Две столицы: Дворцовый рай
Две столицы: Дворцовый рай
Перевезенцев С. В.
Столичный
город — это всегда место проживания царской семьи и многочисленных государевых
родственников. В XIV–XVII вв. в Москве государи и их семейства жили в Кремле, но,
кроме того, имелись различные царские села и поместья под городом, в которых
цари со своими семьями проводили значительное время, особенно летом, иногда
проживая в них по несколько месяцев. До нашей поры сохранились эти царские села
— Коломенское и Измайлово, а некоторые остались только в названиях нынешних
московских районов — Преображенское, Семеновское… А вот московские бояре жили и
в Кремле, и за его стенами. Боярские дворы иногда занимали целые «кварталы», в
центре которых стояли каменные палаты — двух-трехэтажные дома, устроенные в
традиционном русском стиле, нарядно украшенные архитектурным декором.
В
XVIII в. новым явлением в облике Москвы стали дворцы, создаваемые в новом, западноевропейском
стиле. Московские дворцы XVIII–XIX вв. считаются подлинными архитектурными и
художественными жемчужинами столицы. Московская архитектура XVIII в., с одной
стороны, развивалась в русле продолжения архитектурных традиций XVII в., а, с
другой, активно и творчески впитывала западноевропейские новшества. Москва
стала настоящей школой архитектурных кадров. В XVIII в. городе действовала
«архитектурная команда» во главе с князем Д.В. Ухтомским. Именно из школы
Ухтомского вышли два выдающихся московских зодчих — В.И. Баженов и М.Ф.
Казаков.
А
вот Санкт-Петербург уже в XVIII в. прославился как город дворцов. Конечно, первенствующее
место принадлежало императорским дворцам — Летнему и Зимнему, Мраморному и Мариинскому,
а также пригородным поместьям — Петергофу, Ораниенбауму, Царскому Селу, Гатчине…
Именно императорские дворцы отличались наибольшим богатством внешнего декора и
внутреннего убранства, ибо должны были свидетельствовать о мощи и богатстве
самой России. Но и придворная знать стремилась не отстать от российских
монархов. Дворцы А.Д. Меншикова, Воронцовых, Юсуповых, Шереметевых, Строгановых,
Белосельских-Белозерских и многих других аристократов поражали современников и
потомков своими совершенными архитектурными формами. А для возведения дворцов
приглашались самые знаменитые иностранные архитекторы — Д. Трезини, В.
Растрелли, Д. Кваренги, Ж.-Б. Леблон и другие.
МОСКВА
Коломенское
— подмосковное село, в излучине Москвы-реки, на правом холмистом берегу с
глубокими оврагами и ключами, впадающими в реку. С конца XIV века Коломенское
было загородной резиденцией московских великих князей и царей.
Первое
упоминание о селе Коломенском относится к 1328 г. К тому времени Коломенское, вероятно, было уже крупным селением. В начале XVI в. великий
князь Василий III Иванович построил здесь загородный дворец, а в 1532 г. — шатровую церковь Вознесения, в честь рождения наследника, будущего царя Ивана IV Грозного.
Церковь Вознесения — самый древний из сохранившихся памятников зодчества в
Коломенском. Еще одно сохранившееся строение XVI в. — церковь Иоанна Предтечи в
Дьякове, приселье Коломенского.
В
XVI–XVII вв. наряду с княжескими хоромами и придворными церквами здесь обширное
место занимали фруктово-ягодные “государевы сады”. Леса и прочие угодья вокруг
села стали местом царских соколиных охот. На лугах в пойме реки паслись табуны.
В
Смутное время, летом 1605 г. в Коломенском был устроен военный лагерь
Лжедмитрия I. Он состоял из шатров, огражденных стеной с 4 башнями и воротами.
В октябре 1606 г. Коломенское было занято войсками Ивана Болотникова. В июле 1610 г. в Коломенском на короткое время обосновался Лжедмитрий II.
В
1660-е гг. в Коломенском возвели пятиглавую, на высоком подклете церковь во имя
иконы Казанской Божией Матери, чуть позже — Водовзводную башню и двое каменных
ворот.
