Основные тенденции инвестиционной политики арабских стран
Основные тенденции
инвестиционной политики арабских стран
В
70–80-е годы прошлого столетия в арабских странах наблюдалась определенная
либерализация инвестиционных режимов. Так, например, вместо установки лимитов
или даже запрета прямых иностранных инвестиций (ПИИ), как это было достаточно
часто в предшествующий период, большинство принимающих государств не только
приветствовали ПИИ, но и на самом деле конкурировали между собой за их
получение. Ограничения, связанные с созданием и функционированием отделений и
филиалов иностранных компаний, были заметно ослаблены. Зарубежные инвесторы все
более широко получали право свободно репатриировать прибыли и капиталы. В
арабском регионе начали приобретать всеобщий характер гарантии защиты от
экспроприации и свободного перевода капиталов. Кроме того, все чаще применялась
практика разрешения инвестиционных споров через арбитраж, а также
осуществлялась либерализация ряда других аспектов регулирования.
Тем не
менее, согласно данным, приведенным в опубликованном в июне 1997 г.
докладе ЮНКТАД, доля арабских стран в привлеченных прямых инвестициях в
глобальном масштабе в рассматриваемый период постепенно падала. Так, если в
начале 80-х годов она составляла 10%, то во второй половине этого десятилетия
уменьшилась до 1% (1; 3.07.1997). Начиная с середины 80-х годов прошлого
столетия, приток ПИИ в государства Арабского Востока был ниже, чем, например, в
такие регионы, как Юго-Восточная Азия и Латинская Америка (2, с. 15).
Уменьшение
притока иностранных инвестиций, которое, несомненно, приводило к замедлению
темпов хозяйственного роста, вызывало обеспокоенность руководства арабских
государств. С целью поощрения более широкого участия зарубежного капитала в
экономическом развитии страны рассматриваемого региона в 90-е годы принимали
меры по совершенствованию законодательной и институциональной базы в изучаемой
сфере и улучшению инвестиционного климата.
Трансформация
юридических и институциональных систем регулирования прямых иностранных
инвестиций в арабском мире в 90-е годы отражала сдвиги не только в базовых
позициях и концептуальных подходах, но и в интенсивности и широте охвата
различных секторов экономики. Так, из года в год расширялся круг отраслей, в
которых действовали транснациональные корпорации. Инвестиционное пространство,
прежде концентрировавшееся почти исключительно на добыче нефти и других
природных ресурсов, постепенно начинало включать в себя обрабатывающую
промышленность, услуги и высокотехнологичные отрасли.
В течение
рассматриваемого десятилетия инвестиционное законодательство в арабских странах
становилось более благоприятным для ПИИ, значительно расширилось применение
правил и норм международного права (таможенного, договорного и др.) при решении
инвестиционных проблем. В этой связи следует подчеркнуть, что несколько
десятилетий назад в глобальном масштабе считалось, что международное право
должно занимать подчиненное положение по отношению к национальной юрисдикции,
что зачастую приводило к существенным нарушениям деятельности в сфере ПИИ. В
настоящее время в компетенцию международного права входит значительная часть
вопросов, относящихся к прямым иностранным инвестициям и, как ожидается, число
их будет и дальше расширяться.
Большинство
арабских стран в 90-е годы начали проводить политику поощрения прямых
иностранных инвестиций, степень радикальности или умеренности которой заметно
различалась в отдельно взятых государствах региона. В частности, некоторые
нефтеэкспортеры (ОАЭ, Катар, Бахрейн) стали придерживаться (и достаточно
успешно) более либерального инвестиционного курса с целью диверсификации
национальных хозяйств. Этот вывод относится также и к Марокко, которое
располагает 75% мировых запасов фосфатов.
В других
нефтедобывающих арабских странах (например, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман)
законодательная база улучшалась весьма медленно, инвестиционные нормативные
акты продолжали содержать существенные ограничения по отношению к прямым
иностранным инвестициям.
Некоторые
арабские страны (в первую очередь те, которые не обладают устоявшимися
традициями в деле привлечения ПИИ) создали в предшествующий период систему
правил, нацеленных на поощрение инвестиций со стороны компаний и частных лиц.
Среди государств, которые сформировали подобную базу регулирования, следует
прежде всего назвать Египет, Иорданию, Марокко, Тунис, Саудовскую Аравию, Сирию
и Судан. В отличие от них, в Ливане либеральные экономические традиции,
характеризующиеся высокой степенью открытости по отношению к мировой экономике
и достаточно умеренным вмешательством со стороны государства, наряду с гибким
законодательством в области торговли, инвестиций и финансов сделали создание
подобной системы регулирования не столь необходимой.
