Тема: Анализ прибыли и рентабельности в торговле

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    12,85 kb
Анализ прибыли и рентабельности в торговле
Анализ прибыли и рентабельности в торговле
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

1 Анализ прибыли и рентабельности в торговле. Пути повышения прибыли и рентабельности

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Список использованных источников

1 Анализ прибыли и рентабельности в торговле. Пути повышения прибыли и рентабельности

Прибыль - это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговой организацией.

Количественно прибыль представляет собой разность между валовыми доходами, остающимися в распоряжении организации (после уплаты отчислений в целевые фонды), и расходами на реализацию товаров. В систему прибылей отечественной торговой организации входят, кроме прибыли от реализации товаров, прибыль от операционной деятельности, прибыль от внереализационной деятельности.

При анализе используются следующие показатели прибыли: прибыль от реализации, прибыль отчетного периода, налогооблагаемая, чистая прибыль.

Прибыль от реализации (торговая прибыль) определяется как разность между валовыми доходами и расходами на реализацию товаров (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема формирования прибыли от реализации товаров

Прибыль отчетного периода включает финансовые результаты от реализации и других видов деятельности, доходы и расходы от внереализационной деятельности (рисунок 2).

Рисунок 2. Схема формирования прибыли отчетного периода

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью отчетного периода и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом по специальным ставкам, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль, в соответствии с действующим законодательством.

Чистой называют прибыль, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов (см. рисунок 2).

Различают также бухгалтерскую, экономическую, нормальную, минимальную, целевую прибыль и пр.

Эффективность (от латинского слова «effectus» - исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин, действий.

Эффективность торговой организации можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.

Эффективность выступает в двух аспектах: социальном и экономическом. Социальный аспект предполагает оценку степени влияния торговли на различные стороны уровня жизни, удовлетворение спроса, качество обслуживания потребителей.

Экономическая эффективность - это результативность реального процесса торговой деятельности. Она отражает уровень развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеризуется успехами в достижении прибыли - конечного результата хозяйственно-финансовой деятельности.

Критерий - целевой показатель, по которому можно судить о достижении определенного уровня эффективности. Для любой организации критерием экономической эффективности служит увеличение всего того, что представляет для него ценность в настоящем или будущем, то есть увеличение богатства. Критерию увеличения богатства соответствует множество показателей, которые могут быть представлены соотношением результата (эффекта) и затрат (ресурсов) хозяйственной деятельности.

Рентабельность - синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых организаций за определенный период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам, средней стоимости основных и оборотных средств, расходам на оплату труда и т.п. Система показателей рентабельности является составляющей системы показателей социально-экономической эффективности деятельности организаций.

Основными задачами анализа прибыли и рентабельности торговой организации являются:

• контроль за выполнением плана полученной прибыли;

• определение влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности организации;

• выявление резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности;

• разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей увеличения прибыли;

• оценка работы организации по использованию возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценивается влияние отдельных факторов на изменение прибыли и рентабельности.

Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, являются: объем и структура товарооборота, уровень валовых доходов и расходов, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.

Так, влияние изменения объема товарооборота на размер прибыли рассчитывается по следующей формуле:

                                                                     (1)

где ΔПТ - изменение суммы прибыли за счет изменения размера товарооборота;

Тф, Тб - объем розничного товарооборота соответственно в отчетном и базисном периодах;

Rб - рентабельность продаж за базисный период.

Влияние изменения уровня валового дохода на прибыль (ΔПВД) определяется следующим образом:

,                                                               (2)

где ВДф, ВДб - уровень валового дохода соответственно в текущем и базисном периодах.

Оценка влияния уровня расходов на прибыль (ΔПР) исчисляется по формуле:

,                                                                    (3)

где Рф, Рб - уровень расходов соответственно текущего и базисного периодов.

В последнее время большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на валовой марже и отнесении текущих затрат на переменные и постоянные. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом ее формирования Система direct-costing позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние отдельных факторов на объем прибыли.

Валовая маржа (ВМ) - это прибыль (П), включающая постоянные затраты организации (Рпост).

Сумму прибыли можно рассчитать, если известна величина валовой маржи и постоянных затрат.

При прогнозировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие между желанием получить максимальную прибыль и реальными возможностями ее получения исходя из мощности организации, объема товарооборота, валовых доходов, расходов и других ограничений.

