Культура Нового времени
Термин «Новое время»
чаще всего употребляют для обозначения периода развития Европы в ХVII–XVIII
веках. Однако, во-первых, исследуя истоки этого периода, многие авторы находят
их в эпохе (или периоде) Возрождения. И это представляется верным. Во-вторых,
реже к «нововременному» периоду относят и XIX век. Век ХХ обычно рассматривают
отдельно, определяя весь его, а иногда и вторую половину (или хотя бы конец)
XIX века как «современность». При этом начальные моменты особенностей культуры
Нового времени, конечно, связываются с Ренессансом и Реформацией. А вот, что
касается конца – с ним сложнее. Своеобразие европейской культуры (а через это
во многом и мировой), которое было связано с возрожденческими и реформационными
изменениями, не исчезло вовсе и сейчас. Собственно Новое время, расцвет
своеобразия так называемой нововременной культуры, это, конечно, века XVII,
XVIII и, наверное, первая половина XIX.
Несмотря на то, что
Новое время наполнено кровавыми войнами, революциями и разгулом низменных
человеческих страстей, – именно эта эпоха укореняет веру в разумные начала
окружающего мира и человеческой природы. Не религиозная традиция, а разум
начинает рассматриваться «последним источником авторитета» (Гадамер).
Человеческое начинает пониматься, прежде всего, как разумное. Крепнет
уверенность в том, что человек превращается в хозяина мира и собственных
страстей. Возникают всё более совершенные способы социального контроля и управления
поведением людей, которые способствуют росту самодисциплины и сдержанности. Но
чем разумней, упорядоченной и организованней становилось социальное
пространство, благодаря парламентам, судам, тюрьмам, школам и фабрикам, тем
разрушительней последствия такого рода разумности. Политические конфликты уже в
начале XIX века по своим масштабам, не идут ни в какое сравнение с
предшествующими социальными потрясениями. Каждый шаг по пути становления
цивилизации разума сопровождается вспышками массового, рационально
немотивированного поведения – гражданскими и религиозными войнами, аномалиями в
морали. Динамика социокультурного процесса этой эпохи значительно сложнее.
Механическое приспособление для смертной казни, усовершенствованное
образованным медиком и членом Учредительного собрания Гильотеном, также
является характерным символом Нового времени, как и декларации прав человека.
Испытывая окружающую природу, – человек неизбежно пришел к необходимости
углубления представлений о собственной природе, превратился в индивидуальность.
Новое время – это начало мучительных поисков путей согласования логики закона и
нравственных идеалов, разумного и прекрасного. Это расцвет великого
гуманистического искусства и этики. Поэтому представляется уместным
рассматривать Новое время и как существенный шаг в становлении ценностей
духовной культуры.
В этот период
становящаяся европейская цивилизация рождается в качестве рыночной с
преобладанием товарного производства. Постепенно преодолевается натуральный
характер хозяйств и утверждается доминирование денежной формы доходов.
Наряду с этим,
изменяется характер светской, в частности королевской власти. На смену
феодально-договорному принципу («первый среди равных») приходит власть
самодержавного типа, расширившая свой суверенитет и увеличившая доходы. Кроме
указанных выше начинающихся изменений в характере хозяйствования, началась
экспансия торговая, связанная с великими географическими открытиями. Они и
астрономические открытия (Галилея, Дж. Бруно, Коперника) привели к новому
взгляду на Вселенную. Мир, окружающий человека внезапно расширился. Появились
новые ошеломляющие знания о нем, стал быстро нарастать интерес к его познанию,
У гуманистов эпохи Возрождения укреплялось другое представление о человеке. Они
сделали акцент на том, что человек, созданный Богом, – его лучшее творение.
Человек поэтому божествен и является свободным существом, в отличие от растений
и животных.
В искусстве, науке,
политической жизни эпохи Возрождения засверкало множество имен людей, которые
до сих пор признаются великими или даже величайшими в истории человечества.
Согласно концепции Л. Н. Гумилева, очевиден колоссальный «пассионарный взрыв» в
ренессансной Европе. Художники, такие как Джотто, Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Дюрер и десятки, если не более, других.
Литераторы и мыслители, начиная с Данте и Петрарки, Боккаччо, Эразма
Роттердамского, Рабле и т. д., и кончая Монтенем и Шекспиром. Томазо
Кампанелла, Томас Мор, Джордано Бруно, Макиавелли. И множество других из разных
областей знания, искусств, практической деятельности. Огромно количество
великих произведений искусства и мастерства, открытий, свершений.
Ренессансная жизнь
оказалась направленной к использованию всего и максимально. Ренессанс
откровенно проявил желание грешить и получать наслаждение, хотя бы и через
насилие. В церкви пьянствовали и пировали почти открыто. Вера явно
расшатывалась. И вполне понятны действия церкви, которая именно в это время
развернула активность «святой инквизиции». По мере ослабления влияния
традиционной религии оформляется новый способ моральной регуляции, -
фиксируемый во многих языках понятием «совесть» и его аналогами.