Отсутствие
цельности и неоднородная структура законодательной базы регулирования ПИИ
подтолкнули (прямо или косвенно) некоторые арабские страны к принятию
консолидированного инвестиционного законодательства. В качестве примера можно
привести принятую в Марокко в 1995 г. Инвестиционную хартию («Investment Charter»), которая заменила несколько отдельных законов,
стимулировавших привлечение капиталовложений в обрабатывающую промышленность,
добычу полезных ископаемых, туризм, экспортные операции, недвижимость и
ремесла. В Тунисе вместо ряда нормативных актов, затрагивавших отдельные
секторы экономики страны, вступил в силу Инвестиционный кодекс («Code Unique»).
Значительный
шаг в направлении модернизации законодательной базы регулирования прямых
иностранных инвестиций в рассматриваемый период сделал Египет, где в 1997 г.
был введен в действие новый инвестиционный закон №8, что позволило внести
большую согласованность в нормативную базу. Положения этого документа отражают
значительный прогресс в инвестиционном законодательстве АРЕ, которое заметно
эволюционировало в течение двух последних десятилетий.
Закон №8
(как и закон №230 от 1989 г., который он заменил) не устанавливает минимум
египетского участия при осуществлении инвестиций. Иными словами, он разрешает
национальному, другому арабскому или иностранному капиталу иметь 100%
собственности в любом проекте, который проводится в жизнь в стране согласно
этому документу.
Тем не
менее, как показывает практика, иностранным инвесторам рекомендуется иметь
египетских партнеров, которые в состоянии способствовать успеху совместного
предприятия в силу своего опыта, знания местных условий, положения на рынке или
финансовых ресурсов. При этом управленческий контроль, как правило, сохраняется
за зарубежным акционером, если он обладает большим опытом в соответствующей
отрасли экономики.
Закон №8
заметно расширил стимулирование местных и иностранных инвесторов по сравнению с
прежним нормативным документом. В частности он предусматривает:
– льготы для таких приоритетных секторов
экономики, как инфраструктура, производство запасных частей к автомобилям,
программное обеспечение, обслуживание нефтепромыслов;
– дополнительные льготы (например, более
длительные «налоговые каникулы») для проектов, осуществляемых в так называемых
показательных районах («target
development areas»);
– поощрения для малых и средних предприятий;
– льготы для экспортеров и экспортной
деятельности.
Закон
устраняет ранее действовавшие ограничительные положения в отношении репатриации
прибылей или капитала. Компаниям и другим структурам разрешается владеть землей
и недвижимостью, необходимыми для ведения деятельности, независимо от
национальности владельцев акций, их юридических адресов и долей участия в
капитале. Кроме того, закон запрещает аннулирование или приостановку действия
лицензии компании или другой структуры, если с их стороны не было допущено
серьезных нарушений условий, предусмотренных подобной лицензией. В этой связи
следует подчеркнуть, что предыдущий закон разрешал любым административным
властям отзывать лицензию после консультации с Главным управлением по
инвестициям и свободным зонам (General
Authority for Investment and Free Zones – GAFI).
Прибыли
компаний и других структур, создаваемых в соответствии с законом №8,
освобождаются от подоходного налога. Это освобождение должно применяться с
первого финансового года, следующего за началом выпуска продукции или
деятельности по профилю компании, в течение пятилетнего периода. Следовательно,
фактически «налоговые каникулы» всегда продолжительнее, чем пять календарных
лет.
Срок
освобождения от налога на прибыль может быть продлен до двадцати лет для
акционерных компаний и долей отдельных партнеров в них, если они оперируют за
пределами дельты Нила. Территории, на которые распространяется эта льгота,
определяются решением кабинета министров.
С суммы,
эквивалентной доле оплаченного капитала компании, не взимается корпоративный
налог в случае, если она является акционерной компанией, и ее акции
зарегистрированы на одной из фондовых бирж. Оценочная стоимость активов,
используемых в формировании или увеличении капитала акционерных компаний,
товариществ, компаний с ограниченной ответственностью, освобождается от налога
на доходы от коммерческой и промышленной деятельности или корпоративного
налога. Положение статьи 4 закона №186 от 1986 г. (Customs Exemptions Law), согласно которому устанавливается
унифицированная ставка таможенной пошлины в размере 5% стоимости товара,
применяется к машинам, оборудованию и другим компонентам, необходимым для
создания компаний и других структур в соответствии с законом №8.