Своего
расцвета Коломенское достигло в середине XVII в. — в царствование Алексея
Михайловича. Царь часто и подолгу жил здесь со всей семьей. В Коломенском он
справлял праздники, выстаивал обедни в придворных храмах. В 1667–1668 гг.
обветшавшие царские хоромы были снесены, вместо них построили большой дворец
Алексея Михайловича. Постройкой заведывали плотники Семен Петров и Иван
Михайлов, а внутренней росписью занимались лучшие русские иконописцы, в т.ч.
прославленный Симон Ушаков. Дворец состоял из 24 разнообразных теремов — в виде
шатров, бочек, крещатых боков, палаток и др., связанных между собой переходами.
Некоторые постройки возвышались на 40–50 метров.
Дворец
был украшен золоченой резьбой, слюдяными окнами, оловянными гребнями, затейливыми
решетками, раскрашенными столбиками и карнизами, которые украшали
фантастические изображения зверей, птиц и растений. Мастер Оружейной палаты
Петр Высоцкий поставил по сторонам от проемов Передних ворот с Часобитной
башней особое устройство “львова рыканья” — медных механических львов, которые
встречали гостей, в т.ч. иноземных послов, грозным рычанием. Он поместил часы
на надвратную башню каменных Красных (Передних) ворот, выходивших к Москве-реке
и церкви Вознесения. Дворец Алексея Михайловича поразил современников
необыкновенным живописным богатством. Симеон Полоцкий называл его “осьмым
дивом” света. Дворец простоял ровно 100 лет. Сохранились его гравированные
изображения, деревянная модель и план.
В
первые годы своего царствования Петр I любил бывать в Коломенском. Иногда по
случаю его прибытия проводились парадные шествия, потешные маневры. Но с начала
XVIII в. село и царская усадьба приходили в упадок. Царский дворец и другие
строения запустели и постепенно разрушались. В 1768 г. обветшалый дворец разобрали.
С
1923 г. усадьба Коломенское — филиал Государственного Исторического музея. В
1930–1959 гг. сюда были перевезены памятники русского деревянного творчества —
домик Петра I из Архангельска, воротную башню из Николо-Карельского монастыря, башню
Братского острога из Сибири, медоварню из подмосковного села Преображенское.
Особую
ценность в Коломенском представляют реликтовые растения — дубрава, в которой
возраст отдельных деревьев достигает 600–800 лет, липовая аллея начала XIX в.
Редкой живописностью отличается глубокий Государев овраг, крутые склоны
которого поросли лесом, а на дне расположены пруды. Недалеко от Коломенского
находится археологический памятник — Дьяковское городище.
Ныне
Коломенское — уникальный по красоте историко-архитектурный заповедник. Здесь
проводятся различные народные гуляния и праздники.
В
наши дни, в начале XXI века дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском был
полностью восстановлен по старым чертежам. Конечно, это так называемый
«новодел», возведенный с помощью современных технологий и из современных
материалов. Однако… красиво!
Измайлово
известно с 1389 г., а царской вотчиной стало во времена Ивана IV Васильевича
Грозного. В конце XVI в. село перешло к боярину Н.Р. Захарьину-Юрьеву и с той
поры принадлежало роду бояр Романовых. В 1654 г. владельцев Измайлова стал царь Алексей Михайлович. Во второй половине XVII века здесь началось строительство
царской резиденции, центром которой стала усадьба на острове, окруженном
искусственными прудами — Серебряным и Виноградным. А для въезда на остров
соорудили каменный мост длиной около 100 м. До сей поры сохранилась проездная трехъярусная Мостовая башня, которая была одновременно и воротами и звонницей.
Когда Алексей Михайлович бывал в Измайлово, то на втором этаже заседала
Боярская дума, почему башня и получила свое второе прозвание — Думская.
Центром
дворцовой усадьбы стал Государев двор — по периметру которого построили
одноэтажные каменные хозяйственные постройки. На восточной и западной сторонах
двора были сооружены Парадные въездные ворота. Еще одни ворота находились в
центре стены, разделявшей двор на хозяйственную и парадную части. К сожалению, эти
ворота не сохранились.
