Даниил Кашин: взгляд из XXI века
Даниил Кашин: взгляд из XXI века
Ирина ИЛЛАРИОНОВА
Мы
продолжаем рассказ о жизненном и творческом пути Д. Кашина, нашего выдающегося
земляка из Гребнева первого отечественного пианиста, талантливого композитора и
собирателя русских песен (первая публикация была в выпуске от 22 июля)
Шло время.
За сравнительно короткий срок гребневский музыкант добивается больших успехов
на музыкальном поприще. С нарастающим успехом проходят его публичные
выступления.
Ярчайшей
страницей в истории нашего государства и русской культуры стали торжества по
случаю коронации императора Павла I в 1797 году. Крепостной музыкант Кашин
«имел щастие поднести большой вокальный и инструментальный концерт»,
«посвященный его императорскому величеству, с оркестром, составленным из лучших
российских музыкантов, числом более двухсот человек». Программа концерта, как
сказано в объявлении, включала два его произведения: хор и фортепианный концерт
в авторском исполнении. В газетах в те дни рассказывали о «триумфе», «о
беспрерывных овациях», сопутствовавших его выходам на сцену. Император высоко
ценил искусство, любил музыку, в детстве учился играть на клавикордах.
Пользуясь большой популярностью в народе, Павел открыто пренебрегал сословными
различиями. Никогда еще русским крепостным оркестрам и хорам не представлялось
возможным показывать свое искусство в таких широких масштабах! Концерт в Москве
прошел с грандиозным успехом, а в следующем, 1799, году дважды был повторен при
горячей поддержке московской публики. Литератор М.Н. Макаров, побывавший на
втором из этих концертов, отметил: «Оркестр был огромен и украшал себя
беспрестанными хорами певчих и необыкновенною мелодиею славной роговой музыки.
Все русское, и все шло чрезвычайно хорошо!»
На
протяжении всей своей жизни талантливый музыкант ощущал высочайшее
покровительство и действенную помощь императорского дома. После смерти супруга,
вдовствующая императрица берет под свою опеку все начинания молодого музыканта.
Марии Федоровне Кашин посвящает песню «Ах, не будите меня, молоду» - жемчужину
вокальной лирики композитора.
Без Даниила
Кашина не обходилось ни одно более или менее значительное событие в музыкальной
Москве. Зная о необычайной преданности Кашина искусству, помещик Бибиков
решается дать ему вольную. «Кроме всех неотъемлемых художественных дарований и
таланта, присущих молодому музыканту, у него есть редкие, - считал Г.И.
Бибиков, - в наши времена качества - воля и твердость принципов».
Благодаря
заступничеству друзей композитора - С. Глинки, С. Сандунова и Ф. Карина,
которые «напали на сердце его господина, направив ему трогательное и умоляющее
послание», в 1799 году наступает долгожданное освобождение. «Кашин поспешил к
своему господину. Часа через два он прибежал к нам, запыхавшись и в восторге
душевном, и, бросаясь обнимать нас, повторял: «Я свободен, я свободен! И
шампанское закипело в бокалах. И с каким выражением играл Кашин на фортепьянах
русские песни! То был первый день его свободы».
С 1806 года
Кашин начинает интенсивно собирать и обрабатывать народные песни. Часть из них
ему удается издать в сборниках под названием «Журнал отечественной музыки».
Продолжая традиции Ломоносова, Тредиаковского, Львова, Кашин находился в русле
борьбы за отечественную культуру против бездумного подражания западным
образцам. Судя по сохранившимся свидетельствам - воспоминаниям, старым газетным
вырезкам, концертная жизнь России сосредотачивалась преимущественно в руках
иностранных солистов, приезжавших на гастроли в крупные города. Часто можно
было услышать примелькавшиеся публике бессодержательные пьесы, отсутствие у
заезжих артистов индивидуальности, унылый педантизм или легковесность
исполнения.