В целом
закон №8 применим ко всем компаниям и структурам, деятельность которых началась
после 11 мая 1997 г. Что касается конкретных юридических норм, под которые
они подпадают, то они подробно описаны в статье 1 этого документа. Некоторые
дополнительные условия и ограничения содержатся в исполнительских инструкциях,
утвержденных декретом премьер-министра №2108 от 1997 г.
Так, к
перечисленным в статье 1 закона видам деятельности, кабинету министров
разрешается добавлять некоторые другие сферы, исходя из потребностей страны, и / или
любые виды деятельности, необходимые для развития египетской экономики. Это
положение рассматривается как одно из базовых преимуществ закона №8, поскольку
любой вид деятельности пока не предусмотренный в законе, может со временем
войти в список, так как правительство обладает полномочиями расширять сферу его
действия.
Наиболее
крупные виды деятельности, подпадающие под действие закона перечислены ниже:
– мелиорация и возделывание неплодородных
земель и / или пустынных земель;
– животноводство, птицеводство и
рыболовство;
– добывающая и обрабатывающая
промышленность, включая: а) такую
промышленную деятельность, как трансформация веществ и сырья, изменение их форм
путем соединения, смешивания, обработки или придания им формы, а также сборки
частей и компонентов с последующим использованием для производства
промежуточной продукции (полуфабрикатов) или конечной продукции (готовых
товаров). При этом в указанные в данном разделе закона виды деятельности не
вошли табачная промышленность, а также производство алкогольных напитков; б) проектирование машин и оборудования для
промышленности; в) разведка запасов руд и металлов, их
добыча, измельчение и предварительная обработка;
– туризм и средства транспорта, используемые
для туризма, включая наземный, речной, морской и воздушный;
– воздушный транспорт, включая перевозки
пассажиров и грузов (регулярные и чартерные рейсы), сооружение, техническое
обслуживание и эксплуатацию существующих аэропортов и взлетно-посадочных полос;
– зарубежные морские перевозки;
– услуги в сфере разведки и бурения нефтяных
скважин, а также транспортировка газа;
– строительство жилья для сдачи в аренду;
– сооружение, пуск в эксплуатацию и
управление объектами инфраструктуры (водоснабжение, дренаж, электроэнергия,
дороги и коммуникации);
– производство компьютерного программного
оборудования и систем;
– проекты, финансируемые через Социальный
фонд развития (Social Fund for Development);
– гарантирование подписки на ценные бумаги.
Помимо
этого, действие закона №8 распространяется на виды деятельности, описанные в
статье 2 закона №95 от 1995 г. Они, в частности, включают: аренду
движимого и недвижимого имущества, оборудования, а также так называемую
финансовую аренду.
Несмотря
на довольно широкий спектр видов деятельности, подпадающих под действие закона №8,
он пока не охватывает все разнообразие инвестиционных проектов. Так, например,
в Египте в последние годы бурно развивается рынок капиталов, а рассматриваемый
нормативный документ регулирует лишь две сферы, связанные с этим рынком:
инвестиции рискового и спекулятивного капитала и страховые гарантии. Другой заметный
пробел заключается в том, что на проекты в области экологии и охраны природы не
распространяются законодательные льготы. В законе №8 не сформулирован также
критерий регулирования инвестиций, связанных с передачей новых технологий, или
проектов, способствующих созданию рабочих мест.
Закон №8,
с точки зрения защиты инвесторов и предоставления им гарантий, носит достаточно
рыночный характер и в целом соответствует современным международным стандартам.
Положения, касающиеся прав собственности и лицензий сводятся к следующему:
– секвестрация не может быть наложена на
компании и другие структуры административным путем, их собственность и активы
не могут быть арестованы, захвачены или удержаны в качестве залога, заморожены
или конфискованы;
– никакой административный орган не может
отозвать или приостановить лицензию на инвестиционную деятельность, которая
была выдана компании или другой структуре, за исключением тех случаев, когда
условия лицензии были нарушены. Премьер-министр на основе извещения
компетентного административного органа должен издать декрет об отзыве или
приостановке лицензии. Заинтересованная сторона имеет право оспорить подобное
решение в административном суде в течение 30 дней, начиная с даты получения
информации о нем.
Закон №8
содержит ряд положений, касающихся других прав инвесторов и защиты их от
административного произвола. В частности, никакой административный орган не
может вмешиваться в ценовую политику компаний и структур или в определение их
прибылей. Иными словами, компании могут свободно устанавливать цены на свою
продукцию. Не существует лимита на их прибыль.