В
1671–1679 гг. костромичи-каменщики под водительством «каменных дел подмастерья»
Ивана Кузнечика был возведен собор Покрова Божией Матери — монументальный
пятиглавый храм, отличающийся нарядным внешним убранством. Разноцветные изразцы,
целиком заполняющие поля закомар и опоясывающие верх барабанов исполнил
известный мастер Степан Полубес.
Вдоль
берега р. Серебрянки был разбит регулярный сад, в котором разводили шиповник, крыжовник,
барбарис, сирень, многообразные фруктовые деревья. Рядом находился огород с
лекарственными растениями, а позади дворца устроили виноградник. В царской
усадьбе действовали мельницы, медоварни, маслобойни, разводился племенной скот,
а для содержания диких животных был создан специальный зверинец — обнесенный
оградой большой участок леса.
Новый
импульс к развитию Измайлово получило в царствование императрицы Анны Иоанновны,
которая, когда жила в Москве в начале 1730-х гг., избрала эту усадьбу в
качестве своей главной загородной резиденции. По имени села императрицей был
назван новый, третий по счету, гвардейский полк — Измайловский. Большая
любительница развлечений, Анна Иоанновна в 1731 г. повелела устроить в Измайлово новый зверинец, в который присылали редких зверей из Казанской
и Астраханской губерний, Персии. В зверинце было немало экзотических животных —
дикобраз, сайгак, тигр, львы и даже антилопа гну. С тех пор за этой местностью
два века, до 1931 года сохранялось название Измайловский зверинец.
В
XIX в. в Измайлово по проекту архитектора К.А. Тона построили Николаевскую
военную богадельню для ветеранов Отечественной войны 1812 г. В 1865 г. открылась опытная пасека Императорского русского общества акклиматизации животных и
растений, которая существует и поныне. Кроме того, сохранились парковый
павильон, устроенный в 1860-е гг. архитектором П.С. Кампиони в русском стиле, а
также выставочный павильон, сооруженный в 1880-е гг.
В
1974–1985 гг. на территории усадьбы Измайлово проведены реставрационные работы,
в ходе которых были восстановлены корпуса Государева двора.
Во
второй половине XX века, невдалеке от Государева двора в Измайлово были
сооружены туристско-гостиничный комплекс «Измайлово», дворец спорта, жилые
дома. Еще с 1930-х гг. часть лесного массива превратили в ПКиО «Измайлово», в
котором создана Аллея Победы в честь воинов, павших в боях Великой
Отечественной войны. Продолжением парка является Измайловский лес, в пределах
которого находятся несколько временных и постоянных ручьев, тринадцать прудов, самый
крупный из которых — Лебедянский. Самая большая достопримечательность
Измайловского леса — старые липовые и дубовые рощи. В восточной части леса
сохранились полуторавековые сосны и ели, а у Красного пруда находится
уникальная лиственничная роща. Многие ценные участки Измайловского парка
объявлены памятниками природы.
Петровский
подъездной дворец был выстроен М.Ф. Казаковым для императрицы в 1755–1783 гг.
Он был построен на дороге из Петербурга в Москву в тогдашних московских
предместьях и предназначался для временной остановки императрицы во время ее
приездов в первопрестольную. Именно в этом дворце предполагалось делать
последнюю остановку перед въездом в город.
М.Ф.
Казаков разработал четкую симметричную планировку дворцовых зданий, разделив
саму дворцовую усадьбу на два двора — внутренний и парадный. В центре находится
сам дворец — трехэтажное здание, увенчанное большим куполом на высоком барабане
со многими окнами. Фасад дворца украшен фигурными оконными проемами, а парадное
крыльцо подпирают фигурные колонны. Сам дворец и служебные корпуса окружены
стеной-оградой с высокими зубчатыми башенками — 10 больших и 11 малых башен.
Эта композиция делает сам дворец похожим на крепость.
Дворцовые
здания и стена-ограда выстроены из красного кирпича и богато украшены
белокаменным резным декором, а также разноцветными керамическими деталями.
Пышное декоративное убранство и яркие цвета придают Петровскому дворцу
необычный, живописный облик, в котором причудливо сочетаются формы неоготики и
московского зодчества XVII в. В 1826–1836 гг. дворец ремонтировался, тогда же
внутренняя отделка здания в целом ряде помещений заменили убранством в стиле
ампир.
