначно регламентирующие действия и поступки сотрудников. Те и другие
закреплены в служебных документах - уставах, положениях о прохождении службы,
наставлениях, директивах, инструкциях и т.п. Важные для выполнения сотрудниками
наших правоохранительных органов нормы служебного поведения содержатся в
международных актах, таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и
основных свобод, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка,
принятый Генеральной Ассамблеей ООН, и приложения к нему, Основные принципы
этики полицейской службы (Полицейская декларация) и др. Они однозначно
регламентируют должное поведение сотрудника, не оставляя места для выбора. Их
выполнение обеспечивается профессионально-этическим воспитанием
дисциплинированности. При этом используется воспитание сознательного и умелого
отношения к выполнению обязательных норм профессионального поведения,
осмысление порядка действий.
Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение общественного
порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых
ситуациях, требование уважать закон и другие правовые установления, повышение
правовой культуры и правовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами
права и др. - это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать
ее могут только соответственным образом воспитанные люди, ибо изначально
воспитатель должен быть сам воспитан. Нельзя совершенствовать общество и людей,
обладая недостатками, или, как образно говорят в народе, "нельзя дырой
заткнуть дыру". Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов - это
не конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетерпимый
десоциализирующий фактор. Поэтому и построение педагогической системы
воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на
них государством задач и оправдании социальных ожиданий общества.
Более того, создание эффективной педагогической системы
воспитания сотрудников правоохранительных органов приобрело решающий характер и
стало приоритетным направлением работы с кадрами.
Это объясняется прежде всего условиями и требованиями
испытываемого Россией переломного периода в общественных, политических,
экономических, правовых и нравственных преобразованиях и задачами, стоящими
перед правоохранительными органами. В ст.1 Конституции Российской Федерации
наше государство определено как правовое, и чтобы оно на деле стало таким,
воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозможно
рассчитывать на благополучие в других сферах его функционирования и жизни
общества.
1.
Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов,
И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ,
1999.
2.
Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних
дел. Учебное пособие/ Под ред. канд. юрид. Наук И.Д. Мариновской. - М.: МЮИ МВД
России; издательство "Щит-М", 1997.
3.
Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М.,
2001.
4.
Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по
специальности 021100 "Юриспруденция" (Беличева С.А., Беляева Л.И., Буданов
А.В. и др.); Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ -
ДАНА, Закон и право, 2004.