Россия и Евросоюз: сотрудничество и переговоры
Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве
(СПС) Евросоюза и России подписано в 1994.
История
25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и
сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994
— двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским
Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997).
Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.
Сферы сотрудничества
Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять
стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств
(«дорожные карты»):
экономического,
внутренней безопасности и правосудия,
внешней безопасности,
науки и образования.
Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г.
на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть
осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение
экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с
организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в
перспективе — и в отмену визового режима.
Общее пространство внешней безопасности предполагало
наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.
По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России,
а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми
инвесторами в российскую экономику.
В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом
новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ
поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная
продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник
современных технологий.
Россия в основном выступает в роли поставщика
энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу
составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически
полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается
нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако,
иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны
диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского
экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые
рынки сбыта.
Безвизовый режим
27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин
направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС
послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете
расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в
перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось
официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и
стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления
безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30
сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве
долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых
отношений.[1].
17 июля 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди
заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя
система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза[2].
19 июня 2006 года постоянный представитель РФ при
Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что рано или поздно, может быть, к 2008 году,
РФ и ЕС выйдут на безвизовый режим[3].
7 июля 2008 года глава международного комитета Госдумы
Константин Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к
полной отмене визового режима[4].
12 января 2010 года глава МИД председательствующей в ЕС
Испании Мигель Анхель Моратинос заявил, что в течение срока председательства
Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта»,
предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между
Россией и ЕС[5].
24 февраля 2010 года верховный представитель ЕС по
иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в
Москве заявила, что Евросоюзу и России предстоит еще многое сделать для
достижения безвизового режима. По мнению Deutsche Welle, Кэтрин Эштон полагает,
что Евросоюзу и России еще далеко до введения безвизового режима[6].
12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой
на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС
разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может
представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет
России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о
защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения
отмена виз не гарантирована», — пишет издание[7].
31 мая 2010 года Газета.ру сообщила, что, по словам
министра иностранных дел Сергея Лаврова, российская сторона намерена сделать
вопрос о безвизовом режиме ключевым на саммите в Ростове-на-Дону[8].
1 июня 2010 года российская делегация на саммите в
Ростове-на-Дону передала представителям Евросоюза проект соглашения об отмене
виз: по нему поездки к друзьям и родственникам и недолгие туры в Европу могут
стать безвизовыми. Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия
подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о
соглашении ещё слишком рано[9].
21 июля 2010 года во время встречи Дмитрия Медведева с
президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности,
был затронут вопрос о введение безвизового режима. Халонен заявила, что
безвизовый режим необходим и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести
безвизовый режим затруднително, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом
случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.
23 июля 2010 года премьер-министр Италии Сильвио
Берлускони во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Италию обозначил
трудности с отменой визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной
Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский
премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в
Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской
комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в
повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе[10].
13 сентября 2010 года Сергей Лавров резко заявил, что ЕС
безо всяких на то оснований затягивает с переходом на безвизовый режим. Эту
ситуацию Лавров назвал «неприличной для уровня наших отношений»[11].
25 сентября 2010 года Лавров сообщил, что Дмитрий Медведев
передал главе Еврокомиссии Баррозу и председателю Европейского совета ван
Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного
ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС[12].
Единое экономическое пространство
На российско-германско-французском саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии,
России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через
10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое
пространство — без виз и с общей системой безопасности.[13]
Проблемы
В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по
наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно.
Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического
пространства.
Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности,
то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы,
при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так
называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали
страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. п.
С присоединением 10 новых стран негативное отношение к
России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004
встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто
требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно
— ужесточить политику ЕС в отношении России.
Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения
президента России Владимира Путина по
государственному переустройству России.
Претензии России к ЕС касаются:
предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках
программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с
ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров
между основной территорией России и Калининградской областью;
ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
Претензии ЕС к России касаются:
нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во
внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по
сравнению с мировыми ценами;
взимания Россией компенсационных выплат с европейских
авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.
Отсутствие прогресса в отношениях между Россией и ЕС
привело, в частности, к переносу саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью
посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого
прогресса в отношениях между ЕС и Россией.