В
1827 г. вокруг дворца был разбит Петровский парк по проекту архитектора А.А.
Менеласа. В парке размещались большой летний Петровский театр, деревянное
здание «воксала» для концертов и танцев, качели, беседки, тенистые аллеи. Уже
вскоре Петровский парк стал одним из любимых место народных гуляний. На рубеже
XIX–XX вв. в парке были открыты модные рестораны, среди которых особой
популярностью пользовались рестораны «Яр» и «Стрельна». В XX столетии на
территории парка был построен стадион «Динамо» — первое крупное спортивное
сооружение в Москве.
В
советское время в Петровском дворце размещалась военная академия. В 1990-е гг.
дворец был возвращен городу, в нем проведен внешний ремонт, осуществляется
ремонт и реконструкция внутренних помещений.
Название
«Царицыно» усадьба получила в 1775 г., когда по распоряжению императрицы
Екатерины II Алексеевны это место было куплено в государеву казну. До того
место называлось по-разному. К примеру, когда им владел князь Д. Кантемир, оно
звалось Черной грязью — очень распространенным именем в Подмосковье. В 1722 г. по заказу Д. Кантемира здесь возвели храм Троицы (Богоматери «Живоносный Источник»). В 1883 г. к храму пристроили трапезную и колокольню.
В
1776–1785 гг. архитектор В.И. Баженов практически полностью построил в Царицыне
архитектурно-парковый ансамбль в стиле неоготики. Но в 1786 г. по приказу императрицы Екатерины II строения были частично разрушены. Гнев государыни вызвало
обилие масонской символики, которую Баженов разместил на стенах дворцов и
зданий. До 1797 г. усадьбу достраивал М.Ф. Казаков, однако усадьба Царицыно так
и осталось незавершенной.
Усадьба
Царицыно расположено на высоком холме, круто спускающимся к прудам. Здания
усадьбы строились из красного кирпича с фигурной белокаменной отделкой, что
придавало им яркий праздничный вид. По мысли В.И. Баженова, центр всей усадьбы
составляли два дворца, соединенные галереей с ажурной аркой ворот. Рядом
располагался Большой Кавалерский корпус, позади — Хлебный дом. Конный двор и
башня с часами так и не были достроены. Местность в Царицыне пересечена многими
глубокими оврагами, через которые были устроены богато декорированные Большой и
Фигурный мосты. Вдоль пруда в парке усадьбы расположились Малый дворец, Оперный
дом, Кавалерский дворец с круглым залом, Фигурные (Виноградные) ворота. В
начале XIX в. усадебный парк дополнили новыми мостиками и павильонами, из
которых сохранились галерея «Миловида», купольный павильон «Нерасстанкино» и
беседка «Золотой сноп» («Храм Цереры»).
В
усадьбе постоянно ведутся ремонтно-восстановительные работы, с 1993 г. усадьба стала музеем-заповедником, восстановлено большинство зданий, в том числе дворец, в
котором ныне располагается музей.
Вокруг
усадьбы раскинулся лесопарк, в котором имеются старинный липовый парк. Но
особая гордость усадьбы — знаменитые царицынские пруды. Система искусственных
прудов в Царицыне была сооружена в XVIII в., в ходе строительства самой
усадьбы: Верхнецарицынский, Нижнецарицынский, Шипиловский и Борисовский.
В
сегодняшней Москве сохранилось не так много старинных боярских палат, тем
большее значение они представляют в столичном культурном наследии. Палаты бояр
Романовых в Зарядье — одни из самых известных в Москве. Первые палаты на этом
месте были построены в конце XV в., а с середины XVI столетия вошли в состав
усадьбы Никиты Романовича Захарьина-Юрьева — деда Михаила Федоровича Романова, ставшего
первым русским царем из романовской фамилии. В начале 1630-х гг. палаты
передали в собственность Знаменского монастыря. В 1674 г., после недавнего пожара, строение было восстановлено и поновлено, использовалось в качестве
келейного корпуса для монастырской братии. В 1856–1859 гг. по распоряжению
императора Александра II здание было реставрировано и реконструировано
(надстроен 3-й этаж — деревянный терем). В 1859 г. здесь открылся музей «Дом бояр Романовых». И ныне в здании размещается музей «Палаты в
Зарядье», как филиал Государственного Исторического музея. В палатах воссозданы
кабинет боярина, трапезная палата, женская светлица, сени, помещения подклети, демонстрируется
богатый интерьер и оружие XVII в.