Компании
и другие корпоративные структуры имеют право импортировать (прямо или через
третьи стороны) все, что необходимо для производства (материалы, машины,
оборудование, запчасти, средства транспорта и пр.) в соответствии с характером
их деятельности без регистрации в Регистре импортеров в начальной стадии
функционирования или в период расширения. Им разрешается экспортировать свою
продукцию самостоятельно или через посредников, при этом они не обязаны
получать лицензию или регистрироваться в Регистре экспортеров.
Обобщая
рассмотренные выше положения, следует подчеркнуть, что закон предписывает административным
властям выполнять функцию буфера между инвестором и юридическими органами.
Например, мнение того или иного административного органа должно учитываться
компаниями, чтобы не доводить дело до судебных разбирательств. Применение
закона №8 не ставит под сомнение (и это специально оговаривается в документе)
какие-либо налоговые льготы и освобождения или гарантии и привилегии, более
благоприятные для инвестора, которые предусматриваются другими нормативными
актами египетского законодательства или соглашениями.
Несмотря
на то, что закон №8 предоставляет инвесторам более высокую степень защиты и
гарантий, в нем, по мнению западных и арабских экспертов, а также автора данной
работы, имеется ряд недостатков и упущений. Многие недоработки этого документа связаны,
в частности, с тем, что этот закон разрабатывался и одобрялся без какого-либо
участия представителей частного сектора. Поэтому некоторые его положения должны
быть пересмотрены с тем, чтобы удовлетворить потребности египетского
бизнес-сообщества.
Сравнительный
анализ содержания нового и предыдущего законов позволил выявить достаточно
внушительное число негативных моментов закона №8, которые можно суммировать
следующим образом:
Некоторые
освобождения, предоставленные инвесторам предыдущим законом (№230 от 1989 г.),
были по существу отменены. Так, налоговые изъятия, касающиеся жилья для новых
поселений (communities), товарных складов, и сборы с компаний,
действующих в свободных зонах, согласно закону №8, теперь рассчитываются на
годовой базе, а не при поступлении инвестиции. Более того, были ликвидированы
льготы, предоставлявшиеся корпоративным структурам, использующим в своей
деятельности услуги и компоненты, поставляемые местными компаниями.
Ряд
существенных проблем, связанных с расширением компании или другой корпоративной
структуры, не получил отражения в законе. Кроме того, дополнительные пятилетние
налоговые каникулы для расширяющегося проекта, которые предусматривались
законом №230, были отменены. При этом закон №8 не устанавливает размер компенсации,
возмещающей данную льготу. Подобная компенсация оговаривалась во всех
предыдущих инвестиционных законах, она должна была определяться на базе
рыночных цен.
Закон №8
отменил предоставление правительственных гарантий для инвестиционных займов,
которые могут быть выданы государственному сектору международными финансовыми
институтами. В настоящее время только Народная ассамблея (парламент Египта)
уполномочена обеспечивать подобную гарантию.
Налоговые
освобождения, предусмотренные законом №8, предоставляются согласно его
исполнительскому регулированию. Легитимность такого решения вызывает вопросы,
так как, согласно статье 61 Конституции АРЕ, налогообложение и государственные
сборы являются сферами, которые регулируются законодательно. Это означает, что
освобождение от налогов должно предоставляться в соответствии с законом, а не
исполнительным регулированием.
В законе
четко не прописано, что инвестор, который собирается покинуть Египет, имеет
право репатриировать свою прибыль и капитал, поскольку правительство исходит из
того, что это предусматривается действующим в стране валютным
законодательством. Однако, если нынешняя либеральная политика в области
валютного регулирования изменится, инвестор может столкнуться с трудностями при
репатриации прибыли и капитала.
Статья 28
закона №8 предусматривает, что земля, принадлежащая государству или
государственным юридическим лицам, решением кабинета министров может быть
предоставлена компаниям и другим структурам бесплатно и в соответствии с
процедурами, изложенными в исполнительном регулировании к этому закону.
Законность данного положения вызывает сомнения, так как статья 123 Конституции
АРЕ гласит, что закон должен определять случаи, когда разрешается безвозмездно
распоряжаться недвижимостью, находящейся в государственной собственности, а
также правила и регулирование подобных процедур. Соответственно, последние
должны быть предписаны самим законодательным актом, а не исполнительным
регулированием.
Закон №8
обходит молчанием вопросы, касающиеся налогообложения компаний государственного
сектора, находящихся в стадии приватизации.
