Физическая реабилитация при неврозах
Национальный
университет физического воспитания и спорта Украины
Кафедра:
Физической реабилитации
Дисциплина:
Физическая реабилитация
Реферат на
тему:
"Физическая реабилитация при неврозах"
студента
4-го курса
группы
№ 42
Дзюбяка
Ю. В.
Киев 2011
Содержание
Введение
1. Патогенез и физическая реабилитация
при неврозах
2. Игры для больных при заболеваниях и
повреждениях нервной системы
Список литературы
Введение
Неврозы — длительное и выраженное
отклонение высшей нервной деятельности от нормы вследствие перенапряжения
нервных процессов и изменения их подвижности. В основе патофизиологических
изменений при неврозах лежат нарушения: процессов возбуждения и торможения;
взаимоотношений между корой и подкоркой; нормального соотношения 1-й и 2-й сигнальной
систем. Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы.
Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно
действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению
или внутренним конфликтам.
1.
Патогенез и физическая реабилитация при
неврозах
Важную роль в генезе неврозов играет и конституциональная
предрасположенность. Выделяют 3 типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых
состояний (психастения), истерия.
Неврастения (астенический невроз) характеризуется ослаблением внутреннего торможения, повышенной
психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением
работоспособности. Больным присуща раздражительность, чрезмерная возбудимость,
гиперстезия, возможны нарушения сна, головные боли, вегетативные расстройства и
т.д. Ее иногда называют раздражительной слабостью. Психастения (невроз навязчивых
состояний) — следствие слабости подкорки и первой сигнальной системы. В
коре головного мозга образуются очаги патологической застойности — больные
пункты.
Характерны навязчивые мысли, идеи, навязчивые страхи (фобии),
боязнь пространства и положения, страх транспорта и т.д. Истерия — следствие
нарушений нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными
системами с преобладанием первой. При истерии характерны двигательные
расстройства (истерические парезы и параличи, гиперкинезы, тики, тремор и
т.д.), вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.
Основная задача занятий — общеукрепляющее воздействие. С этой
целью применяются упражнения умеренной интенсивности для всех мышечных групп,
сочетающиеся с углублением дыхания, с сопротивлением и отягощениями, со
снарядами и на снарядах. При повышенной возбудимости больных, когда нет
необходимости активизировать кору, усиливая ее влияние на подкорку и первую
сигнальную систему (истерия), темп занятий, тон методиста и музыкальное
сопровождение должны быть спокойными. Упражнения следует преимущественно
объяснять, а не показывать. Целесообразно использовать целые гимнастические
комбинации, упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание, а также некоторые
игры и эстафеты. При истерических контрактурах и параличах следует использовать
упражнения и игры, требующие интенсивной активной работы мышечных групп, не
вовлеченных в контрактуры и параличи, а также концентрации внимания. Больных, у
которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности
(психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется
использовать хорошо знакомые больному эмоционально-окрашенные упражнения, не
фиксируя внимание на точности выполнения упражнений. Исправлять ошибки следует,
демонстрируя хорошее выполнение упражнений. Необходимо широко использовать
игровой метод проведения занятий. Тон методиста и музыкальное сопровождение
должны быть живыми, бодрыми. Больных с очагами застойного возбуждения, время
занятий необходимо отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовать, создавая
другую доминанту.
Наиболее благотворно на больных неврозами действует санаторный
режим. Реабилитационные мероприятия в санаторно-курортных условиях
характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на
закаливание организма, повышение работоспособности и психологической
устойчивости. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные
игры, занятия в бассейне, элементы спорта, туризм. В арсенал средств
обязательно включается общий массаж, различные виды психотерапии и физиобальнеотерапии
(оксигенотерапия, иглорефлексотерапия, водные процедуры, радоновые, сульфидные
и йодо-бромные ванны).
2.
Игры для больных при заболеваниях и
повреждениях нервной системы
физический реабилитация игра неврастения невроз
В физической реабилитации неврологических больных на различных
этапах лечения игры используются как вспомогательное средство восстановления,
поскольку широкое их применение сдерживается тяжестью заболевания или повреждения
ЦНС и отсутствием возможности строгой дозировки нагрузки. Игры
включаются в занятия, когда состояние больного позволяет это сделать.
