Исторический аспект развития дошкольного образования в России
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….2
1.
Возникновение дошкольного образования в России………………....….3
2.
Дошкольное образование до 1917 года……………………………….......4
3.
Советская система дошкольного образования…………………………...6
4.
Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941—1945
гг.)…………………………………………………………………….............8
5.
Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период
развитого социализма……………………………………………………...........10
6.
Современное дошкольное образование………………………………....14
Заключение………………………………………………………………….……17
Список
литературы………………………………………………………………19
Введение
Первые воспитательные системы сложились еще во времена
античности (VI – V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы,
различавшиеся между собой методами и содержаниями обучения, а также его целями.
Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического
воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он
подчеркивал, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Другой
философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует
природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство
ответственности и долга. Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя
сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», хорошо делать». Философы
Древнего Рима также уделяли большое внимание проблеме воспитания детей. Так,
Плутарх говорил о громадной важности обучения и воспитания ребенка в семье. Он
подчеркивал необходимость материнского воспитания: «Мать должна оставаться
кормилицей собственных детей». Сенека отводил воспитанию роль формирования
самостоятельной личности, подчеркивая важность постижения подрастающим
поколением нравственных основ. Главным методом воспитания он считал беседу с
яркими примерами из реальной жизни. Квинтиллиан сравнивал ребенка с
«драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное.
Именно поэтому он считал, что роль воспитания заключается в развитии позитивных
качеств человеческой натуры. Он подчеркивал необходимость соединять воспитание
ребенка и природную доброту человеческого существа.
Практически все философы античности основной задачей
воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных
черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также
подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки
прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.
1. Возникновение и развитие дошкольного образования в
России
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось
преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к
труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств
воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки,
пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти
средства педагогики передавались устно.
В связи с крещением Руси значительное место в воспитании
подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как
выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д.
Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха
своим детям». Владимир Мономах писал наставления для своих детей, но многие
поучения носят общий педагогический характер.
В XVII в. Епифанием Славницким была составлена
педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила
поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики,
поз; правила поведения в различных ситуациях и т.д.). В сборнике есть глава об
играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста.
Советы Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к
детям.
В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение
России по влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений
реформирования – образование. Дошкольное образование в это время не выделялось
как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических
отраслей. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими
представителями того времени. М.В.Ломоносов занимался активной просветительской
деятельностью. И.И.Бецкой вел преобразования существовавшей тогда системы
образования. Н.И.Новиков издавал литературу для детей. В области дошкольного
воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения
общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В ней сформулированы правила
для родителей.
В первой половине XIX в. в России появился целый ряд
общественных деятелей, педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие
педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В.Г.Белинский придавал
большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и
детским играм, эстетическому воспитанию. Н.И.Пирогов придавал огромное значение
роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости
педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое
место занимает игра. К.Д.Ушинский был сторонником семейного воспитания, но
понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Он
высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений,
подготовил книгу для детского чтения «Родное слово». Она сохранила свое
назначение до сих пор.
В последней трети XIX в. появляются новые типы
образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России
для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при
благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге.
В том же году редактор педагогического журнала «Детский
сад», который выходил в то время, А.С.Симонович открыла несколько детских
садов. Один из них (платный, частный) для детей интеллигенции просуществовал в
Петербурге с 1866 по 1869 гг. В это же время был открыт первый бесплатный сад
для детей работниц Петербурга. К сожалению, сады просуществовали недолго.
А.С.Симонович были разработаны некоторые педагогические и
методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до
трех лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно
идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и
занятий. В детском саду должны находиться дети от 3 до 7 лет. Цель детских
садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка
к школе. Симонович считала также, что работа воспитателей детских садов и при
индивидуальном обучении должна вестись методически и последовательно. Большое
значение она придавала личности воспитателей: «Энергичная, неутомимая,
изобретательная воспитательница придает детскому саду свежий колорит и
поддерживает в нем неиссякаемую, веселую деятельность детей».
В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество
содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество
содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и
детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию.
Значительный вклад в разработку проблем воспитания
дошкольников внесла детская писательница Е.Н.Водовозова. Ею созданы замечательные
для своего времени очерки и рассказы. В конце 60-х гг. Водовозова была за
границей и изучала там опыт семейного воспитания и организации детских садов. В
1871 г. она опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от
первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для
воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей.