Знаменитые
палаты бояр Волковых — князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке в
настоящее время представляют собой живописную группу красно-белых зданий, увенчанных
островерхой кровлей с коньками, флюгерами и резными подзорами. В основе палат —
два здания, объединенные в конце XVIII века в одно сооружение. В интерьерах
сохранились изразцовые печи начала XVIII века. Кроме все прочего, палаты
известны тем, что во флигеле усадьбы в 1801–1803 гг. вместе с родителями жил
А.С. Пушкин.
В
глубине между Большим и Средним Овчинниковскими переулками расположено
двухэтажное каменное кубическое здание — палаты конца XVII — начала XVIII вв.
Снаружи здание оформлено плоскими широкими лопатками, четкими горизонтальными
линиями профилированных карнизов. Простые прямоугольные окна без наличников
помещены в заглубленные ниши. Подобный «деловой» внешний вид здания, почти
лишенного декора, возможно, обусловлен тем, что оно использовалось как
помещение для овчинного производства.
Начало
дворцовому строительству в Москве положил Лефортовский (Меншиковский) дворец на
Яузе (ныне — 2-я Басманная улица). По заказу Петра I дворец начинался строиться
в 1697 — 1698 гг. для адмирала Ф.Я. Лефорта (архитектор Д.В. Аксамитов). В
начале XVIII в. дворец перешел к А.Д. Меншикову и в 1707 — 1708 гг. был
достроен. Парадный двор был окружен замкнутым прямоугольником корпусов с
торжественным, тяжелым по пропорциям въездом. Со стороны двора эти корпуса
имели аркады первого этажа, заложенные в XIX веке. Оба этажа охватывает
коринфский пилястр, основанный на классических ордерских принципах. В 1796–1798
годах по проекту М.Ф. Казакова во дворе выстроили служебные корпуса.
В
1784–1788 гг. напротив Кремля на Ваганьковском холме была построена городская
усадьба П.Е. Пашкова, которая известна под названием «Пашков дом».
Предположительно архитектором дворца-усадьбы был В.И. Баженов. К Кремлю, на
Моховую улицу выходил садовый фасад здания, а на склоне холма разбили террасный
сад (уничтожен в 1930-х гг.). Со Староваганьковского переулка въезд на
территорию усадьбы обрамляет величественная арка. С момента создания Пашков дом
стал играть важнейшую роль в формировании силуэта центральной части Москвы.
В
1786–1790 гг. на Страстном бульваре возле Петровских ворот был построен
грандиозный главный дом усадьбы Гагариных. Авторство дома приписывают
архитектору М.Ф. Казакову. Трехэтажная средняя часть дома украшена 12-колонным
портиком, поставленным на выступ первого этажа. После пожара 1812 г. здание было перестроено в 1825–1828 гг. перестроено архитектором О.И. Бове, после чего
приобрело выраженные черты стиля ампир.
Монументальный
трехэтажный дворец московского главнокомандующего З.Г. Чернышова на Тверской
улице строилось М.Ф. Казаковым в 1778–1782 гг. в стиле зрелого классицизма.
После смерти Чернышева казна приобрела его дом и сделала официальной
резиденцией московских главнокомандующих (генерал-губернаторов). В 1937–1938
гг. здание было отодвинуто в глубь участка, а в 1946 г. надстроено по проекту Д.Н. Чечулина.
Дворец
графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина на Разгуляе в конце XVIII–XIX веках был
истинным центром культурной жизни бывшей Басманной слободы. Дворец был выстроен
в 1790-х годах неизвестным московским зодчим в стиле зрелого классицизма.