Совершенство,
безукоризненная законченность того, что делалось Д. Кашиным за клавиатурой
рояля, выделяли его среди известных пианистов того времени - Д. Фильда, Л.
Гурилева, Дица. Разве что единицы могли сравниться с ним в ажурной чеканке
пассажной орнаментики, легкости и элегантности исполнения, красивой
закругленности фразировки. Его называли «поэтом фортепиано».
В период
1806-1812 годов имя Кашина становится особенно популярным в связи с сочинением
двух историко-патриотических опер «Наталья, боярская дочь», «Ольга Прекрасная»
и пролога «Боян, древний песнопевец славян» на тексты С.Н. Глинки. Музыка опер
носит мужественный характер, в вокальных партиях появляются величавые,
проникнутые достоинством интонации. «Какие трогательные арии, какие прекрасные
дуэты, какие торжественные хоры - и все не переняты, всё ознаменовано чем-то
отечественным, чем-то русским: -писал один из критиков. - Кашин -сочинитель
музыки! Талант его давно известен любителям отечественных талантов».
Кашин - едва
ли не самая яркая фигура в русской музыкально-общественной жизни эпохи
Отечественной войны 1812 года. Его патриотические песни звучали в русской армии
в годы наполеоновского нашествия; его национально-исторические оперы вызывали
восторг публики накануне военных событий, а организованные им в Москве при
участии крепостных музыкантов симфонические и хоровые концерты явились фактом
большой исторической важности как свидетельство пробуждения национального
самосознания русского народа.
Не только в
России были чрезвычайно популярны его песни, но и за ее пределами. Итальянский
композитор Джоаккино Россини использовал мотив гимна «Ликуй, Москва» на слова
П.А. Корсакова в своей последней опере «Путешествие в Реймс» (1825). Один из
персонажей оперы, русский генерал Либенсков, поет в ней патриотический гимн.
«Что за русский гимн?» Граф поясняет, что эту песню он услышал, когда Александр
I вернулся из Парижа в Санкт-Петербург в 1814 году.
В
послевоенный период император Александр I совместно с министром духовных дел и
просвещения А.Н. Голициным проводят ряд реформ в области музыкального
просвещения. Преподаванием Кашин начал заниматься давно. Еще в 1791 году Даниил
Никитич берется за дело организации музыкального образования. Совместно с
иностранными музыкантами Герингом и братьями Барталоти он организовывает
музыкальную школу для крепостных мальчиков. Школа работала в московском доме
Бибикова на Пречистенке. По уровню и качеству обучения кашинская школа занимала
высокое положение среди учреждений Москвы конца XVIII века. С 1800 года
параллельно со школой Кашин приступает к работе в Императорском Московском
университете. 35 лет неустанного творческого труда было отдано этому учебному
заведению! Кашин сочинял хоровую и инструментальную музыку почти для каждого
университетского торжественного собрания или акта, деятельно хлопотал насчет
устройства концертов, дирижировал ученическим оркестром и хором, преподавал.
С середины
20-х годов Кашин на несколько лет отходит от публичных выступлений, от всего,
что могло бы помешать ему сосредоточиться на подготовке издания трех сборников
русских народных песен для одного голоса с фортепиано (1833-1834 гг.). «Вам,
почтеннейшие соотечественники, - писал Кашин при выходе в свет первой тетради
песен, - посвящаю песнопение нашей родины. Кому из русских не по сердцу оно?
Долговременно почерпал я из обильного источника наши лучшие народные песни,
богатые собственною неподражаемою музыкою; внимательно вслушивался в их
гармонию и передал бумаге во всей простоте напева народного, без украшений, без
вымыслов, всегда разрушающих истинное достоинство такового рода музыки».
Д.Н. Кашин
скончался 8 декабря 1841 г. и был похоронен на кладбище Донского монастыря.
Список литературы
Время № 67
(13958) 16 сентября 2009