К началу XX в. в России было открыто довольно большое
число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся
буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей
низших слоев населения, а также для детей-сирот. В 1900 году в Москве появился
первый детский сад для глухонемых детей. Позднее подобные заведения открылись в
Петербурге и Киеве. Перед революцией, по примерным данным, в России работали
250 платных детских садов и около 30 бесплатных.
В 1913 – 1917 гг. Вице-президентом Санкт-Петербургского
Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог
Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и
методики начального обучения. Она создала оригинальную теорию дошкольного
воспитания. Ее основные идеи – преемственность воспитания в детском саду,
семье, школе; особое место методики развития речи дошкольника. В 1913 г. вышло
первое издание ее книги «Родная речь и пути ее развития». Эта книга дополнялась
и переиздавалась несколько раз. В 1937 г. вышло последнее издание. Некоторые
положения этой книги сохранили свое значение до сих пор. Тихеева была горячей
сторонницей общественного воспитания. В своей книге «Современный детский сад,
его значение и оборудование» она изложила рекомендации по организационной
работе в дошкольном учреждении. Более того, Е.И.Тихеева разработала свою
оригинальную систему средств по организации сенсорного развития. Большое
значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому
режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Елизавета
Ивановна придавала большое значение специальной профессиональной подготовке
воспитателей.
3. Советская система дошкольного образования
Начало государственной системы дошкольного образования в
нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по
дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского
дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания
детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских
курсов по инициативе профессора К.Н.Корнилова был открыт второй Московский государственный
университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным
отделением. В этом же году при Наркомпросе был организован специальный
дошкольный отдел. Корнилов был убежденным сторонником общественного воспитания.
Ему принадлежат работы «Общественное воспитание пролетарских детей», «Методика
исследования ребенка раннего возраста» и другие. Эти работы имели большое
значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой
популярностью. В это время был создан музей по дошкольному воспитанию.
Инициатором был Е.А.Аркин. он вел большую работу по изучению
анатомо-физиологических особенностей дошкольников. Его фундаментальный труд
«Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» стал прекрасным пособием для
детских врачей и воспитателей.
Важной вехой создания государственной системы подготовки
педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по
дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа
работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав
детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности
функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей
детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.
В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные
детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех
видов и ведомств.
С 1928 года начал выходить ежемесячный
научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам XX в. сеть
дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня,
общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.
Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию
дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания.
4. Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной
войны (1941—1945 гг.)
22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на
Советский Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время
этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений,
культуры, школ и дошкольных учреждений.
Несмотря на тяжелое военное и экономическое положение,
Коммунистическая партия и Советское правительство по-прежнему проявляли заботу
о нормальной деятельности школы и воспитательных учреждений. Особое внимание
партия и правительство уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитания
и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные
районы страны. В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял
специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью, согласно которому
при облисполкомах создавались особые комиссии, а в районных отделах народного
образования вводились должности инспекторов по патронированию и борьбе с
детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов,
осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков.
В спасении детей участвовала вся страна. Поддержанное
государством, развернулось движение по усыновлению детей-сирот. Только в одном
лишь Ташкенте 643 семьи взяли на воспитание осиротевших детей, а в целом по
Союзу так поступили тысячи семей. Была организована широкая сеть детских домов,
интернатов и групп продленного дня. Лишь в Узбекистане свыше 100 тыс. детей,
оставшихся без родителей, получили должный уход и воспитание. Проводилась целая
система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, открывались детские
столовые, летом работали многочисленные пионерские лагеря и детские площадки.
Весной 1944 г. было принято и затем полностью выполнено правительственное
постановление об охвате различными формами организованного летнего отдыха 2
млн. 500 тыс. детей школьного и дошкольного возраста.
В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно
усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были
разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в
восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили
потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались
обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в
них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием
детей. Возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в
которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое
распространение получили дошкольные детские дома.
В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения
осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия
фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены
были находиться в бомбоубежищах.
Большое значение для развития дошкольного воспитания
имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению
сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин
и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы
различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские
дома и консультации.
В результате комплекса мероприятий, предпринятых
государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и
число мест в них даже превысили довоенный уровень.