В процессе разработки прогнозов прибыли могут быть использованы различные методы. Так, метод определения прибыли на вложенный капитал решает задачу сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и его увеличения.

Размер необходимой прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей организации в финансировании мероприятий по ее производственному и социальному развитию, выполнению обязательств перед государством и созданию соответствующих фондов (резервного, накопления, потребления, фонда для выплаты дивидендов и др.).

Метод экспертных оценок основан на использовании результатов анализа достигнутой величины исследуемого показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде.

Возможный размер прибыли (Пвозм) можно определить по формуле:

,                                                                     (4)

где УR0 - уровень рентабельности продаж, сложившийся в отчетном периоде, %;

ПТ - плановый объем товарооборота;

ΔПФ - изменение прибыли в связи с изменением факторов, определяющих размер прибыли.

Следующая формула основана на применении метода прямого счета:

П = ВД - Р - Н,                                                                               (5)

где ВД - прогнозируемая сумма валового дохода;

Р - прогнозируемая сумма расходов на реализацию товаров;

Н - прогнозируемая сумма платежей и отчислений из валового дохода.

Прогнозируемый объем прибыли можно определить по следующим формулам исходя из использования в расчетах значения валовой маржи:

П = ВМ - Рпост,                                                                               (6)

или П = ВД * Му - Н,                                                                    (7)

где ВМ - сумма валовой маржи;

Рпост - сумма постоянных расходов;

Му - удельный вес валовой маржи в валовом доходе.

Эту формулу можно использовать для определения прибыли от реализации, если известны общая сумма валовой маржи и постоянных расходов, или удельного веса валовой маржи в валовом доходе или в объеме товарооборота.

После определения плановой величины прибыли рассчитывается плановый уровень рентабельности.

В основу планирования многих показателей эффективности деятельности торговой организации входят прогнозируемые расчеты товарооборота, планы развития и использования материально-технической базы, капитальных вложений, прибыли, показателей по труду. Для обоснования прогнозов показателей эффективности составляют цепочки индексных взаимосвязей.

Основные пути повышения прибыли и рентабельности торговли следующие:

·   использование резервов роста товарооборота;

·   расширение прямых связей с промышленностью;

·   сокращение путей звенности товародвижения;

·   полное получения от поставщиков установленных основных и дополнительных скидок, возмещение от финансовых органов;

·   внедрение новых форм организации и специализации;

·   экономия издержек обращения, ликвидация непланируемых потерь.

Задача 1

Произвести анализ расходов по статье “Проценты за пользование кредитами” за 1 квартал отчетного года и рассчитать влияние изменения товарооборачиваемости на расходы.

Фактический розничный товарооборот за 1 квартал - 285 310 тыс. руб. Расходы по статье по плану - 2,58 %, фактические - 7 258 тыс. руб. Товарооборачиваемость нормативная - 25 дней, фактическая - 28 дней.

Решение

Рассчитаем уровень расходов по статье “Проценты за пользование кредитами” за 1 квартал отчетного года (фактически):

7258 тыс. руб. / 285310 тыс. руб. × 100 = 2,54 %.

Отклонение уровня расходов по статье “Проценты за пользование кредитами” за 1 квартал отчетного года от плана составляет -0,04 % (2,54 % - 2,58 %).

Товарооборачиваемость по сравнению с планом ускорилась на 3 дня (28 дн. - 25 дн.).

Таким образом, за счет уменьшения времени обращения товаров на 3 дня произошло сокращение расходов по статье “Проценты за пользование кредитами” за 1 квартал отчетного года на 0,04 %.

Задача 2

Определить план продажи сахара и план его поступления на планируемый год, исходя из следующих данных:

1. В отчетном году оборот по продаже сахара - 87 800 тыс. руб.

2. В планируемом году прогнозируемый индекс цен 117,73 %.

3. Объем реализации возрастает на 1 %.

4. Товарные запасы по сахару на начало планируемого года 128 200 тыс. руб.

5. Норматив товарных запасов на конец года 13 250 тыс. руб.

Решение

Рассчитаем:

1) оборот по продаже сахара в планируемом году (с учетом роста объема реализации на 1 %):

87800 тыс. руб. × 1,01 = 88678 тыс. руб.

2) оборот по продаже сахара в планируемом году в сопоставимых ценах:

88678 тыс. руб. / 1,1773 = 75323 тыс. руб.