Статья 14
закона №8 предусматривает, что на акционерные компании, товарищества с
ограниченной ответственностью или компании с ограниченной ответственностью, чья
деятельность подпадает под юрисдикцию этого нормативного документа и его
исполнительного регулирования, не должны распространяться положения статей 17,
18 и 19 закона №159 от 1981 г. Это вызывает критику в свете новых
дополнений к перечисленным статьям, сделанным в законе №3 от 1998 г. Критика
базируется на том, что учреждение компании согласно названным статьям и
дополнениям к ним, содержащимся в законе №3, происходит быстрее и проще, чем
это предусматривается законом №8, так как учредители компаний или их
правопреемники обязаны только известить компетентные административные власти о
создании компании, а также предоставить документы, требуемые в соответствии со
статьей 17 закона №159 и дополнениям к ней. Согласно статье 17, компетентный
административный орган (Управление компаний – Companies Authority)
должен вручить лицу, представившему извещение, сертификат, удостоверяющий
образование соответствующей структуры, если все документы, указанные в данной
статье должным образом оформлены и приложены к извещению (уведомительный
порядок). Затем компания обязана зарегистрироваться в Коммерческом регистре на
основании этого сертификата без необходимости выполнения каких-либо других
условий или проведения других процедур и несмотря на процент участия в ее
капитале партнеров неегипетского происхождения. Компания должна быть открыто
зарегистрирована и получить легальный статус по прошествии 15 дней с даты
регистрации в Коммерческом регистре. Компетентная административная власть может
в течение 10 дней с даты извещения о создании компании опротестовать ее
формирование путем отправления зарегистрированного письма по почте в адрес
компании. Согласно статье 19 закона №159, в течение 15 дней с даты уведомления
о протесте властей компания должна устранить причины возражений или подать
жалобу на этот протест в министерство экономики. В противном случае,
административный орган обязан издать приказ о вычеркивании ее из Коммерческого
регистра.
Теперь
сравним описанные процедуры с теми, которые предусматриваются законом №8. Так,
согласно ему учреждение любой компании или другой структуры предписано
осуществлять следующим образом: заявка на проверку учредительных документов
вместе с их копиями должна быть представлена в GAFI; одобрение учреждения компании производится в соответствии с
основными принципами, установленными этим Управлением, после завершения
проверки и подтверждения подписей учредителей и партнеров. До одобрения
(предварительно) должен быть представлен сертификат, подтверждающий, что
компания разместила на свое имя в банке, зарегистрированном Центральным банком
Египта, сумму, равную, как минимум, одной четверти ее наличного капитала в
случае, если это акционерная компания или товарищество с ограниченной
ответственностью, или депонировала наличный капитал полностью в случае с
компаниями с ограниченной ответственностью. Компании, получившие одобрение на
учреждение, должны быть зарегистрированы в Коммерческом регистре.
Уполномоченный служащий компании должен представить копию регистрации в GAFI. Описанные процедуры применяются также к
каждому дополнению или изменению, сделанному в учредительных документах.
Сравнение
со всей очевидностью показывает, что процедуры учреждения компании, согласно
закону №159, с исправлениями, внесенными законом №3, более просты и занимают
меньше времени, чем предусмотренные соответствующими статьями закона №8. К
этому следует добавить, что последний не устанавливает временной лимит для
принятия решения об учреждении компании. По контрасту, срок формирования
компании, согласно закону №158 от 1981 г. (с изменениями и дополнениями,
принятыми в законе №3 от 1998 г.), как уже отмечалось выше, строго
оговорен. При этом компетентный административный орган (Companies Authority) не обладает дискреционной властью (не может действовать по
собственному усмотрению), так как его право отказать в учреждении новой
компании ограничено специфическими причинами. В то же время GAFI в качестве компетентного органа в этой
связи имеет широкие дискреционные полномочия для отказа любой компании,
желающей учредиться, согласно закону №8.
Несмотря
на определенные недостатки закона №8, практики, юристы, бизнесмены и инвесторы
сходятся в том, что он стимулирует стабильность на рынке, которая способствует
увеличению инвестирования на египетском рынке. Поскольку этот нормативный акт
является результатом тридцатилетнего опыта Египта в области инвестиций, он
может рассматриваться в качестве модели для других арабских стран, которые не
имеют подобных законов. Рассматриваемый документ содержит много конкретных
примеров гарантий и защиты для инвесторов, что создает благоприятные условия
для привлечения иностранных капиталовложений в более значительных объемах.
регулирование иностранный
инвестиция арабский
Список
литературы
2. Globalization and Growth Prospects
in Arab Countries. IMF. 1997.
3. Investment Regimes in the Arab
World. UNCTAD. New-York – Geneva, 2000.
Размещено на