В ходе контрреформации,
реакции католической церкви на Реформацию и обмирщение религиозной культуры, –
она переходит от Инквизиции и религиозных войн к более гибким формам влияния на
общество. Создается орден иезуитов, взявшийся за формирование новой
католической элиты. Иезуиты основывают многочисленные учебные заведения по всей
Европе, в которых, наряду с традиционным христианским обучением, преподаются
гуманитарные и естественные науки, прививаются навыки цивилизованной светской
жизни. Своеобразной формой распространения религиозности нового типа стали
масонские общества (от фр. francs-macons – букв. вольные каменщики),
возникшие в начале ХVIII века в Англии и распространившиеся по всей Европе. Эти
общества, объединявшие образованных представителей дворянства и буржуазии,
исповедовали веру в единого бога, воспитание гуманности, дружеской терпимости.
На цивилизационном
уровне наступление новой культурной эпохи обычно связывают с открытиями в
разных областях знания и усовершенствованиями орудий познания, как практических
(инструментов), так и теоретических (философской методологии наук). Вступление
точных наук в новую эпоху венчает деятельность англичанина Исаака Ньютона,
создателя классической физики Нового времени, законы которой считались
непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия. Это на самом деле
поразительно: в течение жизни одного-двух поколений делается множество
фундаментальных открытий, повлекших не менее масштабные подвижки в образе жизни
и представлениях.
Для Нового времени, особенно XVIII –
первой половины XIX века характерен дух утопизма. Поэтому этот период иногда
называют «золотым веком утопий»: утопий коммунистических, призывающих к
общности имущества и совместному труду, и противостоящих им, элитаристских,
возвращающих к традиционной системе ценностей.
Одним из ведущих
искусств Нового времени, стало сценическое искусство, которое вместе с
литературой и музыкой прекратило характерное для Возрождения доминирование
живописи. Качественно меняется характер музыкального искусства. В музыке, был
открыт новый мир сложных звуковых образов, было положено начало классической
оркестровой музыке. В литературе на первый план начинал выдвигаться роман в
различных его модификациях – от плутовского до романа жизнеописания (Ж.-Ж.
Руссо), философского (Ф. М. Вольтер), «воспитывающего» (Д. Дидро, Г. Филдинг).
В живописи появились новые жанры –
пейзаж и натюрморт, жанровая живопись, индивидуальный и групповой портрет –
свидетельство растущей индивидуализации художественных вкусов и интереса к
внутреннему миру человека. Пейзажная живопись демонстрировала изменения в
представлениях о природе и ее ценностном восприятии.
Железность XIX века –
не пустая метафора. В ней выражена существенная особенность этой поры расцвета
европейской буржуазной цивилизации. Расцвета, в котором, по мере приближения к
концу столетия, все явственнее проступали черты заката Европы (О. Шпенглер),
заката всей нововременной европейской культуры, постепенно развивавшейся,
начиная с эпохи Возрождения.
Перед XIX веком
произошел мощный промышленный переворот на основе железной паровой машины.
Именно она в XIX веке стала и была главным универсальным двигателем в
производстве, на транспорте. Именно она стала первой машиной, Железный
транспорт с паровыми двигателями – паровозы, пароходы – обеспечивал
динамичность прогресса, надежность, прочность связей между его центрами и
расширяющейся периферией.
Железность пронизала и
общественную жизнь. Сформировались большие национальные и сверхнациональные
государства с жесткими системами управления (с чиновничеством, законами,
полицией), сильной центральной властью, большими армиями, требовавшими железной
воинской дисциплины, с оружием, изрыгающим смертоносный металл на все большие
расстояния, со все большей точностью и скорострельностью. В XIX веке проявилась
озабоченность охраной собственности, достижением равенства граждан перед
законом, независимо от принадлежности к тому или иному сословию. Ведь это XIX
век породил развитые идеи либерализма и социализма. Вера XIX века – спокойная,
разумная, «полезная» и формальная – как бы перестает быть воистину религиозной
верой. В XIX веке начинается вообще процесс крушения ценностей, долго
считавшихся абсолютными, что ярко выразил Ф. Ницше.
Цивилизационные сдвиги,
происшедшие в ХХ-ом веке, несравнимы с тем, что бывало в других прежних эпохах,
ни по масштабам, ни по темпам, ни по результатам, ни по значению. В ХХ веке
совершались не просто отдельные научные открытия, как бы существенны они ни
были, а взрывы достижений науки, начавшей почти непосредственно воздействовать
на всю жизнь людей, на их мировоззрение, на развитие техники и технологий, на
бытовую сферу жизни, на языки, на характер общения между людьми. Люди начали
освоение океанских глубин, воздушной и космической среды, проникли в микромир.
Медицинская техника усовершенствовалась вплоть до создания искусственных
органов. Произошли ранее совершенно невероятные вещи с информацией: ее
накоплением и передачей, оперированием огромными массивами, информационным
воздействием. Именно в ХХ веке возникли так называемые экологические проблемы,
имеющие значение не только для отдельных регионов, но для планеты в целом, для
настоящего и будущего всего человечества.
Культурные процессы, которые
прослеживаются в Европе с середины XIX столетия, нельзя считать завершившимися
и в XX веке. Неоднократно провозглашавшийся конец Нового времени и вступление в
принципиально иное качество пока еще не столь очевидны. По-видимому, только
наши потомки смогут расставить более определенные вехи в культурной динамике
Западной цивилизации.