Основываясь на двигательном режиме больного, следует подбирать соответствующие
игры на месте, на развитие и совершенствование психоэмоциональных свойств
(внимание, сообразительность и т. д.); малоподвижные игры — для
восстановления двигательных качеств (координации движений, гибкости, силы).
При заболеваниях и травмах периферической нервной системы (невриты,
радикулиты) после стихания острых болей в занятия лечебной гимнастикой
включаются игры на месте, оценивается качество выполнения упражнений. Например,
"Кто сильнее?" — удержать ногу в статическом положении, лежа на спине
(без болевых ощущений). В санатории применяются игры-эстафеты, исключающие
резкое скручивание позвоночника и соскоки, в поликлинике или ВФД — спортивные
игры, например волейбол на мягком покрытии с более низкой сеткой и уменьшенной
площадкой. Перед игрой обязательно проводится разминка.
Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают
особое место в обеспечении комплексной реабилитации больных неврозами.
Содержание подвижных игр разнообразно, оно включает бег, прыжки, метания,
игры-эстафеты. Эмоциональная насыщенность, присущая подвижным играм,
способствует ускорению реабилитации, увеличению функциональных резервов больного.
Учитывая, что игры для взрослых являются неспецифическим видом деятельности и
используются в различных фазах заболевания, они должны соответствовать решению
поставленных лечебных задач, возможности управления физической нагрузкой,
регулированию физиологических сдвигов, вызванных эмоциональной насыщенностью
игр. Из многообразия существующих классификаций игр для больных с различными
проявлениями неврозов наиболее приемлемо деление игр по степени подвижности или
уровню общей физической нагрузки, а именно: игры малой, средней и большой
подвижности. Эти игры могут применяться как самостоятельные занятия и в составе
лечебной гимнастики в конце основной части занятия. Если игры применяются в
бассейне, их целесообразно проводить в начале или середине основной части
занятия.
При проведении игр как самостоятельных занятий используется не
больше 2—3 из них при повторении каждой игры не менее 3 раз. Когда подвижные
игры являются составной частью лечебной гимнастики, достаточно ограничиться
одной игрой с повторением 2 раза. В занятиях с людьми старшего возраста (в
отличие от детей) приоритет отдается несюжетным играм, имеющим конкретную
целевую установку (быстрее передать, догнать и т. д.).
Основываясь на клинической характеристике различных форм
неврастении, целесообразно при неврастении I стадии на фоне преобладания возбуждения,
раздражительности, беспокойства использовать игры малой и средней интенсивности,
проводимые сидя и стоя без соревновательных элементов, игры на внимание,
отмечая каждого участника при подведении итогов. При неврастении II стадии при
частой смене настроения и быстрой утомляемости используются игры малой
интенсивности в и.п. сидя. При неврастении III стадии с характерным разлитым
торможением, сниженной адаптацией к физическим нагрузкам и эмоциональной
бедностью целесообразно применять игры средней и малой интенсивности, сидя и
стоя, со значительной эмоциональной окраской.
На фоне ослабленных тормозных процессов и повышенной возбудимости
при истерии необходимо подбирать подвижные игры для развития тормозных
процессов, используя музыкальное сопровождение с четко заданным ритмом.
Интенсивность игр — малая и средняя.
Сниженная эмоциональная подвижность при психастении, отсутствие
решительности позволяет широко использовать при данном виде неврозов в большей
вариативности игры-эстафеты. Это игры со средней и большой интенсивностью, но
простыми правилами, так как сниженное внимание может спровоцировать травматизм
в игре.
Список литературы
1.
Мурза В.П. Фізична реабілітація. Навчальний посібник. – К.: "Олан",
2004. – 559 с.
2.
Мухін В.М. Фізична реабілітація. – К.: Олімпійська література,
2000. – 424 с.
3. Полный курс массажа: Учебное пособие.— 2-е изд., испр. и доп. /
В.Н. Фокин. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 512 с: ил. — (Популярная медицина).
4. Руководство по кинезитерапии / Под ред. Л.Бонева, П. Слынчева и
Ст. Банкова. – София: Медицина и физкультура, 1978. - 357 с.
5.
Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов
физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во "Феникс",
1999. – 608 с.