Усадьба на стыке Новой и Старой Басманной улиц включала главный дом, здания
служб, флигеля, обширный сад и пруд. Фасад трехэтажного массивного здания
декорирован торжественным восьмиколонным портиком, а в угол дома, обращенный к
Елоховской площади, вписана полуротонда с ионической колоннадой. В пожаре 1812 г. не только сильно пострадало само здание, но и погибла уникальная коллекция древних рукописей
и книг А.И. Мусина-Пушкина, среди которых была и рукопись «Слова о полку
Игореве». С 1835 г. в здании усадьбы разместилась Вторая Московская гимназия. В
1930 г. здание было надстроено, и в нем расположился Дом Красной Армии. Сейчас
здесь находится Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева.
Одной
из достопримечательностей Москвы стал дворец князя А.Б. Куракина на Старой
Басманной улице. Дворец был построен по проекту архитектора Р.Р. Казакова в
1799–1801 г. на месте бывшего дома П.И. Демидова. Здание, имевшее черты
позднего классицизма, вместе с примыкающими крыльями образовывали парадный двор,
в который вела сквозная арка украшенная портиком. Интерьеры дворца отличала
пышная отделка — позолоченные карнизы, стены и колонны из искусственного
мрамора, штофные обои и живописные плафоны. Но князь А.Б. Куракин в новом
дворце почти и не жил, сдавая его внаем. В 1836 г. здание дворца приобрела казна, и здесь разместился Константиновский межевой институт, а с 1873 г. — Московский архив Министерства юстиции. В 1883 г. сюда переехало Александровское
коммерческое училище. Ныне в здание бывшего дворца находится Московский
государственный университет инженерной экологии.
Составной
частью московской культуры XVIII столетия была дворянская усадебная культура.
Загородные дворцы в ближайших окрестностях Москвы устраивались с большой
роскошью. Самыми известными усадебными комплексами XVIII в. были Кусково и
Останкино, принадлежавшие роду графов Шереметевых. В строительстве дворцов в
Кусково и Останкино принимали участие зодчие Аргуновы, А.Ф. Миронов, Г.Е.
Дикушин, Ю.И. Кологривов, Д. Антонов, К.И. Бланк с использованием проектов Ф.
Кампорези, Е.С. Назарова и других.
Кусково
— обширный и удивительный по красоте дворцово-парковый ансамбль. В начале
столетия эти земли принадлежали знаменитому фельдмаршалу П.Б. Шереметеву, сподвижнику
Петра I. При нем здесь были поставлены различные деревянные постройки. Первое
каменное сооружение — Спасская церковь (1737–1739) — была построена в стиле
барокко и украшена статуями на крыше и в нишах восьмигранного барабана. Позднее
к церкви пристроили колокольню со шпилем в формах классицизма.
Основной
комплекс строений выполнен в 50–80-е гг. XVIII в. Главный дом, сооруженный на
берегу Большого пруда — одноэтажный деревянный дворец с антресолями, портиками,
анфиладной планировкой и парадным залом. Интерьеры дворца замечательны по
своему богатству и изяществу, в их убранстве сочетаются изобретательные эффекты
барокко и утонченные приемы классицизма.
В
разных местах парка были созданы многообразные уголки, имеющие «национальную»
специфику. Двухэтажный Голландский домик стал центром «голландского участка. В
другом конце парковой аллеи — «итальянский» уголок, с фонтаном и статуями в
небольшом саду перед двухэтажным Итальянским домиком. Летний Грот, расположившийся
у крестовидного пруда, — уникальное сооружение с неповторимой отделкой из
морских ракушек и натурального камня. Протяженной здание Оранжереи замыкало
главную ось ансамбля. Садовый партер украшен мраморными статуями. Перспективу
восьми парковых аллей завершает центрический Эрмитаж. В память о двух
посещениях усадьбы императрицей Екатериной II перед дворцом установлены мраморный
обелиск и колонна со статуей Минервы.
Село
Останкино перешло во владения Шереметевых в 1743 г. Еще в конце XVII в. здесь была сооружена церковь Троицы. В девяностых годах XVIII в. в
Останкино сложился дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма. В 1791–1798
гг. было выстроено главное двухэтажное здание. Сначала возвели театральный зал.