Показатели реализации товарных запасов и поступления балансово взаимосвязаны, что отражается формулой:

Зн + П = Р + Зк,                                                                               (1)

где Зн - запасы сырья и товаров на начало периода;

П - поступление сырья и товаров;

Р - реализация товаров;

Зк - запасы на конец периода.

Определим план поступления сахара на планируемый год по формуле (1):

П = Р + Зк - Зн = 75323 тыс. руб. + 13250 тыс. руб. - 128200 тыс. руб. =
= -39627 тыс. руб.

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что товарных запасов по сахару на начало планируемого года достаточно и поставки сахара на планируемый год не нужны.

Задача 3

Начислить з/пл продавцам магазина “Продукты” за ноябрь месяц.

В магазине работают: продавец I категории: из 20 рабочих дней отработала 17 дней, доплата за заведование 15 %. Продавец II категории: отработал полный месяц. Сдельная индивидуальная расценка за 1000 руб. для продавца I категории - 15,59 руб., для продавца II категории - 15,19 руб. Фактический розничный товарооборот 18 516 тыс. руб., надбавка за стаж работы продавцу I категории 15 %, продавцу II категории 10 %. Размер премии по %. Оклады работникам магазина установить исходя из действующих тарифных коэффициентов и тарифной ставки 1 разряда (тарифная ставка 1 разряда - 70 000 руб.).

Решение:

Начислим з/пл продавцу I категории магазина “Продукты” за ноябрь месяц:

Рассчитаем:

1) повременную оплату продавца I категории магазина “Продукты” за ноябрь месяц:

15,59 руб. × 18516 тыс. руб. × (17 дн. / 20 дн.) = 245364,8 тыс. руб.

2) надбавку за стаж работы:

245364,8 тыс. руб. × 0,15 = 36804,7 тыс. руб.

Таким образом, заработная плата продавца I категории магазина Продукты за ноябрь месяц: составит:

ЗП = 245364,8 тыс. руб. + 36804,7 тыс. руб. = 282169,5 тыс. руб.

Начислим з/пл продавцу II категории магазина “Продукты” за ноябрь месяц:

Рассчитаем:

1) повременную оплату продавца I категории магазина “Продукты” за ноябрь месяц:

15,19 руб. × 18516 тыс. руб. = 281258 тыс. руб.

2) надбавку за стаж работы:

281258 тыс. руб. × 0,1 = 28125,8 тыс. руб.

Таким образом, заработная плата продавца II категории магазина Продукты за ноябрь месяц: составит:

ЗП = 281258 тыс. руб. + 28125,8 тыс. руб. = 309383,8 тыс. руб.

Задача 4

Произвести анализ прибыли и рентабельности за 1 квартал отчетного года по торговой деятельности.

Показатели

План

Фактически

Прибыль к сумме в % к обороту

2,5

27 295

Розничный товарооборот

987 300

1 045 684


Решение



Определим:

1) рентабельность товарооборота (фактически) за 1 квартал отчетного года (Рф):

.

Отклонение рентабельности товарооборота (фактически) за 1 квартал отчетного года от плана составляет 0,1 % (2,6 % - 2,5 %).

2) прибыль по плану за 1 квартал отчетного года (Ппл):


План по прибыли за 1 квартал отчетного года по торговой деятельности перевыполнен на 2612 тыс. руб. (27295 тыс. руб. - 24683 тыс. руб.) или на 10,6 % (27295 / 24682,5 × 100 - 100).

На изменение прибыли в данном случае влияют розничный товарооборот и уровень рентабельности.

Рассчитаем влияние изменения розничного товарооборота на сумму прибыли по формуле:


Таким образом, увеличение розничного товарооборота обеспечило рост прибыли на 1460 тыс. руб.

Теперь рассчитаем влияние изменения уровня рентабельности на прибыль по формуле:


Таким образом, увеличение уровня рентабельности привело к росту прибыли на 1152 тыс. руб.

Список использованных источников

1.   Акулич И. Л. Маркетинг: Учебник. - Мн.: Вышэйшая школа, 2002. - 447

2.      Лебедева С. Н., Казиначикова Н. А., Гавриков А. В. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001. - 240 с.

3.      Организация и технология торговли: Учебник/ С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. Шк., 2002 - 460 с.

4.      Платонов В. Н. Организация торговли: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 287 с.

5.      Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н. В. Максименко и др.; под общ. ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 542 с.

6.      Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков; под ред. С. Н. Лебедевой. - 4-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2005. - 240 с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!