Важную роль в разработке теоретических и методических
вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым
было положено еще в предвоенные годы. В период 1941—1945 гг. было проведено 16
таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного
воспитания.
В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада»,
детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший
большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое
значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада»,
содержащего программные и методические указания для работы в различных
возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы.
Принятие новых «Устава» и «Руководства...», активное
применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством
значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР
5. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и
в период развитого социализма
В первые послевоенные годы были полностью восстановлены
разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались
задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы,
улучшения подготовки кадров.
Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей,
ослабленных направляли в санаторные детские сады.
В связи с тем, что обучение стало начинаться с 7 лет и из
детских садов в школу ушли дети двух возрастов – 7 и 8 лет, в дошкольных
учреждениях освободилось много мест, что дало возможность охватить большее
количество детей. Однако потребность в детских садах все возрастала, т.к. в
послевоенные годы значительно увеличилась рождаемость. Особенно остро встал
этот вопрос в сельской местности, где до войны было мало детских садов.
Советское правительство отпускало огромные средства на
общественное дошкольное воспитание. Вместе с тем требовалось улучшение
воспитательно-образовательной работы в детских садах. XX съезд партии указал на
необходимость приступить к решению важной задачи общественного воспитания детей
– к охвату всех детей дошкольного возраста, родители которых этого пожелают,
государственными яслями и детскими садами. Новые детские сады строились там,
где потребность в них ощущалась более остро, а именно: при новых предприятиях,
где работало много женщин.
В 1949 году было издано постановление ЦК ВКП(б) и Совета
Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных
домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов
привлекалась широкая общественность. Принимались меры по укреплению состава
заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми.
В «Руководстве для воспитателей», изданном в 1953 году,
по-новому рассматривались многие вопросы воспитательно-образовательной работы в
детском саду. Обучение детей рекомендовалось проводить в организованной форме –
на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество
занятий для каждой возрастной группы детского сада.
В Академии педагогических наук РСФСР и на кафедрах
дошкольной педагогики велись научные исследования проблем дошкольного
воспитания.
Ценным вкладом в теорию и практику советского дошкольного
воспитания явились исследования А.П.Усовой, которые были посвящены разработке
вопросов содержания и методов дошкольного обучения, а также его влияния на
умственное развитие ребенка. А.П.Усова сделала важный шаг вперед в разработке
основных положений дошкольной дидактики. Под ее руководством сотрудники сектора
дошкольного воспитания АПН РСФСР впервые по-новому разработали теоретические
основы обучения в детском саду; была определена программа того, что должно было
быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду.
А.П.Усовой было разработано изданное в 1947 г.
методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду». Большую пользу
практическим работникам принесли ее книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы
обучения в детском саду». Решая проблемы дошкольного воспитания А.П.Усова
пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном
отношении, надо организовать его чувственный опыт, развивать его сенсорные
способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под ее
руководством, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они по своей
практической и по сей день.
Огромное значение для развития дошкольного воспитания в
СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров
СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению
воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста».
Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического
характера. Во исполнение этого постановления Совет Министров РСФСР утвердил в
1960 г. «Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде». В
положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью «осуществления единой
системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста». В яслях-садах
воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут
создаваться как в системе органов народного образования, так и при
предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором
руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного
образования.
Значение развития учреждений дошкольного воспитания было
подчеркнуто в Программе КПСС, где говорилось: «Коммунистическая система
народного образования основывается на общественном воспитании детей.
Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с
их общественным воспитанием».
Развитие сети дошкольных учреждений и школ-интернатов
разных типов обеспечит полное удовлетворение потребностей трудящихся в
общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста по желанию
родителей.
Развитие дошкольного воспитания в СССР на современном
этапе определяется «Основами законодательства СССР и союзных республик о
народном образовании», принятыми Верховным Советом СССР в 1973 г. В них были
сформулированы задачи дошкольного воспитания, принципы организации и управления
дошкольными учреждениями. Соответствующие законы приняты во всех союзных
республиках.
Вопросы развития дошкольных учреждений как учреждений
государственных постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях
всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного
хозяйства, находили свое отражение планы развития дошкольного воспитания. На
сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик при обсуждении народнохозяйственных
планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами хозяйственного
строительства.
В развитии дошкольного дела в СССР постоянно возрастает
роль общественности. Там, где исполкомы местных Советов народных депутатов
постоянно держат под контролем развитие и функционирование сети детских
воспитательных учреждений, быстрее решаются все проблемы, в том числе полнее
удовлетворяются интересы и потребности населения в них. Характерно в этом плане
движение, начатое в 1976 г. газетой «Известия» по инициативе группы
женщин-депутатов. «Известия» стали контролировать ввод в строй новых дошкольных
учреждений по республикам, краям и областям. Это начинание способствовало
успешному выполнению намеченных планов.
6. Современное дошкольное образование
В современном научно-психологическом понимании детство
выступает как закономерная последовательность целостных внутренне необходимых
этапов развития личности.
В 1990 году охват детей учреждениями дошкольного
воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было
неудовлетворенно около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в детский сад.
Кроме того была создана мощная инфраструктура в виде промышленности,
выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И,
что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и
психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы, включая
последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда
отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному
проведению давно назревшей реформы.
В 1989 году была создана «Концепция дошкольного
воспитания» (под редакцией В.Давыдова, В.Петровского), которая определила
ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции
потребовала создания правовой базы. В 1991 году было принято «Временное
положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций
ДОУ охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение
их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном
благополучии каждого ребенка. Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании»
определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и
обязанности.
Последние 10-15 лет принесли радикальные изменения в
систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли
вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды
дошкольных учреждений. ДОУ сегодня официально работают по комплексным базисным,
парциальным, специальным образовательным программам. Кроме того, в соответствии
с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 года
№448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6
видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы
стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном
образовании не уступает по своему масштабу школьному. Однако, на конец 2004
года уровень охвата детей дошкольными учреждениями составлял в среднем уже 59%.
Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования
за последние 15 лет, приобрели обширный характер. Они требуют решения частных
проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития образования
на 2006 – 2010 годы. Эта программа успешно реализуется. Остается надеяться, что
к концу 2010 года в России:
будет успешно и грамотно работать инновационная система
дошкольного образования, как первая ступень общего образования;
будут даны равные стартовые возможности для дошкольников,
что повысит их качество образования на последующих ступенях обучения;
сложится культурный образ дошкольного возраста;
произойдет консолидация родительской и образовательной
общественности.
10 апреля 2010 года В.В.Путиным был подписан Федеральный
закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
С учетом того обстоятельства, что в России сейчас более
трети молодых семей, имеющих ребенка не обеспечены детскими дошкольными
учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания
становится одной из важнейших задач молодежной семейной политики.
Заключение
Детский сад – образовательное учреждение для детей
дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один
из видов детского дошкольного учреждения.
Система детских садов предназначена как для
первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками,
так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей
(для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым
рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять раз в неделю). В
системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к
обучению в школе – на уровне первичных навыков чтения, письма и счета.
Дошкольное образование в России – обеспечение
интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного
возраста от 2 до 7 лет.
Дошкольное образование осуществляется, как правило, в
учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования
(предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и
объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье.
Классификация детских садов:
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
направлением, например: физического, интеллектуального,
художественно-эстетического воспитания;
центр развития ребенка – детский сад;
детский сад комбинированного вида;
Существует другая классификация, в которой детские сады
делятся на четыре большие группы: муниципальные, ведомственные, частные
(коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет
варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество
питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.
Список литературы
1.
Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. — М. :
Просвещение, 1978.
2.
История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В.
Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. — М.: Просвещение, 1989.
3.
Поздняк Л.В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета 80 лет / Л.В. Поздняк //
Стратегия дошкольного образования в ХIХ веке : проблемы и перспективы : матер.
науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета
дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921—2001 гг.). — М. : МПГУ, 2001. —
С. 3.
4.
Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании : учеб. пособие для студ.
фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В.
Тельнюк. — М. : Издательский центр «Академия», 2002.
5.
Дошкольная педагогика / Г.А.Айдашева, Н.О.Пичугина, С.В.Ассаулова. –
Издательство «Феникс», 2004.
6.
Газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября».
№11/2005.
7.
В работе использованы материалы с сайта http://www.gala-d.ru/index.html