Процесс принятия управленческого решения
В работе были рассмотрены этапы и основные принципы
организации процесса разработки решений.
Служебная информация
1.
Тема: Организация
процесса разработки управленческого решения
2.
Тип: Контрольная
работа.
3.
Дисциплина: Разработка
управленческого решения
4.
ВУЗ: МГСИ
5.
Кол-во листов: 12
листов.
6.
Дата написания: 15.01.2009.
7.
Исполнитель:
Назаренко
Введение
1. Этапы и организация процесса разработки решений
2. Процесс разработки управленческого решения
3. Основные принципы рациональной организации
Заключение
Список литературы
Деятельность любого руководителя
связана с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию,
организации, координации и контролю каких-либо процессов. Эта деятельность
реализуется в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др. Мы часто
слышим о том, что директор принял решение, начальник отдела подписал
инструкцию. В обобщенном виде эта деятельность связана с решениями.
Разрабатывают решения специалисты, а тех, кто эти решения оценивает, называют
экспертами.
Решение – это результат
мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к
необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо
действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Управленческое решение –
это результат коллективного творческого труда, оно всегда носит социальный,
общественный характер; даже когда руководитель один разрабатывает решения, то
коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс. Труд по разработке
управленческих решений должен быть высоко профессиональным, использующим
теоретические и методические наработки отечественных и зарубежных ученых, а
также накопленный и систематизированный практический опыт.
Актуальность выбранной
темы контрольной работы обуславливается тем, что в настоящее время независимо
от должности, каждый человек должен принимать свои управленческие решения.
Задача этой контрольной
работы является вопрос об организации процесса разработки управленческого
решения.
В соответствии с поставленной задачей рассмотрим этапы
и основные принципы организации процесса разработки решений.
В
понятие "технология принятия решения" входят следующие элементы:
¾
Что делать
(количество и качество объекта)?
¾
С какими
затратами (ресурсы)?
¾
Как делать (по
какой технологии)?
¾
Кому делать
(исполнители)?
¾
Когда делать
(сроки)?
¾
Для кого делать
(потребители)?
¾
Где делать
(место)?
¾
Что это дает
(экономический, социальный, экологический, технический эффект)?
Если
вы ответили на все вопросы количественно и увязали элементы в пространстве, во
времени, по ресурсам и исполнителям, значит, вы разработали технологию принятия
решения. При этом обязательно нужно учесть требования и применить методы,
рассмотренные ранее.
Этапы
процесса принятия решения:
1)
выявление управленческой проблемы или задачи;
2)
предварительная постановка цели;
3)
сбор необходимой информации;
4)
анализ информации;
5)
определение исходных характеристик проблемы с учетом накладывания ограничений;
6)
уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;
7)
обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;
8)
разработка альтернативных вариантов решения проблемы;
9)
выбор метода решения;
10)
экономическое обоснование выбранного решения;
11)
согласование решения с органами управления и исполнителями;
12)
окончательное оформление и утверждение решения;
13)
организация выполнения решения;
14)
контроль выполнения решения;
15)
стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;
16)
установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости,
корректировка цели и задач.
Каждый
этап состоит из ряда операций. Например, первый этап "выявление
управленческой проблемы" требует выполнения следующих операций:
1.1. Анализ ситуации или объекта по
качественным и ресурсным показателям.
1.2.
Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной
области.
1.3.
Определение расхождения показателей анализируемых объектов.
1.4.
Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и
претензий потребителей.
1.5.
Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и
потребителя.
1.6.
Формирование направлений развития объекта и т.д.
2.
Процесс разработки управленческого решения
Процесс
разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов.
Аналогично
производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие
подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда
выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или
управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра
управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим
управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче
предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия
для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение
или ремонт средств технического оснащения и т.п.
Проектирование
любых процессов
осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению
межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной
специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются
унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации
и других элементов систем управления.
3.
Основные принципы рациональной организации
Основными
принципами рациональной организации любых процессов являются пропорциональность,
непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация
однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном
месте, гибкость процесса. Рассмотрим эти принципы подробнее.