Он сразу же занял центральное место всего дворца, выполнял одновременно роль
банкетного и бального зала. Зал отличается благородной простотой пропорций, в
прямоугольной своей части окружен по сторонам колоннадами, в полукруглой имеет
бельэтаж с колоннами. Величественность и нарядность отделки дополняет
великолепное впечатление, которое возникает при обозрении зала.
К
залу позже пристроили павильоны с проходными галереями и ряд залов, использовавшихся
для размещения картин. Монументальный фасад украшен по центру шестиколонным
коринфским портиком, а по сторонам — четырехколонными ионическими. Дворец
увенчан плоским куполом на широком, прорезанном круглыми окнами барабане, со
стороны парка его фасад оформляют десятиколонная лоджия и тройные венецианские
окна. В итоге деревянное, оштукатуренное здание дворца приобрело торжественный
и величественный облик.
К
главному корпусу дворца примыкают «Египетский» и «Итальянский» павильоны, которые
отличаются изящностью скульптурного и архитектурного декора, связаны с
пространством прилегающей части парка. Лепные рельефы фасадов выполнены Ф.Г.
Гордеевым и Г.Т. Замараевым.
Потолки
Останкинского дворца украшены декоративными расписными плафонами и белой
лепниной. Стены обиты тканями, широко использована золоченая деревянная резьба.
Полы составлены из наборного паркета из дорогих пород дерева. В дворце
представлены мебель, хрустальные люстры и жирандоли, а также часы и вазы из
бронзы, стекла и мрамора, исполненные искусными мастерами в конце XVIII в. В
Картинной галерее дворца собраны произведения западноевропейской живописи
XVII–XVIII вв., произведения крепостных художников из рода Аргуновых. Во дворце
находятся многочисленные копии с античных статуй, а также скульптурные работы
А. Кановы, Ф.Г. Гордеева, Э. Фальконе.
К
дворцу примыкает обширный парк, основу которого составляет 200-летняя дубрава, а
также липы, вязы, клены, среди которых нередки 100-летние экземпляры.
С
середины XIX века архитектурный и социальный облик Москвы претерпел
значительные изменения. Многие барские усадьбы стали переходить в руки
разбогатевших купцов, коммерсантов, фабрикантов и заводчиков. В самых
престижных районах появляются принадлежащие им особняки причудливых форм. Так, в
1894–1899 гг. был построен особняк Арсения Морозова на ул. Воздвиженке, выполненный
архитектором В.М. Мазыриным в «мавританском стиле» с роскошными интерьерами.
Особняк стал памятью о понравившемся А. Морозову средневековом замке в Синтре, который
он видел в Португалии. Столь же удивительными стали особняки Кнопова в
Колпачном переулке в готическом стиле, И.Е. Цветкова в Соймоновском переулке и
П.И. Щукина на Пресне, выполненные под русскую старину.
В
начале XX в. в московской архитектуре возобладала эклектика, когда
использовались декоративные элементы самых различных стилей. Но преобладающим
становится стиль «модерн», пришедший на смену «русскому стилю». По мнению
специалистов, именно в Москве стиль модерн прошел полный цикл своего развития.
В рамках модерна развивался «неорусский стиль». Наиболее отчетливо новая
стилистика проявилась в произведениях архитектора Ф.О. Шехтеля: особняки
Рябушинского на Малой Никитской и Шехтеля в Ермолаевском пер., дом Миндовского
на Поварской ул.
Выстроенный
в 1900–1902 гг. особняк С.П. Рябушинского, стал одним из лучших памятников
московского модерна. Архитектор использовал разновысокие объемы, которые сумел
сплавить в своеобразную ассиметричную группу с мощной пластикой балконов и
крыльца. На фасаде эффектно выделяются переплеты криволинейных окон. Стены
особняка снаружи отделаны глазурованной облицовкой, выполненной в пастельных
тонах. Изысканную цветовую гамму дополняет мозаичный фриз с изображением
бледно-лиловых ирисов. Кованная ограда вокруг дома исполнена в характерных для
модерна округло-ломанных формах. В особняке сохранился уникальное внутреннее
убранство: лепнина потолков, плавно соединенных со стенами, обшитыми
деревянными панелями, резные двери и наличники, кованные светильники. Ныне в
здании располагается музей-квартира А.М. Горького, который жил здесь с 1931 г. до самой смерти.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru