Социокультурная динамика
1. Социокультурная
динамика: соотношение внутреннего и внешнего в культуре
Важнейшее из человеческих
усилий — стремление к нравственности. От чего зависят наша внутренняя
устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках
придаёт красоту и достоинство нашей жизни. Сделать её живой силой и помочь ясно
осознать её значение—главная задача образования.
А. Эйнштейн
Само становление
личности есть не что иное, как результат культурной эволюции индивида. Только
усваивая и соединяя в себе определённую долю общественной культуры, человек
становится личностью и персонифицирует обретённый культурный потенциал как свой
собственный мир, как богатство своего «Я».
Разговор о культуре
следует начать с этимологии этого слова. В прямом переводе с латинского
«cultura» обозначает возделывание, обрабатывание. А так как возделывать и
обрабатывать можно все что угодно, понятие «культура» употребляют по самым
различным поводам. Достаточно сказать, что современный французский культуролог
А. Моль в своей книге «Социодинамика культуры» насчитал 250 определений
культуры, употребляемых в самых разных контекстах (значениях). Отталкиваясь от
этимологии слова «культура» как возделывание, можно сделать первый вывод, что
возделывать, т.е. создавать нечто новое, может, прежде всего, человек, а потому
культура связана с его существованием в мире.
Культура - это, прежде
всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ
действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро -
ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в
единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция
человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых
разнообразных формах. В рамках нашей темы мы рассмотрим
соотношение внешнего и внутреннего (материального и духовного), в культуре.
Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах
материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное
производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании
этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и
духовную, внутреннюю и внешнюю.
Материальная
культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности,
включающая:
-
физические объекты, созданные человеком; и - природные объекты, используемые
человеком (Свешников Б.
Духовная культура России).
Внешняя
культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс
их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так
называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее
их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые
условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище,
средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек
(общество) производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие
сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры,
телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной
культуры.
Но эта сфера культуры
не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и
развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы
жить, а жизнь человека – это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амёбы.
Жизнь человека – это его духовное существование. Так как родовым признаком
человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых
существ, является разум (сознание) или иначе, как говорят, внутренний мир, то
отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.
Духовная
культура — это как бы гимн, всенародно пропетый в истории Творцу всего и всех.
Ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век в работах и
страданиях, в падениях и подъемах. Эта «музыка» своеобразна у каждого народа.
Узнав в ней созвучность своему духу, человек узнаёт свою Родину и врастает в
неё так, как врастает единичный голос в пение хора.
Внутренняя
культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения
и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять внутренние потребности
человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира (мира его
сознания). Внутренняя культура — это нравственные идеалы и
установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика
личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с
другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности
играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в
которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть
многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией,
установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя
культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в
умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих и так далее. И
если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки,
механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные
ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским
суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с
половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность, как и в момент, их
высказывания – достаточно взять в библиотеке их произведения или получить
информацию через Интернет.
Внутренняя
и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг
друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна.
Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой
скрытностью, обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на
вашу просьбу, если нужно оказать помощь и т. д. В то же время существуют и
такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную
сущность. В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей
внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием
для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения
являются лицемерие, ханжество, сознательный обман. Вопросы единства внутренней
и внешней культуры нравственного общения, определение их объективных критериев
весьма актуальны в современном обществе, когда резко обозначилась нивелировка в
иерархии моральных ценностей, происходит разрушение нравственных устоев
личности и общества, а место устранившегося из воспитательной сферы государства
занимают СМИ и различного рода самозваные учреждения, выступающие зачастую с
сомнительной моральной продукцией. Культура нравственного общения, взятая в
единстве ее внутренних и внешних характеристик, является важнейшим способом
социального бытия, показателем духовного здоровья и благополучия личности и
общества.
Заключение
Таким образом, человек
как разумное свободное существо должен сам ограничивать свою свободу действий
разумными, рациональными нормами поведения. Он сам для себя создаёт эти нормы и
сам — своей свободной волей — заставляет себя соблюдать их. Человек – не
абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека,
государство, общество.
К. Маркс