Пропорциональность
- принцип, выполнение
которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного
процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными
ресурсами, кадрами и т.д.
Что
нужно сделать, чтобы повысить пропорциональность процесса?
Имеются
4 направления:
1)
пересмотр конструкции детали с целью обеспечения пропорциональности операций по трудоемкости;
2)
пересмотр технологического процесса, режимов обработки;
3)
разработка и реализация организационных мероприятий по замене оборудования,
перепланировка участка;
4)
дозагрузка рабочих мест другой аналогичной деталью.
Пропорциональность
определяется по формуле
где Mmin — минимальная пропускная способность
или параметр рабочего места в технологической цепи (например, мощность, разряд
работ, объем и качество информации и т.п.);
Непрерывность
— принцип рациональной
организации процессов, определяемый отношением рабочего времени к общей
продолжительности процесса
где Tраб
— продолжительность рабочего времени;
Тц
— общая продолжительность процесса, включающая простои или пролеживания предмета
труда между рабочими местами, на рабочих местах и т.п.
Параллельность
— принцип рациональной организации процессов, характеризующий степень
совмещения операций во времени.
Виды
сочетаний операций: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное
(рис. 1)[1].
а)
последовательное сочетание операций
б)
параллельное сочетание операций
в) параллельно-последовательное
сочетание операций
Рис.
1. Виды сочетания операций
Коэффициент
параллельности рекомендуется определять по формуле:
Прямоточность
— принцип рациональной
организации процессов, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета
труда, информации и т.п.
Коэффициент
прямоточности рекомендуется определять по формуле
где Допт
- оптимальная длина пути прохождения предмета труда, исключающего лишние
звенья, возвраты на прежнее место,
Дфакт
— фактическая длина пути прохождения предмета труда.
Ритмичность
— принцип рациональной
организации процессов, характеризующий равномерность их выполнения во времени.
Коэффициент
ритмичности рекомендуется определять по формуле
где Viф — фактический объем выполненной работы за анализируемый период (декада,
месяц, квартал) в пределах плана (свыше плана не учитывается);
Vin.- плановый объем работ.
Для
оптимизации продолжительности этапов (операций) и распределения ресурсов, а
также для обеспечения ее наглядности рекомендуется применять сетевые методы.
Для увязки работ и исполнителей рекомендуется строить оперограммы по следующей
форме (рис. 2).
Рис.
2. Форма оперограммы
На
рис. 2 показано, что за работу "1" ответственным является исполнитель
"Г", а "Б" является соисполнителем. По работе "2"
ответственным исполнителем является "А", остальные — соисполнители и
т.д. Применение оперограмм позволит обеспечить наглядность взаимосвязей работ и
исполнителей.
Решение- это
выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и
целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах
процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.
Принятие
решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного
человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.
Комплексный
характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего
их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к
расширению коллегиальных форм принятия решений.
Принятие
решения - не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную
продолжительность и структуру. Процесс принятия решений - циклическая
последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение
проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив,
выборе из них наилучшей и ее реализации.
Решения бывают
различных видов, такие как особенные, единичные, политические, экономические,
регулятивные, постановочные, организационные и другие решения. Важно знать
методологию принятия решений. Она помогает структурировать данный процесс и
способствует принятию эффективных управленческих решений.
1.
Варлоф Б. Деловая
стратегия: концепция, содержание, символы. - М.: Экономика, 2004.
2.
Гхол И.
Эффективность управленческих решений. Пер. с чешск. - М.: Прогресс, 2006.
3.
Кинг У., Клиланд
Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер. с англ./Общ. ред.
и пре-дисл. Г.Б. Кочеткова. - М.: Прогресс, 2002.
4.
Фатхутдинов Р.А.
Разработка управленческого решения: Учеб. пособ. –
М.: Бизнес-школа,
Интел-Синтез, 2007.
5.
Чуйкин А.М.
Разработка управленческих решений. Калининград, 2008.
[1]
Кинг У., Клиланд Д.
Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер. с англ./Общ. ред. и
пре-дисл. Г.Б.Кочеткова. - М.: Прогресс, 2002. С. 128-132.